Люди - они не вечны. Они приходят, живут какое-то непродолжительное время и уходят. И иногда уходят внезапно, не успевая что-то сделать в своей жизни. Но рассказы и сказки, написанные ими, остаются...
Здесь собраны ещё недописанные, сырые рассказы и сказки... Возможно встретятся ошибки, опечатки... Впрочем, некоторые сказки уже были опубликованы чуть раньше. Но все вместе, в едином сборнике, они представлены впервые.
Читайте. Я их писал для вас.
ПИЛИГРИМ (рассказ)
Пролог
...Молодой человек вылез из-под обломков рухнувшего здания и стал пристально вглядываться в окружавшую его темноту. Он не помнил ни кто он, ни как он здесь оказался. Он с трудом вспомнил своё имя и усмехнулся:
- Надо же... Неужели?..
Невдалеке он увидел слабый огонёк и побрёл к источнику света. Его словно магнитом тянуло туда - он не понимал, что с ним происходит, но твёрдо знал, что в его положении лучше идти на свет, чем ничего не делать.
Он не боялся, нет - страха совсем не было. Было только недоумение:
- Неужели я оказался на другой планете? - думал он про себя. - Или может быть это мой родной город? Но почему так темно? И как я оказался в руинах?
Впрочем, он вспомнил, что шла война. И одни люди воевали с другими. Он вспомнил, как погибли его родители и его лучший друг...
Однако его воспоминания прервали чьи-то голоса. Юноша прислушался, но не смог разобрать, о чём говорили незнакомцы. Он остановился, задержал дыхание, чтобы расслышать то, о чём говорили люди, но без толку - голоса очень быстро стихли и юноша побрёл дальше.
Неожиданно он упёрся в стену, которой не было видно. Он чуть не разбил себе лоб, когда пытался пройти сквозь неожиданно возникшее препятствие. Его спасла только чуть выставленная вперёд рука, которая и приняла на себя удар о стену. И тут он понял, почему голоса звучали так глухо - они были за бетонной стеной. Одновременно он понял, что за слабый огонёк он видел совсем недавно - в стене была видна чуть заметная дырка, через которую струился свет.
Он стал шарить руками по стене в надежде найти заветную дверь, которая вывела бы его к людям. Но, сколько он не шарил, ничего не находил.
Тогда он пошёл вдоль стены в надежде найти дверь чуть в стороне. Ведь известно, что если одна дверь закрыта (или вовсе отсутствует), то всегда открыта другая. Вот эту другую дверь юноша и пошёл искать.
Он не один час искал заветную дверь, в полной темноте, утратив даже ту призрачную надежду, которая была раньше, когда он видел невдалеке источник света и слышал человеческие голоса.
И когда он уже было совсем отчаялся и прислонился к стене, чтобы отдохнуть, - он увидел где-то вдалеке отблески костра. Ему казалось, что именно оттуда он и пришёл, но ничего другого ему всё равно не оставалось - и он пошёл на свет. Туда, обратно, откуда он так долго пытался уйти...
1. У костра
Когда юноша подошёл к горящему костру, он был неприятно удивлён - рядом с ним никого не было.
- Но ведь кто-то здесь должен быть! - убеждал он сам себя. - Не может ведь костёр гореть сам по себе. Кто-то же подкладывает дрова. Вон и ковшик с супом стоит. Значит кто-то здесь есть...
Он присел на бревно, лежащее рядом с костром и принялся вглядываться в окружающую его тьму. Ему казалось, что вот сейчас откуда-нибудь вынырнет какое-нибудь существо - нет, не человек, - а скажем, волк или медведь, - и набросится на него. Однако вокруг себя он ничего подозрительного не видел. Тем более, что неизвестно кем разведённый костёр слепил его и окружающая действительность казалась ему от этого ещё мрачнее и страшнее.
И тут как гром среди ясного неба, прозвучали чьи-то слова:
- Добрый день, путник!
Юноша вскочил с бревна, сжал кулаки и повернулся к источнику звука. Однако его испуг был напрасным - перед ним стоял добродушный, улыбчивый старик с корзиной в руках.
- Кто ты? - спросил Юноша у старика, не разжимая на всякий случай своих кулаков.
- Я - пилигрим. Путешествую по святым местам. И ещё я - хранитель старины.
- Старины? - юноша оценивающе взглянул сначала на корзинку, потом снова перевёл свой взгляд на старика, - Ты хранитель старины?
- Да, - спокойно ответил пилигрим. И добавил: - Не той старины, о которой ты подумал, взглянув на корзинку. Я не корзинки собираю...
- А что же ты собираешь?
- Знания. Старинные знания.
Юноша где-то когда-то уже слышал про странных людей, которых называют пилигримами. Вернее, они сами себя так называют. Он вспомнил, что их лучше обходить стороной, поскольку эти отшельники, живущие вдали от людей, опасны и могут околдовать заплутавшего путника.
- Ну что, так и будешь держать кулаки сжатыми? - спросил старик и расцвёл в улыбке словно альпийский эдельвейс, отчего его лицо в отблесках костра ещё больше испугало юношу.
- Не бойся, - прозвучал нежный женский голос откуда-то сбоку, - Мой дедушка добрый и гостеприимный.
- Пилигримов не надо бояться, - добавил старик, - ибо мы самые миролюбивые из всех людей. Мы никогда не вели захватнических войн, мы никогда не убивали ради наживы, и мы никогда никого не оставляли в беде. Так что здесь ты в полной безопасности... Возможно, ты не доверяешь мне и поэтому боишься меня, но вот что я тебе скажу: во-первых, ты сюда пришёл сам и точно также сам можешь в любой момент уйти; а во-вторых, страх не сделает твою жизнь безопаснее, скорее наоборот.. Рано или поздно всё-равно придётся смириться... Так почему не сделать это сейчас?
После этих слов юноша расслабил свои мышцы и снова присел на бревно. Теперь он уже не опасался старика, поскольку если бы он действительно был бы опасен, то это проявилось бы сразу.
Хотя опасаться за свою жизнь у него и не было особого желания. Он чувствовал себя потерянным и не понимал, ради чего живёт. Он давно уже потерял всех своих близких людей и остался один. Он и сам случайно уцелел, когда в его дом попал снаряд и разрушил его...
Откуда-то из темноты выплыла молодая девушка и протянула юноше миску с едой:
- Возьми, поешь! Это вкусно...
- Что это? - спросил юноша.
- Овощная похлёбка с целебными травами.
- С целебными травами? - юноша принюхался - вроде ничем отвратительным не пахнет....
- Не волнуйся, - произнёс старик, - не отравишься. Овощи насытят твоё тело питательными веществами, а целебные травы снимут усталость и прибавят сил.
- А пока ты ешь, дедушка расскажет тебе кое-что - добавила девушка.
Старик присел на лежащее бревно рядом с юношей и начал своё рассказ:
- Понимаешь, юноша... Ты, наверное, думаешь, что пришёл сюда по своей воле. Это не так. Тебя привёл сюда свет, - именно его ты увидел в темноте. И ты оказался здесь, поскольку твоё сердце откликнулось на его призыв.
Ты всегда жил не по своим правилам. Ты жил по чужим правилам. Люди за тебя придумали, что тебе есть на завтрак, на обед, на ужин... Они за тебя придумали, что тебе читать и что смотреть... Они создали тот искусственный мир, в котором ты жил... Пока не оказался выброшенным...
Не живи больше по чужим правилам. Слушай своё сердце - оно никогда не обманывает. Если оно говорит тебе: "Люби!" - значит люби. Если оно говорит тебе: "Лети!" - значит лети. И ничего не бойся - сердце лучше знает, что тебе нужно.
- А если оно молчит?
- Оно никогда не молчит. Просто ты его не слышишь...
Пилигрим подкинул несколько поленьев в огонь и продолжил:
- Когда-то я был таким же, как и ты. Я жил обычной жизнью, - так же как и все, работал, к чему-то стремился, мечтал о дорогих вещах... Я не пытался сделать этот мир чуточку лучше и добрее. Я просто жил. Но однажды я стал ненужным и меня выбросили. Я также, как и ты, плутал в потёмках, пока не увидел свет костра. И когда я его увидел, я понял, что обратно в мир людей - не вернусь. И я остался. Огонь стал для меня другом, братом и крышей над головой.
Он заметил недоумение на лице юноши, улыбнулся и сказал:
- Ты можешь вернуться обратно в мир людей и жить как прежде. Только ты должен быть готовым к тому, что ты всегда будешь для них чужим. Ты можешь рассказать им о том, что ты знаешь. Но ты должен знать, что они тебе не поверят. Они будут над тобой смеяться. А если ты станешь упорствовать и доказывать им, что они не правы - то они тебя посадят в тюрьму. Или повесят. Потому что они не любят, когда им открывают глаза.
Если ты этого боишься - то ты можешь всю жизнь молчать. Но тогда твоя жизнь может оказаться бессмысленной. Я уже старик, я уже не нуждаюсь в людях. И люди не нуждаются во мне. А ты молод, красив, силён - ты можешь оказаться полезным для них. Ты можешь их многому научить. Ты можешь им многое рассказать. Если захочешь...
- Ты сказал, что они будут смеяться...
- Если ты будешь вести себя, как достойный человек - они не будут смеяться. И если ты не будешь насильно открывать им глаза - то они не встанут против тебя.
Старик немного помолчал и сказал:
- Кто-то же должен это сделать... Послушай своё сердце: что оно тебе говорит? У тебя ведь была семья? Разве ты не хотел бы помочь им стать чуточку добрее? Разве ты не хотел бы, чтобы они стали чуть-чуть счастливее?
- Почему же ты сам не выходишь к людям, а скрываешься от них?
- Моё место здесь. Если я уйду - некому будет привечать заблудившихся путников.
Старик замолчал. Юноша тоже молчал и с задумчивым видом смотрел в костёр. Он отставил уже пустую миску в сторону и просто наблюдал, как играет пламя костра.
3. Всему своё время
На горящий огонь можно смотреть бесконечно, наблюдая, как сливаются друг с другом языки пламени и разбрасывают искры. Юноша молчал, потому что, что бы он не сказал в этот момент с помощью слов, - всё выглядело бы как-то неуместно, несвоевременно... Только потрескивание костра и шум ветра могут в такой момент выразить то, что стоит говорить...
Юноша вспоминал свою недавнюю жизнь. В ней было мало хорошего: родителей он потерял ещё в детстве, лучший друг не вернулся с войны, подруга обезумела от наркотиков и куда-то исчезла... Он видел, как заживо сгорают люди и падают на землю от случайных выстрелов... Он и сам чуть было не погиб в рухнувшем здании... Всё, что у него осталось - это детские воспоминания и мечты. Мечты и детские воспоминания. Больше у него ничего не осталось...
Он вспомнил, как улыбалась ему подруга и говорила, что любит его. Вспомнил, как его успокаивало биение её сердца, когда она была рядом. Вспомнил, как смеялся его друг, когда они вместе шугали воробьёв по крышам. Вспомнил, как он сам смеялся над ним, когда они попали под дождь. Эти воспоминания были для него единственной отдушиной.
А ещё он мечтал. Мечтал о том, что когда-нибудь снова увидит своего друга. Живым и невредимым. Снова увидит свой дом. Найдёт подругу. Мечтал о том, что когда-нибудь не будет войны. Мечтал о простом человеческом счастье...
Старик понимал, почему юноша молчал и не хотел ему мешать. Всему своё время.
Прошло довольно много времени, и юноша, наконец, прервал своё молчание и спросил:
- Почему люди умирают?
- Так жизнь устроена. Всё живое рано или поздно умирает. Смерть - это единственное, через что неизбежно проходят все, и тебе не избежать этого. Каждый вдох может оказаться последним. Но пока жив - живи. И никогда не отчаивайся, потому что упасть на дно всегда легче, чем потом подняться...
- Тогда ради чего мы живём? - спросил юноша.
Старик молчал какое-то время. Потом взглянул на юношу, вынул откуда-то из темноты пустую корзинку и, поставив её рядом с собой на бревно, сказал:
- Сейчас я тебе кое-что покажу.
- Что? - спросил юноша.
- Смотри! - ответил старик.
4. Волшебная корзинка
- Смотри внимательно! Эта волшебная корзинка тебя может многому научить!
Юноша смотрел то на старика, то на корзинку, и не понимал, что старик хочет ему показать. "Корзинка как корзинка - думал он, - ничего волшебного в ней нет..."
- Ну? Ты что-нибудь видишь?
- Нет, - сказал юноша разочарованно, - обыкновенная пустая корзинка...
- Вот именно! Пустая! - заулыбался старик. - Пустая! Ничем не заполненная! Как и твоя жизнь. Смотри дальше...
Старик поднял с земли несколько довольно крупных поленьев и засунул их в корзинку, после чего внимательно посмотрел на юношу. Тот в ответ посмотрел на старика и снова перевёл взгляд на корзинку:
- Что в этом волшебного?
- Смотри дальше, - ответил старик, после чего поднял с земли несколько шишек и бросил их в корзинку, рядом с поленьями.
- Ничего не понимаю, - сказал юноша.
- Смотри дальше, - ответил старик.
Он взял горсть земли, пыли и пепла и бросил её в корзинку. Потом взял ещё горсть. Потом - ещё. И ещё. И корзинка оказалась полностью заполнена. Больше ничего туда невозможно было положить, поскольку всё пустое пространство между поленьями заполнили горсти земли, пыли и пепла...
Старик улыбнулся и сказал:
- Я хочу, чтобы ты понял, что корзинка - это твоя жизнь. Поленья - это самые важные вещи в твоей жизни: твоё счастье, здоровье, друзья и так далее. Если бы всё остальное было потеряно, и только они остались, твоя жизнь была бы полна и ценна. Шишки - это чуть менее важные вещи, которые делают твою жизнь радостной и наполненной. А земля и пыль - это всё остальное, просто мелочи жизни.
Если ты попытаешься наполнить свою корзинку землёй, то в ней не останется места для поленьев и шишек. Запомни это. Заботься только о самых главных вещах, без которых жизнь теряет свой смысл. Это действительно важно. А всё остальное - только пыль...
Эпилог
У каждого свой талант - кто-то хорошо умеет охотиться, кто-то - играть на флейте, а кто-то - рассказывать истории. Старик умел рассказывать истории. Он рассказывал юноше много различных историй. И благодаря им юноша воспрял, засиял, нашёл своё предназначение.
Теперь его жизнь не была пустой. Теперь он знал, ради чего стоит жить. Теперь он не боялся, что над ним будут смеяться. И самое главное, что он понял, покинув гостеприимного старика, это то, что он уже давно знал, но не придавал этому значения. А именно:
Если тебе есть что сказать - скажи сразу, прямо сейчас. Не оставляй на потом, - потому что следующий миг может стать последним...
Декабрь 2009 г.
РОЖДЕСТВЕНСКИЙ УЖИН (сказка)
Пролог
Эта история произошла давным-давно. Никто уже и не помнит, когда и где именно она произошла. Старожилы помнят лишь то, что это было. Действительно было. В какой-то глухой деревушке.
Жили в одной избе дед и бабка. Мирно и тихо жили, не ссорились и не ругались. В общем, душа в душу жили. И всё у них было в достатке: и живности всякой во дворе, и солений всяких в погребе... А всё потому, что были они трудолюбивые и хозяйственные.
Ни свет, ни заря - ещё до того, как солнце взойдёт над горизонтом, - они поднимались и уже хлопотали по хозяйству: дед брал топор и шёл за дровами, а бабка - готовила щи, кормила живность, занималась домашними хлопотами... А под вечер они вместе ужинали и рассказывали друг другу, как у них день прошёл: что хорошего они видели, что успели сделать, что на завтрашний день оставили...
Так и жили они. Пока не подошло однажды время большого праздника - Рождества.
1. Сочельник
Наступил Сочельник. Канун Рождества то есть. И надо же так случиться, что с самого утра напала на деда непонятная хандра. Ничего ему не хотелось... Проснуться-то проснулся, как обычно, - ещё до восхода солнца, - но вставать не хотелось. И вообще ничего не хотелось.
Никогда бабка его таким не видела. Думала, что он помирать собрался.
- Ты чего не встаёшь? Что с тобой? - спрашивает его бабка.
А дед и сам не знает, чего с ним. Вроде ещё недавно горела внутри него какая-то лучина, от которой было светло и тепло и которая заставляла жить и трудиться, - а теперь она вдруг потухла. И ничего уже не радует. Вроде бы ничего не болит, но как-то грустно и тоскливо на душе.
Сломалось что-то внутри него. Тот стержень, который есть внутри каждого, иногда не выдерживает и ломается. Вот и у деда он сломался.
А надо сказать, что в Сочельник принято непременно готовиться к наступающему празднику: нужно и печь разжечь, и тесто замешать для рождественского хлеба... А как бабке печь разжечь, коли дед не хочет за дровами идти?
Бабка думала-думала, и вот что удумала - подошла она к деду и говорит:
- Знаешь, дед, слыхала я про ручей один... Говорят, кто умоется из него под Рождество - непременно помолодеет. Ты бы сходил, нашёл его... Говорят он где-то недалеко от нас протекает... Глядишь, и помолодеешь, и силы наберёшься.
- Да брешут, - заворчал дед. А сам про себя думает: "Неплохо было бы найти этот ручей...."
А бабка снова своё твердит:
- Встань! Сходи! Чего просто так-то лежать?
Вспомнил дед, каким он был ещё совсем недавно: как несколькими взмахами топора деревья валил, как по лесу без еды и воды сутками бродил, как свирепых кабанов и медведей по лесу шугал... Не хотелось больше ему чувствовать себя немощным. Стыдно ему перед бабкой стало.
Спустил он с лежака одну ногу, потом вторую... И вот уже тулуп одевает, - к ручью идти готовится.
Глядит на него бабка и улыбается: мол, как хитро я тебя в лес спровадила. Но вслух ничего ему не сказала. Только топор поднесла и попросила:
- Дровишек заодно немного захвати из леса... А то ни печь растопить, ни хлеба испечь...
- Ладно, - сказал дед, - Захвачу.
И ушёл.
2. Ручей
Пришёл дед в лес. Где ручей искать не знает. Лес-то он знал вдоль и поперёк, а вот где найти ручей? Да ещё зимой? Не подумал он, прежде чем подниматься с лежака, где зимой ручей искать станет. Но раз уж пришёл - делать нечего. Придётся искать. И пошёл он куда глаза глядят. А глядели они у него туда, где лес был выше и гуще. В самую чашу.
Там, конечно, было опаснее: чем гуще лес, тем свирепее звери. Да и заплутаться можно. Но всё равно пошёл, - уж очень хотелось ему снова стать молодым и сильным.
Ходил он долго, - уже ноги стали в снегу тонуть и подкашиваться, как вдруг что-то хрустнуло под ним и провалился он в яму!
Сидит дед в яме и думает:
- Ну и дурак же я! Чего в заросли полез? Как теперь из ямы выбираться?
А между тем яма не очень глубокая была. Был бы дед моложе - подпрыгнул бы, схватился бы за ветку стоящего рядом дерева и вылез бы. Да силы у деда не те, чтобы прыгать.
Сидит он в яме и думает:
- Надо что-то делать...
А что делать, никак придумать не может. Но ведь издавна известно, - когда не знаешь что делать - делай шаг вперёд...
Взял дед топор, размахнулся, и ударил по заледеневшей стенке. Потом ещё ударил. Потом ещё. Лёд был крепкий, но после множества ударов не выдержал и дал трещину... Обрадовался дед. Стал ещё сильнее бить по ней. И так разошёлся, что забыл о своей хандре, - бил и бил по ледяным оковам, пока не сделал на стене множество глубоких зарубок, превративших стену в подобие лестницы, ведущей наверх, к свободе...
Вылез дед, отряхнулся, поправил шапку и пошёл домой. По пути наломал бабке сухих веток и нарубил дров.
А ручей не стал искать. Он уже и без него чувствовал себя вполне неплохо...
3. Рождество
Вернулся дед домой.
- Ну, как? - спрашивает его бабка, - Нашёл ручей?
- Нашёл! - ответил дед.
Он почти не соврал, - он ведь действительно нашёл то, ради чего уходил. И пусть силы ему не ручей вернул, а обыкновенная яма, - что с того? Ведь именно силы он хотел вернуть, а не в ручье искупаться...
Да и бабке, впрочем, не важно было, нашёл дед ручей или нет. Главное, что дед снова был бодрым, сильным и весёлым. Именно таким он к ней и вернулся в самое Рождество.
Бабка достала из погреба соленья, накрыла на стол и позвала деда:
- Садись за стол, - сказала она ему, - ужинать пора.
Дед сел и они принялись за ужин, попутно обсуждая прошедший день. Он подробно рассказал о том, как плутал в лесу и забрёл в чащу. А вот о яме не стал рассказывать, чтобы не огорчать бабку. Вместо этого рассказал ей, будто вышел он на поляну посреди труднопроходимых лесных зарослей и увидел там ручеёк, умылся в нём и преобразился... помолодел... силы вернул... И поблагодарить бабку не забыл, - за то, что рассказала ему про целительный источник и за то, что топор не забыла вовремя подать...
Для них обоих это было самое счастливое Рождество.
Эпилог
Не зря говорят: не было бы счастья, да несчастье помогло... Не попади дед в яму, ни за что не помолодел бы. Потому что не нашёл бы дед в зимнем лесу ручей...
Так часто бывает: ты ищешь что-то в одном месте, а находишь совсем в другом! И хорошо, что всё устроено именно так, а не иначе.
Январь 2010 г.
ШКОЛА (рассказ)
Пролог
В самом центре села, на пригорке, стояло большое, заметное здание. Оно было настолько заметно, что проезжавшие мимо села крестьяне принимали его за церковь. Это и вправду была церковь, только разрушенная. И теперь в ней не службу вели, а детей грамоте учили.
Причём в этой школе был всего один учитель. Вернее, учительница - дочь расстрелянного дьякона. Она учила детей всему тому, что сама знала и умела: читать, писать, считать... Но самое главное, чему она учила - это тому, что не всё в этом мире измеряется деньгами или общественным положением. Что есть в этом мире ещё и любовь, дружба, радость, справедливость. И ещё была для детей хорошим другом, всегда готовым помочь и поддержать.
Она сама ещё совсем недавно была ребёнком и бегала вместе с детворой по сельским закоулкам. Но однажды всё резко изменилось: ей пришлось рано повзрослеть, когда её отца расстреляли. Раньше она не знала забот, а теперь ей пришлось и хозяйство вести, и пищу готовить, и даже привечать богомольных старушек, которые всё ещё по старой привычке иногда посещали её дом, надеясь найти там утешение и добрый совет.
Во всём селе она была самой образованной и начитанной. Хотя и очень молодой. И вот однажды в разрушенной церкви ей позволили открыть школу и она стала учить. Тому, что знала сама.
1. Первые уроки
Самым удивительным было то, что учительница не хотела вести уроки так, как это было всегда принято. То есть формально. Она хотела, чтобы детям было интересно. А поэтому как только дети в первый раз собрались в просторной комнате с возвышением, служившим когда-то алтарём, учительница сказала:
- В обычной школе всегда есть расписание. Например, если первым уроком стоит арифметика, то все вместе учатся считать, а если чтение - то все читают. У нас будет по-другому. Вот здесь, - и она указала на небольшую папку, в которой лежала стопка бумаги, - я буду оставлять задания и вопросы на весь день по разным предметам. А вы начинайте с того, кто чего захочет. Только не мешайте друг другу.
Те дети, которые ещё не умели читать, само собой, не могли воспользоваться заветной папкой. Поэтому им учительница уделяла больше своего внимания. Она не только учила их читать, но и помогала с выполнением различных заданий.
Например, одним из заданий было нарисовать котёнка. У кого как получится. И важно было не то, чтобы котёнок был похож на настоящего, а то, чтобы дети просто рисовали. Радуясь и не думая, что может что-то не получиться. Поэтому даже если вместо котёнка на бумаге у кого-нибудь из детей получалась чёрная клякса с усами, учительница с улыбкой говорила:
- Молодец! У тебя хорошо получается! Только хвостик котёнку подрисуй! И лапки!
Любому ребёнку это было приятно слышать. И он ещё больше старался преуспеть в учёбе. Он быстро подрисовывал лапки и хвостик и спрашивал:
- А так?
- А так вообще хорошо! Замечательно! - отвечала учительница. - Очень похоже на настоящего котёнка. Только ещё глазки ему подрисуй...
И ребёнок дальше рисовал. И подрисовывал. До тех пор, пока на бумаге действительно не появлялся котёнок.
2. Необычный интерес
В этой школе не было нотаций, криков, причитаний и оскорблений. И наказаний никаких не было. Потому что нерадивых учеников не было. Откуда им было взяться, когда учительница добра к детям? И вообще, нерадивые ученики появляются только тогда, когда нерадив сам учитель. Так что, не было нерадивых учеников. И наказаний не было.
Организованного порядка, правда, тоже не было. Если ты думаешь, что все ученики были прилежными и с утра до вечера сидели над учебниками, то ты ошибаешься. Все ученики были самыми обыкновенными детьми, - любили побегать, посмеяться, похулиганить... А вообще, каждый занимался чем-то своим: кто-то читал сказки и басни, кто-то решал задачи, кто-то рисовал, а кто-то вообще мастерил что-нибудь на улице.
Все всегда чем-то были заняты. Кроме одного мальчика. Нет, если учительница говорила ему, что нужно сделать, - он послушно делал. Но всё остальное время просто сидел в углу и молча наблюдал за остальными. В обычной школе его назвали бы несамостоятельным. Может быть даже ущербным. Но не в этой.
Учительница ему, конечно, не мешала молча сидеть в углу. И не упрекала его в этом. И даже косо не смотрела в его сторону. Наоборот, искренне улыбалась, когда встречалась с ним взглядом и разговаривала с ним точно также, как и с остальными. А когда он стал доверять ей и улыбаться ей в ответ, она спросила у него:
- Что же ты сидишь, ничего не делаешь? Тебе не интересно?
- Интересно... - ответил он и, немного подумав, добавил: - Но ещё мне нравится наблюдать за остальными. Просто сидеть и наблюдать, как они сидят, ходят, разговаривают друг с другом...
- Какой у тебя необычный интерес, - восхитилась учительница. И добавила почти шёпотом: - А может быть тогда ты мне поможешь?
Мальчик недоверчиво поглядел на неё, и учительница сказала:
- Делать ничего не нужно. Просто сиди и смотри. Только нужно делать это так, чтобы остальные дети этого не замечали. А то если они заметят, что ты за ними наблюдаешь, станут дразнить и задирать тебя...
- А как сделать так, чтобы они не замечали? - спросил мальчик.
- Очень просто, - улыбнулась учительница. - Ты делай вид, что чем-то занят. Вот сегодня, например, возьми книгу и сделай вид, что читаешь... А завтра возьми лист бумаги и сделай вид, что рисуешь... А послезавтра возьми графин с водой и сделай вид, что поливаешь цветы... А сам наблюдай...
- Хорошо, - довольно ответил ученик. - Я так и сделаю.
Разумеется, он так и сделал. Читал, рисовал, цветы поливал... Вернее делал вид... Но уже через несколько дней он читал и рисовал по-настоящему. И даже учительница, с интересом наблюдавшая за ним, больше не замечала, чтобы он отвлекался от чтения и рисования. Конечно, он иногда посматривал по сторонам, но это случалось всё реже и реже... Втянулся он в учёбу и больше не требовал к себе повышенного внимания.
3. Вовремя закрыть скучную книгу
Так и шли день за днём. Один день сменял другой, и всё было по-прежнему.
Но однажды учительница заметила, что стало много грустных, скучающих лиц. Даже не просто много, а слишком много. А ведь дети не должны скучать. Если они скучают, значит что-то не в порядке.
Что было не в порядке, учительница не знала. Только заметила, что и сама она почти перестала улыбаться. А ведь дети всегда берут пример с того, кто рядом. И если рядом оказывается добрый, весёлый человек, - то и дети становятся такими же.
А если рядом с ними окажется унылый и ленивый человек? Или отъявленный негодяй? Или гордый всезнайка? И если он к тому же волею судьбы окажется учителем - человеком, претендующим на роль живого примера? Какими будут дети, оказавшиеся рядом с ним?
Это очень важно, особенно для учителя, - вовремя заметить, что происходит что-то не то. Что становится скучно и невесело. Это очень важно, особенно для учителя, - вовремя закрыть скучную книгу и открыть нескучную.
Учительница догадалась, что это не дети стали грустными и скучающими. Что это она сама загрустила и заскучала. А дети просто доверяли ей. Они смотрели на неё и думали, что так и нужно. Когда учительница это поняла - всё мгновенно изменилось: на лице у неё вновь заиграла улыбка, в глазах - появился блеск, а в голосе - радость... И дети снова, как и раньше, стали улыбаться и смеяться. Не забывая, конечно, и об учёбе.
Эпилог
Дети - удивительные существа. Наивные и жизнерадостные. Добрые и очень умные. Хорошо, когда учитель помогает им оставаться такими. В этом и есть предназначение учителя. А отнюдь не в том, чтобы напихать их знаниями.
Знания, конечно, важны и нужны. Любому ребёнку. Но не в ущерб всему остальному.
Учитель! Не калечь ранимую детскую душу, пытаясь чему-то научить. Учи так, чтобы ребёнок оставался добрым и жизнерадостным. Потому что убить в ребёнке доброту и жизнерадостность, - это всё равно, что убить самого ребёнка.
Не убивай его! Помоги ему остаться живым!
Январь 2010 г.
ВЫСТРЕЛ (рассказ)
Пролог
Священник шёл по пустынной тропе, протянувшейся вдоль каких-то заросших полей, покосившихся изб и лесных зарослей. Солнце уже заходило за горизонт и напоследок освещало ярко-оранжевым светом дорогу путнику. Шёл он уже долго и надеялся дойти до нужного поселения до того, как оно зайдёт и наступит тьма.
Времена стояли суровые, по всей стране - революционные брожения и грабежи... Ходить ночью, да ещё в облачении священнослужителя, было весьма рисковым делом. Однако священник шёл, ибо знал, что в поселении требуется его помощь. Риск есть риск, но если кому-то требуется помощь - священник обязан помочь. Потому что если не он поможет - то кто тогда?
Он шёл и шёл. Солнце уже зашло за горизонт и на землю легла тьма, но он шёл и шёл. Внезапно впереди, возле тропы, показался чей-то силуэт. Потом ещё чей-то и ещё. И ещё. Издалека священник не мог разобрать, кто это был, а когда подошёл ближе, то было уже поздно: пьяная толпа революционно настроенного сброда поджидала свою добычу...
Их было несколько десятков человек, и они окружили священника со всех сторон. У них не было оружия, но у них были топоры, ножи, бутылки, лопаты... Лишь у одного пьяного матроса в руках был револьвер, которым он размахивал, словно стягом. Судя по всему этот матрос и был главным в этой толпе, ибо как только священник остановился, он поднял руку вверх, заставив толпу застыть на месте и замолчать, и сказал, обращаясь к путнику:
- Ну что, поп? Куда путь изволим держать?
1. Толпа
Священник, конечно, всё понимал. Он знал, что голодная, пьяная толпа способна растерзать его просто за то, что он оказался не в том месте и не в то время. Толпа - она глупа и не понимает, что творит.
- В поселение иду, сын мой, - ответил он матросу. - Ждут меня там.
- Кто? - спросил матрос.
- Люди добрые ждут. Покаяться хотят, - ответил священник.
В толпе послышался смех, после чего матрос сказал:
- А ты сам покаяться не хочешь? Мы не хуже тебя можем грехи отпускать. Покайся, - расскажи народу, как ты жируешь, пока он голодает. Не хочешь, а?
Священник произнёс:
- Каяться перед Богом нужно.
- Он не хочет каяться!!! - кто-то выкрикнул в толпе и с этим криком толпа накинулась на священника.
2. Тишина - это смерть
Кто-то старался ударить священника кулаком, кто-то пытался пнуть его ногой. Один обезумевший юнец несколько раз сильно ударил священника обухом топора... Священнику сломали руку, проломили голову, выбили зубы... В конце концов его, полуживого, отвели с дороги в поле и дали в руки лопату:
- Давай, копай! - приказал ему матрос.
- Давай, копай себе могилу!! - поддержали матроса в толпе.
Измученный и избитый священник, превозмогая свою немощь и боль, с молитвой на устах снял несколько слоёв земли. Но он был настолько слаб, что лопата выскользнула у него из рук и упала в яму.
- Подними! - скомандовал матрос. - Подними живо!!
Священник молча стоял и не мог пошевелиться.
Тогда матрос направил на него револьвер, взвёл курок и выстрелил.
Мёртвая тишина пронзила в этот миг всю окрестность. Толпа затаила дыхание. Всё живое затаилась. Казалось, что даже трава перестала шуметь на ветру, затаившись на время. Было слышно лишь как оседает тело убитого священника и падает в им же вырытую яму...
Затишье и безмолвие... Для всех оно рано или поздно становится вечной реальностью... Просто для священника этот миг наступил чуть раньше, чем для матроса...
Эпилог
Каждый человек рано или поздно осознаёт, что жизнь не вечна. Рано или поздно возникает мысль о том, что сам он, - вместе со всеми своими мечтами, желаниями, привычками, чувствами, - навсегда исчезнет из этого мира. И возникает вопрос: Зачем? Зачем дана эта жизнь, если она закончится? Зачем жить, трудиться, радоваться, любить? Зачем?
Октябрь 2010 г.
ЗВЕЗДА С НЕБА (сказка)
Пролог
Два силуэта виднелись в тени склонившихся ветвей. Это были принц и принцесса. Они сидели на берегу моря и обнимались, нежно поддерживая друг друга за руки.
- Когда-то мы мечтали об этом, помнишь? - уткнувшись в плечо своей второй половинки спросила принцесса, - Помнишь?
- Помню, - ответил принц.
Солнце уже заходило за горизонт, но всё ещё окрашивало небо оранжево-огненным светом. Прохладный ветерок приносил с моря неповторимый свежий морской аромат и окутывал двух влюблённых своими прохладными объятиями.
- Спасибо тебе за этот неповторимый вечер! За этот красивый закат! За это неостанавливающееся биение твоего сердца! - сказала принцесса.
Её лицо сияло от счастья и глаза её готовы были вот-вот прослезиться от неописуемого восторга! А принц, хоть и улыбался ей в ответ, но всё равно выглядел грустным и уставшим... Он вообще очень уставал от напряжённого ритма жизни, от постоянного недосыпания, от дворцовых интриг, от навалившихся на него забот... Но особенно тяжко ему было от постоянных капризов принцессы... Дня не проходило, чтобы принцесса не упрекнула его в чём-то: то невнимателен к ней принц, то не так на неё посмотрел, то слишком сильно руку сжал...
Он не обижался, просто ему было в этот момент немного грустно... Хорошо, - но, одновременно с этим, грустно...