Есть документы, которые устаревают уже к моменту их принятия. Видимо, это относится и к городской программе развития общественного транспорта.
В те же самые дни, когда она утверждалась горсоветом и мэром Красноярска, краевой центр получил право на проведение Универсиады. Что, согласитесь, достаточно серьезно меняет очень многие значимые параметры документа. Кроме того, по мере разработки постоянно дорабатывается и детализируется проект нового генерального плана Красноярска. И это требует соответствующих корректировок в части прогнозов развития транспортной сети. Впрочем, на самом деле утвержденная главой города в начале ноября программа призвана решать не стратегические, а ряд тактических задач. И несмотря на солидное финансирование - почти в два миллиарда рублей, скорее описывает имеющиеся проблемы, нежели предлагает действенные меры по исправлению непростой ситуации.
Все хуже и хуже
Только в эту сторону, по признанию самих чиновников, вплоть до настоящего времени меняется положение на городских дорогах. Уже почти треть пассажиров расходует на каждую поездку более 40 минут, в то время как по нормативу такое время должны тратить лишь 10-20% горожан. При этом средняя скорость движения общественного транспорта постоянно снижается. Так, в 2011 г. она составляла 21,4 км/ч, в 2012 г. - 20,7 км/ч, а в текущем - уже менее 20,4 км/ч. Вдобавок до крайности изношен парк троллейбусов и трамваев. Только в ближайшие три года подлежат списанию две трети единиц подвижного состава электротранспорта. А из 68 работающих трамвайных вагонов в ремонте и модернизации не нуждаются лишь полдесятка. Ситуация с муниципальными автобусами не намногим лучше. Перечисленное вполне закономерно приводит к тому, что все большая часть красноярцев предпочитает пользоваться не общественным, а личным транспортом.
Как раньше нельзя было ковбоя рассматривать без лошади, так теперь невозможно смотреть на городскую семью вне понимания ее связи с автомобилем. Тем более в нашем миллионом мегаполисе, - отмечает руководиль ГСК "Красстрой" Владимир Сарченко. - И потому, если раньше мы говорили о человеке в городе, то теперь надо рассматривать как расчетную единицу вариант "семья с машиной"... А ведь у некоторых уже по автомобилю на каждого совершеннолетнего члена семьи.
Что под колесами?
По этой причине все большее значение, причем уже и социальное, приобретает качество улиц и проспектов, по которым перемещаются жители Красноярска. Понятно, что очень долгое время дороги у нас рассматривались в большой степени как средство защиты от нападения врага, призванное максимально затруднить его продвижение. Что на себе испытали многие завоеватели, начиная от орд Батыя и заканчивая танковыми армиями вермахта. Однако пора бы уже преодолевать положение, в котором разве что только медики хорошо отзываются о качестве российских дорог. Поскольку они и грыжу вправят, и камни из почек вытрясут, и простату поммасируют. Словом, абсолютно бесплатно представят массу медицинских услуг, связанных с вибрацией, встряхиванием, грохочением и тому подобными процедурами. Пока же на перспективу ближайших трех лет на цели строительства и реконструкции городских дорог планируется потратить 3,6 млрд руб., из которых более 2,7 млрд. - деньги края, остальное - городские средства. К несчастью для жителей правого берега, основное финансирование выделяется объектам Октябрьского, Железнодорожного, Советского и Центрального районов. С другой стороны, проведение в Красноярске Универсиады предоставляет городу шансы на получения дополнительных и весьма серьезных федеральных денег, в том числе и на развитие транспортной инфраструктуры. Так, к примеру, глава города Э. Акбулатов заметил, что "проектировщики уже готовят предложения по возведению пятого и шестого мостов через Енисей и прорабатывают возможность возрождения строительства многострадального метро. Метрополитен должен быть в Красноярске, я в этом убежден".
- Для такой территории, как Красноярск, мостов маловато, - подтвердил эту позицию главный архитектор ОАО "Гипрогор" Константин Неустроев.
- Предложена предварительная схема улично-дорожной сети, включая мосты, всего у нас получается 6 мостов, - так детализовала ситуацию начальник транспортного планирования института ЗАО "Стройпроект" Виктория Калинина. - Будем стараться по возможности зарезервировать территории и под станции метро...
Дискриминация во благо
Среди неутешительных вестей для автовладельцев отметим намерения властей "поджать" индивидуальный транспорт в интересах массового.
- Город должен придерживаться логики приоритета общественного транспорта, так развиваются все крупные города в мире, - считает глава Красноярска. - В определенных точках движение личного транспорта должно быть ограничено, причем экономическими мерами, в том числе и введением платных парковок.
Солидарные с этим подходом депутаты горсовета рекомендовали администрации до 31 марта 2014 г. представить предложения о введении платной парковки в исторической части города. Конечно, Россия - страна особая. У нас, по сути, на тех же дорогах работает только один запрещающий знак. Массивный бетонный блок. А все остальные знаки для многих водителей являются лишь предупреждающими. Потому более важным является не принятие какого-либо решения, а его неукоснительное исполнение. Помочь в этом могут электронные приборы фиксации нарушений. По оценке ГИБДД, в среднем они окупают себя менее чем за полгода, а потом приносят чистую прибыль.В целом в этом году такими приборами в нашем крае выявлены сотни тысяч нарушений ПДД, за что наложено административных штрафов на сумму почти в полторы сотни миллионов рублей. Что служит неплохой доходной прибавкой для муниципальных бюджетов. Однако же основной целью нововведения является разгрузка центральных магистралей, на которых и формируются основные заторы города.
- Центр города пока продолжает сохраняться как транзитный район. И в этой связи он должен быть удобен всем красноярцам, - считает Эдхам Акбулатов. - Не воспринимаю обвинений, что администрация города хочет заработать на бедных автовладельцах. Решение (о платной парковке - Редакция ) будет реализовано в интересах большинства горожан. Это перспектива ближайшего времени.
Хочется верить, что это и другие решения действительно помогут разгрузить город от удущающих его, в том числе в экологическом смысле, заторов. А то ведь действительно, как метко заметил наш современник Игорь Красновский, в эпоху пробок машина становится не роскошью, а средством самоистязания...
Вячеслав Ледовский
Врезки
"Красноярск стал победителем престижного конкурса на право принять Универсиаду в 2019 г. Нам необходимо воспользоваться этим шансом, чтобы привести наш город в порядок" (Эдхам Акбулатов).
"Дороги на самом деле не ремонтируют, а только перемещают дорожные ямы, чтобы водителю было их труднее запомнить" (Херб Шрайнер)
"Хороший асфальт на наших дорогах просто так не валяется..." (Игорь Красновский)
"Состояние дорог, как правило, обратно пропорционально состояниям дорожников" (Михаил Мамчич)
Анекдот-постскриптум: В отличие от других стран, в России "лежачие полицейские" бывают не только выпуклые, но и "впуклые". Причем последних гораздо больше....