Об одной из загадок мощей преподобного Александра Свирского
Общеизвестно, что нетленные мощи преп. Александра Свирского являются уникальностью, не имеющей аналогов в мире.
Когда мне впервые попалось их описание, то я не сразу взял в толк, о чём, собственно, речь, - "нижняя нога, верхняя нога". Пока не увидел вот эту фотографию.
Насельница Покрово-Тервенического монастыря, кандидат биологических наук инокиня Леонида (Сафонова), в 1997-ом году ставшая организатором поисков мощей прп. Александра Свирского и в итоге обнаружившая их в анатомическом музее Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, так описывает первое своё впечатление:
"Я увидела золотистое, как бы янтарного цвета тело с необычным для усопших положением ног: левая нога согнута в колене, а стопа правой ноги опирается на свод левой. Это смутило: у всех святых ноги лежат параллельно друг другу, а тут... Тогда я еще не знала, что это положение ног тоже удивило монахов еще при первом обретении мощей в 1641 году..."
Действительно, ступни нетленных мощей святого сохранили на сегодняшний день то положение, в котором и были сложены Валаамской братией почти 500 лет назад. Но откуда же такое странное, на первый взгляд, положение ног усопшего?
Инокиня Леонида в ответе на этот вопрос склоняется к версии случайности:
"Как потом объяснила антрополог, он [старец] умер во сне, лежа на животе, подложив левую руку под грудь, правую вытянув вдоль туловища, одну ногу закинув за пятку другой - это очень удобная поза для сна".
Однако гораздо ближе к истине кажется взгляд православного писателя и журналиста Людмилы Ильюниной:
"В Финляндии, в г. Саванди, в часовне святого Олафа хранится скульптура, датированная 15-м веком (это то время, когда родился преподобный Александр Свирский), которая изображает Богородицу с Богомладенцем*. Правая стопа Богомладенца опирается на свод левой стопы. Как не поразиться и не задуматься над тем фактом, что правая пята преподобного Александра Свирского тоже прикрыта, она опирается на свод левой стопы. Случайность? Каждый христианин знает, что случайностей у Господа не бывает...
Финский народ родствен вепсам - к этой этнической группе относится святой Александр Свирский. Финны считают его своим святым и часто приезжают к его святым мощам..."
*М. Мартис. "Чудотворная икона в Византии и Древней Руси". 1996. С. 322 - 329.
Людмила Ильюнина пытается идти в своих размышлениях ещё глубже:
"Думая о преподобном Александре Свирском, его молитвенных подвигах, об удивительной сохранности его святых мощей, о необычном положении его ног, удивляясь яркому пятну запекшейся крови прямоугольной формы на своде правой ступни*, невольно задаешься вопросом: есть ли аналогии подобного состояния в мощах других святых? И что это за пятно цвета свежей крови на своде стопы преподобного?
...Сведения о сохранности пятен свежей крови на теле имеются в книге о Туринской плащанице.
..."На плащанице имеется два изображения. Одно из них - отпечаток правой ступни почти в полный след с оттиском пятки и пальцев ног, в центре которого находится квадратная рана от гвоздя со следами крови*. Отпечаток же левой ноги слабо различим, а ее пятка приподнята выше правой. Предполагают, что правая ступня непосредственно опиралась на столб креста, левая нога было согнута в колене, а ее ступня повернута так, чтобы опираться на верхнюю часть правой стопы"**. Как не поразиться описанию положения стоп Господа в последние часы Его земной жизни: одна стопа прикрывает другую. Примечательно, что и у преподобного Александра Свирского левая нога тоже согнута в колене, а на своде правой стопы, касающейся свода левой ноги, - яркое пятно цвета запекшейся крови..."
*думается, что вопрос со стигматом прямоугольной формы на своде правой ступни преп. Александра (причём, в том самом месте, - между первой и второй плюсневыми костями!), ещё ожидает своей разгадки.
**Священник Вячеслав Синельников. 2002. "Туринская плащаница на заре новой эры". Изд. Сретенского монастыря. С.25.
Но дальше в поиске исторических аналогий этот православный писатель и журналист пойти не рискнула, ибо здесь уже практически на расстоянии вытянутой руки начинает маячить скользкая темаэкуменизма.
Термин "экуменизм", в качестве либерального религиозно-философского течения с тенденцией к объединению различных конфессиональных направлений в рамках одной церкви, был предложен теологами Принстонской теологической семинарии лишь в 1937 году. В средневековой же теологии (в широком смысле) под этим понималось отступление от норм веры, или попросту ересь.
А сейчас мы напомним общий исторический фон рубежа 15-16 веков.
"Задумаемся - когда святой Александр явился миру? На переломе времен, в смутное время, в 1448году*. Почему именно в это время? Год рождения святого Александра совпал с годом рождения Афтокефальной Русской Православной Церкви - именно в этом году наша Церковь получила самостоятельность, вышла из-под влияния Константинополя" (инокиня Леонида).
*примем пока эту дату на веру, но всё же заметим, что доподлинных сведений о годе рождения старца нет, и вполне возможно, что она искусственно привязана к этому историческому событию; исследование же мощей антропологами свидетельствует, что святой Александр должен был родиться лет на 20 позже означенной даты.
Время было действительно переломное. Византийская империя уже дышала на ладан.
"Гордые ромеи" в последние годы своей империи вынуждены были искать единства с католическими странами Запада. Император Иоанн VIII Палеолог и Патриарх Константинопольский Иосиф решили обратиться за помощью к Риму. В 1438 г. в Ферраре (а затем во Флоренции) был созван очередной Собор с целью оформления унии Православной Восточной Церкви с Римской.
На Ферраро-Флорентийском соборе в 1438--1445 годах были заложены идеи экуменизма в православии.
В среде духовенства под греческими патриархами идея принадлежности православных и католиков к единой Церкви была широко распространена. Русская церковь первой среди православных поместных церквей осудила унию. Но случилось это лишь на Московском соборе 1620 года (патриархом Ермогеном).
С 1448 по 1589 год, Московская Церковь (без Киевской митрополии) управлялась фактически независимыми митрополитами. Центральной духовной власти как таковой не было. Не удивительно, что в такой обстановке идеи экуменизма могли проникнуть вглубь религиозного сознания христиан нарождающейся российской империи.
И одним из центральных расхождений здесь суждено было стать так называемому вопросу о количестве гвоздей.
Дело в том, что в древности и западноевропейские и византийские художники изображали Христа с одинаковым числом гвоздей - четырьмя (то есть каждая рука и нога Спасителя были прибиты отдельным гвоздем). Но со второй половины XIII века наЗападе стопы всё чаще стали изображать сложенными одна на другую и пробитыми только одним гвоздем. Эта подробность быстро превратилась в одно из существенных отличий православного и католического Распятия.
Для католиков основанием служат три гвоздя Распятия, хранящиеся в Ватикане, а впоследствии и данные Туринской плащаницы, на отпечатках которой левая стопа так положена на правую, что вполне можно предположить их пробитие одним гвоздем.
Заметим и то, что в католическом Распятии изображение Христа имеет традиционно натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах.
В русской же православной иконографии не было места грубому натурализму.
И вполне естественно, что знания о положении тела распятого Христа наши предки черпали из западных источников.
В качестве наглядности проникновения подобных методологических знаний продемонстрируем такой исторический пример. Великий князь Василий Васильевич в 1441 году сообщал Константинопольскому патриарху Митрофану, обвиняя митрополита Московского Исидора, подписанта унии с Римом, что тот, возвратившись в Москву, во время шествия в Успенский собор велел нести перед собой латинское Распятие, ноги Господа на котором были пробиты одним гвоздем*.
*Русская историческая библиотека. СПб., 1908. Т. 6. Ч. 1. С. 533.
Так что на самом деле нет ничего удивительного в предположении, что монашеская братия могла похоронить преп. Александра Свирского согласно католическому положению распятого Христа, - "левая нога согнута в колене, а стопа правой ноги опирается на свод левой".Подобная практика похорон навряд ли была массовой и относилась, скорее всего, к исключительным в проявлении своей святости персонам.