После воссоздания Госстроя у нас наконец-то появилась структура, отвечающая не только за состояние дел в строительной отрасли, но и за ее развитие.
Несмотря на то, что этот орган функционирует в слегка усеченном виде Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству при Минрегионразвития, его вклад в улучшение состояния дел отмечается практически всеми экспертами и участниками рынка. Позитивные тренды подтверждаются статистикой.
Так, по итогам 2012 года в России зафиксированы самые высокие показатели по жилищному строительству начиная с 1990 года. Введено в эксплуатацию 65,2 млн. кв. метров жилья, что в 2 раза больше, чем, к примеру, было в 2001-м. В первом квартале текущего года рост ввода жилья продолжился. Прибавка к аналогичному периоду 2012-го по России составляет порядка 6,5 процента. Растут и общие объемы работ по строительству как виду экономической деятельности. А Госстрой продолжает реализовывать все новые и новые проекты.
Для повышения доступности жилья и снижения стоимости строительства ведется работа по формированию реестра проектов повторного применения, развитию промышленности строительных материалов, совершенствованию системы сметного ценообразования, развитию арендного рынка жилья, формированию единого электронного реестра граждан, перед которыми государство имеет жилищные обязательства. Особое значение имеет предоставление бесплатных земельных участков победителям аукционов "на понижение цены" (первые такие тендеры проведены в Ростовской области и Приморском крае), а также создание жилищно-строительных кооперативов для отдельных категорий граждан.
- Главным сдерживающим фактором является то, что пока все это касается исключительно федеральных земельных участков. А эту практику необходимо переносить на муниципальные и региональные земли, - подчеркнул министр регионального развития Игорь Слюняев.
Будем надеяться, что наши краевые и местные власти его услышат. Пока, как представляется, они работают не очень эффективно. Так, по итогам проведенного Минрегионом мониторинга распределения субъектов Российской Федерации по рейтингу эффективности региональной власти Красноярского края нет среди лидеров ни в одной из дюжины главных номинаций. А что касается крайне важного участка работы с обманутыми дольщиками, то здесь Красноярск наряду с Новосибирском имеет худшие показатели в Сибири. В то время как многие наши соседи, к примеру, Кузбасс на западе, Хакасия и Тува на юге, все проблемы "брошенных" дольщиков давненько решили.
Консолидация продолжается
Следуя истине, отметим, что благополучных в этой части регионов в России всего 22. Во всех остальных насчитывается 753 проблемных объекта, затрагивающих интересы 75 тысяч дольщиков. В целях быстрейшего решения этого вопроса Правительство РФ приняло решение сконцентрировать все полномочия в одном месте, каким вполне ожидаемо стал Минрегион, а по сути Госстрой. Постановлением Љ 392 на них возлагаются полномочия по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области долевого строительства, а также ведомственной координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по совершенствованию законодательства в этой сфере. То есть Минрегионразвитию отходят функции, которые ранее принадлежали Министерству финансов и Федеральной службе по финансовым рынкам.
На первом проведенном в Минрегионе совещании основными бедами "долевки" названы отсутствие у застройщиков надлежаще оформленной документации, нецелевое использование средств, трудности с подключением и созданием новейшей инженерной инфраструктуры. Итогом заседания стало поручение минимизировать риски долевого строительства. Будет проведена инвентаризация всех проблемных объектов, утверждены графики работы с обманутыми дольщиками с подготовительным определением объемов и источников денежной помощи.
Важнейшей сферой работы, касающейся уже всех граждан России, является регулирование ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве. Ведется работа по выполнению поручения Владимира Путина о сдерживании роста платы граждан за коммунальные услуги в пределах 6 процентов в год. Госстрой подготовил принятое в апреле Постановление Правительства РФ Љ 344, где плата на общедомовые нужды ограничивается нормативом их потребления, взаимоотношения поставщиков и потребителей делаются более прозрачными, и стимулируется поэтапная установка приборов учета.
- С пресловутым 354-м постановлением, которое разделило коммунальные платежи на две части: за жилые помещения и на общедомовые нужды, конечно, "шишек набили". Но изучили, что на практике произошло в регионах, многое уточнили, - уверил Игорь Слюняев. - Ставим перед собой задачу жестко увязать между собой тарифы, нормативы, совокупный платеж и меры социальной поддержки граждан и выполнить все поручения Президента Российской Федерации, содержащиеся в майских указах
Впрочем, ЖКХ было и остается одной из наиболее болезненных сфер народного хозяйства. Как и ситуация с аварийным жильем, объемы которого с постсоветских времен увеличились почти трехкратно. При этом по итогам 2012 года большинство субъектов федерации, 42 из чуть более 80, не исполнили принятые на себя обязательства. В качестве первоочередных мер по исправлению ситуации Минрегион приступил к разработке плана мероприятий по совершенствованию механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Противодействие бюрократии
Россия - такая страна, где со времен Ивана Грозного борьба даже с административным засильем эффектна только в том случае, если ведется с самых высших ступеней госвласти. Владимир Путин это понимает. Потому именно он стал инициатором снижения перечня бюрократических процедур в сфере строительства.
Во исполнение этого поручения Госстрой подготовил проект законодательных поправок в Градостроительный и Административный кодексы РФ, а также проект распоряжения Правительства РФ об утверждении исчерпывающего перечня административных процедур в жилищном строительстве, включая комплексное освоение земельных участков в целях жилищного строительства, подключение к коммуникациям... К примеру, статью 1 Градостроительного кодекса РФ намечено дополнить понятием "административная процедура при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции объектов капитального строительства".
Общая концепция законопроектов, вполне очевидно, предусматривает ограничение количества административных процедур в строительстве, которые необходимо пройти застройщику. Этот перечень будет утверждаться исключительно Правительством России. А в случае выявления административных процедур при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, которые не включены в перечень, на виновников предлагается налагать административный штраф в размере 50 тысяч рублей. Также предусмотрен запрет занимать соответствующие должности на срок от трех лет и более. Это, безусловно, является более серьезным наказанием, чем денежное взыскание.
Еще одним важным барьером по ограничению коррупционных схем может стать решение о консолидации всех направляемых регионам субвенций у единого распорядителя, которым станет Минрегионразвития.
- Есть целый ряд полномочий, которые сопровождаются финансированием из федерального бюджета. Идея заключается в том, чтобы эти полномочия собрать в общую сумму и отдать ее целиком региону. И тогда принцип приоритетности уже определяет губернатор, который лучше понимает, какие направления важнее профинансировать, - считает Игорь Слюняев. - Таких субвенций мы насчитали 21, по экспертным оценкам, на общую сумму примерно 260 млрд. Но решение пока не принято, мы совместно с Минфином отрабатываем предложения.
Конечно, такое решение, с одной стороны, увеличит количество степеней свободы регионов в части финансовых решений, но с другой - значительно увеличит аппаратный и политический вес как Министерства регионального развития, так и его руководителя. Впрочем, Минрегион и Госстрой не зациклены на подобных вопросах, но занимаются многим другим, включая сферу НИОКР. Так, в конце апреля Гострой предложил на базе отраслевых научно-исследовательских институтов создать открытое акционерное общество "Российский инновационный центр "Росстройнаука", 100 процентов акций которого находились бы в собственности Российской Федерации.
- Это позволит аккумулировать научно-исследовательский потенциал, учесть передовой отечественный и зарубежный опыт, будет содействовать инновационному развитию строительной отрасли, - считает заместитель руководителя агентства Василий Копылов. - Кроме того, будут созданы условия для разработки и внедрения новых, отвечающих современным потребностям подходов и технологий применительно ко всему строительному циклу, будет оказано позитивное влияние на процесс подготовки государственных и негосударственных экспертов в области экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
И это предложение, как многие другие инициативы Госстроя, искренне радуют.
Игорь Слюняев о Сибири и Красноярске:
- Китайцы строят вдоль российско-китайской границы 20 городов, в каждом население 20 млн. человек. И они их построят. Мы получим полмиллиарда китайцев на нашей границе. Они хотят получить доступ к нашим недрам и расширить свое присутствие. Необходимо создавать условия для развития, при этом нельзя отделять Восточную Сибирь от Западной, а Западную и Восточную Сибирь от Дальнего Востока. Мы должны говорить в целом об этом мегарегионе.
Мы должны понимать, как будет развиваться эта мегатерритория, выстраивать свою стратегию. А она начинается с того, что мы создаем схему расселения: где будут жить люди, где они будут работать, чем будут зарабатывать на жизнь, какова ситуация с этой территорией в перспективе? Под такие планы развиваем инфраструктуру, в том числе транспортную, энергетическую, производственную. Нам предстоит решить очень сложную задачу, связанную с удержанием большой территории небольшим по численности населением.
Нужно создавать условия. Жилье и рабочие места, социальная защита, высокие стандарты качества жизни, когда человек, живущий в России, будет получать одного качества и аналогичного объема услугу в Москве, Красноярске, Сковородино и в далекой деревне. Если бы стандарт был одинаков для Москвы и Красноярска, то молодой инженер, молодой ученый, просто молодой человек, имея все возможности для работы, остался бы, конечно, жить в Красноярске. Нам надо решить проблему удержания большой территории малым населением, потому необходимо придавать иной вектор заселения - в направлении Сибири.