В последние годы произошёл резкий рост количества верующих в России. Сейчас в России не меньше 40% людей считают себя верующими. Каждый по-своему понимает веру в Бога. Истинная, глубокая вера в Бога не подлежит обсуждению, такая вера источник благодати для самого верующего и для его окружения. Но так верят далеко не все.
Исторически, христианизация Руси была в политическом и экономическом отношении выгодной истеблишменту и болезненно воспринималась большинством народа. Большинство населения не хотело расставаться со старой верой и христианскую веру во многом приспосабливало к языческим обычаям. В итоге христианство усвоило язычество и подвергло его метаморфозе.
Определённая часть верующих до сих пор ценят святых за их умение творить чудеса. Образ святого сказочно-архитипичен - он защищает слабых и обездоленных, творит чудеса, исцеляет больных, отличается добротой. Духовенство возносит святых за благочестие, добродетели, христианскую святость, а иные верующие, прежде всего, за их способность творить чудеса, исцелять, защищать.
Церковная ритуальная практика другой яркий пример сохранения духа язычества в христианстве. В моменты горестных переживаний или в периоды смутного времени, когда со всех сторон человек остро ощущает поступающие со всех сторон опасности, возрастает потребность во внешней защите. Такую функцию берут на себя магические ритуалы, перешедшие в христианскую обрядность почти без изменений. Чрезмерная ритуализация может выхолостить духовную сущность веры. Обряды не должны превращаться в бессмысленное, слепое повторение. Для священнослужителей таинства сакраментов - причащение, крещение - способ стать причастным Богу, спасти свою душу. Соответственно, в сакраменталиях - освящённой воде, хлебе, свечах богословы видят символику и не признают их сверхъестественной силы. Для многих верующих это амулеты: их используют не для очищения от грехов и причащения к Богу, а для защиты от болезней, наговоров, порчи.
В чём смысл возрождения христианства в нашей стране, если зачастую оно, не смотря на его растущее влияние на все общественные сферы, во многом остаётся только формой, по прежнему, как и в самом начале, выгодной малому проценту населения и всего лишь иллюзорной магической защитой для многих верующих.