С наступлением лета проблема дорожных заторов в Красноярске обострилась до предела. Ныне в час пик по наиболее загруженным магистралям пешим ходом передвигаешься вдвое-втрое быстрее потока автомобилей. Складывается впечатление, что водители в Интернете или по радио узнают, где нет пробок, а потом именно в этом месте дружно и создают самый грандиозный затор. А иногда улицы города вообще напоминают своеобразный выстроенный колонной паркинг, в котором в несомненном выигрыше оказываются разве что пассажиры общественного транспорта, без тени сомнений высаживающиеся из автобусов и обгоняющие не имеющих возможности покинуть машины автовладельцев.
Мы уже неоднократно поднимали тему транспортных пробок в нашей газете. В частности, циклом статей, объединенных общей шапкой "Дорожный коллапс" ("Постановка вопроса", Љ 445, "Варианты решений", Љ 448, "Концепция будущего", Љ 449, "Приоритет комфорту" и так далее).
Поскольку эта тема никоим образом не решается, более того, с каждым кварталом (в обоих смыслах этого слова - и года, и приближения к центру Красноярска) явственно ухудшается, общественность города продолжает выдвигать разнообразные предложения разгрузки улиц мегаполиса.
Парадоксально к этому вопросу подошла Красноярская Лаборатория архитектуры и дизайна. Архитекторы предложили изъять из автомобильного оборота проспект Мира, превратив его в пешеходную зону. При этом право пересечения центра города будет ограничено улицами Робеспьера, Горького, Диктатуры пролетариата, Перенсона, Сурикова, Каратанова и Вейнбаума. Прочие поперечные магистрали прервутся пешеходными зонами с трамвайной линией посередине.
Возможно, я закоренелый скептик. Но все же мне представляется, что в этом случае на улицах Карла Маркса, Ленина, Дубровинского и Игарская в час пик знаки ограничения скорости "60 км/ч" можно будет вполне обоснованно поменять на знаки "60 ч/км". Это хорошо разве что для водителей, пойманных подвыпившими во время вождения. Пока доберутся до медицинского освидетельствования, точно протрезвеют.
Однако авторы проекта Артем Бегишев и Алексей Шишкин мотивируют свои предложения стремлением предоставить явные приоритеты общественному транспорту, что заставит горожан пересесть на автобусы, троллейбусы и трамваи.
- Есть поток автомобилей, которые едут только для того, чтобы остановиться где-нибудь на пр. Мира. Наш проект повысит привлекательность общественного транспорта, тогда у автовладельцев появится желание на нем ездить, - уверен Артем Бегишев. - Чтобы люди не отправлялись центр на своих автомобилях, а пересаживались на общественный транспорт (тот же самый трамвай, который планируется направить по пр. Мира. - Редакция ) на перехватывающих парковках. Но они должны быть такими, чтобы там было не страшно оставить машину.
Конечно, с точки зрения повышения комфортности центра Красноярска для пешеходов, а тем более туристов и жителей домов по пр. Мира, за исключением владеющих машинами, предложение Лаборатории архитектуры и дизайна очень привлекательно. Повышение озеленения и снижение загазованности, безопасная зона для прогулок, детских игр, катания на велосипедах, роликах, скейтах, ярмарки выходного дня - что может быть лучше? Но, как представляется, изъятие из оборота одной из всего лишь полудесятка проходящих через центр городских магистралей попросту увеличит давление на оставшиеся. Впрочем, слава богу, авторы не настаивают на немедленном воплощении своей идеи.
- Это тизер (рекламное сообщение, построенное как загадка, которое содержит часть информации о продукте, но при этом сам товар не демонстрируется. - Редакция) большой работы, подготовка к тому, чтобы наша лаборатория поняла необходимость дальнейшего развития проекта, - отмечает Артем Бегишев.
А вот предложение о введении платности парковок в центре города приобретает все более зримые очертания. Ныне запреты на парковку у нас срабатывают только тогда, если в пределах видимости дежурит эвакуатор. Или если надпись о запрете в случае нарушения немедленно дублировать гвоздем на машине недисциплинированного водителя.
Однако платность парковок намечается сделать ограниченной. Брать деньги за стоянку будут только в рабочее время. Предполагается, что это усилит мотивацию для того, чтобы не парковаться на узких улицах. Тогда дороги станут свободнее, и в часы пик скорость движения увеличится. Предложение поддержал мэр города, который поставил задачу решить эту проблему за два года.
- Это достаточный срок, чтобы власти смогли определить места под такие парковки и оснастили их необходимым оборудованием, - заявил Эдхам Акбулатов.
Первую подобную многоуровневую парковку (у бизнес-центра "Панорама", более известного как здание КАТЭКНИИуголь) обещают ввести уже этим летом. Ну что же, будем надеяться, что в этом случае русская поговорка "обещанного три года ждут" не сработает, и процесс обеспечения центра города современными платными парковками все-таки начнет реализовываться.
Глава Красноярска Эдхам Акбулатов:
- Парковки в центре надо сделать платными. Я считаю, что в интересах горожан это обязательно нужно сделать. Мне непонятно, когда начинают говорить, что мы хотим заработать на бедных автовладельцах. Это не так. Центр города принадлежит не только им, а всем красноярцам. И это центр транзита. Потому в нем должно быть обеспечено достаточное движение. Если человеку не особенно нужно ехать в центр (на личном автомобиле. - Редакция), нужно дать понять, что туда не надо ехать.
Я думаю, что этот проект будет реализован в течение ближайших двух лет. Этот вопрос мы должны обсудить с горожанами и принять решение совместно, ориентируясь, какая стоимость платной парковки в других городах России. Однако человек, который живет в центре, должен иметь возможность поставить на ночь свой автомобиль, как и житель другого района. А вот в рабочее время, когда центр перегружен, за парковки будут взиматься деньги. Это необходимо сделать. В центре, скажем условно, парковка должна быть платной с 9 до 19 часов.
Анекдот в тему
Эвакуатор изымает припаркованную в неположенном месте машину. Тут же ее место занимает другой автомобиль. Хозяин подбегает к водителю эвакуатора и спрашивает:
- Тебе сколько до штраф-стоянки и обратно ехать?