Личный автомобиль - обязательный атрибут жизни современного человека. А при сорокаградусных сибирских морозах и высокой влажности "парящего" зимой Енисея единственная гарантия долгой и безупречной работы дорогостоящего транспорта - это теплая стоянка. При этом обогрев гаража непременно должен быть "правильным". Так, к примеру, согласно СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей", для предотвращения запотевания и прочих нежелательных последствий в холодное время температура на стоянке не должна превышать 5№С. Кроме того, необходима приточно-вытяжная вентиляция. Она нужна для разбавления и удаления выхлопных газов, интенсивной просушки помещения и автомобиля. Для гаражей одноквартирных домов по стандарту АВОК "Здания жилые и общественные. Нормы воздухообмена" требуется не менее 180 кубометров свежего воздуха в час на каждую легковую машину. Однако европейские стандарты предусматривают еще больший воздухообмен (к примеру, на гараж объемом 60м3 - до 600 м3/ч). Не будем также забывать о требованиях пожарной безопасности, экологии и т.д., и т.п. С учетом всех этих норм, качественный обогрев гаража может обеспечить только профессиональная техника. Благо выбор ее чрезвычайно широк - как по источникам энергии и прочим характеристикам, так и по производителям.
Что выбрать?
Самый простой и распространный вариант - установка обогревателя на "электрической тяге". Кроме классических, всех знакомых тэнов, масляных радиаторов и тепловых "пушек", стоит упомянуть инфракрасные обогреватели, а также инверторный сплит.
В первом случае источником излучения выступают питаемые электросетью элементы из стеклокерамики или кварцевого стекла. Они, подобно солнцу, нагревают предметы и поверхности, которые передают тепло окружающему воздуху. Если высота гаража не больше 2-2,5 м., и сильного обогрева не требуется, используются низкотемпературные нагреватели (температура нагревательного элемента - до 200№С). Это, как правило, встраивающиеся в потолок квадратные кассеты. Высокотемпературные инфракрасные обогреватели (темп. элемента до 750№С) прикрепляют к потолку или подвешивают на высоте более 3 м.
Инверторный сплит же, по сути, представляет из себя систему кондиционирования. Он позволяет обогревать помещение напряжением всего в 12 вольт и благодаря автоматическому регулированию экономит до трети электроэнергии. Среди "продвинутых" систем электрического отопления также достоины упоминания электроконвекторы, применяемые совместно с системой "теплый пол". Нагревательный кабель превращает свободную поверхность пола в один большой низкотемпературный отопительный прибор, обеспечивающий поддержание необходимой температуры.
Все перечисленные системы имеют свои сильные стороны. Однако объединены двумя общими недостатками. Это достаточно высокая стоимость электроэнергии и зависимость от ее централизованной подачи.
Твердое, жидкое и прочее топливо
При отсутствии или перебоях подачи электричества, газа, воды либо иных централизованных источников печи на твердом топливе - наилучший вариант. В гаражах рекомендуется использование пиролизных котлов с принудительной тягой. В них процесс сжигания горючего отделен от веществ, которые выделяются в процессе горения, в результате чего заданная температура на протяжении длительного времени остается неизменной. Новинка последних десятилетий - пеллетный котел отапливается древесными гранулами - пеллетами, процесс подачи которых автоматизирован. Но самым оптимальным вариантом отопления считается установка печи Булерьян. Этот аппарат имеет очень высокий коэффициент отдачи теплоты и способен функционировать на одной загрузке топлива сутками. Причем печь Булерьяна универсальна - работает на любом твердом горючем. Нижняя ее камера приспособлена под газификацию аппарата, верхняя - для сжигания.
Недостаток всех аппаратов на твердом топливе в том, что они обладают повышенными требованиями к пожаробезопасности. Кроме того, требуют периодической закладки горючего, чистки котлов и так далее. Тоже самое
относится и к печам на жидком топливе (солярке, мазуте и т.д.). Здесь отдельного упоминания достойны котлы, потребляющие отработанное машинное масло, являющееся, по сути, бесплатным ресурсом. Такие печи не только экологичны и экономичны в эксплуатации, но и чрезвычайно надежны, поскольку не имеют конструкивно сложных деталей. Недостаток отопления отработанным маслом состоит в невозможности использования топлива однородного состава. Потому следует быть готовым к периодическим неполадкам, которые возникают из-за разного качества топлива.
Подобных недостатков лишены обогреватели, работающие на сжиженом газе. Современные приборы позволяют экономить расход баллонного газа за счет автоматической системы регуляции теплового режима, а защитный кожух конвектора нагревается до температуры, не превышающей 60 C№, что снижает вероятность ожога при неловком прикосновении. В случае возникновения опасности возгорания газовый клапан перекрывается блоком контроля над пламенем. Благодаря универсальной конструкции газового клапана конвекторы можно легко переключить на потребление сетевого газа вместо баллонного. Газ может служить энергоносителем и для инфракрасных обогревателей. Они просто подсоединяются к баллону, объема которого хватает до двух месяцев работы. В газовых инфракрасных обогревателях обязательно устанавливают датчики, контролирующие содержание кислорода в воздухе, наличие негативных механических воздействий на прибор (падение или наклон) и уровень пламени. При нарушении условий безопасности сигнал от датчиков приводит к автоматическому отключению устройства.
Не экономить на мелочах...
Не стоит забывать - эффективная работа современных обогревателей невозможна без "технической" инфраструктуры: таймеров, термостатов, регуляторов мощности, энергосберегающих программных блоков и т.д. Так, к примеру, с помощью таймера можно запрограммировать работу обогревателя на долгий срок, терморегулятор позволяет постоянно поддерживать необходимую температуру, существуют функции выбора наиболее экономичного режима, увлажнения и дезодорации воздуха и так далее. С учетом всех возможных сложностей и нюансов, личных возможностей и пристрастий, подбор оптимального варианта обогрева конкретного гаража лучше поручить специалисту. И лучшая гарантия того, чтобы "железная лошадка" служила долго и не подводила - это не жалеть денег на ее "стойло".