Лавров Владимир Сергеевич : другие произведения.

Творческое мышление - путь к успеху

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Один из более чем 300 уроков школы развития разума "Инсайт".


  

Курс VIII Урок 1

Творческое мышление - путь к успеху

  
   Теоретическая часть
  
   Что такое творчество?
   Творчество - это сознательная деятельность человека по созданию чего-то принципиально нового в той или иной материальной или нематериальной форме. Творчество всегда характеризует оригинальный, нестандартный подход к решению задачи или выполнению дела. Тот, кто работает только по шаблонам, по определению не занимается творческой деятельностью.
   3 вида творчества
   Существует 3 основных вида творчества: художественное, нехудожественное и интеллектуальное.

0x01 graphic

   По этому критерию всех людей, профессионально занимающихся творчеством, можно разделить на три категории:
   • Люди, занимающиеся художественным творчеством: художники, фотографы, дизайнеры, скульпторы, архитекторы (они создают образы).
   • Люди, занимающиеся нехудожественным творчеством: музыканты, режиссёры, ювелиры, программисты, изобретатели (они создают завершённые продукты).
   • Люди, занимающиеся интеллектуальным творчеством: писатели, поэты, журналисты, копирайтеры, учёные (они создают знания).
   Полноценной творческой деятельностью является также своё дело (бизнес), объединяющее в себе элементы и художественного, и нехудожественного, и интеллектуального творчества.
   Что такое творческое мышление?
   Творческое мышление - это такой способ мышления, при котором мы способны находить принципиально новые, уникальные, оригинальные решения возникающих задач, а также генерировать и воплощать в жизнь прорывные идеи.
   Оригинальное решение может быть результатом иного осмысления известных всем фактов, особого построения фактов в новую схему или представлять собой рождение совершенно новой идеи, которая по какой-то причине никому не приходила в голову раньше.
   Историческая справка
   В 1950 году американский психолог Джой Пол Гилфорд заявил об отсутствии прямой связи между коэффициентом интеллекта (IQ) и творческими способностями. Он не утверждал, что интеллект и творчество несовместимы или существуют отдельно друг от друга, нет. Но доказал, что тесты на IQ не могут адекватно оценивать творческие способности и интеллектуально развитый человек вполне может не уметь проявлять творческую активность. В результате для тестирования творческих способностей сейчас используется тест Гилфорда, который можно найти в практической части урока.
   Цель развития творческого мышления
   Творческое мышление позволяет:
   1. Генерировать массу перспективных идей
   2. Гибко реагировать на возникающие трудности
   3. Легко находить выход из любой ситуации.
   Результатом творческого мышления является постоянное повышение продуктивности: благодаря творческому подходу продуктивность в любом деле должна расти, а не снижаться; если продуктивность снижается, то это показатель того, что творческое мышление не работает и нуждается в развитии.
   Особенности творческого мышления
   Творческое мышление характеризует:
   1. оригинальность (умение создавать новые, необычные идеи)
   2. гибкость (умение смотреть на вещи с разных точек зрения)
   3. энтузиазм (желание браться за дело и доводить его до конца)
   4. вдохновение (подъём внутренних сил, сопровождающий творческий процесс)
   5. озарение или инсайт (внезапное, невыводимое из прошлого опыта, решение поставленной задачи или проблемы).

0x01 graphic

   Вдохновению способствуют:
   - сильные положительные эмоции (влюблённость, радость, восторг и т.д.)
   - несильные отрицательные эмоции (грусть, тоска, печаль и т.д.)
   - эстетические переживания (прослушивание приятной музыки, живопись, красивая природа и т.д.)
   - чувство опасности
   - изнурение трудом
   - создание особых условий для творчества
   - медитация (спокойные размышления в расслабленном состоянии)
   - общение с мудрым, образованным человеком
   - сам творческий процесс.
   Основное препятствие для творческого мышления
   Основным препятствием для творческого мышления является инерция, стремление придерживаться привычного. Инерция помогает экономить нервную силу, но расплачиваемся мы за это постепенным увяданием мышления. Чтобы этого не происходило, нужно отбросить усвоенный в школе примитивный алгоритм решения задач (в школе на уроках математики вы решали уравнения и как только находили ответ, сразу же переходили к следующему примеру, вместо того, чтобы решать одно и то же уравнение снова и снова, что для школьных уроков вполне логично) и воспользоваться более продуктивным алгоритмом решения задач, который подразумевает настойчивое повторение попыток найти оригинальное решение возникшей проблемы, даже если проблема, на первый взгляд, уже решена.
   Люди, которые перенесли школьный алгоритм решения задач в область решения творческих задач, нередко терпят фиаско всего лишь по одной причине: получив ответ, они удовлетворяются им и перестают размышлять в этом направлении дальше. Получается, что они сами отказываются от ещё более лучших решений (второе и последующие решения могут оказаться лучше первого: они могут снизить затраты на производство, сделать товары качественнее, красивее, интереснее, удобнее в использовании и т.д.).
   Чтобы этого не было, проявляйте одновременно настойчивость и гибкость в подходе к решению любой проблемы.
   Методы развития творческого мышления
   Развитие творческого мышления подразумевает постоянное использование скрытых резервов нашего мозга. Для этого:
   - фантазируйте (создавайте мысленные пейзажи в фантазиях, преувеличивая или преуменьшая реальные размеры объектов)
   - играйте в смысловые ассоциации
   - рисуйте
   - пишите стихи
   - соединяйте новые идеи со старыми, перерабатывайте и дополняйте их
   - рассматривайте любые явления с разных точек зрения
   - используйте прямо противоположные концепции
   - ищите необычное применение для обычных вещей
   - записывайте идеи (и используйте для удобства разные цвета, когда делаете записи)
   - исследуйте новые области знаний
   - в ситуациях, требующих творческого подхода к их разрешению, стремитесь проявить себя по максимуму
   - учитесь творческому мышлению у творческих людей.
   Качества творческого человека
   1. Уверенность в своей незаурядности
   2. Прислушивание к интуиции
   3. Готовность пойти на эксперимент и проявить самостоятельность в принятии сложных решений
   4. Целеустремлённость
   5. Настойчивость.
   Три основных инструмента творческого человека
   1. блокнот (тетрадь)
   2. ручка (карандаш)
   3. мозги.
   Первые два инструмента отчасти может заменить компьютер, ноутбук или смартфон. Но мозги ничто не заменит. Поэтому их придётся постоянно развивать. Или можно воспользоваться чужими мозгами, но это тема для отдельного урока.
   Вопросы для самопроверки
   - Что такое творчество?
   - Что собой представляет оригинальное решение?
   - Что способствует вдохновению?
   - Каковы качества творческого человека?
  
   Практическая часть
  
   Упражнение 1. Тест Гилфорда
   Ниже приводится список простых предметов, которыми мы постоянно пользуемся. Необходимо к любому из них найти и записать все мыслимые и немыслимые способы их использования. Не только по прямому назначению, но и в самых неожиданных и фантастических ракурсах. Чем больше вариантов нестандартного использования предмета вы можете придумать, тем выше можно оценить ваши творческие способности.
   Пример. Берём слово "нитка". Прямое назначение нитки - вставить её в иголку и пришить пуговицу. Но нам сейчас нужно придумать максимально большое количество необычных, креативных вариантов использования нитки. Например:
   - ниткой можно обвязать коробок спичек и подвесить его над столом;
   - ниткой можно привязать и закрепить шпингалет на окне, чтобы он не болтался;
   - из ниток можно сделать шарик для кота;
   - из ниток можно сделать красивые украшения (например, разноцветные перья, браслеты или мягкие серьги);
   - если нитки порезать на небольшие части и склеить их горизонтально друг к другу, можно сделать мягкий коврик для компьютерной мышки...
   И т.д. Чем больше вариантов нестандартного использования предмета - тем лучше. В идеале - не меньше 30.
   Клей
   Спичка
   Магнит
   Парик
   Пассатижи
   Тетрадь
   Стул
   Кусок мела
   Гиря
   Линейка
   Кастрюля
   Пылесос
   Ключ
   Карандаш
   Кошелёк
   Полотенце
   Наручные часы
   Молоток
   Совок
   Теннисный мячик
   Монета
   Аккумулятор
   Гвоздь
   Шпингалет
   Барабан
   Упражнение 2. Пятна Роршаха
   В 1921 году швейцарский психиатр и психолог Герман Роршах опубликовал психодиагностический тест для исследования личности, получивший название "Пятна Роршаха". Суть этого теста в следующем: человеку предлагается дать собственную интерпретацию специально подготовленных чернильных клякс. Поскольку одна и та же клякса вызывает у разных людей различные ассоциации (каждый видит в кляксах только то, что есть у него в голове), то одни и те же кляксы могут использовать все и интерпретировать их совершенно оригинально.
   Наша задача - не выяснять, что у вас в голове, а дать вам инструмент для развития творческих навыков. Поэтому проявите фантазию по максимуму, ищите в кляксах новые и новые интерпретации, образы, идеи.
   Итак, вот несколько пятен (автор: Герман Роршах, иллюстрации находятся в общественном достоянии):

0x01 graphic
0x01 graphic

0x01 graphic
0x01 graphic

   Постарайтесь в каждом из них найти как можно больше различных образов, фигур, ассоциаций.
   Упражнение 3. Занимательные аббревиатуры
   Аббревиатура - это сложносокращённое слово, составленное из первых букв нескольких связанных друг с другом слов. Например, название нашей страны - Россия или Российская Федерация, - часто сокращается до аббревиатуры РФ.
   Наша задача - проявить фантазию и взяв обычные слова как аббревиатуры, творчески расшифровать их. Например: берём аббревиатуру ВДВ, расшифровываем: Воздушно-десантные войска, Войска дяди Васи, Врачами движет вознаграждение, Возраст делает время, Возможно дело встало, Вероятно дама выспалась, Внуки дедушку вдохновили, Вениками дядюшке вломили, Высаживать деревья весной и т.д. Чем больше вариантов, тем лучше.
   Вот список из 25 слов-аббревиатур:
   МИГ
   РАК
   ТОРТ
   РУКА
   ПАЛКА
   ТАМ
   ПОТ
   ПОСТ
   ЖАРА
   КОЧКА
   ДОМ
   ВОР
   ЛОСК
   ДЗОТ
   ЛОДКА
   КОТ
   КАР
   ПУСК
   КРОТ
   РАМКА
   ЛАК
   ПАР
   НОРА
   АРКА
   САЛЮТ
   Дерзайте!
   Вопросы для размышлений
   • Что вас вдохновляет и воодушевляет?
   • Проявляете ли вы себя как творческий человек в работе, учёбе, семье, бизнесе?
   • Что вы сегодня сделали для того, чтобы реализовать свой творческий потенциал?
   • Как ваше творчество помогает окружающим людям?
   Вопросы для поиска оригинальных решений
   • Три птицы сидели на крыше дома, но прошло время и две из них захотели улететь. Сколько птиц осталось сидеть на крыше дома?
   (Небольшое пояснение. Ответ "три птицы" - формально правильный ответ. Но не творческий. Найдите несколько своих, творческих, ответов на этот вопрос. Примените для этого метод "А что если...?" - А что, если пошёл дождь? А что, если птиц увидела кошка и забралась к ним на крышу? А что, если к трём птицам прилетели ещё две? И т.д. Вам нужны свои творческие, оригинальные решения, а не формально правильные, но чужие и общераспространённые).
   • Три курицы и один петух проданы за ту же сумму, что и два гуся, а еще одна курица, два петуха и три гуся проданы вместе за 25 долларов. Сколько стоит каждая из птиц, если цены выражаются только целыми числами?
   • Два охотника вышли к реке, на берегу которой стояла лодка. Лодка может вместить только одного человека. Могут ли оба охотника перебраться на противоположный берег реки?
   • В одной живописной деревушке жил нищий мальчик, который, когда ему предлагали на выбор блестящую 5-рублевую монету и 100-рублевую банкноту всегда выбирал монету, хотя она стоит в 20 раз дешевле. Почему он никогда не выбирал банкноту?
   • Если двое рабочих могут вырыть две ямы за два дня, то сколько потребуется времени для того, чтобы вырыть пол-ямы?
  
   ***
   Записаться на индивидуальное обучение, получить больше упражнений и подробную расшифровку каждого пункта теоретической части, а также попасть на личную консультацию можно связавшись с автором или его импрессарио. Для тех, кто занимается йогой по программе авторской закрытой школы йоги "Инсайт", все услуги - бесплатно, для остальных - по договорённости.
   Мой скайп: seahappiness
   Страница Вконтакте: http://vk.com/id39643953
   Скайп импрессарио: [должность вакантна]
   Страница Вконтакте импрессарио: [должность вакантна]
   P.S. Посетите также мой блог, посвящённый вопросам саморазвития методами йоги: http://v-lavrov.livejournal.com/
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"