Ледовский Вячеслав Анатольевич : другие произведения.

Поедем ли кататься?

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Строитель 15.03.2011

  15.03.11 03:32
  Положение в лифтовом хозяйстве, как в зеркале, отражает все проблемы ЖКХ. Запредельный износ, отсутствие финансирования, внутриотраслевые "разборки".
  
  Из полумиллиона российских лифтов более трети находится в аварийном состоянии. Причем, как считает министр жилищно-коммунального хозяйства нашего региона Андрей Резников, "для городов, которые находятся за Уралом, в Сибири, эта тема еще более актуальна".
  
  Дело доходит до чрезвычайных ситуаций, как это было в Железногорске, где погибла женщина, пытавшаяся выбраться из застрявшего между этажами лифта. Уже в этом году дважды "летала" кабина в офисном центре на Взлетке. Причем в одном случае внутри находилось два десятка человек, в другом лифт "падал" девять этажей, в результате чего, по крайней мере, один его пассажир был госпитализирован.
  
  По оценке заместителя министра ЖКХ Красноярья Инны Авдеевой, в крае из 8,5 тысячи лифтов жилищного фонда полностью изношено 1,6 тысячи. Ежегодно это число увеличивается еще на три с половиной сотни механизмов, а стоимость единовременной модернизации всего этого хозяйства оценивается в 2,5-3 млрд. руб. Отраслевые специалисты считают, что на самом деле потребности гораздо выше, причем ежегодно нужно тратить до четверти миллиарда рублей.
  
  В Красноярске ситуация чуть лучше. Из 6,2 тысячи "жилых" лифтов более четверти века эксплуатируются "всего лишь" 1,1 тысячи. Главным образом при помощи финансирования по 185-ФЗ в какой-то период даже удалось выйти на соблюдение нормативных сроков работы подъемных механизмов.
  
  В целом в рамках реализации этого закона начиная с 2008 года по краю отремонтировано полтысячи лифтов. Из них половина в столице региона. Но динамика модернизации настораживающая. Если в 2008-2009 гг. в Красноярске ежегодно менялось по 110-130 механизмов, то в прошлом году - два десятка, и это при потребности полторы сотни. По мнению городских руководителей - вице-мэра Виталия Боброва, заместителя главы Красноярска по экономике Татьяны Зеленской, за счет своих источников - муниципальных да имеющихся у жителей, с этой проблемой не справиться. Хотя управляющие компании сумели за свой счет отремонтировать полтора десятка объектов, на средства этих молодых и только становящихся "на ноги" структур тоже рассчитывать не стоит.
  
  - В отношении механизма работы с лифтовым хозяйством хорошо бы использовать опыт 185-го закона, - уточнила Инна Авдеева.
  
  То есть надо ставить вопрос об общефедеральной программе с централизованным финансированием. Ее актуальность еще больше возросла с принятием 14 октября 2010 года технического регламента о безопасности лифтов. По этому документу, в течение семи лет необходимо провести техэкспертизу всего лифтового хозяйства, причем в ближайшую пятилетку - всего того, что было введено до 1992 года. Не соответствующие нормативным требованиям механизмы будут сниматься с эксплуатации по предписаниям Ростехнадзора, а в случае оспаривания - решениями судебных органов. И это, по оценке краевых властей, может коснуться до трети от общего количества лифтов, большая часть которых находится в девятиэтажных домах, что создает для их жителей невеселые перспективы.
  
  Объявление: "Лифт сломан, ближайший работающий - в соседнем подъезде"
  
  История вопроса
  
  В советскую эпоху ответственность за эту сферу лежала на государстве, и все проходило в соответствии с планами, в штатном режиме. Обеспечивалось не только техническое обслуживание и модернизация, но и социальные потребности работников сектора. Так, на каждые полтора десятка лифтов для сотрудников выделялась служебная квартира, у них была более высокая оплата труда и т.д. Потом, по словам гендиректора ООО "Краском" Анатолия Матюшенко, "начался беззаконный период жизни коммунального хозяйства".
  
  Как отмечают отраслевые специалисты, вплоть до начала 2004 года в Красноярске не производилось даже капитального ремонта лифтов. Затем вступила в силу городская программа, по которой в 2005-2008 гг. было заменено 85 механизмов - при многократно большей потребности. Финансирование по высоко оцениваемому специалистами 185-ФЗ значительно улучшило ситуацию. Основное теперь - продолжить эти программы, потому что возложить такую ношу на плечи собственников - это, по мнению как властей, так и бизнесменов, нереально экономически.
  
  - Мы не делаем акцент на поднятии тарифов, чтобы поменять лифты. Это очевидно, - как показалось, с неким сожалением констатировал депутат ГД РФ Виктор Зубарев.
  
  В текущем квартале министерство ЖКХ края собирается завершить формирование региональной программы по замене и модернизации лифтов на 2011-2015 гг. С адресным списком, так же, как с перечнем необходимых мероприятий и оценкой их стоимости, особых сложностей нет. Основной вопрос - это источники финансирования.
  
  Фактически сложившаяся стоимость замены одного лифта в крае - 1,2 млн. руб. Уточним, что средняя цена наиболее востребованного типоразмера лифтов по прайсам на сайтах заводов-изготовителей в два раза ниже. При этом, как правило, в эту оценку включается комиссия посредника, при оптовых и долгосрочных поставках предоставляются скидки, возможны рассрочки платежей и другие способы уменьшения заявленных первоначально цен. Конечно, расходы на установку лифта зачастую превышают стоимость самого механизма, но все же вопрос обоснованности величины затрат - тема особая, и в ней нужно разбираться отдельно.
  
  Как отметил А. Матюшенко: "Коррупция явно существует. Одни получают приоритеты, другие на задворках". Участники рынка этот вопрос поднимают, и в достаточно жесткой форме. Президент СРО АДС "Лифтсервис" Иван Дьяков заявил: "Мы создали ассоциацию лифтовиков Сибири. Был единый центр круглосуточного обеспечения запчастями, причем в кредит. Согласованные действия аварийных систем. Плановое обучение и повышение квалификации. Решались вопросы системы лизинга, информационно-аналитические. А потом появилась новая структура, куда резко перешли все объемы".
  
  Председатель регионального отделения "Опоры России" Виктор Захаров с наличием проблемы в общем виде согласен: "Большинство заказов получают те, кто каким-то образом "приближены" и обладают административным ресурсом. Вряд ли одна-две организации могут обслуживать все, поскольку в этом случае теряются возможности повышения качества за счет конкурентной борьбы, есть риск коррупции, а это хуже для нас всех".
  
  Отметим, что речь идет о чрезвычайно социально значимой отрасли, в которой, так получается, граждан мало того лишают возможности выбора исполнителя по цене и качеству, так и принуждают платить гораздо выше стоимости реально получаемых услуг. Это в ситуации, когда на протяжении многих лет 20-25% населения получают дотации на ЖКХ из бюджета, еще 60% семей с трудом сводят свои балансы.
  
  Единственный позитивный момент сложившегося положения - телесная субтильность нашего населения по сравнению, скажем, с жителями Америки.
  
  Анекдот в тему:
  - В чем разница между лифтами в Красноярске и Нью-Йорке?
  - Последние всегда работают. Кроме того, на первых написано "5 человек или 400 кг", на вторых - "4 человека или 500 кг"
  
  Поэтому участники организованного в Общественном центре КРО ВПП "Единая Россия" круглого стола практически единогласно решили: "Без государства лифтовое хозяйство в порядок не привести. Ситуация слишком запущена, все сроки замены лифтов за последние 20 лет пропущены". Причем и в текущем году в крае планируется модернизировать лишь десятую часть от необходимого количества.
  
  "Без финучастия федерации проблема не решается, это основное, а споры между производителями услуг и все дальнейшие разговоры вторичны" А. Матюшенко
  
  Сами садик мы садили?
  
  Отдельный вопрос - перспективы организации местного производства. В крае существует, вернее сказать, пока еще окончательно не погибла машиностроительная база. Потребности рынка очевидны и достаточно легко просчитываются в любом временном диапазоне. Объем покупок лифтов у сторонних производителей - многие десятки миллионов рублей в год. Разговоры о региональном лифте идут давно, еще с тех пор, когда Л. Стукалов возглавлял ныне "почивший в бозе" телевизорный завод. В конце концов, как сказал исполнительный директор СППКК Валерий Андрияшкин: "Мы сделали секцию, создали красноярский лифт. Нормальный, дешевый, но он никому не нужен".
  
  Имеется в виду изделие ООО "Еонесси". В сегменте малых грузовых лифтов это предприятие уже способно закрыть все краевые потребности и постепенно выходит на рынки не только соседних регионов, но и других стран. "Еонесси" изготовило образец и наиболее востребованного пассажирского лифта грузоподъемностью 450 кг. Но необходимой поддержки для перехода к массовому производству так и не получило.
  
  Еще один проект выпуска красноярских лифтов был анонсирован на недавно завершившемся КЭФ. Ряд экспертов оспаривает мнение Виктора Зубарева в части того, что создание этого "производства снизит себестоимость", поскольку обсуждаемая программа предполагает слишком большую долю импортных комплектующих. Потому есть сомнения в конкурентоспособности конечного изделия по ценовому фактору. Хотя с другим суждением депутата, "что создать производство можно только при поддержке федерации - даже не города и края", можно и согласиться.
  
  Но в целом это ситуация, когда вопрос сам по себе не решится, а, по словам А. Резникова, "с учетом многообразия и разнообразия проблем их надо смотреть и зачастую решать в ручном режиме".
  
  Потому оптимисты будут надеяться на лучшее, а реалисты займутся спортом. Несколько раз в день по лестницам да на девятый этаж - задачка непростая. Но перспективы именно такого развития событий, увы, все вероятнее.
  
  - Диспетчерская! Я застрял в лифте!
  - Будем через полчаса. Никуда не уходите.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"