Картер Лекс : другие произведения.

"Зримая тьма" Уильяма Голдинга

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 5.45*4  Ваша оценка:

  "Зримая тьма"
  
  "Мы все безумны и сидим по одиночным камерам"
  В жизни всегда есть люди, которые остаются за ее бортом. Таких большинство, но в художественных произведениях перед читателем обычно предстают люди героического склада характера, который пусть даже еще не проявлялся, но обязательно проявиться в тяжелой ситуации. А что если нет тяжелой ситуации и время идет своим чередом? Приходится просто жить, мириться с обыденностью, копаться в себе и находить свет там, где другие его просто не замечают.
  Шла война. Мальчик увидел людей, он направился к людям. Жар от взрыва навсегда оставит след - не в душе, но на теле, половина которого останется громадным ожогом. Но то, что не вызвало отторжения на войне и в госпитале, где к подобным ужасам привыкли, оттолкнуло Мэтти от обывательского мира, ведь он - урод, одинокий, никому, кроме общественных организаций, ненужный. С ним не общаются в школе, его боятся работодатели, но не хотят признавать, что это из-за ужасной половины тела, тем не менее пускаются в пляс, когда он оставляет их. Поиски Мэтти собственного "я" ведут его по миру, впрочем, сначала он просто бежит в надежде на лучшую долю. Вопрос: "Кто я такой?" переходит в "Что я такое?". Внешняя травма приобрела куда худшие последствия - этот человек никогда не станет полноценным членом общества, хоть между строк это желание и проскальзывает - "Я мужчина и у меня может быть сын!", кричит он, когда женщина всего лишь обратила на него внимание. Но тем не менее Мэтти держится, поиск захватывает его целиком, доводя чуть ли не до безумия, а потом у него появляется ЦЕЛЬ. Внезапно введенные в роман Призраки наталкивают на размышления, то ли Голдинг добавил в свою драму мистического элемента, то ли главный герой, и правда, сошел с ума. Их слугой и избран Мэтти, миссия которого состоит в защите некоего ребенка.
  Роман поделен на три части, в каждой свои герои, и если внимание первой берет себе Мэтти, то вторая принадлежит Софи Стенхоуп, история которой покажет, что красота - вовсе не панацея от одиночества, прекрасные близняшки Софи и Тони являются всем друг для друга, но и каждая из них одинока по своему. Выращенные в мнимой заботе, девочки одиноки, у них нет матери, а отец меняет одну женщину за другой и не одна из них не станет сестрам достойной заменой. Девочки идут по пути разврата и порока, причем Голдинг акцентируется на том, что идут они разными путями. Тони уезжает за границу, где пропадает и лишь изредка дает о себе знать, вызывая "приключениями" зависть сестры, которая в свою очередь тоже хочет быть взрослой и достигает этого методом проб и ошибок, превращаясь едва ли не в шлюху. На ее пути встанут множество мужчин, главными из которых следует выделить троих: маменькиного сынка Роланда Гаррета, авантюриста Джерри, поглощенного спортом и нарциссизмом Фидо. Каждый из них эгоистичен, с каждым Софи в чем-то одинока, но именно одиночество с Джерри доставляет ей большее удовольствие, потому что они похожи, могут найти в друг друге больше, чем объект сексуальной страсти. И вот, казалось бы, никак не связанные друг с другом истории Мэтти и Софи вдруг переплетаются. Чтобы разбогатеть и найти покой со своим возлюбленным Софи задумывает грандиозный план - похитить из частной школы ребенка миллиардера. Из той самой школы, где долгие годы ждет своего предназначения ведомый Призраками Мэтти Виндров.
  Что умеет делать Голдинг, так это удивлять читателей сменой жанра. В "Повелителе мух" детская история сменилась жуткой притчей, в "Зримой тьме" таких поворотов еще больше, от психологической драмы роман уходит в мистику, возвращается обратно, чтобы стать любовной историей и вылиться чуть ли не в политический триллер. Про "рамки" и "жанр" Голдинг точно не слыхал, он избегает их, потому что в жизни есть все и меняются не только персонажи, но и сама жизнь, подразделяется на этапы, каждый из которых не похож на другой.
  "Зримая тьма" это необычная история из раздела "про уродов и людей" на почве одиночества. Чуства людей разложены и припарированы до степени, когда светлые начала оказываются вовсе и не светлыми. Детские истории рассказаны с особенной тщательностью и хладнокровием, ведь в сущности все дороги взрослой жизни идут из детства. Оперируя метафоричными понятиями, автор приоткрывает психологию участников разворачивающегося конфликта. Рядового читателя отпугнет тот факт, что положительных героев в книге нет вообще. Расписанная мрачными красками картина уходит во тьму, в безумие и безвыходность. Преобладают же здесь мрачные замкнутые герои вроде Мэтти Виндрова и мистера Педигри, бывшего школьного учителя-педофила, Сима Гудчайлда и семейной пары Эдвина и Эдвины. Тьма - очень подходящее слово, чтобы передать атмосферу романа, словно бы и нет никакого просвета в жизни этих по-своему одиноких людей. Не зря последняя кульминационная сцена заканчивается словами: "... и побрела вдоль канала туда, где сейчас не было ничего зримого, кроме тьмы." Пожалуй, это и есть главная мистификация романа - когда ты видишь тьму, больше ты не замечаешь ничего. Показав тьму, Голдинг заставляет читателя верить, что в жизни всех этих людей нет света. Но это ошибка. Каждый жил и стремился к цели, и пусть цель та невелика, а для стороннего наблюдателя даже низка или вовсе ничтожна, но для каждого из них она была светом, разгонявшем зримую тьму. И пусть Призраки, являвшиеся Мэтти абсурдны, он исполнил свой долг просто на миг оказавшись в нужном месте.
  Итог: роман, который впечатается в память, а, казалось бы, невзрачные образы преобретут небывалый калорит. И пусть стиль Голдинга не особенно хорош, но это тот самый случай, когда на минусы просто закрываешь глаза. 10/10
Оценка: 5.45*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"