Леонова Инна : другие произведения.

Вирталити

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    техно-философия..


Виртуальная реальность... Реальность где-то рядом?

  
   Что ж, здравствуй, дорой читатель! Сегодня наш рассказ пойдёт о такой страшном понятии, как "Виртуальная реальность". Что же означает это такое уже знакомое и сложное словосочетание?
   "Ну почему же сложное?" - не согласишься ты, мой дорогой читатель, - "В наше время даже младенец знает, что виртуальная реальность -- это реальность, созданная с помощью компьютерной программы, способная представлять полную имитацию реальности настоящей..." Что ж, в общем ты конечно же прав, дорогой мой читатель, но это не всё, что скрывается под этим словосочетанием.
   За десятилетия технологии сделали популярными два новых понятия - виртуальная реальность и киберпространство. Слово "виртуальный", ставшее сейчас достаточно модным, имеет двоякий смысл - оно переводится как "фактический, отражающий действительное состояние" и "возможный, который может или должен проявиться при определенных условиях". Таково же двоякое понимание словосочетания "виртуальная реальность". Первое это конечно же то, что назвал ты, мой читатель. А второе... Вот со вторым источники расходятся во мнениях, поэтому возьму на себя смелость описать то, как я стала понимать словосочетание "виртуальная реальность" после некоторых раздумий над прочитанным. Под "виртуальной реальностью" я буду подразумевать реальность, отличную от действительного, материального мира, основой которой будут являться нематериальные понятия - информация, мысли и образы. Основное выражение, определяющее весь смысл виртуальной реальности - это "ощущение присутствия" в виртуальном мире. Определяя виртуальную реальность таким образом, можно будет отказаться от привязанности к компьютерным технологиям и остановиться на рассмотрении самого человека.
   "Но при чём тут это?" - вновь перебьёшь меня ты, мой дорогой читатель. Конечно, информация, которой я хочу поделиться с тобой, мой друг, немного не вписывается в обычное понимание виртуальной реальности, но от этого и не становится менее интересной. А к общепринятой точке зрения я ещё вернусь...
   Прежде чем рассматривать реальность виртуальную, необходимо рассмотреть альтернативный вопрос: насколько реальна та самая действительность, реальность, в которой, как мы, наивные, считаем, мы живем? Этот вопрос далеко не однозначный, поскольку никто даже не может доказать, что эта реальность вообще существует.
   Мы общаемся с "материальной реальностью" (буду её так называть для однозначности в изложении, чтобы не путать с "виртуальной") и другими реальностями путем органов чувств. Считается, что их пять - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Именно эти пять чувств отделяют нас, наше "Я" от мира физического. Однако, если мы внимательно присмотримся к себе, то заметим, что это далеко не все, что связывает нас с этим миром. Кроме того, что мы ощущаем этот мир, мы находимся и взаимодействуем с этим миром. В конце концов, мы чувствуем себя, свои ощущения - мы ощущаем силу тяжести и то, как бьется наше сердце. Мы чувствуем боль или зуд в пальце.
   Но здесь следует остановиться. Дело в том, что то, что мы видим, реально не существует. Я смотрю на стол, и вижу синюю чашку. То есть я вижу синий предмет имеющий форму чашки. Весь вопрос заключается в том, что те понятия, на которых я основываюсь, не относятся к тому материальному миру, к которому я отношу предмет "чашка", поскольку не существует материального (физического) понятия "цвет" и понятия "форма". Эти понятия не относятся к миру как к таковому, они относятся к нашему сознанию и его способности организовывать и распределять полученную информацию по категориям.
   Пока, надеюсь всё понятно? Тогда продолжим...
   Так вот, распределение информации по категориям происходит от того, что... мы все мыслим образами! Весь процесс мышления, памяти и восприятия использует образы. Я сознательно не говорю здесь, мой дорогой читатель о том, являются ли эти образы визуальными, аудиальными или вербальными. Данное здесь понятие "образа" гораздо более общее. Возможно, с информационной точки зрения образ олицетворяет информацию как таковую - знания, чувства, мысли. Как результат, процесс жизни нашего сознания в этом мире приводит к обмену образами со внешним миром.
   Ведь когда мы пытаемся перенести, выразить образы нашего сознания в материальный мир - мы пытаемся воплотить наши идеи в реальность. Когда мы пытаемся создать или изменить вещь в реальном мире мы пытаемся сделать ее образ похожим на тот, который мы хотим получить. То есть мы пытаемся сделать так, чтобы образ, порождаемый этой вещью в нашем сознании совпадал (точнее, только стремился к совпадению - полное совпадение, как и все идеальное, просто невозможно) с тем образом-прообразом, которого мы хотим достичь. Точность и полнота переноса образа из одного мира в другой целиком зависит от нас и от наших способностей взаимодействовать в обоих мирах.
   Как результат, мы можем оценивать полноту индивида с той точки зрения, насколько полным является его внутренний образ и насколько полно он может его представить (то есть передать во внешний мир). Хорошим примером могут являться талантливые художники. Они рисуют те образы, которые видят, и качество их картин зависит как от ясности того мысленного образа, который они хотят представить, так и от того, насколько хорошо они могут этот образ передать, отобразить на холсте, в куске мрамора или в металле. Отсюда и такое разнообразие форм и стилей!
   Процесс общения как таковой тоже является процессом передачи образа - передачи его из нашего ментального пространства в пространство физическое - мы выражает данный образ голосом, жестикуляцией, мимикой, любым действием, которое относится к физическому пространству. Собеседник, в свою очередь, пытается понять то, что мы ему сообщаем - то есть воссоздать в своем внутреннем мире те же самые образы. Проблема заключается в том, что полученный образ является в принципе другим, отличным от исходно передаваемого. И, что самое интересное, он всегда будет другим, поскольку внутренние миры каждого из нас всегда различны.
   Основываясь на этой информации, можно сделать вывод, что виртуальная реальность в нашем случае будет представлять собой продукт нашей работы с образами и их передачей кому-либо. Так к виртуальной реальности будут относиться любые письменные произведения. Да-да, мой друг! Ведь мир, создаваемый автором, изначально строится исключительно на образах, интерпретировать которые каждый читатель будет по-своему, значит это реальность. И в то же время эта реальность виртуальная, то есть она строится исключительно на информации, мыслях и образах, передаваемых автором, и не имеющим к материальному миру никакого отношения. Материальным в этом случае будет предмет -- книга, в смысле, определённый объект, который наше сознание классифицирует как книгу...
   Надеюсь, ты, мой дорогой читатель, понял мою мысль о виртуальном пространстве, как информационном пространстве, основанном на образах, мыслях, чувствах...
   Что ж, тогда теперь, думаю, самое время вернуться к понятию виртуальной реальности, которое так близко тебе, мой дорогой читатель!
   И здесь, наверное, не должно обойтись без истории. Дело в том, что как говорит нам эта самая история, в 1968 Иван Сазерленд создал первый прототип системы виртуальной реальности - с помощью специальной оптической системы изображение двух мониторов проецировалось на глаза человека, создавая стереоскопическое компьютерное изображение. Специальные датчики отслеживали положение головы, и соответствующим образом изменялось изображение, видимое человеком, создавая впечатление "присутствия" в другой реальности. Именно в тот момент и возникло выражение "виртуальная реальность", которое так любишь ты, мой друг.
   Летом же 1995 года группа под руководством Чары Дэвис завершила работу над проектом "Озмос". Этот проект, предназначенный для создания эстетического интерактивного пространства, предлагал для исследования особый мир - названный по созвучию со словом "космос". Человек, экипированный специальным оборудованием, мог "погружаться" в этот мир и исследовать его - путем создания качественного стереоизображения и объемного звука путешественник присутствовал в этом фантастическом мире, где его встречали светящиеся деревья и полупрозрачные облака. Проект достиг большого успеха - через пятнадцатиминутный сеанс в 1995 году прошло более пяти тысяч посетителей Шестого Международного Симпозиума Электронных Искусств. Цель была достигнута, этот год стал годом создания компьютерной виртуальной реальности или, как её ещё называют, киберпространства (среда, основой которой являются компьютерные технологии, предназначенные для создания или имитации виртуальной реальности), а обыватели часто кличут вирталом...
   На данный момент виртал -- это трёхмерное объёмное, изображение и трёхмерный звук, обеспечивающие высокую степень реалистичности. Создаваемая компьютером среда, при "погружении" в которую пользователю кажется, что он находится в иллюзорном, виртуальном мире. Для этой цели используются подключенные к компьютеру разнообразные датчики, воздействующие на органы чувств (в перспективе -- на все, но до этого ооооой как далеко!) данного пользователя. При этом обеспечивается не только вывод, но и ввод информации и команд в компьютер, с помощью которого реализуется виртуальная реальность.
   Данное направление человеко-машинного взаимодействия является чрезвычайно перспективным и интенсивно развивается. Особенно это касается разнообразных научных приложений, а также систем обучения и досуга, например, игр и интерактивного кино, если это вообще можно назвать так. Дело в том, что при использовании современных, относительно мощных компьютерных систем уже сегодня степень реалистичности звуковой и визуальной информации настолько высока, что речь может идти о совершенно новых подходах к процессам обучения и досуга, и даже о новых формах искусства.
   Используя специализированные средства аппаратно-программного интерфейса и возможности виртала, можно коренным образом изменить процесс обучения в самых разных областях знаний. Это могут быть физика, химия, биология, география, архитектура, история, искусство...
   К сожалению, мощности большинства современных компьютеров и возможностей средств интерфейса недостаточно для реализации полноценной виртуальной реальности, которая могла бы конкурировать по реалистичности, с окружающим, материальным, миром. Поэтому возможности киберпространства, описанные в многочисленных научно-фантастических фильмах типа "Газонокосильщик", "Виртуальная реальность" и не забыть бы про великую и ужасную "Матрицу" -- скорее будущее, чем настоящее, даже с учетом производительности современных суперкомпьютеров. Однако компьютерные технологии развиваются, и производительность вычислительной техники стремительно растет. Некоторые элементы виртуальной реальности уже сегодня достигли очень высокой степени реалистичности. Хотя, для её реализации требуются соответствующие устройства, а также и программное обеспечение, без которого данные устройства остаются относительно дорогими, но ненужными и бесполезными элементами сложных компьютерных систем.
   "И что? Это всё?" - спросишь меня ты, дорогой читатель, - "Неужели придётся сидеть теперь в ожидании того самого настоящего киберпространства, о котором к книжках пишут?!"
   Ну в общем да, если тебя, мой друг, не устраивает тот виртал, который способны предоставить тебе современные технологии. Не знаю, утешит ли тебя эта новость, но у виртуальной реальности всё же уже существует сегодня неплохой прообраз - это сеть Интернет, которую уже сейчас многие называют просто Сеть. Это как раз то виртуальное пространство, которое очень близко к виртуальному пространству, описываемому мной вначале. Сложно сказать, существует ли эта Сеть физически - можно лишь отметить, что существую модемы, кабели, маршрутизаторы, серверы и много других страшных слов, на основе которых существует Интернет. Сам Интернет - то самое виртуальное пространство, пространство чистой информации и пространство общения. Часть этой информации действительно соответствует существованию объектов в реальном мире, но часть является чисто абстрактной. Сами компьютерные технологии являются абстрактными в принципе - многие из них предназначены лишь для того, чтобы являться основой преобразования одного вида абстрактных данных в другой. Общение в сети Интернет приводит к созданию виртуальных сообществ, которые создаются вокруг различных тематик и служат решению различных вопросов. Так в середине 90-х годов в Америке была популярна карикатура: сидят две собаки за компьютером и одна из них говорит другой: "А ведь никто из них не знает, что мы - собаки". Эта карикатура очень точно подмечает анонимность виртуального общения - никто не может сказать, кем в "реальной жизни" является тот или иной член виртуального сообщества. И для понимания данной реальности требуется рассматривать новую психологию, культуру и философию. Но средства коммуникации не стоят на месте, развиваясь головокружительно быстро. И кто знает, как скоро и до какой степени близко мы приблизимся к реализации мистической идеи киберпространства...
   На этой ноте я, пожалуй, закончу своё повествование, мой дорогой читатель, и уйду путешествовать по виртуальному пространству, в которое так часто "попадаешь" на особо занудных лекциях, в быту называемому сном. А что? Сон -- это самая совершенная на данный момент виртуальная реальность, с одним единственным недостатком -- управлять им и практически не можем...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"