|
|
||
Прикладная конфликтология для православных людей. Выложено как проект учебника для обсуждения. Устарело. Читайте рядом книгу "Прикладная конфликтология для семьи и общества", в которую вошли настоящая исправленная книга "Прикладная конфликтология" и "Прикладная семейная конфликтология". |
Уважаемые читатели, эта книга выложена здесь в качестве базового текста, для дальнейшего обсуждения среди православных психологов и интересующейся общественности. Предполагается, что это будет бесплатный, общественный проект. После обсуждения и исправлений предполагается подать эту книгу Патриарху для благословления с целью последующего издания, так, чтобы эту книгу можно было найти в каждой церкви.
Желающие могут выдвигать свои предложения. Гонорары авторам не предусматриваются. Это инициативный проект, который должен стать общественным проектом. Редактуру первого выпуска оставляю за собой. В последующем надо бы передать права на редактирование этой книги некоему православному общественному комитету, который будет продолжать вносить правки в эту книгу и в другие подобные книги. Предполагаю, что для создания полноценной и мощной православной культуры необходимо будет написать ещё много подобных книг.
Необходима отдельная книга о семейной жизни и о семейной конфликтологии. Необходима книга о том, как выстраивать отношения в промышленности. (О том, как сделать так, чтобы не обозлить своих работников и не получить "итальянскую забастовку", о способах достижения высокого качества. Хорошо бы еще включить в эту книгу раздел о том, как сделать так, чтобы компьютеризация и тотальный электронный контроль не убивали производство и общество, а то безумная цифровизация приобрела характер народного бедствия). Необходима книга о том, как выстраивать государство в условиях, когда православные люди являются в нём ведущей силой, но при этом не являются большинством. Необходимо много других подобных книг, которые не являются проповедями, но описывают отношения в православно обществе и создают православную культуру. Но это дело будущего. А пока обсуждаем идеи о том, как вести себя в экстремальных ситуациях.
И последняя просьба: уверен, что многие из психологов способны написать сотни страниц на тему конфликтологии. Формат данной книги этого не позволяет. Это должна быть небольшая, популярная книга, которую можно быстро прочитать и легко запомнить. Поэтому долгие рассуждения или примеры из жизни разместить в книге не получится. Данная книга должна быть как поэтическое произведение, как песня - каждый абзац как афоризм. Это очень сложно, свести весь свой опыт в одну результирующую фразу, но именно это и требуется в данном случае.
Прикладная конфликтология для православных людей.
(Как приобрести силу и не попасть на тёмную сторону)
Часть 1. О чём эта книга.
Уважаемые читатели! Вы держите в руках книгу - размышление, размышление о том, как вести себя в критических обстоятельствах.
Почему именно "размышление"? Такую книгу невозможно написать как раз и навсегда утверждённый свод правил. Это не более, чем мнение одного человека, который создал эту книгу по собственной инициативе, и группы людей, которые приняли участие в исправлении и дополнении книги на основе собственного опыта и собственного понимания христианства. (Некоторые наши авторы могут быть не согласны друг с другом, в таких случаях мнения нескольких авторов будут расположены рядом).
Мы не идеальны и можем ошибаться, мы можем высказать неправильный совет. Кроме того, со временем изменяемся мы, изменяется общество, и то, что ранее казалось очевидно правильным, со временем становится сомнительным.
В таком деле, как создание правил, очень важна не только суть идеи, но и формулировка. Бывает так, что неудачная внешняя форма правила, в которую облачена неплохая по сути идея, может изменить её воздействие на общество с точностью до наоборот. По указанным выше причинам книгу придётся со временем дополнять, изменять и исправлять. Поэтому всё, что написано ниже - это не более, чем размышление отдельных людей на тему правильного христианского поведения. Надеемся, что со временем найдутся люди, которые исправят данное творение.
Строго говоря, история обсуждения таких правил - это и есть культура, то, что отличает цивилизацию от дикого общества. В этом деле иногда даже важнее история того, как люди заблуждались, чем окончательные решения. На основе этой истории молодое поколение может понять, через какие вопросы прошли предыдущие поколения, и это намного лучше, когда молодые бунтуют против непонятных правил старших. К сожалению, в православной истории почти не делалось попыток создания книг о поведении в конфликтных и прочих опасных ситуациях, требующих немедленного решения. Такого обсуждения не было, из-за чего письменная и философская культура православного мира последние сотни лет немного проигрывала западной католической (а потом и протестантской) цивилизации. Единственная попытка свести всё в систему - "Домострой", но он немного "не про то", да и обсуждения его в обществе никакого не было, особенно после того, как Пётр 1 полностью подчинил церковь государству.
Всем православным известно, что протестантизм и католичество - сильно упрощённые религии по сравнению с православием, но когда наши дети приходят и спрашивают: "Как вести себя в конфликте?", им почти нечего ответить. Готовых форм нет. Из-за этого каждое новое поколение чувствует себя в жизни неуверенно, не знает, как вести себя во время конфликта, как бороться с паразитами и разбойниками, и в итоге уступает руководящие места в обществе безжалостным людям с агрессивно самолюбивым характером.
Для исправления этой ситуации, для того, чтобы молодые люди имели хоть какой-то пример от старших поколений, и создана эта книга.
Часть 2. Основы.
2.1 Первое. Критические ситуации бывают разными. Было бы глупо в семейной ссоре действовать так же, как с убийцами - грабителями. Поэтому придётся обсуждать разные варианты поведения для разных конфликтных ситуаций. Мало того, в человеческой жизни достаточно часто случаются такие обстоятельства, которые не являются конфликтными, но которые роднит с боевыми случаями скоротечность, опасность для жизни или личного достоинства, необходимость быстро принимать решения и действовать согласованно с другими людьми. Примерами таких ситуаций могут быть срочные сборы, выступление перед враждебной публикой или разные катастрофы, например, пожар в трамвае. К такого рода происшествиям нужно готовиться заранее, о том, что роднит такие события с боевыми и почему их необходимо обсуждать в теории конфликтологии, обсуждается в конце книги.
2.2 Второе. Перед обсуждением того, какое поведение могло бы порадовать Господа и какое могло бы быть наиболее эффективным, необходимо вспомнить о том, кто мы и в каких условиях находимся.
Мы, христиане, люди добрые, созидающие, цель нашей жизни - избавиться от греха, научиться не давать гордости и болезненному самолюбию влиять на принятие решений, научиться находить наилучшее решение для каждого момента жизни, научиться понимать, в чём это "лучшее" состоит. Мы стараемся сделать так, чтобы мир стал лучше и каждый человек смог узнать, почему лучше идти по узкому пути. Поэтому в каждом противостоянии наша цель состоит в том, чтобы не только вежливо отстоять свои интересы, но и сделать так, чтобы мир изменился к лучшему, чтобы было принято такое решение, которые ведёт к росту общего блага. Желательно ещё сделать и так, чтобы противник получил пример вежливого и сильного поведения. Мы не стремимся к тому, чтобы унизить соперника, не стремимся к тому, чтобы выросла наша слава в животном доминировании. Соответственно, мы не должны оскорблять противника и не должны сравнивать его с разными нечистотами. Поэтому первое слово - обращение должно быть уважительным: "Любезный", "Милейший", "Уважаемый", к крупному и мускулистому человеку можно обратиться "Могучий", и даже к лежащему пьянице можно обратиться "Спиртознатец" или "Бахусовед".
Каждая обезьяна уверена, что если на неё нападают, то надо стукнуть агрессора посильнее, взобраться на ветку повыше, закидать оттуда противника лепёшками из собственных какашек и показать ему самые обидные рожи. Это очень эффективное поведение с точки зрения обезьяны, но это поведение обезьяны. Если люди будут вести себя как обезьяны, то они станут обезьянами.
Самым тяжёлым местом для понимания в христианстве является требование беззлобия по отношению даже к врагам, вплоть до подставления другой щеки. Это кажется нелогичным, сразу возникает вопрос: "А что делать, если придёт страшный враг?". Но этот вопрос остаётся непонятным только до тех пор, пока хоть раз не попробуешь в конфликтной ситуации вести себя беззлобно. И тогда становится очевидно, что когда не реагируешь на скрытые или открытые оскорбления, а говоришь вежливо и по делу, то смотришься гораздо красивее и умнее, чем противник, который ведёт себя по обезьяньему примеру. Мы будем подробно обсуждать этот вопрос в конце книги, а пока утвердим важное понимание: Во время противостояния вежливое, уважительное поведение намного эффективнее, красивее и сильнее оскорбительного поведения. Сразу заметим, что вежливое поведение не подразумевает запрет на применение силы.
Здесь же стоит заметить, что мы живём в мире, где всё несёт следы долгого воздействия сильного зла. До пришествия Иисуса Христа никто даже не знал, что отказ от гордости превращает человека в намного более совершенное существо, все воевали против всех и считали такую жизнь единственно возможной. Многие живые организмы несут на себе следы умышленного злого воздействия с целью сделать жизнь окружающих намного более мучительной. Те же кровососущие комары - очень сложное устройство. Кто-то должен был изобрести химический состав, который комары впрыскивают в кровь для того, чтобы она не сворачивалась при отсасывании, кто-то должен был изменить инстинкты кровососущих комаров так, чтобы они не питались соками растений, как абсолютное большинство их сородичей, а нападали на теплокровных. Кроме комаров, существует огромное количество паразитарных и болезнетворных организмов и бактерий, которые не могли возникнуть сами - такое можно было только изобрести.
Всё это сказано для того, чтобы предупредить молодых людей - не ждите от окружающего мира справедливости и спокойной жизни, не надейтесь на возникновение идеального общественного устройства, которое само будет называть всех злодеев. Здесь идёт война с неизвестной нам расстановкой сил. Судя по словам Христа, преимущественной задачей является выращивание как можно большего количества таких людей, которые способны осознать недолжность скотской жизни и которые захотят стать совершенным разумным существом, а затем и святым человеком.
Сказано это всё для того, чтобы люди могли правильно расставить важность целей, чтобы в борьбе за справедливость в обществе или за "личное достоинство" (которого на самом деле нет) люди не потеряли более важные возможности. Для настоящего христианина важнее прожить долгую жизнь и научиться тому, чему Господь сочтёт полезным нас научить, а не совершить героические подвиги ради повышения уровня потребления. Да, иногда ради долгой жизни приходится принимать обидные для самолюбия решения, проявлять не крутость, а терпение. (Хотя иногда без самопожертвования и без подвигов тоже никак не обойтись, бывает и такое).
2.3 Третье. Существа, которых принято называть "человек разумный", разумными существами в полном смысле этого слова не являются. Люди - это частично разумные существа, скорее животные с разумом, чем разумные существа. Идеальное разумное существо (если представить его теоретически) всегда действует, выбирая между разными вариантами решений такое, которое ведёт к наилучшим последствиям. Большинство людей так не делает, они действуют либо так, как принято действовать в подобных ситуациях, либо под влиянием эмоций (чаще всего гнева или недовольного раздражения). Милосердие и сострадание многие люди тоже стараются в себе заглушить, чтобы выглядеть "круче". В скоротечных ситуациях в условиях опасности разум у многих людей вообще отключается, и поведением начинают управлять автоматические (животные) системы. В таком состоянии тонущие карабкаются на спасателя и топят его, чтобы глотнуть хоть немного воздуха, а толпа, спасающаяся от лёгкого дождика, затаптывает любое количество детей и женщин.
Строго говоря, именно в преображении от животного существа с разумом к совершенному разумному существу и состоит одна из целей человеческой жизни, но мы сейчас не об этом. Для выработки правильного поведения в конфликте необходимо помнить, что перед вами не всегда находится человек. В некоторые моменты перед вами вместо человека может оказаться испуганное животное, считающее агрессию лучшим способом поведения, и в этом случае становится важным успокоить его, показать, что вы не опасны для его выживания. Это необходимо для того, чтобы животные системы выключились, а вы могли достучаться до разума и найти взаимоприемлемое решение или объяснить, в чём неправ соперник и почему ему стоит в чём-то уступить. Особенно часто эта проблема возникает с пьяными.
2.4 Четвёртое. Находясь в конфликтной ситуации, необходимо помнить, что в одно и то же время мы находимся на разных уровнях существованиях. На первый взгляд конфликт - это противостояние двух людей, но это кажется. Ситуация всегда немного шире. В то же самое время вы являетесь гражданами государства, у вас может быть разный пол, возраст и ещё целый ряд обстоятельств, которые при правильном взгляде значительно изменяют картину происходящего. В некоторых культурах, например, спор молодой женщины и пожилого мужчины был невозможен даже теоретически. В наше время молодых парней следует учить, что девушкам в силу особенностей устройства свойственна некоторая повышенная эмоциональность и стремление всячески уколоть самцов, поэтому на их обидные слова не стоит особенно обращать внимания и ни в коем случае никогда нельзя бить (кроме случаев предотвращения тяжёлых преступлений, разумеется).
Это непросто, но очень часто бывает полезным переключиться между разными уровнями, например, взглянуть на ситуацию "сверху".
Пример 1. Если вы едете в электричке и вас начинает дразнить и оскорблять хулиган при насмешливой поддержке его компании, а затем предлагает выйти в тамбур и обсудить ваши недовольства, то на первый взгляд это борьба между двумя крутостями двух отдельных людей. Кажущиеся варианты поведения - 1) убежать, 2) выйти в тамбур и устроить сражение, 3) заплакать, 4) искать поддержки у окружающих людей (и, скорее всего, не найти). Попытка найти лучший вариант поведения в такой ситуации невозможен - все эти варианты заведомо проигрышны. Убегающего догонят. Если вы победите в сражении в тамбуре, подлецы наверняка постараются привлечь вас к уголовной ответственности (такова суть подлецов), и вам будет нечем крыть, так как у них будут телесные повреждения и они первыми подали заявления. Если вы проиграете в сражении, ваше здоровье будет под угрозой. Если вы заплачете или будете кричать "помогите", вам скорее всего, не помогут, а вы будете чувствовать себя слабым.
Однако, если подняться и взглянуть на ситуацию "сверху", то эта ситуация юридическим языком описывается примерно так: "группа антиобщественных элементов пытается развлечься унижением честного гражданина общества, с угрозой избиения и нанесения телесных повреждений". И это совсем иная ситуация, чем борьба одной крутости против другой. Если вы вслух скажете хулиганам, что развлекаться издевательствами над обычными гражданами - это неправильно и богопротивное занятие, то вы заведомо поставите себя выше скотов. В этом случае вы ставите хулиганов в положение обезьян, сражающихся за статус высшего животного доминирования, а вы приобретаете качество благородного человека, борющегося за праведные законы общества.
Дальше можно поговорить о том, что родители растили детей не для того, чтобы они стали хулиганами и их убили в электричке (или посадили за глупый кураж), а для того, чтобы они стали опорой в старости и пользой для общества. Понятно, что злобных хулиганов не перевоспитать несколькими словами (хотя кое-кто из полупьяных молодых людей может и одуматься) и вся эта демагогия совсем для другого. Все эти слова нужны для того, чтобы изменить качество ситуации и дать людям возможность остановиться, это способ показать людям, что не будет никакого подросткового пихания за звание самого крутого и всё будет очень по-взрослому, что их посадят или убьют.
Если хулиганы начнут угрожать избиением за неприятные слова, нельзя угрожать и нападать первым. Пока дело остаётся на уровне слов, пусть остаётся на уровне слов. Можно назвать их трусами, боящимися напасть на одинокого путника. Можно кинуть фразу "При таком поведении вам не стать достойными людьми", для людей, которые живут ради повышения статуса животного доминирования, осуждение общества очень действенно.
Если они не рискнут напасть, то выставят себя подлыми трусами.
Если они рискнут напасть, у вас будут свидетели, что вы сделали всё, что могли для того, чтобы уговорить их одуматься. Вы вели себя безупречно и точки зрения уголовного суда, и с точки зрения Божественных заповедей.
Далее не имеет значения, как будет развиваться ситуация. Если вы сильный человек и примите бой, то даже в случае убийства хулиганов вас не осудит никто. Это полностью их вина. Если вы слабый человек, примите бой и вас начнут побеждать, то вот тут как раз вам могут прийти на помощь, так как вы поставили себя как правильного лидера общества, помочь таким и защитить таких людей лестно для любого человека. Хорошо бы ещё перед началом драки произнести что-нибудь в духе "Бей злодеев". Если вы слабый человек и убежите, то вас опять же никто не осудит - вы опустили подлых скотов туда, где им и место, отступление в бою - не поражение, а способ вернуться с большими силами и победить.
Даже если вас убьют, то это тоже хорошо - вы придёте к Богу праведным человеком, который всё сделал так, как надо, а это как раз то, к чему должен стремиться каждый христианин.
Пример 2. Во время ведения деловых переговоров некоторые люди умеют давить на собеседника так, что способны выторговать себе такие условия, при которых другой человек и его предприятие оказываются в убытке. Если действовать только на уровне "моя жадность против твоей жадности", то бороться против таких людей почти невозможно. Но если подняться уровнем выше, то можно увидеть, что это не противостояние двух личностей, а договор об условиях взаимодействия двух предприятий, от существования которых зависят множество работников и продукция которых важна для всего народа. Если поставить одно из предприятий в условия работы в убыток, то оно просто исчезнет. Эта простая мысль может придать много сил в переговорах.
Пример 3. Можно выходить не только уровнем вверх, но и уровнем вниз.
В некоторых случаях бывает полезно принять образ чистого ребёнка, который с точки зрения детской логики и желания всего хорошего всему миру пытается вникнуть в несообразности мира взрослых, нечто в духе "О том ли мы мечтали в детстве?". Прикидываться ребёнком или даже дурачком вообще полезно, а вот изображать из себя умного или мудрого - верный путь попасть под осмеяние.
2.5 Пятое. До тех пор, пока вы не избавитесь полностью от страстей и не научитесь быть беззлобным в любой ситуации, лучше принять для себя правило "в конфликтной ситуации говорить только строго по делу и не реагировать на эмоции окружающих". Дело в том, что в конфликте или при "горячем" обсуждении срочных дел обычные люди, как правило, не контролируют эмоции, и вместе с идеями по сути дела идёт большой поток мусора: оскорбления, намёки на то, что ты не умный и не способен здраво принимать решения, клевета и насмешки. Отвечать на всё это ответными насмешками или в духе "сам дурак" - верный способ провалить дело и показать себя очень глупым. Лучше будет проигнорировать всё, что не является деловыми предложениями, проигнорировать все намёки, из которых не следуют действия, и не реагировать на эмоции и оскорбления.
Нечто в духе: "Вы хотите напасть на меня? Нападайте. Но обсуждать ваше мнение о моей шапке, росте или других качествах я не буду. Вы злоречивые люди, вы недостойны диалога со мной. Не нападаете? Тогда я пошёл по своим делам".
Такое поведение выгоднее ещё и тем, что нападающие часто пытаются спровоцировать оскорблениями на необдуманные поступки, или для того, чтобы затем выставить себя потерпевшей стороной.
2.6 Шестое. Не позволяйте заигрывать с собой. Все вокруг должны знать, что каждое дёргание за уши или пинок в спину вызовет не весёлую возню, а сломанную руку или удар в челюсть. Сразу ломать руки не надо, сначала стоит несколько раз предупредить. Первый раз - словами, второй раз - пощёчиной. Недостаток такого поведения в том, что вы не сможете весело возиться с окружающими, но это окупается тем, что никто не сможет устроить вам травлю под видом как бы дружеских пинков и дёрганий. Существуют множество примеров того, как злобные компании затравливали людей до самоубийства именно через такие "шуточные" атаки. Это особенно актуально для молодёжных коллективов - в школе, в армии и т.д.
А поиграть и повозиться вы можете с проверенными друзьями или в спортивной секции боевых искусств.
2.7 Седьмое. Мы не избегаем применять силу, но применяем её ровно столько, сколько нужно, чтобы изменить случившуюся ситуацию к лучшему, и не больше.
Например, если какой-то человек думает, что делать другим людям больно очень весело, то нужно ему сделать больно так, чтобы он прочувствовал, что это совсем не весело. При этом никаких долгих избиений, унижений, криков с оскорблениями и прочих проявлений мести быть не должно.
2.8 Восьмое. Мы не убиваем.
Простым людям конфликт с предполагаемым противником видится только в двух вариантах: либо убить противника, либо проиграть. В реальности существует намного больше возможностей. Христиане не убивают потому, что таков путь любви к человечеству. Цель нашей жизни не в том, чтобы целиком и полностью очистить мир от "неправильных" людей, а в том, чтобы каждый из живущих здесь людей (из которых все являются по-своему "неправильными") прожил как можно дольше, увидел всё, что хотел бы показать ему Господь, и продвинулся немного дальше по пути мудрости... или хотя бы по пути переосмысления отрицательного опыта. Если человек умрёт, он не сможет измениться и стать чем-то более ценным для Господа.
Стоит заметить, что в данном случае любовь - это не приятное ощущение, а тяжёлый труд. Подробнее тема о том, как выживать в реальном мире с запретом на убийство, обсудим в конце книги.
2.9 Девятое. Мы думаем о последствиях.
Обычные люди в случае быстрых или конфликтных событий обычно делают то, что делают в таких случаях другие люди - ругаются, угрожают, оскорбляют. Мы не делаем того, что хочется, мы не делаем то, что общепринято делать в похожих случаях. Мы изучаем суть происходящего, рассматриваем разные варианты поведения и выбираем из них такой, при котором ситуация будет решена наилучшим образом.
Заметим, что научиться вести себя таким образом очень непросто, даже после волевого решения быть всегда хорошим и вежливым. Первое время во время конфликтов всё равно забываешь про все правила и ведёшь себя как рычащая скотина. Умение себя контролировать приходит со временем.
2.10 Десятое. Мы думаем о том, какой образ воплощаем.
Говорить без гнева, только по сути дела и вежливо - это очень правильно, этого очень тяжело достичь, но этого мало. У нас есть чувства, мы можем говорить с выражением, изображая собой некоторый художественный образ, и нет никаких причин этого не делать. Правильно изображая чувства и эмоции, можно донести до другой стороны информацию намного эффективнее, чем говоря ровным тоном. Выше уже говорилось, что можно изображать образ "чистого ребёнка". Но можно изображать и мудреца, скорбящего обо всех проистекающих от греха печалях мира. Можно изобразить и резкого, быстрого "отца народа". Разные образы используются для разных ситуаций и для разных людей.
Некоторые психологи пишут, что лучше всего люди понимают тех, кто больше всего похож на них. При продажах автомобилей, например, рекомендуют по первым словам определить тип человека и далее подлаживаться под его тип. Одни люди быстрые, они стараются быстро ухватить суть и полететь дальше. Другие въедливые, таким важнее знать все подробности. Для третьих важнее получить как можно большую скидку, и при этом они могут купить более дорогой товар только ради того, что у него скидка больше. Четвёртым важнее эмоциональный контакт, им хотелось бы с вами подружиться, и если вы им улыбнётесь и доброжелательно поговорите, то ради вас они могут купить то, что им, может быть, и не очень подходит.
Из сказанного очевидно, что не только вы можете изображать какой-то образ, но и другие люди могут пытаться манипулировать вами, принимая тот или иной образ. Описанный выше пример с продавцами автомобилей - не самый худший вариант. Иногда это могут быть явные злоумышленники. У некоторых из них очень отработанные способы прикидываться кем-то другим: студентами, многодетными родителями, работниками коммунальных служб и кем угодно ещё. Знание об использовании образов позволяет легко выходить из-под действия чужих манипуляций. Правила тут достаточно простые: не позволять давить на чувства, ничего не покупать под давлением, ничего не покупать в условиях, когда вас торопят нехваткой времени, помнить о том, что продавцы всегда действую не в ваших интересах, а в интересах прибыли. Особенно всякого рода уличные мошенники...
2.11 Одиннадцатое. Смена реактивного поведения на активное.
Дети и животные реагируют на то, что им не нравится, недовольством, которое высказывают без каких-либо тормозов. Взрослые люди, решившие стать добрыми христианами, могут со временем научиться реагировать на разные события вежливо и с пониманием чужих проблем или неловкостей. Но реагировать на то, что уже произошло, не так хорошо, как заранее осознать суть происходящего, предсказать поведение окружающих и предпринять такие действие, которые предотвратят возможные неблагоприятные события (такое поведение можно назвать активным поведением). Разумеется, такое не всегда возможно, но сама мысль о том, что поведение необходимо изменять с реактивного на активное, может значительно изменить человека, так что эту идею стоило озвучить.
Часть 3. Поведение в конфликтах.
3.1 Святые отцы древности учили бороться с гордостью, учили просить прощения и извиняться во всех случаях, даже тогда, когда человек не был виноват. Мало того, учили просить прощения особенно в тех случаях, когда ты не виноват, так как это позволяет наиболее эффективно бороться с гордостью. Строго говоря, это прекрасный образ поведения, который снимает большинство проблем и в бытовых, и в семейных конфликтах, и в разных обстоятельствах на производстве. Некоторые из наиболее развитых современных психологов сами дозрели до этой мысли, в некоторых книгах можно встретить советы в духе "Никогда не оправдывайтесь перед начальством, так как оправдания воспринимаются как ответная агрессия". Что это, как не та же самая идея, которой учили святые отцы первых веков христианства?
Однако, существуют разные конфликты, в которых требуется нечто большее, кроме простых извинений, поэтому разберём их подробнее.
3.2 Нападение оскорблениями. Это самый простой тип конфликта, взрослые редко встречаются с такими вариантами, такие нападения более характерны для детских коллективов. При таком нападении один или чаще несколько человек начинают оскорблять жертву для того, чтобы поразвлечься издевательствами, возвысить себя через осознание способности причинять боль. Как правило, при этом материальных целей или целей избиения нападающие не ставят. Такие нападения могут стать большой проблемой, если повторяются часто в коллективах, из которых ребенок не может уйти (школа, детский сад), особенно если к этой травле со стороны компании нескольких злодеев присоединяются другие дети. Всем хочется, чтобы их любили, инстинкты требуют заслужить одобрение коллектива, а ещё лучше - добиться высокого статуса в области животного доминирования. Поэтому травля со стороны нескольких людей воспринимается как травля коллектива, что ведёт к ощущению полностью неудавшейся жизни.
Однако, противостоять такого рода нападениям и травлям очень просто, даже если в травле участвует весь коллектив. Для этого необходимо вспомнить, кто мы есть. Мы люди добрые, созидающие, мы живём любовью ко всему сущему, созиданием и взаимопомощью. Мы будем делать это в любом случае, что бы ни говорили разные злодеи о нашей неловкости. Поэтому мы неуязвимы. Стоит ли говорить эту мысль вслух - зависит от ситуации. Если в нападении участвуют маленькие дети, ещё не вставшие окончательно на путь зла, или если нападает большая часть коллектива, стоит сказать: "Мы люди добрые, созидающие, мы живём любовью ко всему сущему, созиданием ради всеобщего блага. Мы будем делать это в любом случае, что бы ни говорили разные злодеи о нашей неловкости". Если нападает явная шпана, про которую очевидно, что она не изменится, трясти воздух не стоит. Достаточно сказать что-нибудь в духе "Издеваться над другими людьми ради собственного удовольствия - это путь недоумков и нездоровых людей, неспособных к созиданию и бесполезных для общества. Это неправильно, праведные люди так не делают. Вы негодные люди, вам лучше исчезнуть".
Как вариант, такой ответ можно использовать и в ответ на обычные дразнилки. На дразнилку в духе "Ты глупый и негодный" сначала сказать: "Да, я человек ограниченный, многого не умею, живу только потому, что Промысел Божий мои ошибки исправляет. Но я добрый, живу созиданием ради общего блага. А вот вы зачем зря трясете воздух, сыплете оскорблениями? Может быть, вы злодеи, которые получают удовольствие только от того, что делают другим больно? Таких надо уничтожать". В ответ на следующие дразнилки можно по очереди повторять мысли про то, что так делают только злодеи и что злодеев надо уничтожать.
Как вариант, с самого начала можно сказать: "Оскорблять других людей ради собственного удовольствия неправильно и недостойно. Так вам не стать достойными людьми".
После такого ответа нападающие могут сколько угодно пытаться осмеять вашу одежду, поведение или внешность - они уже никак не смогут уязвить вас, поскольку помещены в раздел нежизнеспособных созданий и всем дальнейшим поведением только подтверждают это определение, в том числе в глазах окружающих людей.
К драке в этом случае переходить нельзя - пока слова остаются словами, силу не применяем. Силу начинаем применять только тогда, когда создаётся угроза для жизни или когда начинают бить для того, чтобы получить удовольствие от чужой боли.
Возможна ситуация, при которой большая часть коллектива или даже весь коллектив, кроме вас, считает, что издеваться над другими - это забавно, и это то, чем стоит заниматься. В этом случае придётся жить в одиночестве и нисколько не печалиться данным фактом, поскольку вы - здоровый человек, а весь остальной коллектив - порочные люди, которые неизбежно погибнут тем или иным способом просто вследствие своей порочной сути. Придётся просто искать созидающих людей вне данного коллектива и дружить с ними.
3.3 Конфликт из-за слишком обидного возмущения.
Такие конфликты возникают в результате того, что одна сторона сделает что-нибудь неправильное, вторая (пострадавшая) сторона возмутится, но слишком обидно для первой стороны, в результате чего далее конфликт развивается из-за обиды первой стороны на слишком оскорбительные слова пострадавшей стороны.
В мире обычных людей именно из-за таких конфликтов гибнет много людей. Обе стороны считают себя обиженными, из-за чего конфликт развивается по возрастающей и переходит в драку.
Как себя вести в таком конфликте на месте пострадавшей стороны? Во-первых, мы в такие конфликты на месте пострадавшей стороны не попадаем, поскольку мы ещё в самом начале, в первой части договорились, что ко всем людям обращаемся уважительно, начиная с любых положительных эпитетов, которые подчёркивают жизнерадостность, могучесть или дееспособность других людей. Можно обратиться и просто "уважаемый", или по возрастной / половой принадлежности ("молодёжь", "девушки" и т.д.). В этом случае никто обидеться на слишком жёсткий выговор не сможет. Во-вторых, если обидное слово всё-таки прозвучало (например, к матерящемуся в автобусе пьянице вы обратились со слова "отстой" и он пытается свести обсуждение к тому, что его обидели), то возможны два варианта поведения. Первый вариант - извиниться за обидное обращение и далее обсуждать суть дела. Второй вариант - пообещать назвать ещё сильнее ("я тебя ещё не так назову") или даже пообещать сделать что-нибудь за прегрешения противной стороны, если они достаточно велики. Здесь, разумеется, надо быть готовым к усилению конфликта, возможно, к тому, что придётся действовать силой.
Как себя вести, если вы ошиблись и вас обругали слишком сильно, с вашей точки зрения, да ещё с упоминанием разных сексуальных дел и родителей? Извиниться за то, что вы нанесли вред добрым людям. (Извиняться за беспокойство и нанесённый вред никогда не зазорно, это правильное поведение правильных людей). А про обидные слова кратко сказать, что вы никаким боком не являетесь тем, чем обозвали вас или родителей, что вы живёте праведностью, чистотой, созиданием и заботой о благе всех людей. Если потерпевший из-за сильного ущерба будет и дальше извергать привычные ругательства, извиниться ещё раз. Извиняться можно сколь угодно долго, со временем оскорбляющий будет выглядеть всё более смешным, а вы всё более уважаемым человеком.
3.4 Конфликт, в котором вас обидели, а потом ещё и обругали за то, что стояли не в том месте.
Такие конфликты часто случаются в транспорте, когда, например, вас толкнут, наступят на ногу, а потом ещё и обругают за то, что вы стоите не в том месте, где хотелось бы нападающему. Такие ситуации случаются и на работе, когда вас ругают за придуманные начальством недостатки (или за недостатки, появившиеся по вине начальства).
Что делать в этом случае? Извиниться и отойти в сторону. В транспорте или в магазинах такого рода конфликты затевают, как правило, люди с больной психикой, такие, которым необходим скандал ради скандала, для того, чтобы почувствовать возбуждение. На работе тоже возможен вариант начальника, который придирается к подчинённым по мелочам исключительно ради того, чтобы насладиться своей возможностью мучить других людей.
Если вы будете что-нибудь объяснять, оправдываться или доказывать, то вы только дадите скандалисту то, что ему нужно - возможность попить из вас крови. Так что тут только два варианта - либо извиняетесь и отходите в сторону, либо сразу заявляете нахалу, что видите его насквозь, что он пришёл сюда устраивать скандалы, а не мирно жить с другими людьми, а затем выгоняете его из транспорта. Во втором случае будьте готовы к драке и к официальному уголовному (или административному) преследованию.
В случае конфликта на работе необходимо просто убирать заранее все зацепки, к которым вампир - начальник могу бы придраться. Если на дурацкие требования начальства приходится тратить слишком много времени и от этого страдает дело, то пусть страдает: за несделанное дело будет наказано начальство. В случае, если речь идёт о деле, жизненно необходимом для всего народа, приходится начинать войну и затевать интриги с целью уничтожения действующего начальства и приведения к власти более дееспособных людей (подчёркиваю, не идеальных, а дееспособных на данной должности). Таков путь разумных существ: не всегда получается плыть по течению и делать то, что приказывают. Иногда приходится делать всё наперекор начальству и даже наперекор всем традициям всего остального человечества. Иногда люди это оценивают с благодарностью со временем, а иногда и нет. Иисуса Христа вот не оценили сразу.
3.5 Грабёж с применением силы без попыток убийства.
Во взрослом варианте поведение в случае грабежа не вызывает особых сомнений - если у вас есть силы, применяете силу (не убивая и не оскорбляя), если у вас сил недостаточно, спокойно позволяете вещам или деньгам уйти к захватчикам. Можно вдогонку сказать, что отобранные или украденные вещи никогда не приносят радости, что это грех, который вернётся к грабителям в том же объёме.
Если те суммы денег или вещи, которые у вас пытаются отнять, необходимы для выживания и вы (или другие люди) можете умереть без них, то такой грабёж следует считать попыткой убийства, и в этом случае действия должны отличаться.
Тяжелее найти правильное решение в детском варианте. Для ребёнка некоторая игрушка или самоделка, или возможность поиграть с определённым человеком может быть дороже всех остальных вещей, дороже еды и многих других, жизненно важных с точки зрения взрослых людей вещей. При этом другие дети могут сломать этот предмет или не пустить в компанию играть именно потому, что знают, что это нанесёт человеку наибольшую боль, назло. В этом случае очень тяжело решить, какое поведение будет наиболее правильным с христианской точки зрения.
Можно руководствоваться следующими соображениями: Не стоит мстить, не стоит бить противника в качестве мести. Не стоит ломать дорогие для него вещи. Не стоит откладывать на будущее план страшной мести, до обстоятельств, при которых противник будет в уязвимом состоянии (такая память о мести больше разрушает мстящего, чем обидчика). Всех прощаем, ни на кого не держим зла, особенно если игрушка была сломана случайно (в этом случае прощаем человека совсем, слегка пожурив его).
Но если зло было причинено намеренно, в качестве развлечения, то такое оставлять безнаказанным нельзя. Представьте, что при вас намеренно делают больно другому человеку, неужели вы бы не вступились? То, что на месте обиженного находитесь вы, ничего не меняет - в человеческом коллективе не должно быть людей, которые развлекаются чужой болью. Защищайте себя так, как будто защищаете другого человека. В этом случае, наверное, стоит сказать вслух, что мы противника прощаем и зла на него не держим, поскольку Господь учил прощать. Но для того, чтобы противник запомнил, что развлекаться чужой болью не стоит, он будет наказан определённым образом. Далее называете, каким именно образом будете наказывать, и делаете с противником только то, что обещали, и ни каплей больше, даже если он ухитрится в ходе противостояния что-то вам сделать или ударить. Без злобы, без обиды, без оскорблений. Это должно выглядеть наказанием, а не дракой.
Если противник намного больше и сильнее вас, необходимо нанести ему такую боль, чтобы он понял, что издевательства даже над намного более слабыми существами могут привести к недопустимо большому для него ущербу. То, насколько вы будете при этом избиты, не имеет значения. Если отпустите злодея без наказания, он сделает кому-то ещё больнее, а потом привыкнет так идти по жизни и станет бандитом (или просто бытовым хамом).
3.6 Грабёж с попыткой убийства или убийство ради собственного возвышения.
При встрече с людьми, которые твёрдо намеренно вас убить, вариантов нет: либо вас убьют, либо вы уничтожите соперников. Примечание: слово "уничтожить" не тождественно слову "убить". Если есть возможность переломать или повредить конечности, а затем сдать противников властям, то лучше не убивать. Однако, если на вас нападают превосходящими силами в малолюдной местности, то тут вариантов почти не остаётся: врагов придётся уничтожать максимальным образом как минимум до тех пор, пока они не останутся в меньшинстве.
Никакой пощады к нападающим быть не должно: мы добрые созидающие люди, мы - основа мира и те, благодаря кому мир живёт и развивается. Они - разрушители и паразиты, опасные для всех остальных людей. Поэтому уничтожаем их без сомнений. После победы можно проявить милосердие и подлечить врагам раны. Но только после победы.
3.7 Нападения организованных грабительских групп.
Довольно часто возникают такие случаи, когда в небольшой области возникает спаянная организованная грабительская группа, с которой власти ничего не могут сделать. При этом власти ничего не делают с такими группами либо потому, что подкуплены, либо потому, что ограничены требованиями законодательства и реагируют слишком медленно. Пока такие группы занимаются только расхищением магазинов или складов, обычным людям можно не реагировать, надеясь на то, что правоохранительная система рано или поздно изменится и сработает как надо. Но как только преступники переходят к убийствам и изнасилованиям, необходимо объединяться и физически уничтожать преступников. В этом должны участвовать как воины, допускающие для себя возможность убийства, так и те из христиан, которые не допускают для себя идеи убийства. Они смогут помочь полноценным воинам, задержав преступников, а казнить будут уже воины.
Государственные системы обычно не очень приветствуют разного рода самосуды, участвующих в них стараются наказывать сильнее, чем преступников - убийц. Государство следует за это простить. У него свои задачи - чтобы не возникали конкурирующие с государством центры силы. У народа свои задачи - чтобы паразитические группы не уничтожали народ. Примирить эти противоречивые стремления невозможно, поэтому придётся как-то выходить из положения в каждом конкретном случае.
Последовательность действий во время конфликта
В заключение опишем последовательность действий во время конфликта.
Сначала мы смотрим на человека и пытаемся понять, кто перед нами и в каком состоянии. Если это человек в состоянии паники или в состоянии сильного гнева, под контролем автоматических систем, то первым делом его надо успокоить и показать, что мы не угрожаем его выживанию, чтобы отключились автоматические системы и начал работать разум. Если мы видим, что перед нами любитель скандалов, человек, который не может жить без скандалов, то всерьёз его воспринимать не стоит. На его требования и оскорбления можно не реагировать. Можно немного посмеяться, что-нибудь в духе: "Ты так хорошо ругаешься, наверное, в каждом магазине тренируешься?". На оскорбления не реагируем, на все обидные словами реагируем лёгкой насмешкой. В конце общения можно сказать в лицо, что мы видим профессионального скандалиста насквозь, что жить скандалами с другими людьми и издевательствами над другими нехорошо и достойно всякого осуждения. На новые порции оскорбления реагируем можно реагировать либо смехом, либо ласковыми укорами в недолжном поведении.
Необходимо заметить, что бывают и такие люди, которые ведут себя нагло и агрессивно, пока считают вас слабыми. Этим стоит как-нибудь показать, что вы не слабы и можете устроить много проблем. Особо буйных можно стукнуть по морде, остальным хватает легкого намёка на то, что вы примените силу сразу после их нападения. Не грубить, не угрожать, не запугивать, спокойно сказать: "Хочешь напасть - нападай. Но тогда я тебя поврежу, и сильно".
С остальными людьми разговариваем вежливо, уважительно, только по сути дела, даже если они ругаются и переполнены эмоциями.
Следующий этап - определить, в чём суть конфликта и как его можно решить к общему удовольствию. На этом этапе надо придумать, что именно и в каком порядке мы будем говорить. Здесь стоит напомнить, что мы, как добрые христиане, не унижаем и не оскорбляем других людей. Иногда даже стоит предложить противостоящей стороне вместе подумать о наилучшем решении. Как это ни странно, при совместном обдумывании иногда находятся очень неплохие решения.
Третье дело - перед тем, как озвучить любое ваше решение или совершить любое дело, думаем, в каком художественном образе и изображая какой образ мы будем это все делать и говорить.
Часть 4. Семейные конфликты.
Про то, как вести себя в семье, лучше было бы написать отдельную книгу. Мужчины и женщины очень отличаются по мотивации в жизни и по нюансам поведения, описывать их можно очень долго, особенно когда она накладываются на лень и заносчивую гордость. Пока никто не готов написать такую книгу, это будет задача следующего поколения. Во многом это научная работа, которая требует изучения различных вариантов поведения и обработки большого объёма статистики. В настоящее время можно озвучить только очень общие, предварительные соображения и рекомендации. Кроме того, эти рекомендации будут разными для мужчин и женщин.
4.1 Из общих соображений первым следует сказать, что в семье никогда нельзя наказывать, ругать за несовершенства и высказывать недовольства раздражённым тоном. Окружающие могут поступать совершенно нерационально или делать вредные с вашей точки зрения вещи, однако, даже в случае больших потерь не стоит высказывать им гневное раздражение. Лучше сказать в духе "Я думаю, лучше было бы сделать это следующим образом...". Можно попробовать объяснить, почему некоторый способ действий вреден, но недолго, чтобы речь не превращалась в долгое бурчание.
Если старшие люди привыкли что-то делать так, как вы считаете неправильным, то делайте это так, как делают старшие. Пусть это будет персональной традицией вашего дома.
Из правила сдерживания эмоций есть исключения. При общении любящих супругов всё время говорить ровным тоном не стоит, это будет воспринято, как эмоциональная холодность или безразличие. В это случае допустимы полушутливые восклицания в духе: "Зараза ты моя любимая, какие ужасные вещи ты натворила!". Но после резких воплей должны последовать извинения за эмоциональность, объятия и уверения в нежнейших чувствах.
При воспитательных мероприятиях с детьми тоже нельзя говорить без выражения, если ребёнок что-то испортил, он должен быть отруган с чувством и долго, чтобы дошло (но не очень резко и не очень долго). Психологи рекомендуют в том случае, если все аргументы закончились, а выговор ещё надо продолжить, повторять уже использованные аргументы. В данном случае имеет большее значение не смысл сказанного (у детей желания всё равно превышают любые запреты и правила), а эмоциональная реакция взрослого.
4.2 Женщины должны знать, что мужчины живут свершениями. Для них очень важно, как их оценивает общество, или насколько они выполнили долг. Это не пренебрежение семьёй, на это не стоит обижаться. Иногда можно мягко напомнить, что семья тоже требует заботы и ресурсов.
Существует множество особенностей, которые отличают восприятие мужчин и женщин. Например, мужчины намного тяжелее переваривают информацию, после возвращения с работы им необходимо либо помолчать, либо отвлечься (ранее в этом случае читали газету за ужином, в наше время мужчины могут уткнуться в интернет или в телефон). Это не пренебрежение супругой, когда мужчина отдохнёт, он станет доступным для общения и сам заговорит. Следует просто подождать.
4.3 Мужчины должны знать, что женщины намного больше подвержены чувствам, чем мужчины. Там, где мужчина сможет быстро подавить гнев и перейти к осмыслению происходящего, женщины будут очень долго высказывать чувства и останавливаться не захотят. Аналогично, если женщин что-то расстроит, или возникнет ощущения безрадостной жизни от плохой погоды, они могут начать капризничать и высказывать супругу недовольство на пустом месте. В этом случае не надо ни оправдываться, ни вспоминать недостатки супруги, следует её утешить и уверить в полнейшей любви и преданности.
Понятно, что во многом это зависит от уровня развития человека, от уровня самоконтроля и духовного развития, но в среднем женщинам тяжелее справляться с чувствами.
4.4 При общении с подростками (а иногда и со сварливыми женщинами) в ответ на резкость или неуважительный ответ (а то и на прямое оскорбление) не следует грозить наказаниями, божьими карами, не надо оскорблять или припоминать чужую неловкость. В этом случае лучше сказать: "Неправильный ответ. Правильнее было бы сказать...." (далее дать вежливый вариант ответа), или "Такой ответ ведёт совсем не к тем последствиям, которые тебе хотелось бы. Ты хотел бы таких последствий (далее перечислить все, что следует за оскорбительным поведением)? Или ты хотел таких-то последствий..., для этого тебе следовало сказать так-то".
Часть 5. Работа с животными программами.
Те, кто попробуют следовать приведенным выше советам, очень быстро убедятся, что это почти невозможно. Разные хорошие идеи вспоминаются, как правило, только тогда, когда конфликтная ситуация уже закончилась. К собственному стыду убеждаешься, что в конфликте в очередной раз действовал так, как привычно, как будто мозги отключились и за тебя действовал кто-то другой, заставлял материться и лезть драку. Это явление необходимо обсудить.
Встречались ли вы с таким явлением, когда после конфликтной ситуации, в ходе которой вас пытались унизить, раз за разом возвращаются мысли о прошедшей ситуации с разными вариантами поведения? Даже когда вы говорите мыслям: "Уйдите, я считаю, что вёл себя в этой ситуации правильно", они всё равно возвращаются, показывая различные обидные для противника варианты слов и поведения? Как это ни странно, два этих явления (потеря самоконтроля и возвращение обидных мыслей) близко связаны.
До сих пор человечество слабо задумывалось о том, что Господу Богу при создании человека было необходимо заложить в его устройство не только физические органы (сердце, желудок, мозг и т. д.), но ещё и программы поведения, инстинкты разных уровней. То, что сейчас называют "прикладным программным обеспечением". Мы начали задумываться об этом только сейчас, с появлением компьютеров.
Эти инстинкты (программы) должны обеспечивать выживание человека (да и любого животного) даже тогда, когда разум отключён. Программы низшего уровня с первых секунд жизни подсказывают, когда надо сосать грудь, писать, спать или отдыхать. Программы посложнее возбуждают любопытство, заставляют подражать старшим во всех делах, заставляют стремиться к первенству в стае, заставляют стремиться к достижению высокого статуса и одобрения стаи, заставляют желать секса и так далее. Умиление от детей и даже способность чувствовать сострадание тоже в некоторой степени определяются этими программами.
Ещё более сложные программы пытаются управлять поведением, в опасных для выживания ситуациях они отодвигают слабое явное сознание в сторону и заставляют человека делать то, что делали в похожих ситуациях те люди, которые победили (с точки зрения животных программ победили). По идее, эти программы должны срабатывать тогда, когда явное сознание растеряно, неопытно или вообще отключено. Они должны обеспечивать выживание организма в любых условиях. Именно они заставляют людей при отравлении угарным газом метаться по дому и лезть в любые дыры, похожие на дверь, или карабкаться на спасателя при опасности утонуть (и топить обоих), или при пожаре толпой стремиться к выходу (в результате чего все застревают и все сгорают). Очень часто люди, спасшиеся из тонущих кораблей или горящих домов, не помнят, как они это сделали. А они этого и не делали. Их заставила выползать автоматика.
Создавать такие программы очень тяжело. Поскольку они не включают разумную деятельность и не моделируют ситуацию, а тупо повторяют то, что видели раньше (как вариант - делают то, что заложено в программе), очень часто они действуют с точностью до наоборот. Это очень сложные программы. Проблем при создании таких программ очень много - начиная от определения признаков наступления опасной ситуации до подбора подходящего образа поведения, для чего в свою очередь используется ряд других программ - обучение подражанием по примеру взрослых, сортировка признаков победы, и так далее. Ещё надо как-то отключить явное сознание, для чего тоже используются разные способы. В каждом из этих дел программа может ошибиться, в результате чего человек будет действовать неадекватно. В условиях социального общества, а не животной стаи, автоматические системы, созданные для выживания в животной среде, будут ошибаться почти всегда. По этой причине люди, которые не хотят переосмысливать своё поведение и думать о последствиях своих поступков, люди, которые хотят делать только то, что хочется, будут вести себя в обществе почти всегда неадекватно, во вред себе. Если мы не хотим, чтобы во время конфликта нами управляли глупые программы, необходимо будет изучить эту проблемы и найти способы выхода из-под действия животных программ. А для этого придётся для начала описать проблемы некорректной работы программ по каждой из их задач.
Первым делом обсудим, при каких условиях у человека включаются режимы паники или сильного страха, в результате чего он переходит в режим действий под управлением автоматических программ? Очевидно, признаки опасной ситуации автоматика берёт из опыта человека - громкие звуки, взрывы, характерные слова нападающих, наблюдение сцен гибели других людей, пожар, падение предметов, боль. У неповреждённых людей такого опыта немного, опыт болей при рождении и опыт детских драк - и всё. Поэтому в критических ситуациях такие люди как-то могут соображать. У людей, побывавших на войне или в других болезненных ситуациях, этот опыт намного тяжелее. Если взять доступный пример из кино, то можно вспомнить фильм "Битва за Севастополь". Там показана сцена (1943 год по сюжету фильма), в которой у жены американского президента упала крышка от сковородки, а бывшая у неё в гостях Людмила Павличенко, женщина - снайпер из СССР, пережившая несколько бомбёжек и контузию, упала на пол и стала закрывать голову руками. Это явление широко известно в военной психологии.
Для нас важно отметить то, что в реальности отмечалось достаточно много случаев, когда бывшие военные убивали или били своих домашних тогда, когда совсем этого не хотели - очевидно, из-за какого-то громкого звука или просто из-за злости в конфликте включался режим привычного поведения "убей всех вокруг". Часто такое случается в результате опьянения, при опьянении явное сознание в большей части отключено спиртом и автоматике намного легче получить контроль. Такое может произойти не только с бывшими военными - звяканье ложечки в стакане может напомнить человеку неприятные минуты у стоматолога, и тогда вы вместо доброго товарища увидите агрессивное животное. Аналогичный эффект может произойти, если во время семейной ссоры голос одного из супругов напомнит другому какие-то очень неприятные моменты из детства.
Здесь стоит заметить, что боли при родах - одно из самых сильных и болезненных воспоминаний для любого новорожденного. Они имеют очень сильное воздействие на человека, поскольку, как правило, не осознаны - человек помнит только боль и не помнит обстоятельств, при которых она была получена, из-за чего возникает ощущение абстрактной непреодолимой боли. У рождённых с помощью метода кесаревого сечения другие проблемы - них нет этих болей, но за счёт этого они не боятся даже того, чего стоило бы бояться.
Говорит В. Лавров: Кое-кто из знакомых мне "кесарят" даже в раннем детстве не боялся потерять родителей. С другой стороны, одно время я был знаком с парнем, которому во время родов ломали кости прямо при родах, чтобы извлечь из чрева. После этого даже в старших классах школы парень не мог выступать даже перед небольшой аудиторией, его сразу начинало сильно трясти. Срабатывал опыт "выходишь на свет - будет сильная боль".
Очевидно, эффект паники сильнее проявляется у тех людей, у которых сильнее эгоизм и готовность затоптать всех вокруг ради собственного выживания. Люди добрые, великодушные боятся сделать больно окружающим, думают об общих задачах и могут дольше сохранять самоконтроль даже в самых страшных ситуациях.
Во вторую очередь обсудим, какое поведение животные программы будут считать победой. Очевидно, признаками победы животное сознание будет считать: убийство противника, даже в тех случаях, когда побеждённый действовал правильнее, праведнее и погиб из-за случайности или из-за банального превосходства в численности убийц. Более громкое и более оскорбительное поведение животное сознание тоже будет считать признаками победы, и именно такое поведение будет записано в вашу память как образец. Так вы и будете действовать в конфликте, пока не измените образец (как изменять образцы - чуть позже). Силовой захват самки тоже очень полезен с точки зрения животного сознания. Любое поведение с позиции силы считается животным сознанием более предпочтительным.
Третье. Теперь обсудим самое главное - откуда автоматика берёт образы поведения в критических ситуациях и как она их применяет. Тут ситуация чаще всего похожа на анекдот: "Зачем ты стянул верёвкой человека, который не мог сам слезть с дерева? Он упал и разбился! - Так вчера же доставали человека из колодца, и верёвка сработала!". Несмотря на явную глупость такого поведения, именно так автоматика и действует в очень большом количестве случаев. Заставляет тонущего залезать на спасателя, чтобы глотнуть воздуха (срабатывает команда "Вверх!"). Заставляет при разрушении баллона с пропан - бутаном прятаться в погреб (этот газ тяжелее воздуха). Заставляет при бытовом конфликте где-нибудь в очереди применять те же обзывалки и грубости, которые применялись в детских драках. А что? В детстве помогало, и тут должно помочь. То, что в обществе поведение с позиции силы воспринимается как опасность для общества, как оскорбительная наглость, что в итоге приводит к потере лица, к презрению в глазах лучших людей общества и выталкиванию в самые низы общества с намного более слабыми шансами на выживание- этого животное сознание понять не в состоянии.
Если никаких образцов для поведения нет, то автоматика может заставить человека застыть на месте и плакать. Опять же потому, что в детстве помогало, прибегали родители и решали все проблемы, почему бы сработавшему однажды образу поведения не сработать ещё раз?
В состоянии паники животные программы заставляют человека делать то, что делают другие - все при пожаре рвутся в дверь, и я должен рваться в дверь. Того, что при этом все застрянут и не пройдёт никто, животное сознание не понимает. Это слишком сложно, это требует построения мысленных моделей. Описан случай, когда при лёгком дождике толпа с праздника пива ломанулась в переход метро (в Минске дело было, в 1999 году). Переход не мог вместить всех, возникло явление, когда общее стремление попасть внутрь усилилось так, что возник эффект паники, хотя реальной опасности не было никакой. В итоге задние ряды потоптали всех, кто упал в передних рядах, 53 погибших.
Говорит В. Лавров: "Мне приходилось наблюдать похожий эффект даже в отсутствие дождя, в Москве, на станции метро "Белорусская", где-то в 1999 году. Люди с прибывшей электрички подошли к дверям метро, из которых по недосмотру персонала была открыта только одна. В итоге все начали так упорно стремиться внутрь, что у единственной двери возникла давка, толпы слева и справа поочерёдно оттесняли друг друга от входа (сработало стремление "Вперёд, как можно быстрее вперёд!", усиленное дружным стремлением всех людей в толпе). Давление у двери выросло до такого, что рёбра у некоторых женщин могли не выдержать, кое-кто начал уже кричать, задыхаясь. Напомню, что дело происходило в условиях абсолютной безопасности, при изобилии поездов и абсолютно пустой станции метро за дверями. Только после того, как я заблокировал дверь и люди поняли, что не войдут, пока не успокоятся, все остыли и быстро, спокойно вошли внутрь. А так точно кого-нибудь задавили бы".
Можно предположить, что режим паники был встроен в программное обеспечение животных и людей для того, чтобы они в условиях сильного испуга могли действовать сообща. Табун лошадей в состоянии паники легко затаптывает любого хищника. (Впрочем, лошади в таком состоянии могут не заметить даже стены дома и разбиться. Зато все бегут вместе и изо всех сил).
Четвёртое. В заключении обсудим, как автоматика "отставляет в сторону" явное сознание. Ещё до возникновения паники, когда человек вообще не осознаёт, что делает, возможно возникновение ряда ситуаций, когда человек поступает необдуманно (например, в гневе), но при этом частично ещё ситуацию наблюдает. При этом автоматические программы выживания уже убрали явное сознание от управления, заставили его делать то, что они посчитали полезным (например, сыпать оскорблениями в гневе или слишком сильно бить детей), но у человека ещё сохраняется иллюзия, что это его решение.
С помощью каких систем автоматика может отключить или "отодвинуть" явное сознание? Строго говоря, способ только один: используя ранее запомненные страхи боли или боли от прилюдного позора. В критической ситуации автоматические программы достают память о прошлой боли и демонстрируют её явному сознанию со смыслом "Ты должен рвать всех окружающих на части, иначе будет больно, как вот тогда".
Отсюда следует очень простой вывод: люди с сильным самолюбием будут изо всех сил глушить все свои воспоминания о неприятных или позорных моментах, и поэтому автоматике у них очень легко будет довести человека до гнева с излишним применением силы, до паники или до истерики с полной потерей дееспособности. И наоборот, добрые христиане, которые все всплывающие воспоминания переосмысливают с позиций прощения и пожелания людям всего хорошего, со временем избавляются от разных болей и становятся неуязвимыми для автоматических программ, не впадают в гнев и в панику, сохраняют ясное сознание. Но об этом чуть позже.
Про режим паники стоит ещё сказать, что не всегда следует её подавлять полностью. Независимыми авторами в разные времена описано множество случаев, когда в чрезвычайных обстоятельствах люди в состоянии то ли паники, то ли каких-то других сильных чувств демонстрировали совершенно чудесные возможности. Небольшие женщины переворачивали автомобили, мчавшиеся ни их детей. Крупные мужчины ухитрялись выскакивать из маленького переднего окошка "УАЗика", падающего с обрыва в пропасть (размер окошка - около 17 см). Пилоты бомбардировщика, когда машина в результате неудачного взлёта упала и начала гореть, вчетвером выскочили из форточки пилотской кабины (на следующий день никто из них не смог просунуть в эту форточку даже голову). Так что контролируйте панику, не позволяйте ей заставлять вас делать то, что может повредить вам, но не мешайте ей давать вам дополнительные силы.
К пониманию действия автоматических программ можно придти и с другой стороны. Знаете, что происходит первое время с человеком, которые решил принять правило полного беззлобия так, как этому учил Иисус Христос - с правилом правой и левой щеки, с пожеланием всего хорошего всем людям, с полным отказом от убийства, даже в мыслях, как того требует православная монашеская традиция? А происходит первое время то, что ничего не получается. В конфликтных ситуациях всё равно гневаешься и ругаешься, вместо отдыха и размышлений постоянно зарабатываешь переутомление из-за разных развлечений. В голову постоянно лезут мысли о том, как побеждать "самого страшного агрессора". После конфликта, даже если вёл себя без злобы, раз за разом возвращаются мысли и мечты о том, как надо было сказать сопернику что-нибудь пообиднее. И вот тут начинаешь очень чётко понимать и чувствовать, что такое животные автоматические системы выживания и как они влияют на поведение (точнее, пытаются влиять). После принятия полного беззлобия именно они лепят образ "идеального агрессора, такого, которого никак нельзя не убить", чтобы заставить опять мечтать о том, как затопчешь всех врагов силой. Таким образом они пытаются вернуть себе контроль над поведением и пытаются заставить человека делать то, что они считают более полезным для выживания. Именно они в конфликтных ситуациях возбуждают давно забытые страхи, чтобы заставить проявлять агрессию, а не говорить уважительно по существу спора.
Люди, которые под действием слов Иисуса Христа примут полное беззлобие и начнут продвигаться по пути отречения от гордости, со временем выйдут из-под действия животных программ и смогут объяснить окружающим суть этого явления. А если бы Христа не было, то у нас не было бы этого пути выхода из животного состояния. В остальных религиях требования жить любовью к людям и принимать полное беззлобие не выражено так ясно и категорично. А в мусульманстве, которое начинало как секта христианства, намеренно забыто. Весь их путь суфиев и болтовня о "злом нафсе" (нафс - животная часть человека в учении суфиев) ни к чему не приводят. Если нет любви к Богу и нет любви к людям, если нет требования отказа от гордости и принятия полного беззлобия, то никакого конфликта между животной частью и духом не возникнет, и человек в итоге останется таким же, каким был до этого. Наверное, станет немного вежливее, но такого изменения в основах, как в православном христианстве, не будет.
В заключение этой главы стоит сказать, что всё сказанное выше было известно в течение двух тысячелетий. Раньше не было компьютеров, и святые отцы говорили кратко: "Гневливое поведение - результат греховной гордости и дурного навыка", без всяких рассуждений об автоматических животных системах. Под "дурным навыком" как раз и подразумевались привычки и затаённая злоба с обидами. В наше время мы можем несколько уточнить наши представления о человеке, но в глубинной сути это мало что меняет - способы лечения остаются ровно теми же самыми, которые принёс Христос. А вот во внешних проявлениях такие формулировки могут изменить очень много - появляется основа для письменной традиции, появляется основа для взаимодополняющего разговора с госдуарством, где-то даже появляется основа для научного развития наук о человеке. До сих пор науки о человеке были не очень научными - не считать же наукой учение, которое утверждает, что все мотивы поведения человека определяются исключительно инстинктами и сексуальностью? А пока это верх развития материалистической науки о человеке.
Часть 6. Очищение.
Люди вынуждены изменять образы своего поведения с первых лет жизни. Под влиянием воспитания со стороны родителей или общества люди осознают, что в такой-то ситуации лучше было бы действовать по-другому, и придумывают, как надо было действовать по-новому, "проигрывают" эту ситуацию в уме. На современном языке это называется "перепрограммировать себя" или "перепрограммировать свои алгоритмы поведения". Но это самый верхний, осознанный уровень переосмысления поведения. По большому счету это даже не программирование, а переосмысление стратегий поведения. Именно их мы и обсуждали в начале книги. Но существуют и более глубокие уровни, которые позволяют изменять те программы поведения, которые включает автоматика в случае срочных непредвиденных событий. Они тоже доступны для редактирования со стороны явного разума.
Некоторые системы изменения настроек автоматики встроены в устройство человека. Когда после конфликта раз за разом в голову сами лезут мысли о том, как надо было действовать в прошедшей ситуации, это проявление действия именно этой системы. Какой вариант вы выберете, такой и запишется в память как образец для дальнейших действий. В этом деле есть одна сложность: вам не удастся выбрать правильный (вежливый) вариант поведения и сохранить его в памяти как образец до тех пор, пока вы не докажете животным системам, что он лучше подходит для выживания, чем старый, невежливый и агрессивный вариант. О том, как это делать, поговорим чуть ниже.
В человеке есть ещё одна автоматическая система, которая работает с переосмыслением настроек автоматического поведения. Наверное, вы замечали, как во время отдыха или еды у вас иногда случаются неконтролируемые отвлечения внимания, в ходе которых вы начинаете обдумывать разные фантастические ситуации или варианты поведения в предположительных экстремальных или конфликтных ситуациях, в которых вы не были. Это могут быть мечты о поведении на войне, в сказочном королевстве или в других, самых фантастических обстоятельствах. Как это ни странно, так проявляется действие ещё одной автоматической системы, которая вешает вам "перед глазами" эту предположительную ситуацию и предлагает обдумать, как вы будете действовать в экстремальных или конфликтных обстоятельствах такого рода. Какой образ поведения вы выберете, такой и запишется в вашу память как образец для подобных ситуаций.
Из всего сказанного напрашивается простой вывод: при переосмыслении поведения никогда нельзя представлять, как вы ведёте себя по отношению к противнику надменно, оскорбительно и сразу применяете силу, иначе в следующей конфликтной ситуации автоматика именно так и заставит вас себя вести. Как бы ни было страшно и обидно, необходимо представлять, как вы разговариваете с противником только по делу, спокойно и уважительно. Даже в случае, если он вас одолел, избил, повалил на землю и поставил ногу на грудь, единственное, что стоит сказать, это "Ты меня повалил". И никаких оскорблений, криков о мести или проповедей о том, что так делать нехорошо.
Последнее время в некоторой литературе для людей, часто бывающих в экстремальных ситуациях, или в разных "энциклопедиях выживания", пишут советы о том, что полезно заранее создавать нечто вроде "искусственных воспоминаний" на случай разных ситуаций. Предполагается, что при возникновении похожей ситуации автоматика будет брать заранее созданное "искусственное воспоминание" и применять его ещё до того, как проснётся явный разум.
Как пример таких ситуаций можно представить следующие. При попадании в снежную лавину в горах необходимо сначала плавать, гребя руками, как в воде, чтобы удержаться на поверхности, а когда завалит снегом, отодвинуть руками снег от носа (чтобы снег не забивал дыхание). После этого по положению слюны во рту необходимо определить, где верх и где низ, и начинать копать проход наверх. Другой пример. При пожаре в трамвае необходимо не бежать к дверям, в которых неизбежно возникнет давка, а разбить или выставить окно, помочь выбраться детям или женщинам, а затем выбраться самому. Эти ситуации в книгах советуют представить во всех подробностях, так, чтобы они остались в памяти как картинка, как "кино", которое автоматика посчитает реальным воспоминанием и применит в похожем случае.
Про поведение в конфликтных ситуациях - о том, что автоматика действует по таким же алгоритмам и в случае конфликтов - в таких книгах не пишут. Об этом немного говорят на кратких курсах поведения в экстремальных ситуациях, эти курсы проводятся, как правило, в курортных местах и стоят очень дорого (от 1000 долларов). Получается, что эти курсы доступны только для начальников, за которых платит фирма. Простым людям остаётся вести себя как животным...
Мы из сказанного можем сделать вывод, что метод "искусственных воспоминаний" можно применить и по отношению к конфликтным ситуациям. Для этого необходимо заранее представить себе разные конфликтные ситуации во всех подробностях, представить, как мы будем действовать в них беззлобно, с достоинством, доброжелательно и великодушно. Строго говоря, при этом происходит то же самое, что и при действии описанной выше системы переосмысления опыта, только намного быстрее и осознаннее.
Вернёмся к обсуждению вопроса о том, как уговорить животные системы в том, что беззлобное и вежливое поведение полезнее для выживания. В этом деле есть несколько сложностей.
Во-первых, не каждый человек готов к тому, чтобы захотеть стать совершенным и благотворным. Некоторым людям очень нравится не сдерживаться, делать всегда только то, что хочется, грубить окружающим и вести себя с ними максимально оскорбительно и деспотично. Этих людей надо предоставить их судьбе, с ними ничего не сделаешь до тех пор, пока они не захотят измениться. Их путь будет путём получения отрицательного опыта, они на всю жизнь останутся животными с разумом, они не станут разумными существами, и этого никак не изменить.
Во-вторых, как уже было сказано, автоматические системы используют страхи и боли, запомненные с самых первых минут жизни. Описание способов снятия этих болей выходят за рамки заявленной темы о конфликтологии. Скажем коротко: это непросто, требует отказа от гордости, глубочайшего смирения, любви к людям, это требует много времени и больших духовных усилий. Когда всплывает память об унижении или о сильной боли, то необходимо простить всех участвовавших в той ситуации и пожелать им всего хорошего. Памяти о боли надо сказать, что раз вы выжили, то это только добавило вам опыта и что теперь, отпустив эту боль, вы можете ничего не бояться, не торопиться, делать все дела с любовным вниманием к каждой подробности дела. Можно сказать себе: "Память о боли или унижении заменяю тихой радостью от того, что у Бога всё может быть так, как надо, и я теперь с Богом". Как правило, процесс осознания и очищения от глубоких болей напрямую связан с отказом от страха смерти, с ростом доверия к Богу и с общим отходом от привязанности к материальной жизни в пользу духовной жизни.
В-третьих, автоматические системы очень простые, но очень сильные. Они изначально запроектированы так, чтобы преодолевались волей с большим трудом. Поэтому очень тяжело отказаться от агрессивности и мстительности. Как только принимаешь полное беззлобие и представляешь, как будешь действовать беззлобно в одной ситуации, так автоматика тут же лепит образ "абсолютного агрессора, которого никак нельзя не убить" и пытается с его помощью опять заставить человека мечтать об убийстве и о перемоге силой. Иногда эта борьба становится настолько утомительной, что уже не остаётся сил думать или что-то воображать и остаётся только молиться. Будьте готовы к этому.
В-четвёртых, рано или поздно автоматика начнёт использовать для запугивания не только мысли о межличностных конфликтах, но и мысли о том, что государство (или оргпреступность) всё равно всё отберут и надо готовиться к борьбе против организованных систем - банд, государственных систем или коррумпированных чиновников. Здесь нужно разделить несколько вопросов. Вопрос об оптимальном устройстве государств пока не решён - человечество находится в поиске, отрабатывая и отбрасывая одно за другим упрощённые способы организации. Вот и вы вопросы об оптимальном устройстве государства не обсуждайте, скажите себе, что трудолюбивым созидающим людям всегда рады, и что вы так или иначе выживете, может быть, с некоторой потерей в гордости (после уверения в том, что вы выживете, животные системы успокаиваются). Потеря в гордости для христиан тоже не страшна - для нас главной целью является долгая безгрешная жизнь, чтобы Бог мог научить нас всему, что мы способны понять.
А вот страхам про то, что всё отберут и самого застрелят, следует сказать, что если Бог попустит вам стать воином, то придётся воевать, и тут не отвертишься. Но в целом жизнь человека намного безопаснее, чем кажется, и даже оргпреступность, как правило, не убивает сразу всех и кого попало. В самом худшем случае этим людям нужно постоянно получать от вас деньги, а для этого ваше дело должно быть живым и процветающим. И вы тоже нужны живыми.
Обсудив сложности, наконец-то можно обсудить и то, почему беззлобное поведение полезнее для выживания и как это объяснить животным системам. С одной стороны, это самое сложное место в христианстве. Всем кажется, что как только примешь полное беззлобие, так тут же со всех сторон заявятся враги, желающие лупить тебя оп левым и правым щекам. С другой стороны, если немного подумать и представить, как ведёшь себя в конфликтной ситуации без оскорблений, без страха того, что твоё самолюбие будет оскорблено, то тут же понимаешь, что это красиво и что именно таким ты всегда и мечтал стать.
Если первоклассника обозвать "дураком", то он обидится и тут же полезет в драку. В этом возрасте кажется, что это нормально. Животные системы подсказывают детскому сознанию, что необходимо отомстить обидчику, иначе твой статус в стае снизится и тебя будут обижать все остальные. А теперь представьте взрослого, который после того, как его назовут "дураком", начинает прыгать на месте, потрясая кулаками, и кричать: "Я не дурак! Я не дурак!". Смешно? Смешно. Более ожидаемым поведением от взрослого будет вопрос: "И что дальше?". После этого взрослый человек (даже не-христианин) будет решать, что делать с обзывающим - если он опасен для общества, то постарается уничтожить или вызвать полицию, если не опасен - скажет что-нибудь в духе "ты не прав, ты поступаешь неправильно" и пойдёт по своим делам. Но болезненно остро реагировать на покушение на своё самолюбие точно не будет.
Наверное, вот в этом духе и стоит работать с животными системами. Выживание общества животные системы ставят выше выживания личности, это тоже стоит использовать.
Обдумывая стратегии поведения в конфликтной ситуации, мы принимаем беззлобное поведение потому, что, во-первых, другие люди смогут хоть раз в жизни увидеть, как надо себя правильно вести, этот образец запишется в их память, и они будут его применять в дальнейшем. Предполагается, что при этом всё общество станет лучше. Во-вторых, если мы не оскорбляем, то противник не сможет потом заявить, что его слишком сильно оскорбляли, не сможет выставить себя жертвой. В-третьих, вежливое поведение успокаивает противника и не переводит его в состояние паники, гнева или аффекта, что позволяет легче договориться и найти взаимоприемлемое решение (или объяснить, в чём вина вашего противника так, чтобы он принял ваше видение ситуации). В-четвёртых, распространение вежливого поведения в обществе снижает общую напряжённость, в таком обществе хочется жить, его можно любить, его хочется защищать. И наоборот, ради общества ожесточённых эгоистов никто ничем жертвовать не будет.
И всё это не считая того, что праведное безгрешное поведение радует Бога и предотвращает попадание в ад. Животным системам про Бога говорить бесполезно - они понимают только то, что помогает физическому выживанию организма. (Заметим, что в этом они похожи на государственные системы). Но для себя мы, конечно, должны помнить о том, что праведное поведение - это красиво, это то, что является ценностью само по себе. Кто мы, животное, живущее только желудком, или разумное существо, для которого главная ценность - это стать полноценным разумным существом, безгрешным и мудрым, и вернуться к Богу? Об этом стоить помнить, когда приходится преодолевать действие животных систем волей явного сознания. Уговорить животные системы получается не всегда, иногда приходится подавлять их волей. Например, когда предлагают выбор между антихристианством и костром.
Стоит оговориться, что выход из-под контроля животных систем - это ещё не святость. Да, вы сможете в конфликтной ситуации говорить вежливо по делу, но это ничуть не добавит вам ни сострадания, ни милосердия, ни великодушия, ни мудрости. Без глубокого отказа от гордости и самолюбия продвижение от животного к мудрому разумному существу невозможно. Конечно, это всё очень тесно связано, но в целом выход из-под контроля животных систем - это очень небольшая часть того благотворного воздействия, которое христианство оказывает на человека и общество.
Часть 7. Заключение.
Если окинуть взглядом всё, что сказано выше, то какой вывод можно сделать? Получается, что если человек поверит тому, что написано в Новом Завете и начнёт буквально исполнять то, что там написано, то он начнёт стремительно изменяться. Во-первых, мотивация поведения изменится с эгоистичного животного, захватнического, на жизнь любовью и промыслительной заботой обо всём сущем. Во-вторых, если человек будет на все мысли о злобе и мести отвечать молитвой и желать врагам всем всего хорошего, то он начнёт выходить из-под действия животных программ. В-третьих, у него начнут очищаться запомненные ещё со времён до рождения страхи и боли, в результате чего он не будет в конфликтной ситуации впадать в панику и в гнев. Какую бы проблему развития человека из животного существа с разумом в совершенное разумное существо мы не взяли, приходим мы именно к тем заповедям, которые Иисус Христос уложил в очень небольшое количество слов - возлюбите друг друга, прощение и милосердие, внимание к внутреннему миру и запрет на убийство.
Мы до сих пор не очень понимаем, насколько много нам было сказано в 2000 лет назад в Иудее. Одно время человечество думало, что это исключительно мораль для поддержки государства, другое время думало, что это способ спастись от гибели в аду и способ попасть в рай, где, наверное, будет хорошо. В третье время человечество думало, что христианство - это способ для верхов держать в подчинении низы. Теперь мы понимаем, что христианство намного глубже и умнее, чем мы думали. Оно начинает изменять человека к лучшему сразу, начиная от изменения жизненных целей (что само по себе грандиозно) и заканчивая изменениями сначала на уровне алгоритмов работы программного обеспечения, а затем и на уровне тела. Даже дышать становится легче.
И сразу становится понятно, почему ничего не получится у тех народов, которые попробуют построить изобильное или хотя бы устойчивое государство без христианства. Какие бы свободы или технологии они не вводили, всё равно скотство, страх за выживание и стремление к животному доминированию у людей разрушат всё построенное. Причём это умирание может растянуться на сотни лет - люди будут жить за гранью нищеты в совершенно недееспособной, порочной системе и проклинать каждый день своего существования.
Эта книга написана для освещения очень узкой темы - поведения в конфликтных ситуациях. Наверное, множество людей будут возмущены попыткой создания такой книги - де незачем программировать людей и давать "готовые решения из конца учебника". Но с моей точки зрения, такая книга давно необходима для создания христианской культуры. Да, она ничего не изменит в основах - кто захочет быть добрым и совершенным, тот и сам всё поймёт, а кто не захочет, тому никакие доказательства не помогут. Однако, тем молодым людям, которые хотели бы вести себя правильно, но первое время не знают, как это делать, такая книга может быть очень полезной (мне лично в молодости очень не хватало).
Возможно, некоторые из тех слабо верующих людей, которые прочитают книгу, смогут по приведенным образцам поведения почувствовать красоту христианства, которую до этого не чувствовали, и начнут интересоваться христианством глубже. (Люди часто судят о явлении по его внешним проявлениям).
Создание христианской культуры предполагает, что иногда принимаются неправильные решения, которые обсуждаются на основе полученного негативного опыта, после чего выдвигаются новые идеи и принимаются другие решения. Предлагаемая книга - это не набор догматов, это не проповедь, это один из разделов христианской культуры, которая создаётся и изменяется людьми. Даже если всё в этой книге неправильно, это необходимое начало, на основе которого (или в конфликте с которым) должна быть разработана новая, православная конфликтология. Это необходимо и для простых христиан, которым необходимо как-то взаимодействовать с окружающим миром, и для развития православной науки и культуры. Например, понимание о том, как действуют автоматические системы контроля поведения, может помочь с развитием науки о том, что делать с людьми, которые получили большие психические травмы во время войны или после пыток. В настоящий момент такими людьми занимаются психологи и психотерапевты, и достаточно безуспешно.
Христианскую культуру как письменную и научную культуру необходимо развивать и расширять.
Лавров В. Г.
Москва, 2020 г.
Пишите ваши комментарии на том сайте православной психологии, где вы ее нашли, или на сайте самиздата, на котором я изначально выложил этот труд
http://samlib.ru/l/lawrow_w_g/
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"