В крае нет внятных госпрограмм развития инновационных производств. Именно потому мы покупаем задорого то, что можем качественно производить сами.
Наиболее явственно эта ситуация отражается в положении с лифтовым хозяйством. В этом году только в Красноярске планируется заменить полторы сотни, или примерно десятую часть, отслуживших свой срок механизмов. Потрачено на эти цели будет более 300 млн. рублей, причем четвертую часть средств заплатят собственники помещений в жилых домах. Почти все деньги уйдут за пределы края, формируя налоговые поступления и создавая рабочие места в других регионах. Одни транспортные издержки на доставку до Красноярска составляют до 100 тысяч рублей на каждый лифт. А общие затраты на модернизацию лифтового хозяйства к современным требованиям у нас оцениваются суммой до 3 млрд. руб. Это без учета будущих потребностей в поставках для строящихся зданий и сооружений. Причем только для обеспечения новостроек жилого назначения в крае требуется порядка полутысячи лифтов в год.
Для того чтобы эти средства трансформировались в заказы местным предприятиям, зарплату красноярцам, доходы краевого бюджета, при этом снизив затраты покупателей раза в полтора, надо приложить не так много усилий. Просто довести до логического завершения программу по производству пассажирских лифтов.
В 2008 году департамент экономики администрации Красноярска вроде бы поддержал инициативу местного Союза машиностроителей по созданию подобного собственного производства на принципах кооперации предприятий города. Менее чем за год специалисты "Еонесси", ООО "Енисейзолотоавтоматика", ЗАО "ВСФ Союзлифтмонтаж", ОАО "КрЭВРЗ", ФГУП "ЭХЗ" (Зеленогорск) и института "Красноярскгражданпроект" совместными усилиями не только создали, но и осенью 2009 года успешно опробовали в рабочем режиме первый опытный образец красноярского пассажирского лифта грузоподъемностью 480 кг. Причем только прямые затраты "Еонесси" на этот проект составили порядка 1,5 млн. руб. Зато стоимость образца, даже с учетом использования ряда импортных узлов, оказалась вдвое ниже, чем у прототипа.
Вот, казалось бы, решение проблем самообеспечения края значимой продукцией при одновременном создании рабочих мест, укреплении доходной базы и снижении расходов местных бюджетов. Сертифицируй и начинай серийное производство. Да только у власти интерес к проекту красноярского пассажирского лифта вдруг взял и начисто пропал. На презентации первого опытного образца даже представителей из министерств да департаментов промышленности и ЖКХ не было. Понятно, кто же у нас по собственной воле "слезет" с денежных потоков в сотни миллионов рублей, затрачиваемых ежегодно на ввоз лифтов из других регионов. Ведь на местных поставках значимых откатов не получишь, тут все слишком прозрачно.
- Нужна лишь поддержка властей и муниципальные заказы, ориентированные на лифты красноярской сборки. Вот, собственно, и все, - так оценивает положение Валерий Колупаев. - А мы со своей стороны готовы использовать европейские технологии и обеспечивать соответствующее качество производимого оборудования.
Причем, по его словам, в соседней Кемеровской области, понимая важность проблемы, уже поднимают местную лифтопромышленность.
Еще пара лет промедления, и Тулеев наладит производство, достаточное для того, чтобы закрыть нужды всей Сибири. Хотя красноярцы начали гораздо раньше, еще в 2008-м. Но у Амана Гумировича есть заинтересованность в поддержке местных производителей. Кузбасс - его родина. Потому он и заботится о ней, а не о том, как бы и где личное благосостояние увеличить.
И ладно, если мы начнем покупать кемеровские подъемные механизмы. Все может сложиться гораздо страшнее. Скажем, принятие разработанного казахскими "специалистами" в рамках Таможенного союза техрегламента "Безопасность лифтов", по оценке экспертов и профессиональных участников рынка, во-первых, приведет к бесконтрольным поставкам в Россию низкокачественных и небезопасных лифтов, а во-вторых, снизит стимулы для внедрения в национальном лифтовом производстве инновационных технологий. Прошедший в конце апреля I съезд Национального союза лифтовых саморегулируемых организаций обратил внимание на противоречие этого проекта как положениям, установленным Европейской Директивой по лифтам 95/16/ЕС, так и Техническому регламенту о безопасности лифтов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 Љ 782.
За 20 лет край потерял производство комбайнов и автошин, легкую промышленность, машиностроение лесное, тяжелое, сельское и так далее, не получив взамен ни одного высокотехнологического производства. В последние годы власть заговорила о модернизационной стратегии развития края, осталось только подтвердить слова делами.
У нас еще есть шанс стать производителем лифтов для сибирского региона, освоить рынок объемом миллиарды рублей. Бизнес готов к этому, нужна лишь поддержка со сторон властей.