Разработчики представили концепцию нового генплана нашего города. Однако главный вопрос - насколько в нем будет удобнее жить красноярцам, пока остается без ответа.
Отметим, что предлагаемая стратегия развития краевого центра предполагает сохранение его промышленной ориентации. Так, директор ОАО "Российский институт градостроительства и инвестиционного развития "Гипрогор" Игорь Шнайдер заявил, что это градообразующая составляющая, и потому она будет развиваться.
- Красноярск - город промышленный и, я надеюсь, мы добьемся успеха в этом направлении, - отметил он. - Для успешного решения данной задачи мы привлекли ряд консалтинговых фирм. Это касается и крупных площадок - КрАЗа, и тому подобного...
- Хорошо бы, чтобы мы жили, как в Германии. Но где-то должно размещаться и производство, которое не является абсолютно чистым, - подтвердил эту позицию вице-президент фонда "Центр стратегических разработок" Кирилл Янков, параллельно с "Гипрогором" разрабатывающий промышленную стратегию развития Красноярска.
- Безусловно, для любого производства необходимо разрабатывать и утверждать все экологические нормативы, санитарно-защитные зоны, и оно не должно оказывать негативного влияния на окружающую среду за пределами этих зон, - добавил он. - В Красноярском крае можно найти места, где 30, 50 или 100 км до ближайшего жилья. Ведь территория региона равна территории почти всей Европы...
- В том же Советском районе, чем ближе к КРАЗу, тем в большей степени жилье возводить нельзя. Экологически грязные объекты подлежат выносу за черту города в обязательном порядке, - высказал свое мнение исполнительный директор Союза Строителей Андрей Тихонов. И уточнил, - в свое время Ростехнадзор определил расстояние от особо опасных предприятий до зоны жилой застройки не менее чем в 5 км. Так вот, я взял циркуль и карту. У нас вообще нет ни одной промплощадки, отвечающей этим требованиям!
Конечно, занятость населения - вопрос очень значимый. Но все же менее важный, чем здоровье и безопасность граждан.
- Люди должны где-то работать. Но в Красноярске допустимы только экологически безвредные производства. Пищевая промышленность, "легкая", к примеру, мебельные фабрики, другая лесопереработка, - со своей стороны, считает Андрей Тихонов. - Причем надо уходить от жесткого зонирования, оставлять в жилых районах П-эшки, ОД-эшки, то есть зоны делового административного назначения. Любой микрорайон должен быть как "лоскутное одеяло".
- В первую очередь градостроительные действия должны быть направлены на создание оптимальной городской среды, повышение ее комфортности. На качество жизни, - так считает и руководитель ГСК "Красстрой" Владимир Сарченко. - Город существует для горожан. Именно их интересы являются первоочередными.
Во главу угла - население.
К слову - ровно такую же позицию занимают и федеральные власти.. Так, 9 сентября Минрегион России издал приказ за Љ 371 "Об утверждении методики оценки качества городской среды проживания". Для этой цели отобран 41 показатель, которые объединяются в блоки по направлениям, образующие 13 индексов, в том числе:
-динамика численности населения;
-транспортная инфраструктура;
-природно-экологическая ситуация;
-доступность жилья;
-развитие жилищного сектора;
-демографические характеристики населения;
-инновационная активность;
-инженерная инфраструктура;
-кадровый потенциал;
-социальная инфраструктура;
-социальный параметры общества;
-благосостояние граждан;
-экономика города.
Далее на основании суммирующего генерального индекса привлекательности города (ГИПГ) будут делаться выводы об эффективности работы мэров. Причем в прессе уже поднимался вопрос о возможности того, что вскоре их начнут не избирать, а назначать решением Президента РФ. Что значительно снизит уровень кадровой безопасности и "безмятежности" градоначальников, тем самым значительно повысив их ответственность. Отметим значимый факт - как видно из приложенного списка, большинство индексов в той или иной мере в первую очередь характеризуют степень комфортности мегаполисов для населения, а не для промышленных "эксплуатантов" городского пространства.
- Хорошо, что сделан первый шаг, и этот документ Минрегиона вышел, - считает Владимир Сарченко. - Но предложенную "наборку" надо корректировать и детализировать. И от этих общих подходов переходить к специфике и нуждам нашего Красноярска. Определяться, как с имеющимися ресурсами - городским и краевым бюджетами, средствами, выделяемыми федерацией, деньгами инвесторов и жителей сделать наш город максимально качественным для жизни. Причем учесть разные возможности людей и отличающиеся у различных слоев населения понимания комфорта.
Каждому - свое
Действительно, к примеру, юным поколениям важнее наличие в шаговой доступности высших учебных заведений, культурных и спортивных объектов, центров развлечения и отдыха. Молодым семьям значимее детсады и школы, рекреационные зоны и площадки для прогулок с детьми, детские поликлиники. Пенсионеры оценят спокойный микрорайон, расположенный близ магистралей, позволяющих без проблем добраться до родных дач, и так далее.
- Мы разные, и понимание комфортности у всех тоже разное. - уверен Владимир Сарченко. - Для одних большее значение имеет экология, зеленые зоны и водные пространства, для других - близость культурных и спортивных центров, для третьих - нахождение в шаговой доступности социальных объектов, для четвертых - эстетика, дизайн, красота архитектурных форм, гармония исторического и современного...
В связи с этим закономерно и в "полный рост" встает ранее не дискутируемый вопрос целенаправленного структурирования нашего Красноярска на зоны с преобладанием тех или иных элементов. Не "геттоизация" по национально-культурному варианту, но детерминация по вкусовым признакам и ценностным ориентациям.
Можно сказать, что первый шаг к этому разработчиками нового генплана краевой столицы сделан.
- Принципиально мы видим, что Красноярск будет представлять собой территорию из неких пяти больших анклавов, - отмечает Игорь Шнайдер. - Северо-западное направление условно назовем "креативный город": это тот центр, в котором будут развиваться новые виды социума, новые виды застройки. В центре его должны находиться Красноярск-Сити и один из объектов Универсиады. Следующая зона - существующий исторический и культурный центр, здесь главное - охрана и сохранение объектов. Район, прилегающий к главной промышленной площадке города, мы назвали индустриальным. Зона университета - научно-образовательный и спортивный центр. Есть еще город в правобережной части. Здесь основная цель - организация выхода на акваторию....
Кстати, частично последняя из перечисленных задач уже решается, причем на достаточно широком пространстве от Пашенного (микрорайоны "Белые Росы", "Утиный плес") до Южного Берега. В перспективе же, с одной стороны, обустройство выезда с четвертого моста, с другой - вынос за пределы города прибрежных потенциально опасных предприятий.
- Та же нефтебаза или графитовая фабрика, - приводит примеры Андрей Тихонов, - а также прочие экологически вредные производства с санитарно-защитной зоной...
Вероятно, назрел и вопрос и о структурировании жилых районов по "ценовым" уровням качества жизни.
- Комфортность микрорайонов разумно увязывать с комфортностью составляющих кварталы домов, возможно, в том же диапазоне - элитные, бизнес, комфорт и эконом, - считает Владимир Сарченко.
Это предложение основано на том, что у разных слоев населения различные доходы и возможности по поддержанию сервисных услуг. К примеру, спа-салон или закрытый теннисный корт разумны только там, где жители способны обеспечить их безубыточное коммерческое функционирование. Кроме того, в современном городе комфортность среды создается не только муниципальными средствами, но и кооперацией самих жителей. А это подразумевает равные финансовые возможности составляющих "квартальную общность" семей.
- Нельзя селить рядом людей со слишком большой разницей в уровне дохода, - уверен Владимир Сарченко. - Ведь есть совместно финансируемые дополнительные мероприятия - охрана, благоустройство и так далее. И если кто-то не тянят, уклоняется - это конфликт, социальное напряжение. Вот пример "Гремячего Лога". У нас три яруса парковок - на всех жителей хватит. И кто-то взял две парковки, причем только для того, чтобы двор был свободным, дети гуляли. А другие все равно ставят машины на газоны...
Отметим - сегментация микрорайонов по качеству жизни уже происходит. Но в стихийном порядке. И гораздо разумнее перевести этот процесс в цивилизованное русло, управлять им. С обязательным учетом того, что "минимальный" уровень комфортности должен определяться госстандартами, соответствовать им и постоянно повышаться. Потому, к слову, на каждой территории нужно в обязательном порядке сохранять и ресурс для ее дальнейшего развития.
Планомерное зонирование города по комфортности - вопрос дискутируемый. Но в повестке дня он уже стоит.
Уже на стадии генплана разумно разделить город на районы с преимущественным проживанием разных социальных групп, имеющих различные предпочтения, на разные уровни комфортности, - так к примеру, считает Владимир Сарченко. - Что поможет девелоперам и застройщикам с учетом целевых сегментов и покупательной возможности инвесторов успешно развивать наш город!
"Конечно, обдумывай "что", но еще больше обдумывай, "как"!" - в свое время сказал классик мировой литературы, автор "Фауста" И. Гете. Наша газета намерена представить свои страницы для широкого обсуждения проблем Красноярска и нового генплана как сконцентрированной стратегии развития краевого центра. Предлагаем высказаться на эти темы всем желающим, в первую очередь профессионалам-строителям, архитекторам, проектировщикам, депутатам, представителям различных уровней власти. Словом, всем тем, для кого значимо будущее нашего города.
Врезка
"Это принципиально новый генплан с новыми задачами на 20 лет, с новой юридической базой. Расчетный срок нового документа - 20 лет, промежуточные даты реализации - 5 лет и 15 лет" (И.Шнайдер)
"Сейчас спроса на промразвитие нет. В городе прошло несколько аукционов по нежилым площадкам. По большинству из них не заявилось ни одного участника" (Андрей Тихонов)
"Надо структурировать город под вкусы различных групп населения. Чтобы каждый селился в наиболее устраивающую его среду" (Владимир Сарченко)
Подверстка, Эдхам Акбулатов, фото
"Однажды взять и проснуться в другом городе невозможно. Люди будут те же самые, дороги - те же самые, дома - те же самые. В одночасье это изменить нельзя. Города, если они не подверглись бомбардировке, не могут начать жить с чистого листа. Город - заложник проблем предыдущего периода".