В нашем регионе принята целевая программа развития строительной отрасли Красноярского края до 2015 года. Однако на прорывные достижения надеяться не стоит.
В целом в документе сформулированы вполне масштабные задачи. Так, совокупные объемы строительства жилья за три года планируется увеличить более чем в полтора раза. При этом по малоэтажке предусмотрен рост 2,5 раза. По многоквартирным домам увеличение скромнее - на четверть. Как представляется, эти цели в случае оптимальной работы краевых и муниципальных властей вполне достижимы. Но при условии, что удастся добиться прорывных решений в индивидуальном жилищном строительстве. А вот с этим у нас в крае как раз серьезные проблемы.
ИЖС - уже не догнать?
Причина в том, что в бытность губернатором ушедшего на повышение А. Хлопонина малоэтажке в крае должного внимания не уделялось. Да и действующий глава региона практически ничего для улучшения ситуации в этом секторе не сделал. В результате по части индивидуального жилищного строительства мы катастрофически отстали не только от передовых, но даже средненьких в этом отношении регионов.
Так, к примеру, в серьезно уступающих нам по экономическому потенциалу и численности населения Липецкой области и Чувашии объемы ввода ИЖС превышают красноярские в два раза. А лидеры - Белгородская область, Татарстан и ряд других субъектов федерации строят больше, чем мы, в 4-5 раз. Даже в Сибирском федеральном округе мы на одном из последних мест по строительству малоэтажки на душу населения. А по общим объемам ввода по состоянию на 01.12.2012 с показателем 214 тыс. кв. м наш регион серьезно отстает не только от Кузбасса (551 тыс.) и Новосибирской области (325 тыс.), но и от Алтая (317 тыс.) и Омской области (259 тыс.) с населением чуть ли не вдвое меньшим, чем в нашем крае.
Из-за того, что руководители Красноярья недоработали, упустили время, когда надо было принимать и реализовывать нужные решения, наш регион оказался, по сути, отсеченным от предоставляемого на цели развития инфраструктуры ИЖС централизованного финансирования.
- Если бы мы хорошо строили малоэтажку, то у нас был бы доступ к федеральным деньгам, которые там раздают тем, которые молодцы. Но мы строим плохо. И потому у нас нет этих денег. И значит, нет возможности строить хорошо. Это замкнутый круг, - заключил председатель общественного совета при министерстве строительства и архитектуры Красноярского края Михаил Васильев.
Более подробно об этом наша газета рассказала в Љ 445 (статья "Порочный круг"), и сейчас к этой теме мы возвращаться не будем. Лишь отметим: именно отсутствие инфраструктурно подготовленных участков является основным тормозом развития ИЖС.
Во-первых, такое ограничение не позволяет вводить жилье даже при наличии всех иных к этому предпосылок.
- Есть все, кроме обеспечения инфраструктурой, - жаловался на "круглом столе" по малоэтажке глава Ермаковского района Борис Ситников. - У меня полторы сотни участков, и есть кому строить. Но никому не даю. Потому что нельзя садить людей в чистое поле. А то целую улицу уже возвели. Прекрасные дома, и даже вода есть. А электроэнергии нет. Энергетики обещали, да подвели. И что теперь с ними делать?
Во-вторых, перекладывание затрат по инженерным сетям на застройщиков, а следовательно, на будущих жильцов делает цены неподъемными.
- Есть дома, которые по два с половиной года ждали покупателей, - признал Борис Ситников. - И очень много коттеджей мы вынуждены сдавать в аренду, потому что нашим жителям приобрести их не по силам.
- Хватит ли у населения денег купить то, что им построят? - отнюдь не риторическим вопросом задался Михаил Васильев. Ведь финансовое положение стройотрасли региона отнюдь не безоблачное. А "замораживание" оборотных и во многом заемных средств в объектах, которые не продаются годами, может обанкротить практически всех девелоперов и застройщиков.
Все же одни из худших
В конце 2012 года в статье "Долевое цунами: накроет ли край", Љ 442, наша газета высказала суждение, что строительство является одной из самых проблемных в финансовом плане отраслей региона. Это мнение вызвало неприятие у чиновников, что, в частности, проявилось в жестком письме, направленном в адрес нашего издания. Однако же факты - упрямая вещь.
"Доля строительства в валовом региональном продукте (ВРП) края составляет около 7 процентов", - признают власти в преамбуле "Программы развития строительной отрасли Красноярского края на 2013-2015 годы". Однако же доля сальдированного финансового результата (прибыли) строительных организаций меньше их доли в ВРП на порядок. А доля просроченной кредиторской задолженности строителей по отношению к общекраевому показателю составляет, по последним данным, 10,6%. Причем наша отрасль одна из немногих, где кредиторская задолженность превышает дебиторскую, и на весьма значительную величину: около полутора десятков миллиардов рублей. Мало того, объем просроченной задолженности по зарплате в строительстве на 1 января 2013 года превысил 56 млн. рублей, что составляет более половины от общерегионального показателя в 97 млн. рублей. Наш край - один из худших по Сибири в части решения проблем обманутых дольщиков. И так далее.
Не лучше ситуация с износом основных фондов и оборудования. Так, по данным Росстата, в 2012 году доля экскаваторов, скреперов и передвижных кранов с истекшим сроком службы в красноярских стройпредприятиях составляла соответственно 39,5, 100 и 54,2%. Это значительно выше среднероссийских показателей 34,7, 67,8 и 49,6%. А вот у лидеров, того же соседнего Кузбасса, доля полностью амортизированных экскаваторов, к примеру, менее 30%.
И то, что профильная целевая программа обходит своим вниманием как непростое финансовое положение стройотрасли края, так и больший, чем среднероссийский, износ многих элементов основных фондов наших предприятий, вряд ли правильно.
От перемены мест слагаемых
Сумма не меняется - гласит элементарное арифметическое правило. Увы, это в полной мере относится и к презентованной правительством края программе. Ее размер 12,7 миллиарда рублей, что составляет порядка 3-4% от валового объема региональных строительных работ, не станет весомым и дополнительным вкладом в повышение эффективности работы отрасли. По той простой причине, что целевая программа развития строительства Красноярского края на 2013-2015 годы, по сути, является коллажем, сборкой в единое целое всех до этого уже работавших в регионе проектов. Включая широко известные по переселению из Норильска, Дудинки, других северных территорий, сносу ветхого жилья, предоставлению квартир бюджетникам, молодым семьям, финансированию коммунальной и транспортной инфраструктуры в муниципальных образованиях, ранее согласованному жилищному строительству за счет средств краевого бюджета и так далее. В нее включены даже расходы по обеспечению поддержания подземных горных выработок в безопасном состоянии, имеющие к строительству крайне условное отношение.
Объяснить этот шаг можно разве что желанием увеличить номинальный объем программы еще на 200 миллионов рублей, направляемых на вышеперечисленные цели. Но практически ничего нового, помимо того, что уже было утверждено до 2012 года, не добавлено. Как по суммам, так и по мероприятиям.
- Это все равно что переставить в публичном доме кровати, ничего иного не меняя, - с грустью прокомментировал свое впечатление от изучения программы знакомый журналист, специализирующийся на производственной публицистике.
Все же не согласимся со скептическим мнением нашего коллеги. Систематизация, сведение в единый документ всех аспектов, касающихся господдержки отрасли, - дело уже немалое. Тем более что огромный блок программы посвящен крайне важному вопросу развития в регионе инновационных технологий. Это интегрированные фасадные гелиосистемы ООО "Краспан", перевод ООО "Красноярский цемент" на "сухой" способ производства, внедрение виброэкструзионной технологии поточного производства железобетонных конструкций ООО "Монтаж-Строй", выпуск сборных энергоэффективных малоэтажных домов "Культбытстроем"...
С другой стороны, как грустно заметил советский поэт Сергей Михалков, "больших шесть шапок из овцы не выкроишь никак". И систематизация недостаточного остается тем же, чем она и является. Признанием того факта, что реальных рычагов, способных обеспечить развитие отрасли, в нашем крае как не было, так и нет.
Анекдот-постскриптум:
Обещание что-то сделать через три года является, по сути, утверждением, что два года и 11 месяцев это делаться наверняка не будет.
Целевые показатели программы развития стройотрасли края: