Ледовской Дмитрий Александрович : другие произведения.

Забытая русская одиссея - берингия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О великой русской гонке "Берингия"

  ЗАБЫТАЯ РУССКАЯ ОДИССЕЯ - БЕРИНГИЯ.
  В открывшиеся 2 декабря в Москве "Дни Дальнего Востока" мне сразу же вспомнились события тридцатилетней давности, которые должны были стать источником гордости для их инициаторов и участников, представителей северных народов, да и всех россиян. Так оно есть или нет, судить вам, уважаемые читатели!
  
  В середине декабря 1990 года, корреспондент всероссийского журнала "Северные просторы" Виталий Богачёв прилетел по спецзаданию главного редактора Валентины Голубчиковой в Петропавловск - Камчатский и там встретился с камчатским геологом Александром Печенем. Восстановить диалог двух романтиков севера сейчас нет возможности, но суть его была ясна - организовать и провести гонку на собачьих упряжках по Камчатке с целью восстановить ездовое собаководство как национальную традицию северных народов. У этих ребят ничего не было - ни средств, ни правительственных или местных программ, ни черта не было. Была безмерная любовь к северным просторам, его обитателям , была непоколебимая уверенность, что это сделать надо наперекор той сумятице и разрухе, что кипели в стране.
  
  Первая гонка состоялась в марте 1990 года, собрала более 10 упряжек местных каюров, была протяженностью в 250 километров, ничем особенным не блеснула, но, словно искра, зажгла в душах её организаторов настоящую великую мечту - восстановить историческую трассу, по которой камчатские и чукотские охотники мчались на своих упряжках несколько сотен лет подряд - охотясь, обмениваясь товарами, поддерживая родственные связи, находя невест и жён.
  
   Великая "Берингия" грянула в 1991 году. Снова в начале декабря Александр Печень прилетел в чукотский Анадырь, создал там вместе с автором этих строк малое предприятие "Белый клык" и словно зажег костёр азарта и романтики в душах местных энтузиастов. Затем были собраны десять упряжек, две из них с Чукотки. Каюры (погонщики) в основном местные охотники, рыбаки. Были среди них милиционеры и даже культработник из чукотского села Алькатваам. Коряки, чукчи, эвены, русские, украинцы - привычный и дружный советский интернационал. И везде были чудесные собаки - верные до последнего своего вздоха человеку-хозяину, каким бы он ни был. Стартовали упряжки в камчатском Эссо и закончили свой беспримерный забег через месяц в чукотском Марково, одолев 2000 километров и став самой протяженной гонкой в мире на собачьих упряжках, о чём свидетельствует Диплом Книги рекордов Гиннесса. Победил камчатский каюр Павел Лазарев. Через год - новая гонка, новая "Берингия" уже на 2040 километров, где чемпионом стал чукотский охотник, бывший культработник, Владимир Радивилов. Больше подобных гонок на собачьих упряжках нигде в мире не проводилось.
  
  Двадцать лет подряд её возглавлял ставший легендарным командор Александр Печень. Двадцать лет подряд мужественные каюры начинали свой поход от Эссо в глубь Камчатки. До Чукотки трасса, после 1991 года, уже не дотягивала. В основном из-за финансовой недостаточности. Трасса стала короче, её участники более опытны, создалась новая порода собак - "Камчатские ездовые". Параллельно на Чукотке в новых питомниках появились их лохматые сородичи - "Чукотские ездовые". О "Берингии" создано более 15 фильмов в США, Канаде, Германии, Японии, где авторы непременно восхищаются не только каюрами и их собаками. Они не могут понять, как, не имея постоянного финансирования, правительственной поддержки, собачьи упряжки одолевали тысячи километров, как в каждом посёлке, стойбище на их пути, гремели праздничные ярары, вихрились танцы северных народов , как вспыхивали костры творчества и национального самосознания. Особенно поражало заграничных и российских экспертов, журналистов, политиков и экономистов, что "Берингия" 1991 года состоялась и благополучно завершилась в стране, сотрясаемой сумятицей, денежным развалом, неуверенностью в завтрашнем дне.
  
  -"Берингия" нам вернула душу! - восклицали камчадалы, коряки и чукчи, русские и украинцы, все, чьи души объединились в одном - свершить великое дело возрождения национальных традиций, вернуть быту коренных народов их вековые привычки и традиции. А ведь смогли, стиснув зубы, не высыпаясь, замерзая, беспрестанно поддерживая друг друга, совершить невероятный марафон по снежным трассам Камчатки и Чукотки. Никто не погиб, ни люди ни собаки, все, кто мечтал и хотел, дошли до финиша в казачьем селе Марково.
  
  А душой "Берингии" был всегда Александр Печень, каждый раз проходящий всю трассу до конца от старта до финиша, замерзающий на трассе, ночующий вместе с каюрами на спортивных матах в сельских школах, отдающий последние деньги на еду каюрам и их питомцам. Убеждён - без его участия ни одна гонка из двадцатилетней их истории не дошла бы конца. И заодно сообщу - ничего, даже средств на скромную однокомнатную квартиру, не накопил командор Александр Печень.
  
  Проклятое "нет оракула в своём отечестве" в который раз явственно и издевательски звучит и в истории "Берингии". Обиднее всего то, что обиженные величием этой гонки американцы тем не менее неоднократно возвращаются к теме "Берингии", хотя их знаменитая собачья гонка "Айдитарод" по Аляске именно "Берингией" была отодвинута на второе место в мире. А ведь они называют "Айдитарод", с привычным американским размахом и пижонством, "Последняя Великая гонка". А мы её задвинули. Наши СМИ, Российское Географическое общество, скромно молчат об этом. Упорно не замечают они и летней "Берингии" - единственной в мире парусно-весельной регате на чукотско-эскимосских байдарах, состоявшейся в Беринговом проливе (!) в июле 1991 года. Опять же американцы признали её самой северной, единственной в мире, уникальной регатой. Наши опять уверенно молчат, хотя есть архивы, интереснейшие, захватывающие видеозаписи, есть даже чудесная песня "Берингия" чукотского поэта и музыканта Василия Кевкея.
  
   "Берингия" живёт по сей день. Десять лет назад она приобрела статус правительственной (Камчатка). Александру Печеню там места не нашлось. Стала она хуже или лучше - сказать не берусь. Просто "Берингия" стала другой. Но не было бы её сейчас, если бы не было на свете геолога Александра Печеня, журналистов Виталия Богачёва, Валентины Голубчиковой и всех тех, кто подхватили тридцать лет эту, казалось, безумную идею и совершили невероятное - одолели 2040 километров за один месяц по зимнему бездорожью России, доказав, что нет ничего невозможного для россиян, идущих к своей цели. Об этом рассказывают своим детям и внукам пожилые каюры в долгие зимние вечера, называя "Берингию" девяностых годов Великой гонкой, а её командора, седовласого Александра Печеня, Большим человеком. Эти рассказы постепенно превращаются в северные легенды, которые пробуждают память, согревают души рассказчиков и слушателей. А если легенды живут, значит продолжается духовная жизнь северных народов, их история...
  
  Вспомнить о "Берингии" в Дни Дальнего Востока в столице России совсем не лишне. С годами всё лишнее отпадает, превращается в труху. Остается главное - караван собачьих упряжек, покоряющих белое безмолвие, мужественные лица усталых каюров и вечный свет Полярной звезды - путеводного маяка для самой великой в мире гонки. Великой навсегда.
  Дмитрий Ледовской
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"