Человек живёт в шаблонизированной социальной среде, не предъявляющей особых требований к интеллекту. Если вербальный, социальный, эмоциональный интеллект ещё получают какие-то стимулы, то логика, память, аналитические функции практически не востребованы. Операционально-рабочая среда практически в любой профессии организована таким образом, что в ней преобладают шаблонные действия, а разница между физическим и умственным трудом заключается в том, что физический труд предполагает повторение одних и тех же движений, а так называемый интеллектуальный труд - стереотипное повторение умственных действий. Получение высшего образования и работа по специальности ещё не гарантируют дальнейшее развитие интеллекта. Даже если работа сложная, на её освоение конечно, требуется какое-то время, а дальше начинается неизбежное повторение одного и того же. Эпизоды, требующие напряжение ума, разумеются, встречаются, но чем дальше, тем реже и, в итоге, по мере обретения профессионализма и компетентности, настолько редко, что ими можно пренебречь. Если интереса к интеллектуальным занятиям как такого и не было, ситуация проще, индивид вполне удовлетворён своим предсказуемым не очень сложным миром. Но, в том случае, когда способность к анализу не была, в своё время, убита системой школьного образования, интеллектуальная депривация исподволь, но неуклонно создаёт очаги неудовлетворённости, выливаясь, в итоге, в зависимости от многих факторов, в ту или иную форму потери интереса к жизни - астению, депрессию или даже дистимию.
Выходом из тупика интеллектуальной стагнации может стать самостоятельный поиск сложных интеллектуальных видов деятельности, постоянно создающих новые задачи, поддерживающих функционирование интеллектуальных способностей, и, в лучшем случае, развивающих их. К таким видам деятельности с полным правом можно отнести освоение компьютера, разнообразных приложений информационных и интернет-технологий, обсуждение непростых тем в блогах, логические компьютерные игры. Информационная и высокоинтеллектуальная интернет среда создаёт целый ряд естественных развивающих моментов, например, представление об ещё не освоенной компьютерной технологии, как о сопернике с незаурядной логикой, конкуренте, которого нужно подчинить своей воле, а умение формулировать и доказать свою мысль оттачивается также естественно, в пылу дискуссий в блогах. Сама сложность компьютерных и интернет технологий представляет своего рода вызов - испытание, сможет ли человек достойно ответить, справиться и решить трудную задачу? Возникает ситуация постоянной интеллектуальной стимуляции, причём уже не внешняя среда, а сам субъект во многом определяет тип, обширность, глубину задач, что создаёт предпосылки позитивного эмоционального подкрепления, ощущения успешности, таким образом, положительные переживания от успешной интеллектуальной деятельности поддаются управлению, контролю, освобождаются от непредсказуемых флюктуаций социальной среды.
Возможности компьютера, интернета, общения в социальных сетях уникальный и бесценный дар судьбы, которым впервые за всю историю развития человечества может пользоваться именно наше поколение, дар, благодаря которому, в ситуацию, в принципе благоприятную для развития интеллекта попадают не единицы, как это было раньше, а, практически, каждый цивилизованный человек.