Экзистенциональная фрустрация, страх смерти, страх перед ничто, довлеющий над современной личностью - расплата за атеизм. Религия вселяет надежду в вечную жизнь духа и, тем самым, освобождает от страха перед смертью. В религии темы смерти тела и вечной жизни духа открыты для обсуждения и осмысления. Тема смерти для атеистов своеобразное табу - о ней не принято говорить, нехорошо думать, нужно жить так, как будто её не существует. Но метафизический страх перед смертью существует, более того, его незримая власть над психикой, её бессознательными импульсами огромна. Это доказывает даже самый поверхностный анализ произведений современного искусства. Современный психоанализ также немыслим без работы над бессознательными импульсами ужаса перед неизбежностью смерти, ведь для современного человека подавленный и вытесненый страх смерти - источник неврозов.
Мир, в котором мы живём на первый взгляд, кажется безопасным, в нём нет хищников, ожидающих свою жертву, готовых в каждую секунду нанести смертельный удар, в нём как будто бы побеждены страшные эпидемии. Но в глубине души каждый знает, что победа над смертью - иллюзия и ни одному человеку не дано изменить естественный ход событий. Можно отодвинуть конечное событие своей жизни, но принципиально ничего изменить нельзя, остаётся пассивно, и, по мере возможности, спокойно ожидать своей участи. Особенно тяжело осознать факт собственной смертности человеку, не верящему в прогрессивное развитие цивилизации, в том случае, если он не признаёт, что служение прогрессу может иметь личный смысл. К ужасу осознания собственной конечности присоединяется осмысление хода развития человечества, как не имеющей смысла "дурной бесконечности", нескончаемой смены умерших вновь рожденными.