Лавров Александр Васильевич : другие произведения.

Дети Победы: Поколение дворников и сторожей? Или поколение талантливых и успешных в жизни и работе граждан своей Родины? Заметки о фильм Л. Лурье "Дети Победы"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на документальный фильм "Дети Победы" телекомпании "Пятый Канал". Автор фильма-Лев Лурье.

  Сокращенный вариант статьи 25 мая 2011г. опубликовала Литературная Газета.
  http://www.lgz.ru/article/16230/
  В 2007-2010г.г. "Пятый канал" в серии "Живая история" показал 91 документальный фильм, посвященный различным этапам истории нашей страны. Большинство фильмов связано с историей Санкт-Петербурга-Петрограда-Ленинграда. Одним из последних фильмов, показанных в этой серии, был фильм Л.Лурье "Дети Победы", рассказывающий о первом послевоенном поколении ленинградцев. В фильме это поколение называют также "беби-бумеры" и "семидесятники". Поскольку я ленинградец, родившийся в 1947 году, фильм этот и про меня тоже. Мы с автором фильма родились в одно время, закончили математические школы, учились в ЛГУ, однако впечатление такое, что мы жили в разных городах и даже странах...
  
  В основе фильма 20 интервью с моими земляками и ровесниками: геофизиком, артистом, переводчиком и т.д. В жизни большинства людей главное место занимает семья, а на втором месте, как правило, находится работа. Один из немногих героев фильма, который считает, что ему в основном удалось реализовать свои жизненные планы, это в прошлом геофизик, а ныне известный политик С.М.Миронов. Вот о чем он рассказывает в фильме: "...Придя в первый класс, я уже знал, что я буду геологом. У меня не было никаких сомнений, я не хотел быть ни космонавтом, ни пожарным не шофером, я хотел быть геологом. Я не собирался быть министром, но мой карьерный рост и пик должен был обозначать начальника экспедиции. В геологии это круто...
  ...У меня было здоровое тщеславие, я знал, что я обязательно стану начальником экспедиции, и дойдя до старшего геофизика аэропартии, в 1991 году все рухнуло. Рухнул Советский Союз. Рухнула геология. Рухнули все полевые работы, а без поля, без экспедиций я себя не мыслил. Поэтому жизнь пошла по-другому..." Из слов С. Миронова ясно, что реализация его первоначальных карьерных планов не случилась только потому, что в СССР началась перестройка.
  
  А вот что говорит о своей работе другой герой картины, в прошлом инженер, а ныне предприниматель Б. Элькин: "...Я какой-то фигней занимался. Книжки читал в столе. Меня ловили. Я говорю: мне делать нечего. Они говорят: читай техническую литературу. Это ужасно было. Тетки красились... Зарабатывать деньги было чем-то неприличным. Читать книжки: дело правильное...". Слышал я, естественно, о том, что инженеры вроде Элькина (и руководители вроде его начальника) встречаются. Конечно, даже единичный такой случай ужасен. Но, с моей точки зрения, вопрос состоит вот в чем: насколько типичной была ситуация с "работой" данного героя фильма: За пять послевоенных лет в Ленинграде родилось примерно пол миллиона детей. Через 25 лет примерно каждый десятый из них стал инженером. Уверен, что только доля процента этих инженеров были похожи на Элькина и его начальника, как говорится, "валяли на работе дурака", то есть несколько сотен человек на весь город. А что делали остальные инженеры? Вкалывали нормально! К примеру, в отделе термодинамики Государственного Института Прикладной Химии, где я проработал 40 лет, работало человек семьдесят: исследователи и электронщики. Работали с усердием, в меру своих способностей. Электронщики знали, что ЭВМ все шире внедряются в производство и в науку, потребность в кадрах данной категории растет, и при хорошей работе (говоря современным языком: при наличии хорошего резюме) всегда есть шанс либо пойти на повышение в ГИПХе, либо перейти с повышением на соседний завод или в НИИ. Исследователи знали, что при нормальной работе рано или поздно выкристаллизовывалась диссертация, после защиты которой зарплата существенно повышалась. К тому же кандидат наук имел реальные шансы получить должность руководителя группы, или, при отсутствии свободных вакансий, уйти на эту должность в другой НИИ.
  Была ли продуктивной в целом работа ленинградских инженеров в те времена? Чтобы ответить на этот вопрос перенесусь ненадолго в нынешнюю жизнь Питера, которая, несомненно, связана с той, ленинградской жизнью и расскажу кое-что о предприятиях бывшего Судпрома: За последние 19 лет петербургские заводы (Балтийский, Средне-Невский судостроительный, Алмаз, Адмиралтейские верфи и Северная верфь) построили (или строят) 16 подводных лодок и 17 надводных военных кораблей и судов для Китая, Индии, Вьетнама, Алжира, Греции и Туркмении на общую сумму примерно 10 млрд долларов. Проекты этих судов были разработаны в ленинградских КБ, а технология их изготовления отработана в советское время на ленинградских предприятиях. Так могли бы эти КБ и заводы проектировать и строить все эти суда, если бы в советское время на них был достаточно большой процент инженеров, которые "какой-то фигней занимались"? Лично я уверен, что не могли бы! И это только один из многочисленных примеров того, что делали и делают Дети Победы на ленинградско-петербургских предприятиях.
  А петербургские ученые? Перечислю несколько имен, все они мои знакомые или даже друзья по 239 школе или по физфаку: Сережа Андрианов, Витя Гарбарук, Петя Копьев, Юра Матиясевич, Боря Кэрт, Володя Самсонов, Валера Федоров. Их объединяет то, что последние 45 лет они вкалывают то что называется "по-черному" часов по 10-12 в день. Среди них: Академик и Член-корреспондент РАН, директор и начальник отделения всемирно известного Петербургского Института Ядерной Физики и 3 доктора наук, заведующих кафедрами в лучших петербургских ВУЗах. Это и про них в частности Андрей Вознесенский 45 лет назад написал:
  "...Люблю я Дубну. Там мои друзья. / Березы там растут сквозь тротуары. / И так же независимы и талы /чудесных обитателей глаза. / Цвет нации божественно оброс. / И, может, потому не дам я дуба - / мою судьбу оберегает Дубна, /как берегу я свет ее берез..."
  По словам поэта, мои друзья: "цвет нации". Именно они в тяжелейших обстоятельствах 90х годов, когда "все рухнуло " [Я всего лишь процитировал слова С. Миронова!] не ушли из профессии и не уехали за границу, работали за небольшую зарплату. Сохранили петербургскую и в целом российскую науку. В Петербурге тысячи людей моего поколения с подобной биографией. Однако авторы фильма не сочли возможным предоставить слово кому-либо из них. Их привлекли в основном те, кто на работе "какой-то фигней занимались". Замечу, что в фильме есть интервью с физиком А.Тронем, который, однако, вспоминает только о спецоперации ленинградской милиции, случайным свидетелем которой он был.
  
  Еще одна героиня фильма, в прошлом экономист, а ныне ресторатора Л.Чубайс рассказывает о тех годах вот что: "...Машина "Жигули", это боже мой! Это что-то такое невероятное, чего у меня никогда не будет. И было обидно: Почему у кого-то машина есть, а мы за свои 100 рублей не могли купить... ". С этой фразой созвучен комментарий авторов фильма: "...В многочисленных ленинградских НИИ и КБ семидесятых годов посты завлабов занимают старшие братья шестидесятники. А в начальниках люди из поколения фронтовиков, которые годятся нашим героям в отцы. Перспективы карьерного роста близки к нулю. Работа идет ни шатко ни валко...". Итак, Л. Чубайс обижена тем, что получала всего 100 р., и перспектив на рост зарплаты, якобы, не было, и авторы фильма в этом с ней солидарны. Это нескромно, но возражу им, сославшись на собственную карьеру. В феврале 1971 года я пришел в ГИПХ на должность стажера на тот самый сторублевый оклад, о котором с такой грустью говорила героиня фильма. Через 3 года я получал 145 р. В 1978 году (после защиты диссертации) оклад был уже 185 р. 1 января 1980 г. я был избран по конкурсу на должность старшего научного сотрудника с окладом 280 р., а с 1 марта 1981 г. получал 300 р. К окладу надо добавить премии, которые платили после завершения очередного проекта, и которые в среднем составляли примерно 20% от оклада. Примерно с такой же скоростью росли зарплаты тех моих друзей, которые работали в НИИ и в ВУЗах, а зарплаты друзей, которые работали на заводах и в КБ, пожалуй, росли быстрее: Оклад у них был меньше, чем у меня, однако премии за выполнение квартального плана и премии по итогам работы за год были больше, и в итоге зарплата у них была больше моей. Замечу, что и мои друзья, и я любим и умеем работать...
  Если в те времена инженер не видел перспектив для карьерного роста, он мог уйти в рабочие. Зарплаты высококвалифицированных фрезеровщиков и карусельщиков доходили до 400 рублей. К примеру, мой ровесник, фрезеровщик Кировского завода В.Строчиков, о котором в 70-е годы много писали ленинградские газеты, и который дает интервью в фильме "Пятого канала" "Ленинградский рабочий класс", купил "Жигули", когда ему было 30 лет. Еще один возможный способ сделать карьеру: уехать на работу на новый завод. В 1971-1991 годах я побывал в командировках на многих заводах: от Ленинграда до Северодонецка и от Новополоцка до Иркутска. На Новополоцком Нефтеперерабатывающем заводе я обратил внимание на то, что ИТР были гораздо моложе, чем, к примеру, на заводах Воронежа. Причина этого проста: ННЗ построили "в чистом поле". В течении 20 лет завод непрерывно расширялся, что и обусловило быстрый карьерный рост инженеров на нем. И, наконец, был еще один способ получать достаточно высокую (до 200 р.) зарплату, если карьера инженера не удалась: Надо было попросту закончить курсы операторов газовых котельных, и дорасти до должности бригадира по обслуживанию этих самых котельных. Так что зря Л. Чубайс так сокрушалась по поводу своей маленькой зарплаты...
  
  В одном из эпизодов фильма, стоя на фоне Исаакиевского собора, Л. Лурье говорит: "...Роскошная архитектура имперского Петербурга контрастировала с бедным нищенским бытом социалистического провинциального Ленинграда...". Я совершенно не понимаю, что имеет в виду Л. Лурье, говоря о бедном быте! Возможно, он имеет в виду то, что детский сад на углу Лермонтовского проспекта и набережной Фонтанки, куда родители водили меня в 1950-1954 г.г., находился в полуподвале? Или то, что в 240 школе, где я учился в 1954-1962 г.г., все (ВСЕ!) семьи жили в коммунальных квартирах? Но ведь время было послевоенное. Кстати кормили нас в садике очень прилично: мясо, рыба, яблоки, бутерброд с колбасой или с сыром каждый день. Дома в те годы меню нашей семьи, как и у большинства семей в то время в СССР, было существенно скромнее: Постные щи, каша и картошка с солеными огурцами. В конце пятидесятых годов детсад уже переехал в нормальное помещение. Питалась наша семья год от года все лучше: Зарплаты родителей постепенно увеличивались, а цены практически не менялись. Начиная с 1960 года, семьи моих одноклассников один за другим начали переезжать в отдельные квартиры в новых районах. Причем первыми уезжали в новостройки те, кто жил в полуподвалах.
  А, может быть, под нищенским бытом социалистического Ленинграда Л. Лурье имеет в виду тот социальный пакет, который имел каждый сотрудник ГИПХа: Для детей работников: детский сад и пионерлагерь на берегу Финского залива (с сентября до мая в помещениях пионерлагеря функционировал дом отдыха и профилакторий для сотрудников). Работали поликлиника и больница, база охотника и рыболова в Ленобласти, баскетбольная, волейбольная, горнолыжная и туристская секции. За символическую плату можно было купить абонемент в бассейн. Каждый год Профком ГИПХа предоставлял сотрудникам с 70% скидкой порядка тысячи путевок в санатории, дома отдыха и турбазы в различных районах СССР.
  Так что непонятно мне, что имел в виду Л. Лурье, говоря о нищете Ленинграда!
  Что касается, якобы, провинциальности социалистического Ленинграда, то эта точка зрения также представляется абсолютно нелепой: Мне было лет 6, когда родители начали меня водить по ленинградским музеям. Сначала это были музеи Связи, Военно-Морской, Артиллерийский и Железнодорожный. Чуть позже мы начали ездить в пригороды: Царское Село, Петергоф, Ораниенбаум и Гатчина. К Эрмитажу и Русскому музею в раннем детстве я был равнодушен. "Заболел" я этими музеями в 9-10 классах, когда уроки по истории русского и западного искусства наша учительница проводила в Русском музее (каждый из учеников предварительно подготовившись проводил экскурсию для одноклассников по одному из залов) и в Эрмитаже, куда раз в 2 недели мы ходили в течении всего учебного года.
  А созвездие ленинградских театральных режиссеров 70х годов?!: В. Воробьев (театр Музыкальной Комедии), Р. Агамирзян (Театр имени Комиссаржевской), З. Корогодский (ТЮЗ), И. Владимиров (театр имени Ленсовета). И на вершине этой пирамиды Георгий Александрович Товстоногов (БДТ). Я не знаю, что делали мои ровесники: автор и герои фильма "Дети Победы" в те годы в свободное от учебы и работы время, но сам я, начиная с первого спектакля "Когда цветет акация" с молодыми З. Шарко и К. Лавровым, который я посмотрел в 1960г, сразу же понял, что БДТ - это супер-театр. На протяжении десятилетий я не пропускал ни одной постановки. Видел и один из последних спектаклей Г. Товстоногова "Последний пылкий влюбленный" с великолепной игрой А. Фрейндлих и В. Стржельчика. Неоднократно, вместе со всем залом после окончания далеко не премьерного, а самого рядового спектакля, опустошенный и полный благодарности по 5-10 раз вызывал аплодисментами актеров на сцену. Уверен, что в те годы это был лучший в СССР театр. Могу это утверждать, ибо во время ленинградских гастролей видел много спектаклей лучших московских театров. Да и, бывая в столице, регулярно смотрел спектакли московских театров.
  Да что я, технарь и дилетант в искусстве. Сошлюсь на мнение известнейшего актера и режиссера С. Юрского, который 20 лет проработал в БДТ и впоследствии писал в своей книге "14 глав о Короле": "...По единодушному мнению знатоков, это [БДТ - А.Л.] была одна из лучших, если не лучшая труппа Европы...".
  Во второй половине 60х годов было еще одно событие в, якобы, "провинциальном Ленинграде". Молва разнесла весть о том, что в Институте Театра, Музыки и Кинематографии Г. Товстоногов и его студенты поставили 3 интереснейших спектакля: "Вестсайскую Историю" Л. Бернстайна, "Люди и мыши" Д. Стейнбека и "Зримую песню", которая состояла из инсценировок песен Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Ю. Кима, М. Блантера и еще нескольких авторов. Вы помните, господин Лурье, этот спектакль? Никаких декораций. На сцене 6 девушек в темных юбках и блузках и 6 юношей в темных брюках и белых рубашках, сшитых по предвоенной моде. И только пантомима и песня:
  "Ах, война, что ж ты сделала, подлая: / стали тихими наши дворы, / наши мальчики головы подняли, / повзрослели они до поры, / на пороге едва помаячили / и ушли за солдатом солдат.../ До свидания, мальчики! Мальчики, / постарайтесь вернуться назад. / Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими, / не жалейте ни пуль, ни гранат /и себя не щадите вы... И все-таки / постарайтесь вернуться назад..."
  Билеты в кассе распроданы на месяцы вперед. "Лишний билетик" спрашивают метров за семьсот от Учебного театра, на ближайшей трамвайной остановке. Места в театральном зале ЛГИТМиКа расположены амфитеатром, и все ступеньки проходов тоже заполнены зрителями, которые получили контрамарки у администратора.
  Я перечислил только толику того, что было в те времена в Ленинграде и что, безусловно, делало его СТОЛИЧНЫМ городом.
  Впрочем, после просмотра последнего эпизода фильма, в котором Л.Лурье что-то объясняет зрителю сидя за столиком с чашкой кофе в ресторане пятизвездочной гостиницы Redisson SAS Royal Hotel St.-Petersburg, я, кажется, понял, что автор фильма считает Ленинград провинциальным городом потому, что в нем не было ни одного отеля всемирной сети Редиссон...
  
  Еще один герой фильма, востоковед О.Баранникова рассказывает: "...Проводы шли одни за другими. Уезжали не только диссиденты, уезжали все, кто мог уехать. ...Среди моих друзей очень многие уехали..."
  Услышав эти слова, я кое-что прикинул на бумаге. (Для молодого читателя поясню, что во времена СССР выехать за границу на ПМЖ могли только евреи).
  Итак, у моей мамы Любовь Хацкелевны Фроловой было 7 братьев и сестер. Яков пал смертью храбрых в апреле 1945 года при штурме Берлина. Остальные старшие родственники дожили до весьма почтенного возраста. Не уехал никто. Далее. Со стороны мамы нас было 12 двоюродных братьев и сестер. Мне и моему брату, который проработал всю жизнь в Коврове во ВНИИ "Сигнал", выезд за границу был запрещен. Остальные 10 человек (инженеры, учителя, врач, переводчик и композитор) при желании могли уехать. Но тоже не уехали. Имея в виду то, что сказала О. Баранникова, я, нормальный человек, который никогда не думал о том, какой национальности мои друзья: русские, или армяне, евреи или эстонцы впервые в жизни составил список моих родственников и друзей: евреев. Получилось 31 человек. Уехали за границу в советское время 4 человека. То есть 13%. А никак не "все", как это следует из фразы О. Баранниковой.
  На секунду отвлекусь от темы статьи: Мой малограмотный дед, Хацкель Фролов, который всю жизнь крестьянствовал в Невельском уезде (после 1924 г. это Невельский район), и которого фашисты убили в гетто в 1942 году, был бы несказанно удивлен, если бы узнал, что все его 12 внуков при Советской власти закончили ВУЗы или техникумы.
  
  В одном из эпизодов фильма, рассказывая о послевоенном быте ленинградцев, голос от автора за кадром произносит: "...Первые [кофейные - А.Л.] машины "Омния" появляются на Невском проспекте в кафе над кассами "Аэрофлота" и в кулинарии при Елисеевском магазине. Но для четвертого по размерам города Европы количество кофейных мест слишком мало...". Услышав это безоговорочное утверждение, я в очередной раз очень удивился: Откуда эти фантазии? Кому они нужны? В Ленинграде на протяжении десятилетий было всего две культовых кафешки, куда постоянно были очереди: "Лягушатник" на Невском 24 и "Сайгон" на углу Невского и Владимирского проспектов. В главном зале "Лягушатника", который находился на втором этаже, интерьер был отделан в мягких зеленых тонах, посетители сидели не на стульях, а на кожаных диванах, и кроме мороженного и кофе подавали "крутые" коктейли. Кстати на первом этаже того же "Лягушатника", где были обычные столики и стулья и такое же, что и на втором этаже, меню, очередей не наблюдалось. В "Сайгоне" была своя публика: поэты, писатели, философы и другие представители художественной интеллигенции. Пить кофе там можно было только стоя, поэтому мы с друзьями захаживали туда чрезвычайно редко.
  Во всех остальных подобных заведениях очередями и не пахло. В 1964г., когда в Ленинграде начали в массовом порядке открываться кафе-мороженные, я жил около пересечения Фонтанки и Крюкова канала. Первым поблизости отрылось кафе-мороженное на Садовой улице напротив Юсуповского сада. Затем у самого моего дома на Лермонтовском проспекте. Потом, одновременно, открылись 2 кафе-мороженных на Садовой улице: одно напротив кинотеатра "Рекорд" и другое ближе к Калинкину мосту. И, наконец, кафешка открылась на улице Москвиной, на другой стороне Фонтанки. В какую бы сторону от дома я не пошел, в 200-300 м было кафе. Шли годы, уровень жизни повышался, все у большего количества людей появлялась возможность и потребность сходить с близкими или с друзьями поесть мороженного и выпить кофе (традиция у большинства была именно такая: мороженое всегда, кофе - иногда!), и, соответственно, росло число кафешек. Полакомиться мороженным в кафе любили и мои родители-пенсионеры. Обычно они ходили туда с приятелями, которые жили неподалеку. Замечу кстати, что с 1961 по 1987 годы импорт кофе в СССР увеличился с 30 до 58 млн килограмм: росло благосостояние людей, росло количество кафешек, и, соответственно, рос импорт кофе.
  
  В фильме несколько раз повторяются строчки из песни рок-композитора А. Генслера: "...Здесь перекресток центровой Сайгон-блюз. Возьми мне маленький двойной Сайгон-блюз. Я никуда не тороплюсь Сайгон блюз...". Здесь впору снова вспомнить о жалобах некоторых героев фильма на, якобы, низкую зарплату. А сколько стоил, к примеру, простой кофе в "Сайгоне"? 15 копеек! Много это или мало? На минимальную зарплату в 1985 году (70 р.) можно было выпить 467 чашек. Сегодня в Питере самый дешевый кофе в МакЛональдсе стоит 44р. И на минимальную зарплату (7300 р.) можно выпить 166 чашек кофе. Почти в 3 раза меньше, чем 26 лет назад...
  
  Процитирую фразу еще одного героя фильма, искусствоведа А.Васильева: "...Тогда было 2 главные газеты: "Известия" и "Правда", которые отличались только одним: В "Известиях" не было правды, а в "Правде" не было известий...". Уважаемые искусствовед и журналист, автор фильма, могли бы сходить в библиотеку Пятого канала (которая унаследовала у библиотеки Ленинградского телевидения подшивки газет за многие десятилетия) и убедиться в том, что 95 или даже 99% того, что печатали советские газеты, это и правда и информация. Был, конечно, "официоз". Но его было немного. Могу это утверждать, так как на протяжении многих десятилетий наша семья выписывала Ленинградскую Правду, Литературку, Правду и Комсомолку, которые я по вечерам, придя домой, всегда просматривал. Но я сделаю проще: сошлюсь на информацию наших тогдашних идеологических противников в холодной войне. А именно: на изданную в Португалии (член НАТО с момента основания этой организации!) в 1976 году книгу: "URSS visto pela sua própria imprensa" (СССР глазами своей собственной прессы). Я купил эту книгу у букиниста в Лиссабоне в 2005 году во время командировки в Лиссабонский Политех. Книга состоит из переводов на португальский язык 118 статей из советских газет и журналов за 1975 год. В этих статьях журналисты критикуют те или иные недостатки в организации труда, условиях жизни, образовании, сельском хозяйстве и некоторых моментах в политической жизни СССР. В предисловии к книге сказано: "...Посмотрите! Сколько недостатков находят они у себя сами!...". Итак, наши тогдашние идеологические противники констатировали, что советская пресса в целом дает правдивую информацию о недостатках в СССР. Однако А. Васильев и Л. Лурье придерживаются противоположного мнения...
  
  В одном из эпизодов фильма Л.Лурье говорит: "...Семидесятники... старались не слушать советскую музыку, не петь советские песни...". Подчеркну еще раз, что в фильме термин "Семидесятники" является синонимом для понятия "Первое послевоенное поколение". Мне очень жалко тех семидесятников, от лица которых говорит автор фильма. Произведения Д.Шостаковича, С.Прокофьева, Р.Щедрина, Р.Глиера, Д. Кабалевского и многих других выдающихся советских композиторов исполняют по всему миру: от Канады до Новой Зеландии, от Англии до Японии. Я, мои близкие и друзья регулярно бывали в Филармонии, в репертуаре которой было очень много произведений тех, кого я только что перечислил, и многих других советских композиторов. Как-то мне даже посчастливилось увидеть Д. Шостаковича, который приехал из Москвы на премьеру одного из своих произведений.
  
  Характеризуя атмосферу жизни в последние 20 лет советской власти закадровый голос объясняет зрителю: "...В семидесятые время словно остановилось...". И с этой характеристикой советской эпохи я категорически не согласен! В качестве доказательства своей правоты приведу данные по двум весьма важным экономическим показателям того и нынешнего времени: Средний годовой урожай зерновых в 1973-1991гг. в РСФСР составил 105 млн тонн, а в 1992-2010г.г. 79 млн тонн, то есть на 25% меньше. Жилья в год в среднем за эти же периоды строили, соответственно, 61 и 42 млн кв. метров, то есть при социализме на 30% больше, чем в 1992-2010г.г. Так какое время с большим основанием можно назвать застоем? То, или нынешнее? По-моему нынешнее!
  
  В одном из заключительных эпизодов фильма мы видим кадры кинохроники: В.В.Путин и А.Л.Кудрин в пору их работы в мэрии Петербурга. Голос за кадром комментирует: "...Неожиданно ленинградские беби-бумеры оказываются невероятно востребованными, почти весь аппарат первого мэра Ленинграда отправляется в Кремль...". Все это так. И Президент и премьер Министр и многие министры - это люди из первого послевоенного поколения Они в Москве, они востребованы, они на самых высоких должностях.
  Вместе с тем у меня после просмотра фильма создалось впечатление, что его авторы подспудно внушают зрителю мысль о том, что только две категории моих ровесников могут считать свою жизнь удавшейся: Во-первых, это те, кто в 90-е годы уехал работать в Кремль, и, во-вторых, это те, кто регулярно посещал "Сайгон". Недаром в одном из эпизодов фильма голос за кадром поясняет: "...Люди "Сайгона" воспринимают себя в качестве выразителей своего поколения...", а из 20 героев фильма, которые рассказывают о себе, 11 человек упоминают "Сайгон", как одно из мест, в которых они регулярно бывали. Все же остальные Дети Победы, в частности я, мои знакомые и друзья, всего, как я говорил, нас примерно пол миллиона, по версии авторов фильма, ничего полезного в своей жизни для страны не сделали и оказались в стороне от main stream России. А ведь среди моих друзей-ровесников те, кто в ГИПХе проектировал уникальный завод по производству перекиси водорода в Новочебоксарске. Те, кто в Лентрансмосте делали проект сложнейшего Метромоста в Новосибирске, те, кто в ВНИИ Гидротехники моделировали течение в Финском заливе около Комплекса защитных сооружений Ленинграда от наводнений (в народе этот комплекс попросту называют - Дамбой). И те, кто проектировал так называемые "изделия" в Морфизприборе и Гидроприборе, тоже мои ровесники и друзья. Невозможно даже перечислить все те народнохозяйственные и специальные объекты, которые проектировали мои ровесники -ленинградцы. И я считаю, что все таки мы, а не регулярные посетители "Сайгона", являемся выразителями нашего поколения, хотя напрямую эта мысль нам, в отличии от завсегдатаев "Сайгона", в голову никогда не приходила.
  
  Фильм у Л. Лурье получился чрезвычайно однобоким. Хотя в нем весьма точно подмечены некоторые характерные черты той эпохи: Зарплату нам платили регулярно, среди ленинградцев не было миллиардеров, но не было и нищих, 1 мая и 7 ноября мы ходили на демонстрации. Почитывали в самиздате "В круге первом" и "Доктора Живаго", но духовно мы формировались все же в первую очередь под воздействием книг Паустовского и Симонова, Распутина и Белова, Трифонова и Абрамова.
  
  В некотором смысле я рад тому, что Л. Лурье снял фильм, весьма далекий от реалий послевоенного Ленинграда. И вот почему: На сайте "Пятого канала" от лица его владельцев и творческого коллектива продекларировано: "...Журналисты Пятого канала прикладывают максимальные усилия для того, чтобы освещать все точки зрения, давать людям возможность высказаться, искать решения проблем, а не нагнетать их...". Поэтому я надеюсь, что в обозримом будущем телекомпания снимет новый фильм с условным названием "Дети Победы-Альтернативный взгляд", в котором будет рассказано о моих ровесниках что-то близкое к тому, о чем я написал в своем тексте. Я не сомневаюсь в том, что журналисты, которые хотели бы и могли снять такой фильм, в Петербурге найдутся.
  Александр Васильевич Лавров. Родившийся в Ленинграде в 1947г. сын фронтовика. В 1971-2010г.г. сотрудник РНЦ "Прикладная Химия". Примечание: Данные о строительстве судов на экспорт в Санкт-Петербурге в 1992-2010г.г. взяты с сайтов судостроительных заводов и из газеты "Коммерсант". Статистические данные взяты с сайта Госкомстата России и из советских статистических сборников.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"