Леонова-Ломиани Екатерина : другие произведения.

Возрастные инициации у славян

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Возрастные инициации
  
   Русская традиционная культура, издревле была насыщена древними представлениями о Природе, и всё, что создавалось в ней Живого и Настоящего, дышало этой природной красотой и буйностью, связывалось воедино с первозданностью мира, с его исконной правильностью и нерушимостью "старинного" уклада.
   Основным Законом ведения быта, образа жизни, человеческих отношений, всегда был Обычай, сопровождаемый многочисленными обрядами. И, в красоте этих обрядов, русский человек приобретал те самые, свойственные только ему, черты, вместе с которыми и живое слово языка, и орнамент на одежде, и морально-этические установки, до сих пор доносят до нас голоса наших Предков.
   Как известно, народ, не помнящий своего Прошлого, это мёртвый народ, да и европейская наднациональная культура, пришедшая в Россию при Петре Первом, во многом обезличила нас, снежным комом катясь с высоты благих намерений. Если бы не русская деревня, тяготеющая к патриархальному уставу и укладу жизни, с сознательной скурпулёзностью сохраняющая святость Обычая, сейчас русский человек, вероятно, потерял бы свои главные национальные признаки, и он их постепенно теряет, из - за того, что оторван от земли, от Природы, от исконного образа существования. Именно потому, что Россия, прежде всего, страна крестьянства, как было ещё в начале 20 века, доселе отголоски Прошлого так явно слышны нам, хотя они и приглушены наносным, популяризованным стилем, которого так стесняются современные русские .
   Что же касается обрядов, связанных с возрастной инициацией, преодоления тех ступеней возраста, взросления, на которых держался сакральный смысл мироздания, осознания себя в обществе, своей роли в семье, в роду, эти обряды, важнейшие коммуникативные средства, сейчас нигде не соблюдаются. Они забыты, за ненадобностью, якобы, а на самом деле, забыты из - за того, что потерян их смысл, и исчезли сами носители того Знания, которые позволяло обряду жить.
   Сейчас ещё детям, первый раз подстригают волосы в год, не зная о том, что существовал такой обычай, "постриги", и проводился он в три года, когда из младенца вырастал ребёнок, и вместе с первым волосом, он терял младенчество и переходил на более высокую социальную ступень. В три года происходило первое "сажение на коня ", мальчиков, сопровождаемое постригами, когда род принимал в свою семью нового человека, ещё живущего, в древности, на женской половине дома, а позже, находящегося под присмотром матери, сестёр или бабок. Вплоть до 70-80-х годов 20 века, и в городах и сёлах первые волосы стригли детям в год, а иногда подстригали налысо, чтоб "волосы гуще росли"
  Существовало множество обрядов, заключённых в различных действиях с волосами, как с частью человека, отделяемой частью, потому что они стригутся, вычёсываются, и, словом, уже не принадлежа нам, всё-таки несут психоэмоциональную нагрузку. Волосы в возрастных инициациях играли важную роль. Вместе с первым пострижением волос славянин получал новое имя, и новую судьбу. Девочке, впервые заплетали косу в шесть-семь лет, и с тех пор она становилась полноправным членом рода-семьи, выпрядала первую нить, и, переступив детство, вступала в отрочество, приобщаясь к женской домашней работе, к рукоделию, с первой выпряденной нити, начиная готовить себе приданое.
   Мальчики, обычно, в шесть-семь лет, переходили из под материнской опеки под отцовскую руку. Они считались уже не детьми, а отроками, и в правящем сословии, такие отроки получали детское оружие, и воспитателя-дядьку, который обучал подрастающего воина. В простых же крестьянских семьях мальчики учились мужской работе у отца и у старших братьев, и не всегда были столько воинами и защитниками, сколько добрыми работниками и охотниками, добытчиками и рыболовами.
   После отрочества наступала юность, когда вместе с порою получения знаний и умений приходила пора взросления и выбора пары. Обычно, в 11-13 лет девочки, в силу своего возраста постепенно становившиеся девушками, начинали выходить на гулянья и игрища, или в "хоровод", где могли познакомиться с парнями, чтобы посредством игры, подготовиться к новым социальным ролям.
   Об обрядах юношеской инициации известно очень мало, и, в некоторых районах Центральной России они отличались от обрядов порубежья, где юноши были, прежде всего, защитниками, и должны были доказать своё взросление именно через эту функцию.
   Известно, что в древности, мальчики, сопровождаемые воспитателями уходили в лес на несколько недель, и обряды, проводившиеся в лесу, были таинством, посвящения в воины.
  Что такое посвящение? Это - один из институтов, свойственных родовому строю.
  Обряд этот совершался при наступлении половой зрелости. Этим обрядом юноша
  вводился в родовое объединение, становился полноправным членом его и приобретал
  право вступления в брак. Такова социальная функция этого обряда. Формы его
  различны, и на них мы еще остановимся в связи с материалом сказки. Формы эти
  определяются мыслительной основой обряда. Предполагалось, что мальчик во время
  обряда умирал и затем вновь воскресал уже новым человеком. Это -- так называемая
  временная смерть. Смерть и воскресение вызывались действиями, изображавшими
  поглощение, пожирание мальчика чудовищным животным. Он как бы проглатывался этим
  животным и, пробыв некоторое время в желудке чудовища, возвращался, т. е.
  выхаркивался или извергался. Для совершения этого обряда иногда выстраивались
  специальные дома или шалаши, имеющие форму животного, причем дверь представляла
  собой пасть. Тут же производилось обрезание. Обряд всегда совершался в глубине
  леса или кустарника, в строгой тайне. Обряд сопровождался телесными истязаниями
  и повреждениями (отрубанием пальца, выбиванием некоторых зубов и др.). Другая
  форма временной смерти выражалась в том, что мальчика символически сжигали,
  варили, жарили, изрубали на куски и вновь воскрешали. Воскресший получал новое
  имя, на кожу наносились клейма и другие знаки пройденного обряда. Мальчик
  проходил более или менее длительную и строгую школу. Его обучали приемам охоты,
  ему сообщались тайны религиозного характера, исторические сведения, правила и
  требования быта и т. д. Он проходил школу охотника и члена общества, школу
  плясок, песен, и всего, что казалось необходимым в жизни.
  Обряд посвящения вообще плохо известен. Мы знаем, что он
  представлял собой смерть и воскресенье или рождение. Замтер собрал очень много
  материала о запрете сна при рождении, смерти и вступлении в брак. Для нас они
  важны, косвенно подтверждая связь запрета сна со сферой смерти и рождения, т. е.
  с сферой, которая была основой обряда инициации. Проводы посвящаемого были проводами на смерть. Посвящаемого особым образом
  украшали, красили и одевали. "Когда женщины видят украшенного таким образом
  мальчика, они пускаются в плач, и то же делают его близкие родственники, отец и
  братья матери. Они обмазываются грязью и золой, чтобы выразить свое горе"
  т. е. мы имеем типичную картину первобытного траура.
   Во всяком случае, и юноши, и девушки, делились на два противоположных, суверенных лагеря, общаясь между собой только в рамках тех норм, которые были продиктованы обществом. Разность работ и занятий, игр и вкусов, одежды и увлечений, сводили вместе девушек и парней на гуляньях и хороводах, на сенокосе и играх.
   Девичьи инициации происходили, в основном внутри молодёжного коллектива. Здесь девушка могла найти подруг и, если хотела, и могла, завести знакомство с парнем, верность которому была обязательна. Такие отношения, назывались "любы" и имели целью своей подготовить парней и девушек к будущей семейной жизни. Парни и девушки ночевали вместе, гуляли, практически копируя отношения взрослых, только, в известной степени свободы, которая подразумевала сохранение целомудрия.
   Это была игра, и стороны в ней назывались "поигральщиками", но в игре шла подготовка молодых людей к главному предназначению своему - продолжению рода.
   Девушки, достигнув 15-ти лет считались "славницами", и все свои усилия должны были употреблять для того, чтобы понравиться парням : показать себя с доброй стороны, и как работницу, и как красавицу. и как рукодельницу. Период этот длился вплоть до замужества, и был самым главным в жизни каждой девушки.
   Славницами девушки назывались до 18-25 лет, после чего, оставшихся незамужних девиц, начинали устраивать замуж любыми возможными способами, вплоть до того, что возили по деревне и кричали - не нужна ли кому невеста...
   Не вышедшая замуж в положенный срок девушка приобретела множество забот, и проводимые с ней обряды, в том числе и обращения к знахарям, были направлены на скорейшее замужество.
   У парней всё происходило намного проще, и возрастные инициации их не столь ярки.
  В конечном счёте, юность должна была закончиться свадьбой, и это было обязательно для всех, и для парней, и для девушек.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"