Lazyrat : другие произведения.

О сюжетах и фэнтезёрках

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 4.82*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Немного изысканий на тему. Вводно-теоретическую часть, а также резюме с PS читать обязательно.


   Как один из поклонников жанра фэнтези, я долгое время лопатил завалы родного СамИздата в поисках, чего бы почитать "на после ужина" (оговорю сразу, предпочтение отдавалось крупным формам, пусть даже и незаконченным). И вот, постепенно у меня от прочитанного засвербело в носу настолько, что возникло сомнение в здравом уме если не всего человечества, то уж его прекрасной половины точно.
   Да, да, чуть позже достанется на орехи именно авторессам, пишущим в этом нынче весьма популярном жанре - фэнтези. Короче, поехали, не обращая внимания на антураж и декорации? И да простят меня за ересь маститые литераторы с филологами...
  
   Что есть по сути содержание некоего художественного текста? Некоторая последовательность событий, или же учёно говоря, сюжет - всё то, что происходит на протяжении повествования. Разумеется, к этому определению не относится так называемый поток сознания и подобные ему интеллектуальные извращения - они бессюжетны априори.
   И тут перед нами возникает закономерный, интересный и чертовски важный вопрос: а любые ли события можно считать сюжетом? "Разумеется, нет!" - воскликнет даже не очень искушённый читатель или автор. И будет тысячу раз прав. Если, к примеру, взять дюжину рассказов Чехова и новелл Цвейга да слить воедино в цельный файл, романа мы всё равно не получим.
   О! - скажем мы и тут же мотаем себе на ус: события должны, просто обязаны быть взаимосвязанными. То ли вертеться вокруг главного героя и его спутников (вразей-другов), то ли происходить в одной местности - мало того, они должны протекать хронологически связно (доказательство того, что призрак отца Гамлета не мог появиться раньше, чем тому влили в ухо яд, не привожу)
   Что ж, взаимосвязанные события мгновенно и послушно выстраиваются перед нашим внутренним взором в то, что называется нить повествования. Если кому-то трудно представить таковое, то поясню: это именно то, что вы перечисляли бы, рассказывая содержание книги.
   Что ж, это красивое и завораживающее зрелище - но скажу заранее, совершенно недостаточное. И поясню, отчего. Если вы бросили камень, он куда-то должен упасть. Если некто убил представителя славного семейства Баскервиллей, то доблестный Шерлок Холмс должен будет его в конце концов изобличить. Если Булгаков ввёл в повествование мэтра Берлиоза или Стёпу Лиходеева, то они свою роль тем или иным способом сыграют. Догадываетесь, к чему это я?
   Итак, надеюсь, мы приходим к осознанию того факта, что в качестве сюжета подходят не любые теоретически возможные события - а лишь проистекающие друг из друга согласно неким законам. Многие наверняка слыхали известную фразу "если в первом акте на стене висит ружьё, то во втором оно обязано выстрелить" - как раз самый что ни есть наш случай. И к слову сказать, метод заряженных и потом выстреливших ружей есть очень сильное и действенное средство в распоряжении авторов.
   И тут же, словно чёртик из коробочки, появляется определение: интрига есть внутренняя логика развития сюжета, в той или иной мере открытая читателю. Вот, вот оно то, к чему мы шли-шли, и наконец, пришли!
   Что ж, всякое утверждение нуждается в проверке. Мог ли, к примеру, тот же Глеб Жеглов вместо погони за бандой "Чёрная кошка" взять законный отпуск, скажем, подцепить себе кралю и укатить с нею на Байкал? Да элементарно - однако это было бы нелогично, и братья Вайнеры то прекрасно осознавали. Мог ли Фродо отправиться с кольцом чуть в сторону от своего маршрута и попросить политического убежища у Саурона? Запросто, и причём был бы тем принят с небывалым почётом. Но, не тот полурослик парень, и неумолимая логика в его действиях определённо прослеживается.
   И вот тут моё внимание в том определении привлекло слово "развития". Да, не так всё просто тут. Изменение ситуации? Безусловно. Можно ли его свести просто к изменению географических координат - вроде главгер сотоварищи куда-то едут, едут? Навряд ли - этакую резину можно тянуть до бесконечности. Значит, нужно именно изменение ситуации - либо вокруг главгера, либо изменение его собственного статуса. Представляю себе творческие муки Жюля Верна и отдаю должное его изобретательности, ведь его герои в поисках капитана Гранта практически безрезультатно совершили почти кругосветку...
   Давайте для примера вспомним знакомую каждому ситуацию, когда мы слезаем с дивана, нашариваем любимые шлёпанцы и отправляемся на кухню в поисках чашки кофе, бутерброда или чего посолиднее. В результате, изменение ситуации налицо. Но что заставляет нас то делать? Желание? Так, да не совсем - мало ли какая бредятина может прийти в голову, особенно подверженным лунному циклу феминам. А суть здесь в том, что жаждущий подкрепиться организм наблюдается в одном месте, а столь желанное лакомство или блюдо обретается в другом.
   То есть, противоречие... а ещё точнее, конфликт между желаемым и действительным. Вот оно, искомое! Конфликт! Ещё одно умственное усилие, и перед нами предстаёт определение: конфликт интересов есть движущая сила развития сюжета и непременная составная часть интриги.
   Если бы не нужно было уничтожить проклятое колечко, да чёрта лысого Профессор сумел бы оторвать хоббита от его домика и любовно взлелеянного огорода! Если бы Данглар не хотел отобрать себе фирму и миллионы, не стал бы он изобретать письмецо против Эдмона Дантеса, да ещё и прибегать к услугам ревнивого испанца. Достаточно?
   Итак, попробуем теперь свести дебет с кредитом и прийти к некоему сальдо:
  
   Сюжет есть последовательность событий, жёстко взаимосвязанных интригой и происходящих под давлением конфликта интересов.
  
   Ух ты! Я и сам обалдел немного...
   Следствия:
   а) всё, что не продвигает сюжета и не работает на него - вода.
   б) всё, что не привязано к интриге и не проистекает из неё - рояли из кустов.
   в) от противного: всё, что происходит не волевым решением автора, а следует из интриги и даёт ей новый толчок - хорошо.
   И лишь теперь, вооружённые знанием, мы можем себе позволить глянуть зорким оком на шедевры борзописиц от фэнтези.
  
   Первой под препарирование попадает некая Эля Ф., творящая под эгидой (или под крышей) многоуважаемого В.Контровского, и её роман с отдающим нехорошим душком названием "Последний оргазм эльфийского короля". Если вкратце, то некая девица без особых достоинств и моральных устоев попадает в Иномирье, где с нею начинает приключаться всякое-разное.
   И тут началось. Чтобы попасть в фэнтезийный мир, достаточно провалиться в канализационный колодец и получить его же крышкой по макушке. Я вовсе не легонько о(censored)л от такого способа перехода между мирами, равно как от полного отсутствия мотивации - но то оказались ещё цветочки!
   Что ж, испытанный способ авторов в таких случаях - устроить дальнее-предальнее путешествие. Ладно, потерпим... И тут меня изрядно насторожило, ибо дальнейшие события можно было бы просто эмулировать методом случайных чисел. Пошла чистейшей воды отсебятина и высасывание из пальца внешних, непредсказуемых событий. Сама поездка, случившиеся по дороге оказии устраиваются волевым решением автора и никак не могут претендовать на сюжет.
   Конфликт интересов? Даже не пахнет - а если где-то за тридевять земель кто-то с кем-то воюет, главгерше от того не холодно и не жарко. Да и сам якобы интерес к оной обеих враждующих сторон тоже меня просто умилил. Аферистка без роду-племени и гроша в кармане, и тут нате ей: неположенный титул, магический амулет (наверное, в том мире драгметаллы настолько дёшевы, что из них магики канализационные трубы делают), благородный рыцарь-маг сопровождает её - и куда бы вы думали? Ни более, ни менее, как кандидаткой-невестой к самому королю!
   То есть, сюжет подменён взятыми с потолка событиями... каюсь, дальше согласия короля я читать не стал.
  
   Второй под танк попадает А.Харитонова с её романом "Охота на ведьму". А вот тут оказалось всё на месте - конфликт между молодой ведьмой и отлучённым магом-ренегатом сразу нагнетает обстановку. Затем проявился ещё один могущественный некто, возжаждавший если не смерти главгеров, то чего-то весьма и весьма к тому близкого.
   Всё! Дальше события развивались в полном соответствии с психологией и тамошним укладом жизни (плюс-минус всякие случайности). И хотя реализованы они не всегда лучшим образом, последовательность и логичность прослеживаются без труда. Мало того, в принципе фэнтезийный сюжет даже каким-то боком касается детективных канонов с их разоблачением в финале и раздачей слонов. Но он большей частью выстроен так, что все (или почти все) события влияют друг на дружку и не могут быть изъяты или модернизированы без кардинального изменения. Тут автор на высоте, даже не подходи.
   Резко выпадает разве что история с пояснением, как же к магу попал рунный ножичек - этакий вбоквел, на который стоило бы хмуро посмотреть и даже поворчать: а вот этот аппендикс к сюжету притянут за уши! Единственная его ценность - как самостоятельной и весьма живописной новеллы. Но повторюсь, в общий сюжет этот эпизод вставлен крайне неудачно и торчит из него заячьими ушами.
  
   Что ж, счёт 1:1, и тут я поддался на провокацию да прочёл старательно распиаренный роман Е.Петровой "Лейна". М-да... казалось бы, всё есть - простой и ненапряжный стиль, лёгонькая мэрисьюшность главгерши, даже слегка извращённый юмор. В принципе, популярность этой книги понятна: жевательная резинка кажется вкуснее манной каши.
   Но всё же, резюме этой истории очередной попаданки туда оказалось неутешительно - полная бессюжетность. Хочу, диковинную зверушку подарю, а хочу - эльфячьего принца влюбиться заставлю! Набор подарков, удобных и безопасных приключений, сыплющихся словно из рога изобилия в руке автора.
   Что-то связное вроде бы забрезжило в самом конце, когда авторесса словно спохватилась: да что же я делаю? И по мановению руки проявились зловещие и коварные некты, которым Великая, Непобедимая и Неотразимая показала всю прелесть нашей кузькиной матери. В общем, забрезжил вроде конфликт интересов - да только, эти интересы чужие, Лейна здесь третья сторона. Попаданку из нашего мира они в общем-то, и волновать не должны - но автор опять якобы случайно всовывает её в гущу событий. В принципе, ту же неестественную отсебятину проделывала Эля Ф., за что обеим моё негодующее фе!
   От себя: личным письмом я попросил одну из ярых и довольно грамотно аргументирующих фанаток "Лейны" - напишите мне ПОЖАЛУЙСТА в нескольких словах, о чём же эта книга? Не сумела... и диагноз бессюжетности окончательно подтвердился.
   В пишущемся сейчас продолжении примерно та же картина, вместо сюжета опять прилежно подбрасываемые по воле автора приятности и неприятности.
  
   Два-один, я в панике за будущее нашей литературы! И метнулся я тогда в раздел Лаки. Ну уж получившая хорошее образование сибирячка вроде подкачать не должна? Из личной любезности автор прислала мне неоконченный вариант своего романа "Звёзды иномирья", который я читал, надо признать, не без удовольствия.
   Конфликт обнаружился мгновенно! Зловещий Архимаг, жаждущий сжить со свету парочку непонятных и неподконтрольных ему волшебников-иномирцев - вполне достаточный мотив для начального толчка. С чего тот злобный старикашка взъелся, пока только намекается, но оно и понятно: интрига частично скрыта от читателя (в полном соответствии с нашими предыдущими интеллектуальными изысканиями). И, обзаведясь сиротских размеров чашкой кофе, я весь в предвкушении погрузился вниманием в мир иной.
   А вот потом всё пошло через пень-колоду. Дальше начального толчка интрига раскручиваться перестала. Ситуация забуксовала - что-то вроде происходит, случается, однако развития сюжета нет.
   Зловредный Архимаг вместо дела старательно исходит злобой и пеной, дядюшка Рид то гоняется за артефактами или берёт заказы со стороны, то пьянствует. А его племяшку Энди автор - правильно! - опять отправила в дальнее путешествие. И после трёхсот килобайт текста (примерно половина или чуть меньше хорошего романа!) ситуация не сдвинулась ни на йоту. То есть, в данном случае конфликт интересов стоит на месте, интрига не развивается и как следствие, сюжета нет. Всяческие события, взятые с потолка или же высосанные из пальца, не привели ни к чему, всего лишь к изменению географических координат.
   Если что и изменилось, то к Энди автор силой всунула пару попутчиков, нужных девице примерно так же, как зайцу стоп-сигнал. В качестве собеседников, наверное - чтоб было кому слушать нытьё и утирать сопли в нужные моменты. Не проще ли той обзавестись плеером с набором магических музыкальных кристаллов вместо CD-дисков и носовым платочком, автор?
   Некоторые яркие моменты порадовали, однако не более того. Ничья 0.5:0.5...
  
   Счёт два с половиной на полтора. Ещё не разгром, но уже поражение. Я просто диву даюсь - ведь мы в детстве читали и любили одни и те же книги! Хотя бы взять историю Эдмона Дантеса - его статус по ходу книги менялся многократно, столкновений интересов предостаточно, и в результате там чертовски сложная и интересная интрига. В своих "Трёх мушкетёрах" Дюма тоже устроил бесплатный мастер-класс, как завязывать интригу и продвигать сюжет, как и когда вводить ярких персонажей. И чего б не использовать опыт мэтров, люди?
  
   Лирическое отступление. На фоне уже проанализированных авторов просто монстрами смотрятся Кара с её романом "Песня цветов аконита" и Итта Элиман с "Ветра Унтара" (обе тоже из просторов СИ). Вот уж кто у нас мастерицы по части сюжета и интриги! Даже жаль, что мне никогда не представится возможность чмокнуть им ручки...
  
   Напоследок я в сводках СИ-шных обновлений на форуме Кубикуса ткнул пальцем (закрыв глаза) в список и попал в раздел к Архаровой Юлии и к её полунедописанному роману "Ночная гостья".
   С уже понятным хмурым недоверием присматривался я к приключениям этакой дерзкой одиночки, звезды уголовного рыцарства плаща и кинжала. Стоит признать, мир во всём его многообразии и мерзости прорисован отменно (решпект автору) - но как бы в противовес, я лишь в конце второй главы понял, как же девицу зовут. А уж что она полуэльфячьих кровей и вся из себя раскрасавица, и того позже.
   С одной стороны, вроде бы Рийна (или как там её на самом деле) находится на задании - но вот подбрасываемые ей автором испытания и находки никоим боком из него не проистекают. Просто случайные внешние события. Двести кило текста, и лишь тут девица добралась до башни, где в пару минут как бы и сделала своё дело. То есть, если бы на пути её не встретились всякие твари, в том числе и двуногие - результат оказался бы тем же самым! Нет мотивации.
   Хм, а тогда зачем все эти треволнения, если они так ни на что и не повлияли? Не помогли, но и не помешали. Относятся ли они к сюжету? Да никоим боком... На пробу мысленно меняю красавца-вампира на урода-дракона с тем же modus operandi - а ведь, тоже ничегошеньки не случается страшного. Вода, она и есть вода.
  
   Итог неутешителен: три с половиной на полтора. "Бритвой Оккама по горлу - и в колодец!" (с) Тонина
  
  
   Резюме:
  
      -- Русскоязычное фэнтези в исполнении фемин часто страдает хронической бессюжетностью и отсутствием интриги.
      -- Вместо сюжета подсовывается иллюзия его в виде путешествия и надуманных авторессами роялей из кустов.
      -- Само путешествие служит лишь предлогом и прикрытием, чтобы не слишком уж явно подбрасывать своим протеже спутников, зверушек, волшебные артефакты и прочие полезные-с-приятным подарки.
  
   Finita
  
  
   P.S. Давайте в качестве положительного примера рассмотрим самое начало известнейшего романа "Граф Монте-Кристо". Безотносительно антуража. Итак, сразу имеем четыре главных лица, вокруг и с участием которых завязывается интрига:
   Дантес, молодой и преуспевающий моряк;
   Мерседес, его невеста;
   Фернан, вроде как друг;
   Данглар, бухгалтер.
   Конфликт интересов: Данглар рвётся на первые роли, но в том ему мешает Дантес - одним лишь своим присутствием. А горячий испанский парень Фернан пылает страстью к Мерседес, и опять препоной морячок.
   Всё! Этого вполне достаточно мэтру, чтобы завязать интригу. Причём заметьте, что персонажи действуют самостоятельно, роль же автора сводится лишь к подсматриванию и прилежному записыванию событий. Данглар находит предлог (письмо узуратора) и способ, выбирает исполнителя и организует анонимный донос королевскому прокурору. Честолюбивым планам того тоже мешает злосчастное письмо - и в результате бедняга Дантес не успевает ничего толком понять, как оказывается узником замка Иф. Это и есть сюжет в рассматриваемой нами начальной части.
   И лишь потом, когда нить повествования завела в тупик, рвущий на себе с досады волосы Дюма организует главному герою спасательный круг в виде аббата Фариа. Да, его появление и исчезновение в сюжете есть откровенный рояль из кустов - но замечу, что ситуация и в самом деле настолько безвыходная, что пришлось срочно вмешаться богу-творцу того мира, то есть самому автору.
   Статусы тоже в общем изменились: моряк в каталажке, Данглар достиг своего. Фернан тоже устранил единственное препятствие к обожаемой им Мерседес. Часть конфликтов погашена, однако, возникли другие - Дантесу в тюрьме как-то неуютно, да и зубы недругам он не прочь пересчитать. К тому же, узурпатор сбежал с острова Эльба, чтобы вновь поставить на уши Францию и заодно полмира впридачу (реальный исторический факт).
   То есть, сюжет наличествует, и он почти всё время продожается не волевыми решениями автора, а действиями и страстями персонажей - это и есть интрига с конфликтами интересов. Наверное, потому автор и стал классиком, а?
   Замечу кстати, что роль самой Мерседес в романе скорее пассивная, она автору неинтересна и всё время выпадает из повествования... хм, интересно - а как бы выкручивался Дюма, если б снабдил её характером и умом а-ля миледи Винтер? Вот это закрутилась бы интрига - бомба!
  
   16.02.08
  
  
Оценка: 4.82*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"