Лавров Владимир Сергеевич : другие произведения.

Пилигрим

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сборник рассказов и сказок.

  
   Содержание
   Предисловие
   ПИЛИГРИМ (рассказ)
   РОЖДЕСТВЕНСКИЙ УЖИН (сказка)
   ШКОЛА (рассказ)
   ВЫСТРЕЛ (рассказ)
   ЗВЕЗДА С НЕБА (сказка)
   СТАРЫЙ КНИЖНИК (рассказ)
   ШТИЛЬ (рассказ)
   МОНАСТЫРЬ (рассказ)
   ВОЛШЕБНАЯ ШКАТУЛКА (сказка)
  
   Предисловие
  
   Люди - они не вечны. Они приходят, живут какое-то непродолжительное время и уходят. И иногда уходят внезапно, не успевая что-то сделать в своей жизни. Но рассказы и сказки, написанные ими, остаются...
   Здесь собраны ещё недописанные, сырые рассказы и сказки... Возможно встретятся ошибки, опечатки... Впрочем, некоторые сказки уже были опубликованы чуть раньше. Но все вместе, в едином сборнике, они представлены впервые.
   Читайте. Я их писал для вас.
  
   ПИЛИГРИМ (рассказ)
  
   Пролог
   ...Молодой человек вылез из-под обломков рухнувшего здания и стал пристально вглядываться в окружавшую его темноту. Он не помнил ни кто он, ни как он здесь оказался. Он с трудом вспомнил своё имя и усмехнулся:
   - Надо же... Неужели?..
   Невдалеке он увидел слабый огонёк и побрёл к источнику света. Его словно магнитом тянуло туда - он не понимал, что с ним происходит, но твёрдо знал, что в его положении лучше идти на свет, чем ничего не делать.
   Он не боялся, нет - страха совсем не было. Было только недоумение:
   - Неужели я оказался на другой планете? - думал он про себя. - Или может быть это мой родной город? Но почему так темно? И как я оказался в руинах?
   Впрочем, он вспомнил, что шла война. И одни люди воевали с другими. Он вспомнил, как погибли его родители и его лучший друг...
   Однако его воспоминания прервали чьи-то голоса. Юноша прислушался, но не смог разобрать, о чём говорили незнакомцы. Он остановился, задержал дыхание, чтобы расслышать то, о чём говорили люди, но без толку - голоса очень быстро стихли и юноша побрёл дальше.
   Неожиданно он упёрся в стену, которой не было видно. Он чуть не разбил себе лоб, когда пытался пройти сквозь неожиданно возникшее препятствие. Его спасла только чуть выставленная вперёд рука, которая и приняла на себя удар о стену. И тут он понял, почему голоса звучали так глухо - они были за бетонной стеной. Одновременно он понял, что за слабый огонёк он видел совсем недавно - в стене была видна чуть заметная дырка, через которую струился свет.
   Он стал шарить руками по стене в надежде найти заветную дверь, которая вывела бы его к людям. Но, сколько он не шарил, ничего не находил.
   Тогда он пошёл вдоль стены в надежде найти дверь чуть в стороне. Ведь известно, что если одна дверь закрыта (или вовсе отсутствует), то всегда открыта другая. Вот эту другую дверь юноша и пошёл искать.
   Он не один час искал заветную дверь, в полной темноте, утратив даже ту призрачную надежду, которая была раньше, когда он видел невдалеке источник света и слышал человеческие голоса.
   И когда он уже было совсем отчаялся и прислонился к стене, чтобы отдохнуть, - он увидел где-то вдалеке отблески костра. Ему казалось, что именно оттуда он и пришёл, но ничего другого ему всё равно не оставалось - и он пошёл на свет. Туда, обратно, откуда он так долго пытался уйти...
   1. У костра
   Когда юноша подошёл к горящему костру, он был неприятно удивлён - рядом с ним никого не было.
   - Но ведь кто-то здесь должен быть! - убеждал он сам себя. - Не может ведь костёр гореть сам по себе. Кто-то же подкладывает дрова. Вон и ковшик с супом стоит. Значит кто-то здесь есть...
   Он присел на бревно, лежащее рядом с костром и принялся вглядываться в окружающую его тьму. Ему казалось, что вот сейчас откуда-нибудь вынырнет какое-нибудь существо - нет, не человек, - а скажем, волк или медведь, - и набросится на него. Однако вокруг себя он ничего подозрительного не видел. Тем более, что неизвестно кем разведённый костёр слепил его и окружающая действительность казалась ему от этого ещё мрачнее и страшнее.
   И тут как гром среди ясного неба, прозвучали чьи-то слова:
   - Добрый день, путник!
   Юноша вскочил с бревна, сжал кулаки и повернулся к источнику звука. Однако его испуг был напрасным - перед ним стоял добродушный, улыбчивый старик с корзиной в руках.
   - Кто ты? - спросил Юноша у старика, не разжимая на всякий случай своих кулаков.
   - Я - пилигрим. Путешествую по святым местам. И ещё я - хранитель старины.
   - Старины? - юноша оценивающе взглянул сначала на корзинку, потом снова перевёл свой взгляд на старика, - Ты хранитель старины?
   - Да, - спокойно ответил пилигрим. И добавил: - Не той старины, о которой ты подумал, взглянув на корзинку. Я не корзинки собираю...
   - А что же ты собираешь?
   - Знания. Старинные знания.
   Юноша где-то когда-то уже слышал про странных людей, которых называют пилигримами. Вернее, они сами себя так называют. Он вспомнил, что их лучше обходить стороной, поскольку эти отшельники, живущие вдали от людей, опасны и могут околдовать заплутавшего путника.
   - Ну что, так и будешь держать кулаки сжатыми? - спросил старик и расцвёл в улыбке словно альпийский эдельвейс, отчего его лицо в отблесках костра ещё больше испугало юношу.
   - Не бойся, - прозвучал нежный женский голос откуда-то сбоку, - Мой дедушка добрый и гостеприимный.
   - Пилигримов не надо бояться, - добавил старик, - ибо мы самые миролюбивые из всех людей. Мы никогда не вели захватнических войн, мы никогда не убивали ради наживы, и мы никогда никого не оставляли в беде. Так что здесь ты в полной безопасности... Возможно, ты не доверяешь мне и поэтому боишься меня, но вот что я тебе скажу: во-первых, ты сюда пришёл сам и точно также сам можешь в любой момент уйти; а во-вторых, страх не сделает твою жизнь безопаснее, скорее наоборот.. Рано или поздно всё-равно придётся смириться... Так почему не сделать это сейчас?
   После этих слов юноша расслабил свои мышцы и снова присел на бревно. Теперь он уже не опасался старика, поскольку если бы он действительно был бы опасен, то это проявилось бы сразу.
   Хотя опасаться за свою жизнь у него и не было особого желания. Он чувствовал себя потерянным и не понимал, ради чего живёт. Он давно уже потерял всех своих близких людей и остался один. Он и сам случайно уцелел, когда в его дом попал снаряд и разрушил его...
   Откуда-то из темноты выплыла молодая девушка и протянула юноше миску с едой:
   - Возьми, поешь! Это вкусно...
   - Что это? - спросил юноша.
   - Овощная похлёбка с целебными травами.
   - С целебными травами? - юноша принюхался - вроде ничем отвратительным не пахнет....
   - Не волнуйся, - произнёс старик, - не отравишься. Овощи насытят твоё тело питательными веществами, а целебные травы снимут усталость и прибавят сил.
   - А пока ты ешь, дедушка расскажет тебе кое-что - добавила девушка.
   - Да... - многозначительно произнёс старик, - кое-что расскажу...
   2. Слушай своё сердце - оно никогда не обманывает
   Старик присел на лежащее бревно рядом с юношей и начал своё рассказ:
   - Понимаешь, юноша... Ты, наверное, думаешь, что пришёл сюда по своей воле. Это не так. Тебя привёл сюда свет, - именно его ты увидел в темноте. И ты оказался здесь, поскольку твоё сердце откликнулось на его призыв.
   Ты всегда жил не по своим правилам. Ты жил по чужим правилам. Люди за тебя придумали, что тебе есть на завтрак, на обед, на ужин... Они за тебя придумали, что тебе читать и что смотреть... Они создали тот искусственный мир, в котором ты жил... Пока не оказался выброшенным...
   Не живи больше по чужим правилам. Слушай своё сердце - оно никогда не обманывает. Если оно говорит тебе: "Люби!" - значит люби. Если оно говорит тебе: "Лети!" - значит лети. И ничего не бойся - сердце лучше знает, что тебе нужно.
   - А если оно молчит?
   - Оно никогда не молчит. Просто ты его не слышишь...
   Пилигрим подкинул несколько поленьев в огонь и продолжил:
   - Когда-то я был таким же, как и ты. Я жил обычной жизнью, - так же как и все, работал, к чему-то стремился, мечтал о дорогих вещах... Я не пытался сделать этот мир чуточку лучше и добрее. Я просто жил. Но однажды я стал ненужным и меня выбросили. Я также, как и ты, плутал в потёмках, пока не увидел свет костра. И когда я его увидел, я понял, что обратно в мир людей - не вернусь. И я остался. Огонь стал для меня другом, братом и крышей над головой.
   Он заметил недоумение на лице юноши, улыбнулся и сказал:
   - Ты можешь вернуться обратно в мир людей и жить как прежде. Только ты должен быть готовым к тому, что ты всегда будешь для них чужим. Ты можешь рассказать им о том, что ты знаешь. Но ты должен знать, что они тебе не поверят. Они будут над тобой смеяться. А если ты станешь упорствовать и доказывать им, что они не правы - то они тебя посадят в тюрьму. Или повесят. Потому что они не любят, когда им открывают глаза.
   Если ты этого боишься - то ты можешь всю жизнь молчать. Но тогда твоя жизнь может оказаться бессмысленной. Я уже старик, я уже не нуждаюсь в людях. И люди не нуждаются во мне. А ты молод, красив, силён - ты можешь оказаться полезным для них. Ты можешь их многому научить. Ты можешь им многое рассказать. Если захочешь...
   - Ты сказал, что они будут смеяться...
   - Если ты будешь вести себя, как достойный человек - они не будут смеяться. И если ты не будешь насильно открывать им глаза - то они не встанут против тебя.
   Старик немного помолчал и сказал:
   - Кто-то же должен это сделать... Послушай своё сердце: что оно тебе говорит? У тебя ведь была семья? Разве ты не хотел бы помочь им стать чуточку добрее? Разве ты не хотел бы, чтобы они стали чуть-чуть счастливее?
   - Почему же ты сам не выходишь к людям, а скрываешься от них?
   - Моё место здесь. Если я уйду - некому будет привечать заблудившихся путников.
   Старик замолчал. Юноша тоже молчал и с задумчивым видом смотрел в костёр. Он отставил уже пустую миску в сторону и просто наблюдал, как играет пламя костра.
   3. Всему своё время
   На горящий огонь можно смотреть бесконечно, наблюдая, как сливаются друг с другом языки пламени и разбрасывают искры. Юноша молчал, потому что, что бы он не сказал в этот момент с помощью слов, - всё выглядело бы как-то неуместно, несвоевременно... Только потрескивание костра и шум ветра могут в такой момент выразить то, что стоит говорить...
   Юноша вспоминал свою недавнюю жизнь. В ней было мало хорошего: родителей он потерял ещё в детстве, лучший друг не вернулся с войны, подруга обезумела от наркотиков и куда-то исчезла... Он видел, как заживо сгорают люди и падают на землю от случайных выстрелов... Он и сам чуть было не погиб в рухнувшем здании... Всё, что у него осталось - это детские воспоминания и мечты. Мечты и детские воспоминания. Больше у него ничего не осталось...
   Он вспомнил, как улыбалась ему подруга и говорила, что любит его. Вспомнил, как его успокаивало биение её сердца, когда она была рядом. Вспомнил, как смеялся его друг, когда они вместе шугали воробьёв по крышам. Вспомнил, как он сам смеялся над ним, когда они попали под дождь. Эти воспоминания были для него единственной отдушиной.
   А ещё он мечтал. Мечтал о том, что когда-нибудь снова увидит своего друга. Живым и невредимым. Снова увидит свой дом. Найдёт подругу. Мечтал о том, что когда-нибудь не будет войны. Мечтал о простом человеческом счастье...
   Старик понимал, почему юноша молчал и не хотел ему мешать. Всему своё время.
   Прошло довольно много времени, и юноша, наконец, прервал своё молчание и спросил:
   - Почему люди умирают?
   - Так жизнь устроена. Всё живое рано или поздно умирает. Смерть - это единственное, через что неизбежно проходят все, и тебе не избежать этого. Каждый вдох может оказаться последним. Но пока жив - живи. И никогда не отчаивайся, потому что упасть на дно всегда легче, чем потом подняться...
   - Тогда ради чего мы живём? - спросил юноша.
   Старик молчал какое-то время. Потом взглянул на юношу, вынул откуда-то из темноты пустую корзинку и, поставив её рядом с собой на бревно, сказал:
   - Сейчас я тебе кое-что покажу.
   - Что? - спросил юноша.
   - Смотри! - ответил старик.
   4. Волшебная корзинка
   - Смотри внимательно! Эта волшебная корзинка тебя может многому научить!
   Юноша смотрел то на старика, то на корзинку, и не понимал, что старик хочет ему показать. "Корзинка как корзинка - думал он, - ничего волшебного в ней нет..."
   - Ну? Ты что-нибудь видишь?
   - Нет, - сказал юноша разочарованно, - обыкновенная пустая корзинка...
   - Вот именно! Пустая! - заулыбался старик. - Пустая! Ничем не заполненная! Как и твоя жизнь. Смотри дальше...
   Старик поднял с земли несколько довольно крупных поленьев и засунул их в корзинку, после чего внимательно посмотрел на юношу. Тот в ответ посмотрел на старика и снова перевёл взгляд на корзинку:
   - Что в этом волшебного?
   - Смотри дальше, - ответил старик, после чего поднял с земли несколько шишек и бросил их в корзинку, рядом с поленьями.
   - Ничего не понимаю, - сказал юноша.
   - Смотри дальше, - ответил старик.
   Он взял горсть земли, пыли и пепла и бросил её в корзинку. Потом взял ещё горсть. Потом - ещё. И ещё. И корзинка оказалась полностью заполнена. Больше ничего туда невозможно было положить, поскольку всё пустое пространство между поленьями заполнили горсти земли, пыли и пепла...
   Старик улыбнулся и сказал:
   - Я хочу, чтобы ты понял, что корзинка - это твоя жизнь. Поленья - это самые важные вещи в твоей жизни: твоё счастье, здоровье, друзья и так далее. Если бы всё остальное было потеряно, и только они остались, твоя жизнь была бы полна и ценна. Шишки - это чуть менее важные вещи, которые делают твою жизнь радостной и наполненной. А земля и пыль - это всё остальное, просто мелочи жизни.
   Если ты попытаешься наполнить свою корзинку землёй, то в ней не останется места для поленьев и шишек. Запомни это. Заботься только о самых главных вещах, без которых жизнь теряет свой смысл. Это действительно важно. А всё остальное - только пыль...
   Эпилог
   У каждого свой талант - кто-то хорошо умеет охотиться, кто-то - играть на флейте, а кто-то - рассказывать истории. Старик умел рассказывать истории. Он рассказывал юноше много различных историй. И благодаря им юноша воспрял, засиял, нашёл своё предназначение.
   Теперь его жизнь не была пустой. Теперь он знал, ради чего стоит жить. Теперь он не боялся, что над ним будут смеяться. И самое главное, что он понял, покинув гостеприимного старика, это то, что он уже давно знал, но не придавал этому значения. А именно:
   Если тебе есть что сказать - скажи сразу, прямо сейчас. Не оставляй на потом, - потому что следующий миг может стать последним...
   Декабрь 2009 г.
  
   РОЖДЕСТВЕНСКИЙ УЖИН (сказка)
  
   Пролог
   Эта история произошла давным-давно. Никто уже и не помнит, когда и где именно она произошла. Старожилы помнят лишь то, что это было. Действительно было. В какой-то глухой деревушке.
   Жили в одной избе дед и бабка. Мирно и тихо жили, не ссорились и не ругались. В общем, душа в душу жили. И всё у них было в достатке: и живности всякой во дворе, и солений всяких в погребе... А всё потому, что были они трудолюбивые и хозяйственные.
   Ни свет, ни заря - ещё до того, как солнце взойдёт над горизонтом, - они поднимались и уже хлопотали по хозяйству: дед брал топор и шёл за дровами, а бабка - готовила щи, кормила живность, занималась домашними хлопотами... А под вечер они вместе ужинали и рассказывали друг другу, как у них день прошёл: что хорошего они видели, что успели сделать, что на завтрашний день оставили...
   Так и жили они. Пока не подошло однажды время большого праздника - Рождества.
   1. Сочельник
   Наступил Сочельник. Канун Рождества то есть. И надо же так случиться, что с самого утра напала на деда непонятная хандра. Ничего ему не хотелось... Проснуться-то проснулся, как обычно, - ещё до восхода солнца, - но вставать не хотелось. И вообще ничего не хотелось.
   Никогда бабка его таким не видела. Думала, что он помирать собрался.
   - Ты чего не встаёшь? Что с тобой? - спрашивает его бабка.
   А дед и сам не знает, чего с ним. Вроде ещё недавно горела внутри него какая-то лучина, от которой было светло и тепло и которая заставляла жить и трудиться, - а теперь она вдруг потухла. И ничего уже не радует. Вроде бы ничего не болит, но как-то грустно и тоскливо на душе.
   Сломалось что-то внутри него. Тот стержень, который есть внутри каждого, иногда не выдерживает и ломается. Вот и у деда он сломался.
   А надо сказать, что в Сочельник принято непременно готовиться к наступающему празднику: нужно и печь разжечь, и тесто замешать для рождественского хлеба... А как бабке печь разжечь, коли дед не хочет за дровами идти?
   Бабка думала-думала, и вот что удумала - подошла она к деду и говорит:
   - Знаешь, дед, слыхала я про ручей один... Говорят, кто умоется из него под Рождество - непременно помолодеет. Ты бы сходил, нашёл его... Говорят он где-то недалеко от нас протекает... Глядишь, и помолодеешь, и силы наберёшься.
   - Да брешут, - заворчал дед. А сам про себя думает: "Неплохо было бы найти этот ручей...."
   А бабка снова своё твердит:
   - Встань! Сходи! Чего просто так-то лежать?
   Вспомнил дед, каким он был ещё совсем недавно: как несколькими взмахами топора деревья валил, как по лесу без еды и воды сутками бродил, как свирепых кабанов и медведей по лесу шугал... Не хотелось больше ему чувствовать себя немощным. Стыдно ему перед бабкой стало.
   Спустил он с лежака одну ногу, потом вторую... И вот уже тулуп одевает, - к ручью идти готовится.
   Глядит на него бабка и улыбается: мол, как хитро я тебя в лес спровадила. Но вслух ничего ему не сказала. Только топор поднесла и попросила:
   - Дровишек заодно немного захвати из леса... А то ни печь растопить, ни хлеба испечь...
   - Ладно, - сказал дед, - Захвачу.
   И ушёл.
   2. Ручей
   Пришёл дед в лес. Где ручей искать не знает. Лес-то он знал вдоль и поперёк, а вот где найти ручей? Да ещё зимой? Не подумал он, прежде чем подниматься с лежака, где зимой ручей искать станет. Но раз уж пришёл - делать нечего. Придётся искать. И пошёл он куда глаза глядят. А глядели они у него туда, где лес был выше и гуще. В самую чашу.
   Там, конечно, было опаснее: чем гуще лес, тем свирепее звери. Да и заплутаться можно. Но всё равно пошёл, - уж очень хотелось ему снова стать молодым и сильным.
   Ходил он долго, - уже ноги стали в снегу тонуть и подкашиваться, как вдруг что-то хрустнуло под ним и провалился он в яму!
   Сидит дед в яме и думает:
   - Ну и дурак же я! Чего в заросли полез? Как теперь из ямы выбираться?
   А между тем яма не очень глубокая была. Был бы дед моложе - подпрыгнул бы, схватился бы за ветку стоящего рядом дерева и вылез бы. Да силы у деда не те, чтобы прыгать.
   Сидит он в яме и думает:
   - Надо что-то делать...
   А что делать, никак придумать не может. Но ведь издавна известно, - когда не знаешь что делать - делай шаг вперёд...
   Взял дед топор, размахнулся, и ударил по заледеневшей стенке. Потом ещё ударил. Потом ещё. Лёд был крепкий, но после множества ударов не выдержал и дал трещину... Обрадовался дед. Стал ещё сильнее бить по ней. И так разошёлся, что забыл о своей хандре, - бил и бил по ледяным оковам, пока не сделал на стене множество глубоких зарубок, превративших стену в подобие лестницы, ведущей наверх, к свободе...
   Вылез дед, отряхнулся, поправил шапку и пошёл домой. По пути наломал бабке сухих веток и нарубил дров.
   А ручей не стал искать. Он уже и без него чувствовал себя вполне неплохо...
   3. Рождество
   Вернулся дед домой.
   - Ну, как? - спрашивает его бабка, - Нашёл ручей?
   - Нашёл! - ответил дед.
   Он почти не соврал, - он ведь действительно нашёл то, ради чего уходил. И пусть силы ему не ручей вернул, а обыкновенная яма, - что с того? Ведь именно силы он хотел вернуть, а не в ручье искупаться...
   Да и бабке, впрочем, не важно было, нашёл дед ручей или нет. Главное, что дед снова был бодрым, сильным и весёлым. Именно таким он к ней и вернулся в самое Рождество.
   Бабка достала из погреба соленья, накрыла на стол и позвала деда:
   - Садись за стол, - сказала она ему, - ужинать пора.
   Дед сел и они принялись за ужин, попутно обсуждая прошедший день. Он подробно рассказал о том, как плутал в лесу и забрёл в чащу. А вот о яме не стал рассказывать, чтобы не огорчать бабку. Вместо этого рассказал ей, будто вышел он на поляну посреди труднопроходимых лесных зарослей и увидел там ручеёк, умылся в нём и преобразился... помолодел... силы вернул... И поблагодарить бабку не забыл, - за то, что рассказала ему про целительный источник и за то, что топор не забыла вовремя подать...
   Для них обоих это было самое счастливое Рождество.
   Эпилог
   Не зря говорят: не было бы счастья, да несчастье помогло... Не попади дед в яму, ни за что не помолодел бы. Потому что не нашёл бы дед в зимнем лесу ручей...
   Так часто бывает: ты ищешь что-то в одном месте, а находишь совсем в другом! И хорошо, что всё устроено именно так, а не иначе.
   Январь 2010 г.
  
   ШКОЛА (рассказ)
  
   Пролог
   В самом центре села, на пригорке, стояло большое, заметное здание. Оно было настолько заметно, что проезжавшие мимо села крестьяне принимали его за церковь. Это и вправду была церковь, только разрушенная. И теперь в ней не службу вели, а детей грамоте учили.
   Причём в этой школе был всего один учитель. Вернее, учительница - дочь расстрелянного дьякона. Она учила детей всему тому, что сама знала и умела: читать, писать, считать... Но самое главное, чему она учила - это тому, что не всё в этом мире измеряется деньгами или общественным положением. Что есть в этом мире ещё и любовь, дружба, радость, справедливость. И ещё была для детей хорошим другом, всегда готовым помочь и поддержать.
   Она сама ещё совсем недавно была ребёнком и бегала вместе с детворой по сельским закоулкам. Но однажды всё резко изменилось: ей пришлось рано повзрослеть, когда её отца расстреляли. Раньше она не знала забот, а теперь ей пришлось и хозяйство вести, и пищу готовить, и даже привечать богомольных старушек, которые всё ещё по старой привычке иногда посещали её дом, надеясь найти там утешение и добрый совет.
   Во всём селе она была самой образованной и начитанной. Хотя и очень молодой. И вот однажды в разрушенной церкви ей позволили открыть школу и она стала учить. Тому, что знала сама.
   1. Первые уроки
   Самым удивительным было то, что учительница не хотела вести уроки так, как это было всегда принято. То есть формально. Она хотела, чтобы детям было интересно. А поэтому как только дети в первый раз собрались в просторной комнате с возвышением, служившим когда-то алтарём, учительница сказала:
   - В обычной школе всегда есть расписание. Например, если первым уроком стоит арифметика, то все вместе учатся считать, а если чтение - то все читают. У нас будет по-другому. Вот здесь, - и она указала на небольшую папку, в которой лежала стопка бумаги, - я буду оставлять задания и вопросы на весь день по разным предметам. А вы начинайте с того, кто чего захочет. Только не мешайте друг другу.
   Те дети, которые ещё не умели читать, само собой, не могли воспользоваться заветной папкой. Поэтому им учительница уделяла больше своего внимания. Она не только учила их читать, но и помогала с выполнением различных заданий.
   Например, одним из заданий было нарисовать котёнка. У кого как получится. И важно было не то, чтобы котёнок был похож на настоящего, а то, чтобы дети просто рисовали. Радуясь и не думая, что может что-то не получиться. Поэтому даже если вместо котёнка на бумаге у кого-нибудь из детей получалась чёрная клякса с усами, учительница с улыбкой говорила:
   - Молодец! У тебя хорошо получается! Только хвостик котёнку подрисуй! И лапки!
   Любому ребёнку это было приятно слышать. И он ещё больше старался преуспеть в учёбе. Он быстро подрисовывал лапки и хвостик и спрашивал:
   - А так?
   - А так вообще хорошо! Замечательно! - отвечала учительница. - Очень похоже на настоящего котёнка. Только ещё глазки ему подрисуй...
   И ребёнок дальше рисовал. И подрисовывал. До тех пор, пока на бумаге действительно не появлялся котёнок.
   2. Необычный интерес
   В этой школе не было нотаций, криков, причитаний и оскорблений. И наказаний никаких не было. Потому что нерадивых учеников не было. Откуда им было взяться, когда учительница добра к детям? И вообще, нерадивые ученики появляются только тогда, когда нерадив сам учитель. Так что, не было нерадивых учеников. И наказаний не было.
   Организованного порядка, правда, тоже не было. Если ты думаешь, что все ученики были прилежными и с утра до вечера сидели над учебниками, то ты ошибаешься. Все ученики были самыми обыкновенными детьми, - любили побегать, посмеяться, похулиганить... А вообще, каждый занимался чем-то своим: кто-то читал сказки и басни, кто-то решал задачи, кто-то рисовал, а кто-то вообще мастерил что-нибудь на улице.
   Все всегда чем-то были заняты. Кроме одного мальчика. Нет, если учительница говорила ему, что нужно сделать, - он послушно делал. Но всё остальное время просто сидел в углу и молча наблюдал за остальными. В обычной школе его назвали бы несамостоятельным. Может быть даже ущербным. Но не в этой.
   Учительница ему, конечно, не мешала молча сидеть в углу. И не упрекала его в этом. И даже косо не смотрела в его сторону. Наоборот, искренне улыбалась, когда встречалась с ним взглядом и разговаривала с ним точно также, как и с остальными. А когда он стал доверять ей и улыбаться ей в ответ, она спросила у него:
   - Что же ты сидишь, ничего не делаешь? Тебе не интересно?
   - Интересно... - ответил он и, немного подумав, добавил: - Но ещё мне нравится наблюдать за остальными. Просто сидеть и наблюдать, как они сидят, ходят, разговаривают друг с другом...
   - Какой у тебя необычный интерес, - восхитилась учительница. И добавила почти шёпотом: - А может быть тогда ты мне поможешь?
   Мальчик недоверчиво поглядел на неё, и учительница сказала:
   - Делать ничего не нужно. Просто сиди и смотри. Только нужно делать это так, чтобы остальные дети этого не замечали. А то если они заметят, что ты за ними наблюдаешь, станут дразнить и задирать тебя...
   - А как сделать так, чтобы они не замечали? - спросил мальчик.
   - Очень просто, - улыбнулась учительница. - Ты делай вид, что чем-то занят. Вот сегодня, например, возьми книгу и сделай вид, что читаешь... А завтра возьми лист бумаги и сделай вид, что рисуешь... А послезавтра возьми графин с водой и сделай вид, что поливаешь цветы... А сам наблюдай...
   - Хорошо, - довольно ответил ученик. - Я так и сделаю.
   Разумеется, он так и сделал. Читал, рисовал, цветы поливал... Вернее делал вид... Но уже через несколько дней он читал и рисовал по-настоящему. И даже учительница, с интересом наблюдавшая за ним, больше не замечала, чтобы он отвлекался от чтения и рисования. Конечно, он иногда посматривал по сторонам, но это случалось всё реже и реже... Втянулся он в учёбу и больше не требовал к себе повышенного внимания.
   3. Вовремя закрыть скучную книгу
   Так и шли день за днём. Один день сменял другой, и всё было по-прежнему.
   Но однажды учительница заметила, что стало много грустных, скучающих лиц. Даже не просто много, а слишком много. А ведь дети не должны скучать. Если они скучают, значит что-то не в порядке.
   Что было не в порядке, учительница не знала. Только заметила, что и сама она почти перестала улыбаться. А ведь дети всегда берут пример с того, кто рядом. И если рядом оказывается добрый, весёлый человек, - то и дети становятся такими же.
   А если рядом с ними окажется унылый и ленивый человек? Или отъявленный негодяй? Или гордый всезнайка? И если он к тому же волею судьбы окажется учителем - человеком, претендующим на роль живого примера? Какими будут дети, оказавшиеся рядом с ним?
   Это очень важно, особенно для учителя, - вовремя заметить, что происходит что-то не то. Что становится скучно и невесело. Это очень важно, особенно для учителя, - вовремя закрыть скучную книгу и открыть нескучную.
   Учительница догадалась, что это не дети стали грустными и скучающими. Что это она сама загрустила и заскучала. А дети просто доверяли ей. Они смотрели на неё и думали, что так и нужно. Когда учительница это поняла - всё мгновенно изменилось: на лице у неё вновь заиграла улыбка, в глазах - появился блеск, а в голосе - радость... И дети снова, как и раньше, стали улыбаться и смеяться. Не забывая, конечно, и об учёбе.
   Эпилог
   Дети - удивительные существа. Наивные и жизнерадостные. Добрые и очень умные. Хорошо, когда учитель помогает им оставаться такими. В этом и есть предназначение учителя. А отнюдь не в том, чтобы напихать их знаниями.
   Знания, конечно, важны и нужны. Любому ребёнку. Но не в ущерб всему остальному.
   Учитель! Не калечь ранимую детскую душу, пытаясь чему-то научить. Учи так, чтобы ребёнок оставался добрым и жизнерадостным. Потому что убить в ребёнке доброту и жизнерадостность, - это всё равно, что убить самого ребёнка.
   Не убивай его! Помоги ему остаться живым!
   Январь 2010 г.
  
   ВЫСТРЕЛ (рассказ)
  
   Пролог
   Священник шёл по пустынной тропе, протянувшейся вдоль каких-то заросших полей, покосившихся изб и лесных зарослей. Солнце уже заходило за горизонт и напоследок освещало ярко-оранжевым светом дорогу путнику. Шёл он уже долго и надеялся дойти до нужного поселения до того, как оно зайдёт и наступит тьма.
   Времена стояли суровые, по всей стране - революционные брожения и грабежи... Ходить ночью, да ещё в облачении священнослужителя, было весьма рисковым делом. Однако священник шёл, ибо знал, что в поселении требуется его помощь. Риск есть риск, но если кому-то требуется помощь - священник обязан помочь. Потому что если не он поможет - то кто тогда?
   Он шёл и шёл. Солнце уже зашло за горизонт и на землю легла тьма, но он шёл и шёл. Внезапно впереди, возле тропы, показался чей-то силуэт. Потом ещё чей-то и ещё. И ещё. Издалека священник не мог разобрать, кто это был, а когда подошёл ближе, то было уже поздно: пьяная толпа революционно настроенного сброда поджидала свою добычу...
   Их было несколько десятков человек, и они окружили священника со всех сторон. У них не было оружия, но у них были топоры, ножи, бутылки, лопаты... Лишь у одного пьяного матроса в руках был револьвер, которым он размахивал, словно стягом. Судя по всему этот матрос и был главным в этой толпе, ибо как только священник остановился, он поднял руку вверх, заставив толпу застыть на месте и замолчать, и сказал, обращаясь к путнику:
   - Ну что, поп? Куда путь изволим держать?
   1. Толпа
   Священник, конечно, всё понимал. Он знал, что голодная, пьяная толпа способна растерзать его просто за то, что он оказался не в том месте и не в то время. Толпа - она глупа и не понимает, что творит.
   - В поселение иду, сын мой, - ответил он матросу. - Ждут меня там.
   - Кто? - спросил матрос.
   - Люди добрые ждут. Покаяться хотят, - ответил священник.
   В толпе послышался смех, после чего матрос сказал:
   - А ты сам покаяться не хочешь? Мы не хуже тебя можем грехи отпускать. Покайся, - расскажи народу, как ты жируешь, пока он голодает. Не хочешь, а?
   Священник произнёс:
   - Каяться перед Богом нужно.
   - Он не хочет каяться!!! - кто-то выкрикнул в толпе и с этим криком толпа накинулась на священника.
   2. Тишина - это смерть
   Кто-то старался ударить священника кулаком, кто-то пытался пнуть его ногой. Один обезумевший юнец несколько раз сильно ударил священника обухом топора... Священнику сломали руку, проломили голову, выбили зубы... В конце концов его, полуживого, отвели с дороги в поле и дали в руки лопату:
   - Давай, копай! - приказал ему матрос.
   - Давай, копай себе могилу!! - поддержали матроса в толпе.
   Измученный и избитый священник, превозмогая свою немощь и боль, с молитвой на устах снял несколько слоёв земли. Но он был настолько слаб, что лопата выскользнула у него из рук и упала в яму.
   - Подними! - скомандовал матрос. - Подними живо!!
   Священник молча стоял и не мог пошевелиться.
   Тогда матрос направил на него револьвер, взвёл курок и выстрелил.
   Мёртвая тишина пронзила в этот миг всю окрестность. Толпа затаила дыхание. Всё живое затаилась. Казалось, что даже трава перестала шуметь на ветру, затаившись на время. Было слышно лишь как оседает тело убитого священника и падает в им же вырытую яму...
   Затишье и безмолвие... Для всех оно рано или поздно становится вечной реальностью... Просто для священника этот миг наступил чуть раньше, чем для матроса...
   Эпилог
   Каждый человек рано или поздно осознаёт, что жизнь не вечна. Рано или поздно возникает мысль о том, что сам он, - вместе со всеми своими мечтами, желаниями, привычками, чувствами, - навсегда исчезнет из этого мира. И возникает вопрос: Зачем? Зачем дана эта жизнь, если она закончится? Зачем жить, трудиться, радоваться, любить? Зачем?
   Октябрь 2010 г.
  
   ЗВЕЗДА С НЕБА (сказка)
  
   Пролог
   Два силуэта виднелись в тени склонившихся ветвей. Это были принц и принцесса. Они сидели на берегу моря и обнимались, нежно поддерживая друг друга за руки.
   - Когда-то мы мечтали об этом, помнишь? - уткнувшись в плечо своей второй половинки спросила принцесса, - Помнишь?
   - Помню, - ответил принц.
   Солнце уже заходило за горизонт, но всё ещё окрашивало небо оранжево-огненным светом. Прохладный ветерок приносил с моря неповторимый свежий морской аромат и окутывал двух влюблённых своими прохладными объятиями.
   - Спасибо тебе за этот неповторимый вечер! За этот красивый закат! За это неостанавливающееся биение твоего сердца! - сказала принцесса.
   Её лицо сияло от счастья и глаза её готовы были вот-вот прослезиться от неописуемого восторга! А принц, хоть и улыбался ей в ответ, но всё равно выглядел грустным и уставшим... Он вообще очень уставал от напряжённого ритма жизни, от постоянного недосыпания, от дворцовых интриг, от навалившихся на него забот... Но особенно тяжко ему было от постоянных капризов принцессы... Дня не проходило, чтобы принцесса не упрекнула его в чём-то: то невнимателен к ней принц, то не так на неё посмотрел, то слишком сильно руку сжал...
   Он не обижался, просто ему было в этот момент немного грустно... Хорошо, - но, одновременно с этим, грустно...
   1. Падающая звезда
   Да, сейчас принцесса была рядом с ним и говорила ему приятные слова... И ни в чём его не упрекала... И ничего не требовала... Сейчас она была нежна с ним и ласкова. Но ещё вчера он только и слышал от неё: упрёки, упрёки, упрёки... А они, как известно, никогда ни к чему хорошему не приводят.
   И вот он сидел рядом с ней, слушал её ласковые речи, улыбался в ответ на её улыбку, но на душе у него было тревожно и неспокойно.
   - Скажи мне, о чём ты думаешь? - спросила его принцесса.
   - Да так, ни о чём, - ответил принц. - Просто задумался...
   - О чём? - спросила принцесса.
   Но принц оставил её вопрос без ответа. Ему не хотелось говорить принцессе, о чём он думает. Он лишь едва уловимо вздохнул и направил свой взгляд в небо. И вдруг он увидел в небе то, что мгновенно приковало его взгляд, - очень далёкая, едва заметная вспышка света и немного размеренный, быстро исчезающий след падающей с неба звезды...
   - Посмотри - звезда падает! - воскликнул принц. - Загадай желание и оно непременно сбудется.
   - Неужели? - удивилась принцесса.
   - Конечно! - ответил принц, - Ну давай же, загадай чего-нибудь!
   - Я хочу... - нерешительно произнесла принцесса, - я хочу... чтобы...
   - Ну давай же, быстрее!! Загадывай!! Чего бы ты хотела?! - подгонял её принц.
   - Я хочу... - чуть более решительно и даже немного надменно произнесла принцесса, - чтобы та звезда, которую мы только что видели, стала моей! Подари мне её!! Поймай и подари!!!
   2. Шёпот звёзд
   О чём вообще шепчут звёзды? О многом... Очень многом... Философам они шепчут о вечности, мечтателям - о несбывшихся надеждах, детям - о волшебстве... А влюблённым? О чём влюблённым шепчут звёзды? Конечно о любви... О том, что весь мир принадлежит лишь им двоим...
   Так должно было быть и сейчас, - ведь принц и принцесса были вместе, рядом друг с другом... И они любили друг друга. Во всяком случае, так им казалось. И весь мир, несомненно, должен был бы принадлежать сейчас только им двоим... Они непременно должны были в тот миг слышать этот нежный и неповторимый шёпот звёзд... Но они его не слышали... Не могли слышать... Ибо они его и не слушали вовсе...
   Принцесса, загадав своё неисполнимое желание, с нетерпением ждала, что ей ответит принц. А принц в это время с нетерпением ждал, что принцесса скажет ему, что всё это шутка, розыгрыш... Что не нужна ей эта звезда с неба, а нужно, чтобы он, принц, был рядом с ней и любил её... Так они и смотрели молча друг на друга какое-то время...
   - Что ж, - нарушила затянувшееся молчание принцесса, - я вижу, ты не очень-то желаешь поймать для меня эту звезду...
   - Но как же я её поймаю? Я даже не знаю, куда она упала... И упала ли... - грустно ответил ей принц.
   - Вот так всегда! - заплакала принцесса, - Стоит мне только чего-нибудь захотеть, как ты тут же отказываешься что-либо делать для меня! Ах!.. Как я от этого устала... Давай сейчас же вернёмся во дворец...
   Принц ничего ей на это не ответил; он лишь молча взял принцессу под руку и сопроводил её во дворец.
   3. Расставание
   Вернувшись во дворец, принцесса сразу же заперлась в своей опочивальне и никого к себе не пускала. Даже принца. Вернее, особенно принца. Всю ночь, до самого утра, она сидела и смотрела в окно... И плакала, плакала, плакала...
   А утром, когда принцесса, наконец, вышла из своей опочивальни, к своему великому удивлению она не обнаружила во дворце своего принца.
   - Где мой принц? - спросила она у прислужницы.
   - Он изволил покинуть дворец, - ответила она.
   - Надолго? - сухо спросила принцесса.
   - Боюсь, что насовсем, - тихо ответила прислужница.
   - Как? Насовсем? Неужели насовсем? - испугалась принцесса. - Что же это такое? Почему же он мне ничего не сказал? Вели сейчас же... Или нет, нет... Постой... Ах, что же я наделала... Что он сказал, когда уходил?
   - Ничего, - ответила прислужница, - взял лук, стрелы, котомку с едой, тихо попрощался и ушёл...
   - Ах, что же он со мной не попрощался... - сквозь слёзы причитала принцесса, - Неужели я бы его отпустила? Неужели, не остановила бы?..
   Оставшись одна, она присела на мягкий персидский ковёр и задумалась. Что же теперь ей делать? Как пережить расставание? Она думала только о нём, о своём принце. Она вспоминала его тёмные глаза, лучезарную улыбку, тёплые ладони, развивающиеся на ветру волосы... Он так был нужен ей сейчас... Он, - её любимый принц...
   Ей на мгновение показалось, что всё закончилось, всё потеряло свой смысл... Жизнь, - та жизнь, которой она жила, - стала бессмысленной и серой. И эта жизнь перестала радовать её.
   4. О том, что далеко...
   Так продолжалось много-много долгих и бессонных дней и ночей. Ничего не радовало принцессу: ни красивые платья, ни шикарные застолья; ни великолепная музыка, ни дорогие украшения... Всё это было совсем не то, что ей хотелось... Лишь о своём принце она думала днём и ночью. И вот в один из дней она решила уйти вслед за ним.
   Она нарядилась в самую обыкновенную одежду, взяла с собой котомку с едой и отправилась в далёкий путь, - искать своё потерянное счастье. Она обошла много земель, повстречала на своём пути множество людей, выспрашивала у них, не встречали ли они её возлюбленного... Но нет, никто его не встречал... И вот однажды, сама не ведая как, обошла она все окрестные земли и вернулась обратно, к дому, - туда, откуда ушла когда-то.
   Отчаявшись уже найти его, грустная и изрядно уставшая, она решила пройтись по берегу моря... По тому самому берегу, по которому они вместе с принцем когда-то гуляли и где проводили вечера, наблюдая красивые закаты... И в том самом месте, где она когда-то давно попросила звезду с неба, - сидел он, - её принц!
   Он её не мог видеть, поскольку сидел спиной к ней, и она осторожно, чтобы он не услышал её шагов, подкралась к нему, обняла и прошептала:
   - Я по тебе соскучилась...
   Принц повернулся к ней, улыбнулся и обнял её.
   Она ещё хотела сказать, что очень долго искала его и никак не могла найти, но её слова потонули в поцелуе. Голова у принцессы закружилась от счастья, а сердце забилось так быстро, словно она была не в объятиях принца, а убегала от разъярённого тигра...
   - Взгляни, я нашёл для тебя звезду! - сказал ей принц и достал из своей котомки небольшой искрящийся камушек. - Возьми, это тебе!
   Принцесса ничего не ответила. Лишь слёзы полились из её глаз.
   - Всё хорошо, - сказал ей принц, обняв её ещё крепче. - Всё хорошо!
   ...Больше жизни любил её принц. Только ей он дарил свои поцелуи. Только для неё он достал звезду с неба. И только ради неё билось его сердце. Разве могла она теперь в этом сомневаться?
   Эпилог
   В бесконечной череде будней, вместе составляющих человеческую жизнь, не каждый может найти время для любимого человека. Будни захватывают и уносят буквально всех, не позволяя распоряжаться собственным временем. И страсти, будоражившие когда-то душу, медленно затихают и угасают... Растворяются в повседневности... Кажется, остаётся лишь довольствоваться такой жизнью... Но нет! Любовь, - настоящая любовь, - не допустит этого! Она непременно вытянет тебя из болота повседневности, не дав в нём утопнуть...
   Любовь - это когда ради любимого человека ты готов сделать что-то такое, на что иначе никогда бы в жизни не решился... Это когда твоя душа легка, словно воздух и безгранична, словно космос... Это когда ты счастлив от того, что рядом стучит сердце того, кто тебе дорог...
   Береги и цени такую любовь. И ищи её вновь, если потерял...
   Февраль 2011 г.
  
   СТАРЫЙ КНИЖНИК (рассказ)
  
   Пролог.
   Жил-был на белом свете старый книжник. Всё, что у него было - это огромная лавка с книгами. Всё, что он видел по утрам, когда просыпался - длинные стеллажи с книгами... И всё, что он видел, когда засыпал - это книги, книги, книги...
   Кто-то любит деньги, кто-то любит оружие; кто-то любит огромные каменные замки и дворцы, кто-то - жучков и бабочек... А книжник любил книги. Только книги. Нет, людей он, конечно, тоже любил. Особенно тех людей, которые разделяли его увлечение и регулярно приходили к нему в лавку за очередной книжной новинкой. Но всё-таки люди были для него не так интересны, как книги. Только книги были его настоящей, подлинной страстью. Только они могли по-настоящему увлечь его и дать ему смысл к существованию. Только с ними он был счастлив и безмятежен...
   1. Книги знают всё
   Когда книжника спрашивали, почему он так любит свои книги, то он отвечал приблизительно так:
   - Книги знают всё. В книгах есть ответы на любые вопросы. В них собрана мудрость живших сотни лет назад и живущих сейчас, в данный момент, людей... В них оживают волшебные легенды, старинные города, прославленные рыцари и огнедышащие драконы... Даже деревья и камни оживают в книгах, будь на то воля автора.
   Всегда и везде, разговаривая с людьми, книжник был учтив и доброжелателен. Не важно, о чём он говорил и с кем. Его широкая, искренняя улыбка неизменно привлекала и располагала к нему людей. Бывало даже, что они специально заглядывали в его лавку для того, чтобы перекинуться с книжником парой слов и полюбоваться на его приветливую улыбку.
   2. Необычный покупатель
   И вот однажды заглянул к нему в лавку необычный покупатель... Он был одет в странный, немного потёртый, серый плащ, который выдавал в нём путника из дальних мест. Во всяком случае, он не был похож на привычных местных жителей маленького городка, в котором жил книжник...
   - Что вам угодно, любезный? - с улыбкой спросил книжник у своего гостя. - Вы я вижу издалека?
   - Да, - скупо произнёс незнакомец, поправляя сбившийся набок рукав плаща, - Издалека.
   - Что же вас привело в мою лавку? Может, вы ищите какую-то редкую книгу? В моей лавке сыщется немало старинных рукописей и интересных фолиантов...
   - Нет, - ответил незнакомец, - книги меня не интересуют. Я хочу купить у вас совет.
   - Что? - переспросил немало удивлённый книжник, не ожидавший от незнакомца подобного ответа. - Купить мой совет?
   - Да, - негромко произнёс незнакомец и достал из кармана пальто внушительного размера свёрток. - Посмотрите, что я вам хочу предложить взамен.
   - Золото? - улыбнулся книжник.
   - Да, - ответил незнакомец. - Только это не совсем чистое золото. Оно получено путём перегонки латуни, томпака и бронзы. Я научу вас самостоятельно делать его. В любых количествах. Если взамен вы дадите мне полезный и нужный совет...
   - Вы алхимик? - удивлённо спросил книжник и, получив утвердительный ответ от незнакомца, продолжил. - Смею заметить, что давать советы - неблагодарное и опасное дело... Ну, да ладно... Какой совет вам нужен?
   3. Секрет счастья
   Незнакомец на минуту задумался... Он вспомнил, как однажды вечером, в самом конце зимы, внезапно осознал, что он далеко не так счастлив в жизни, как хотел бы. Вроде всё у него было в порядке: и большая цель, и дела, заполняющие время, и люди, которым он был дорог таким, каким он был... Он жил самой обычной человеческой жизнью, без лишений и забот... Но счастья не было.
   Может быть он просто сильно устал; если раньше он просыпался бодрым и отдохнувшим, то теперь он с трудом поднимался с кровати и ничего не хотел делать... И вот однажды вечером, в самом конце зимы, он сидел за своим рабочим столом, читал какую-то старую книгу и вдруг осознал это очень чётко и ясно: счастья нет. И возможно никогда не было.
   И тогда он решил его отыскать.
   Но как же отыскать секрет счастья? Очень просто! Нужно найти счастливого человека и спросить у него совет. А как узнать счастливого человека? Проще простого - по его искренней и доброжелательной улыбке. Именно по такой улыбке, какая была у книжника. Именно эта улыбка и привлекла незнакомца. Именно за совет этого человека он готов был заплатить золотом...
   - Как стать счастливым? - спросил у книжника незнакомец.
   - О-о, - ответил книжник, растекаясь в улыбке, - это очень просто... Нужно всего лишь давать людям то, что вы сами хотели бы получить от них...
   - Разве это может сделать меня счастливым? - спросил незнакомец.
   - Ещё как может! Ещё как! - ответил ему книжник, но видя на его лице сомнение и недоверие, пояснил: - Мой дедушка всегда говорил мне: "Если ты улыбаешься миру, - то весь мир будет улыбаться тебе в ответ". Поверьте, это так и есть. По другому и быть не может... Раз уж вы хотите стать счастливым, постарайтесь для начала сами подарить кому-нибудь немного счастья: накормите нищего дервиша, приютите у себя потерявшегося щенка, помогите нуждающемуся в помощи старику или малышу - и вы увидите... Вы сами увидите, как изменится мир вокруг вас... И как вслед за этим изменится ваша жизнь...
   Незнакомец поблагодарил книжника за совет, оставил ему принесённый кусок золота и поинтересовался, не желает ли книжник освоить алхимическое ремесло. Но поскольку золото книжника не сильно привлекало, он вежливо отказался... Незнакомец улыбнулся в ответ и ещё раз поблагодарил за совет.
   - Счастливым можно стать, только делая счастливыми других, - сказал ему на прощание книжник.
   Эпилог.
   Говорят, что счастье хрупко и недолговечно. Это не так... Просто его нельзя ощущать непрерывно. К счастью привыкаешь и не замечаешь его, - так же, как не замечаешь воздух, которым дышишь. Так же, как не замечаешь биение собственного сердца, пока оно бьётся ровно и спокойно. Прислушайся к биению собственного сердца: разве ты его замечаешь? Нет, не замечаешь... Так и счастье... Быть может, оно есть, но ты просто привык к нему и не замечаешь его?
   Май 2011 г.
  
   ШТИЛЬ (рассказ)
  
   Пролог
   Капитан взял на борт несколько десятков пассажиров с товаром. Шелка, специи, ковры, изысканные украшения и ещё куча всего - всё это было аккуратно разложено по тюкам и уложено в трюме. После того, как купцы погрузили на корабль свой товар - капитан дал команду отбросить канаты и поднять якорь. Корабль расправил паруса и отправился в далёкий путь.
   1. В путь
   Долго корабль плыл, гонимый ветром к родным краям. Сутки шли за сутками, недели за неделями. Жизнь на корабле шла своим чередом. Капитан занимался своими делами, матросы - своими делами, купцы - своими...
   Однако в один из дней ветер вдруг стих и корабль существенно замедлил свой ход. Казалось, будто он встал на месте и совсем не двигался.
   - Что случилось? - зароптали купцы, подсчитывая убытки, неизбежные при любой задержке.
   - Ничего, - отвечал им капитан, - просто штиль. Нужно подождать немного и ветер вновь наполнит наши паруса.
   - Да как же так можно, - возмущались купцы, вновь и вновь пересчитывая свои убытки. - Мы не можем задерживаться! Нам нужно как можно скорее доставить наши товары на рынок.
   - Ничего не могу поделать, - отвечал им капитан, - нет ветра - нет движения. Будем ждать, пока не поднимется ветер или пока подводное течение не отнесёт нас туда, откуда мы сможем продолжить свой путь.
   2. Штиль
   Время шло, а ветра всё не было. Лишь лёгкий ветерок слегка шевелил время от времени натянутые паруса и сбивал пламя свечи, когда она горела по ночам, освещая капитанский мостик.
   - Послушай, - обращались купцы к капитану, показывая ему свои торговые расчёты, - если не будет ветра в течении ещё хотя бы нескольких дней, то наши убытки составят столько, сколько стоит твой корабль... А если мы потеряем месяц, - то наши убытки будут такими, что мы сами, наши жёны и наши дети потеряем всё, что у нас есть, - все наши накопления и всё наше имущество...
   - Сочувствую, - отвечал им капитан. - Но я и правда ничего пока не могу сделать для вас. Повелевать ветрами могут лишь боги... Будем ждать.
   И они ждали. Уже много дней и ночей находился в море одинокий корабль, ждущий спасительного ветра. Припасы еды и воды неуклонно подходили к концу и казалось, что пассажиров корабля ждёт неминуемая гибель.
   Купцы начали паниковать... Да что там купцы, - даже матросы начали роптать:
   - Нужно что-то делать! - говорили они.
   - Да, делайте что-нибудь!! - умоляли их купцы.
   Но что могли сделать матросы без команды капитана? Разве что поправить крепление на мачте или почистить от скопившейся грязи корабельные снасти.
   Однако капитан был мудрым и терпеливым человеком. Он понимал, что суетиться - это значит добавлять себе лишних проблем, и как мог успокаивал своих матросов и купцов. Ибо он, как никто другой, знал, что рано или поздно ветер снова подует и подарит долгожданную свободу...
   3. "Нужно подождать немного и ветер вновь наполнит наши паруса"
   Один купец вот уже несколько дней и ночей не мог заснуть, - настолько переживал за свои торговые дела. И вот, спасаясь от предстоящего разорения, он не выдержал и решил покончить счёты с жизнью, прыгнув в море. Но матросы подняли его обратно на борт и заперли в трюме, где он в полубезумии кричал, что это плата за все его грехи... Вскоре он так разбушевался, что сердце его не выдержало и остановилось...
   Тем временем штиль постепенно сменился лёгким бризом. А затем и вовсе подул сильный, холодный ветер, который расправил паруса и погнал корабль к родным берегам.
   Купцы с облегчением вздохнули, воздавая хвалу всем небесным силам и радуясь своей судьбе. Им хватило мужества выдержать это испытание и преодолеть это препятствие на пути к родному дому. Им хватило терпения. Им хватило веры, в отличие от полубезумного купца, скончавшегося в корабельном трюме от гнева, плача и переживаний.
   Когда купцы вернулись домой, они рассказали эту историю своим жёнам и детям, наставляя их всегда быть терпеливыми и спокойными, какая бы буря не бушевала у них внутри. Они напутствовали своих родных простыми, но мудрыми словами старого капитана: "Нужно подождать немного и ветер вновь наполнит наши паруса".
   Эпилог
   Будь всегда спокойным и рассудительным. Не суетись напрасно. Если ты сталкиваешься с каким-то препятствием, значит так нужно. Остановись, подожди немного... Быть может, то препятствие, с которым ты столнулся, и не препятствие вовсе. Быть может это судьба пытается уберечь тебя от чего-то страшного или опасного... Не переживай, - просто подожди немного, и ветер вновь наполнит твои паруса.
   Декабрь 2011 г.
  
   МОНАСТЫРЬ (рассказ)
  
   Пролог
   Жил-был один молодой человек и была у него подруга, которую он любил. Они жили вместе и собирались уже завести ребёнка, но вдруг их отношения, как это часто бывает, дали глубокую трещину. Как и почему так происходит - этого никто точно не знает. Но так происходит время от времени. И люди друг друга теряют.
   1. Возвращение в монастырь
   Когда молодой человек узнал о том, что его подруга живёт с другим, что-то в его мировоззрении рухнуло. Так бывает, когда человек, которому ты доверяешь, оказывается подлым и коварным и ты узнаёшь, что он ведёт за твоей спиной другую жизнь. Так бывает, когда человек, на помощь которого ты рассчитываешь, просто-напросто не хочет тебя больше видеть. Так бывает, когда всё рушится и ты оказываешься в каком-то нереальном пространстве и не знаешь, что делать дальше. Так вот, когда молодой человек понял, что произошло, он на какое-то время потерялся и не знал, что делать. А потом вспомнил, что когда-то давно жил в монастыре, далеко-далеко от дома. И когда-то давно, в том же самом монастыре, один старец сказал ему:
   - Когда-нибудь, когда случится что-то плохое, вспомни о том, что именно благодаря плохому приходит умение замечать что-то хорошее. Потому что, испытав что-то плохое, невольно начинаешь по-иному смотреть на всё то, что тебя окружает. И, благодаря этому, учишься радоваться каждому мигу своей неповторимой жизни, какими бы бедами она не была наполнена.
   Когда молодой человек вспомнил эти слова, он собрал свои вещи и уехал в тот монастырь, в котором когда-то жил. И нашёл там старца, у которого учился, чтобы узнать у него, как быть и что делать дальше.
   Старец, увидев, как изменился молодой человек с того времени, как покинул монастырь, улыбнулся ему и сказал:
   - Я знал, что ты когда-нибудь вернёшься. Рад тебя видеть.
   - Я тоже рад, - произнёс молодой человек.
   - Что заставило тебя вернуться? - спросил старец.
   - Жизнь заставила, - ответил молодой человек.
   - Потерял близкого человека? - спросил старец.
   "Откуда он это знает?" - промелькнуло в голове у молодого человека.
   - Я просто предположил, - пояснил старец, увидев вопросительный взгляд молодого человека. - Это одна из тех причин, которая часто приводит человека в монастырь. Я помню, как ты вёл себя в монастыре, когда учился здесь, - продолжил старец с доброжелательной улыбкой, - Ты всегда всё скрывал внутри себя. Все свои эмоции, все свои мысли. И если тебя прямо не спрашивали, о чём ты думаешь, - ты сам никогда не рассказывал. Даже твои хорошие друзья чаще всего знали тебя под тем именем, которое ты выбрал когда-то для монастырской практики. Да, это хорошо, пока ты живёшь в монастыре. Это не отвлекает тебя от дела. Но когда ты выходишь к людям, нужно играть по их правилам. Иначе ты останешься один.
   - Это верно, - ответил молодой человек и попытался улыбнуться. Но улыбка его была настолько фальшива в этот момент, что старец добродушно рассмеялся и сказал:
   - По крайней мере ты пытаешься улыбаться! Значит годы учёбы здесь не прошли для тебя даром! Ну давай, рассказывай подробнее, что заставило тебя вернуться.
   Молодой человек присел рядом со старцем и начал ему рассказывать о том, как он вернулся из монастыря в родной город, как полюбил девушку, как жил с ней, как потерял её и как потерял вместе с ней то, ради чего жил.
   - Стоило нам куда-то пойти, как она ни с того, ни с сего начинала устраивать скандалы, - пожаловался молодой человек старцу. - То это ей не так, то другое... Я думал, что лучше, если мы какое-то время никуда ходить не будем, пока она не успокоится и не придёт в себя. Тогда и скандалы прекратятся. И мы редко стали куда-либо ходить. Но тогда она стала устраивать разборки дома. И снова началось - то это я не делаю, то другое. А то, что делаю - делаю не так. И чуть что - сразу в слёзы. И чуть что - сразу убегала из дома. Сначала я думал, что она убегала к маме, жаловаться. Но однажды я пришёл за ней, и от её родственников узнал, что она живёт с другим. Вот такая история.
   Несмотря на это, мне было хорошо с ней. Если не считать тех периодов, когда она всё бросала и убегала. Мне с ней было хорошо, и поэтому я думал, что и ей хорошо со мной. А ей было плохо со мной, очень плохо. И я не знаю почему. Я этого вообще не замечал, пока в один момент она не ушла насовсем. Тогда я понял, что пока я радовался её присутствию в моей жизни, она страдала. И вместо счастья я принёс ей только страдания. И вот, понимая это, я и сам перестал радоваться.
   2. Разговор со старцем
   Старец выслушал молодого человека и покачал головой:
   - Ай-ай-ай... Всё-таки жизнь заставила тебя страдать... А ведь я тебя предупреждал когда-то, - прежде чем заводить с кем-то серьёзные отношения, проверь, с кем имеешь дело. Внимательно присмотрись к тому, как человек относится к труду, к жизненным трудностям, к недостаткам людей. И сразу будет видно, что за человек перед тобой. Если ты не хочешь прожить свою жизнь в нищете и неудовлетворённости, внимательно приглядись к человеку, прежде чем заводить с ним отношения. Помнишь одну из заповедей: "не связывайся с недостойными людьми, поскольку это путь к страданию"? Лучше быть одному, чем связать свою жизнь с негодяем.
   - Я любил её. Я думал, что находясь рядом, она сможет измениться, стать добрее, отзывчивее. Конечно, я с самого начала видел, как она ко мне относится. Но думал, что она изменится.
   - Люди редко меняются. По крайней мере, в лучшую сторону. Чаще наоборот, привыкают и начинают что-то требовать для себя, вытягивая из тебя все соки. И когда у тебя уже не остаётся внутренних ресурсов, они просто молча уходят к другим. Такова людская природа, ничего с этим не поделаешь. Просто держись подальше от этих людей и всё. Их сложно переделать.
   - Но ведь ты сам мне говорил раньше о том, что если я могу кому-то помочь измениться в лучшую сторону, то моя обязанность - сделать это. И даже если ничего не получится, сама попытка помочь другому человеку, дать ему какие-то уроки, научить радоваться или, по крайней мере, не страдать - это несомненное благо.
   - Да, - ответил старец. - это благо. Но видимо твоя подруга должна получить не те уроки, которые ты мог бы ей дать. Ей нужны другие уроки. За ними её жизнь и гонит. Дело не в тебе. Дело в ней самой. Жизнь заставляет её быть с тем человеком, который даст ей именно те уроки, которые ей необходимы. Бог знает, какие уроки она должна получить. То, что она не захотела быть рядом с тобой говорит только о том, что вам не по пути. Кто знает, может быть она просто не понимает, что делает и куда двигается. Но жизнь обязательно её всему научит через тех людей, которые будут рядом с ней. Не волнуйся за неё. Всё, что ты мог ей дать, ты дал. Ты свой долг выполнил. А теперь позволь другим людям научить её тому, чему ей необходимо научиться.
   При этих словах старец улыбнулся и добавил:
   - А знаешь, как жизнь учит? Она подсовывает человеку негодяя, который начинает его обманывать, предавать и продавать. Но человек этого не замечает какое-то время. Потому что влюбляется. А влюблённость - это кратковременное помутнение рассудка, которое не даёт увидеть, насколько человек негодяй. Влюблённость редко прорастает в Любовь, наоборот, - влюблённость очень часто заканчивается разочарованием и разрывом. А Любовь всегда рождается из глубокого уважения, которого не может быть к негодяю. Человек порой думает, что любит, тогда как на самом деле человек просто получает нужный урок, после чего негодяй навсегда исчезает из его жизни.
   - То есть, я её не любил, а получал какой-то урок?
   - Возможно, любил. И возможно её душа ждала от тебя каких-то уроков. И когда она поняла, что не дождётся их, заставила её уйти. Понимаешь, возможно ты должен был построить ей дом, а он, в свою очередь, должен был сгореть вместе со всеми её вещами, чтобы она могла усвоить какой-то необходимый её душе урок. Но твоя душа противилась этому, хоть ты и не отдавал себе в этом отчёта. И вот она ушла к другому за этим уроком.
   Ты думаешь, что твоё счастье обрушилось в тот момент, когда ты её потерял. Но возможно, что ты потерял бы гораздо больше, если бы она осталась с тобой. Возможно, что твоя душа тебя оберегла от чего-то очень страшного. Кто знает, может она должна была научиться сострадать. А чтобы она могла научиться сострадать, ты должен был купить автомобиль, разбить его и стать инвалидом. Чтобы она ухаживала за тобой и училась состраданию. Или, может быть, ты должен был сбить насмерть другого человека на этом автомобиле и попасть в тюрьму. А она должна была ждать тебя несколько лет и хранить тебе верность, развивая в себе лучшие женские качества, - такие, как преданность и заботливость. Но если бы эти уроки ей дал именно ты, то ты, возможно, не смог бы выполнить что-то важное в своей жизни. Выполнить то, для чего ты родился. Может поэтому вас жизнь разлучила.
   - Для чего же нас жизнь тогда соединила?
   - Для того, чтобы вы чему-то научились друг у друга. Возможно вы не захотели учиться по-хорошему, поэтому жизни потребовалось вас разлучить. Возможно, она могла бы научиться состраданию, если бы пыталась понимать тебя и помогать тебе, ни в чём не обвиняя. Но так как она не захотела учиться по-хорошему, понадобилось вмешательство более серьёзных обстоятельств, которые её могли бы научить состраданию. Таких, например, как автомобильная катастрофа, в которой пострадал бы её любимый человек. Но для решения этой задачи нужен был уже другой человек, - такой, который заслужил эти страдания. Поэтому ты тут же выпал из её жизни и стал ей не нужен.
   3. Чашка чая
   - Ладно, - произнёс старец после небольшой паузы, - пойдём чай пить.
   Молодой человек проследовал за старцем в монастырскую столовую, которая была когда-то такой родной. Но теперь, когда он пришёл сюда как гость, привычная когда-то монастырская столовая казалась немного необычной, странной, загадочной.
   Молодой человек зачерпнул в кружку чай из общего котла и уселся рядом со старцем.
   - Ну что, - спросил старец, - ты всё ещё её любишь?
   - Да.
   - И хочешь её вернуть?
   - Нет, - неуверенно произнёс молодой человек, после чего сделал первый глоток ароматного горячего чая и добавил: - Точнее, где-то в глубине души хочу, но знаю, что это ни мне, ни ей уже не принесёт счастья. Что разрушено, то разрушено.
   - Но ты её всё ещё любишь?
   - Да, - подтвердил молодой человек.
   - Хорошо, - сказал старец. - Это очень хорошо, - старец выдержал небольшую паузу и продолжил: - Жертвовать своим счастьем ради другого человека - это и есть Любовь. Но если другой человек не хочет черпать Любовь именно из твоего источника, не нужно ему ничего навязывать. Всё правильно, не держи её в своём сердце, отпусти. Ты не сделаешь её счастливой против её желания.
   Помнишь, когда-то я говорил тебе, что смысл любви - научиться видеть Высшее в любом человеке. И если ты научился видеть Высшее хотя бы в одном человеке, ты перестаёшь быть животным и становишься совершенным. Кажется, этому ты научился. И теперь неплохо было бы научиться отделять хороших людей от плохих, верных от неверных, благодарных от неблагодарных, достойных от недостойных. И создавать семью только с тем, кто тебя не предаст. С тем, кто пойдёт за тобой и рай, и в адское пекло.
   - А как это можно понять, не прожив с человеком долгое время? - спросил молодой человек.
   - Знаешь, - ответил старец, - во времена глубокой, очень глубокой древности достаточно было 28 дней, чтобы понять, смогут ли влюблённые жить вместе всю оставшуюся жизнь в ладу, согласии и быть счастливыми или не смогут. И помогали им это понять священнослужители.
   - Как?
   - Старейшина племени требовал от влюблённых отдать всё их имущество, включая одежду, священнослужителю и отправлял их нагими в лес на 28 дней. За это время они должны были самостоятельно построить себе хижину, научиться добывать себе пропитание и делать одежду из того, что может дать природа. Через 28 дней они возвращались, и, если они не испытывали друг к другу отвращения и по-прежнему желали быть вместе, то священнослужитель возвращал им их имущество и объявлял их мужем и женой. Такие семьи всегда были крепкие и потомство у них всегда вырастало трудолюбивое и добродетельное.
   - Да, в те далёкие времена люди были мудрее. Но сейчас такой способ уже никто не практикует. Есть ли выход?
   - Взгляни на свою чашку, - сказал старец. - Сейчас она наполнена чаем, а через пять минут она будет совершенно пустой. И когда она окажется пустой, она будет готова вновь наполниться ароматным чаем, чтобы утолить чью-то жажду. Твоё сердце сейчас точно так же наполнено любимым человеком, но через какое-то время оно опустеет и будет готово принять другого человека. Понимаешь? На место одного человека рано или поздно придёт другой человек. Потому что сердце не терпит пустоты. Главное, не растерять сейчас любовь к людям и веру в их надёжность и добродетельность. Конечно, люди бывают разные. Но ведь ты сам выбираешь себе спутника жизни. И если не растеряешь сейчас любовь и веру, то сердце в нужный момент тебе подскажет, на кого излить накопленные чувства.
   И вот уже когда вы будете вместе и ты допустишь какую-то серьёзную ошибку, - а все люди без исключения ошибаются время от времени и невольно заставляют страдать своих близких, - ты поймёшь, нужен ты человеку или нет. Тот человек, которому ты не нужен, он в ответ на твою ошибку начнёт тебя ругать, обвинять или просто уйдёт. А тот человек, которому ты нужен, скажет: "Мне больно. Но я всё равно тебя люблю и буду рядом с тобой, если ты сам меня не прогонишь". Если ты услышишь эти слова, то знай, - ты нашёл человека, который тебя не предаст.
   Эпилог
   Любовь ниоткуда не приходит и никуда не уходит. Она живёт в сердце каждого человека и время от времени даёт о себе знать. Иногда она засыпает на какое-то время, а людям в этот момент кажется, что любовь куда-то ушла и больше не вернётся. И они расстаются с теми, кого когда-то любили и ищут кого-то другого, не понимая, что с другим будет всё то же самое. В один прекрасный момент любовь заснёт на какое-то время и человек увидит того, кого он когда-то любил, другими глазами. И если он не убежит в этот момент к кому-то другому, то эту пару уже ничто не разлучит. Именно для этого любовь и засыпает время от времени, - чтобы проверить, действительно люди нужны друг другу или нет. И если нужны - тогда она просыпается по-настоящему и больше уже никогда не засыпает.
   Сентябрь 2012 г.
  
   ВОЛШЕБНАЯ ШКАТУЛКА (сказка)
  
   Пролог
   Было это давно. Настолько давно, что и не припомнить, когда это было. И вот, жила в одной деревне одна мало чем примечательная семья. И росла в этой семье девочка. Звали её Катенька. Целыми днями она помогала маме: и еду готовила, и бельё в реке полоскала, и скотину кормила, и в избе порядок наводила. Всё делала вместе с мамой, ещё и соседям помогала. А вечерами она обычно сидела у печки и рукодельничала.
   1. Изба на отшибе
   День шёл за днём, неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом. Девочка росла, но в её жизни ничего не менялось. Ничего не менялось до тех пор, пока однажды мама не попросила её помочь навести порядок в избе старой одинокой бабушке, жившей на отшибе, чуть в стороне от остальных домов:
   - Сходи к бабушке на отшибе, помоги ей убраться в доме. А то самой ей уже трудно справляться с этим.
   - Хорошо, - ответила Катя, немного удивившись маминой просьбе. Мама и раньше просила Катю помогать старым бабушкам в уборке, но обычно это были соседские бабушки, которых она хорошо знала и видела каждый день. А в этот раз мама попросила её помочь совсем незнакомой бабушке.
   И вот, собралась Катя и отправилась на отшиб. Подошла к одинокой избе и постучала в окошко. Дверь отворилась и на пороге Катя увидела старушку:
   - Проходи Катя, - сказала она, распахивая перед ней дверь и приглашая в дом.
   - Спасибо! - ответила Катя и прошла в избу.
   Катя осмотрелась и спросила:
   - Чем я могу помочь?
   - Да вот, - ответила ей старушка, - помоги в чулане убраться.
   При этом лицо старушки не выражало никаких эмоций, - оно было словно каменным. Поэтому Катя немного забеспокоилась. В самом деле, разве доброжелательный человек может держать своё лицо каменным? Разве не расплывается лицо доброжелательного человека в широчайшей улыбке всякий раз, как только кто-то на него посмотрит?
   Однако старушка, словно угадав о чём думает Катя, сказала ей:
   - Не беспокойся! Не всегда тот доброжелатель, кто улыбается во весь рот, не всегда! Иногда бывает наоборот.
   Катя едва заметно улыбнулась в ответ на эти слова и принялась наводить порядок в чулане. Конечно, её беспокойство никуда не ушло, но всё равно после старушкиных слов Кате стало немного легче. Потому как есть в этих словах правда.
   2. Странная находка
   Долгое время Катя копалась в чулане, вытирая пыль со старых вещей и заново аккуратно складывая их. Но чем больше она копалась в старом хламе, тем более безразмерным ей казался чулан. Она уже хотела было остановиться и прекратить уборку, как её внимание привлекла небольшая шкатулка, мирно лежавшая в далёком тёмном углу. Катя осторожно взяла её в руки, смахнула с неё пыль и приоткрыла её. И как только она это сделала, она услышала невыразимо приятную мелодию, - настолько завораживающую, что забыла обо всём на свете. Она слушала и слушала доносившуюся невесть откуда музыку, не решаясь закрыть шкатулку. Но вот мелодии прекратились и шкатулка сама закрылась, а изумлённая Катя обнаружила, что весь чулан прибран и ни одной пылинки не осталось.
   - Что это за шкатулка? - спросила она у старушки.
   - Это очень старая шкатулка. Она досталась мне от бабушки, а ей в свою очередь - от её бабушки, а ей в свою очередь - от её бабушки... Эта шкатулка... она... в ней... - замешкалась старушка.
   - В ней играет музыка, - продолжила за неё Катя.
   - Да, музыка... - словно вспомнив чарующие звуки произнесла старушка, - музыка... Но шкатулка сама выбирает, кому играть её, а кому - нет. И пока она играет свою волшебную музыку, всё получается само собой - легко и непринуждённо: еда будто сама готовится, урожай будто сам собирается, бельё будто само полоскается. Когда-то она и меня очаровывала своей музыкой, пока я однажды не потребовала от неё, чтобы она не просто играла свою волшебную музыку, а сделала меня самой красивой и богатой. С тех пор шкатулка замолчала и не захотела больше радовать меня своими прекрасными мелодиями, а моё лицо превратилось будто в каменное, - я бы и рада улыбнуться хорошему человеку, да не могу. Шкатулка не позволяет.
   Катя молча открыла шкатулку и вновь услышала чарующие звуки.
   - Слышишь? Она снова играет! - сказала Катя.
   - Нет, - ответила старушка, - не слышу. Это она для тебя играет. Ты её слышишь, потому что ты намного добрее, чем я и радуешься тому, что есть, а не требуешь себе всё больше и больше. Возьми эту шкатулку с собой - тебе она больше пользы принесёт, чем мне.
   3. Радуйся тому, что есть и не беспокойся о том, чего нет
   Старушка напоила Катю чаем и отправила домой, подарив волшебную шкатулку. И когда Катя уходила, она заметила, что старушка едва заметно улыбнулась, когда в последний раз смотрела на шкатулку.
   - Не забывай, - сказала на прощание старушка, - что жадность всё разрушает! Радуйся тому, что есть и не беспокойся о том, чего нет! Всего тебе доброго!
   - Спасибо, - ответила Катя, - Всего доброго!
   С тех пор у Кати был свой островок незатронутости: как только что-то её огорчало или беспокоило, она открывала шкатулку и чудесная музыка уносила её подальше от всех проблем. И проблемы стали обходить её стороной. Вот такая история.
   Эпилог
   У каждого человека свой островок незатронутости, который позволяет безболезненно принимать удары судьбы. Для кого-то это музыка, для кого-то - книги, для кого-то - йога, для кого-то - любимая работа. Как только что-то случается, нужно просто отправиться на свой островок незатронутости и переждать разгулявшуюся стихию. Важно только найти этот островок и не потерять его, когда что-то начинает беспокоить или выбивает из колеи.
   Июнь 2013 г.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"