Леплер Александр Исаакович : другие произведения.

В Греческом зале, в Греческом зале

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   Если случайно заразишься и заболеешь любовью к театру, то это уже до конца жизни неизлечимое.
  
   В Театр Миниатюр срочно требовался рабочий сцены: через два дня открытие гастролей в Москве, и чисто случайно мне предложили эту должность: поездки по стране и за рубежом, после трёх вечерних спектаклей - два выходных: здоровье шефа надо беречь, зарплата больше чем у инженера.
  
   На сцене только открывшегося Концертного Зала 'Россия' нашему театру дебютировать с новой программой. Проживание рядом в одноимённой гостинице, а нам, пятерым здоровым парням менять сценическую декорацию: два стола четыре стула. Для статуса Государственный Театр требовался штат более 30 человек. О, времена! О, нравы!
   Ко мне подошёл сам Мэтр Советской Сатиры (а мы одного роста - сделал я открытие). Одет он был в джинсы и тонкий свитер, а шевелюра из густых седых волос была зачёсана назад:
  - Вы наш новый работник? Как вас зовут?
   Я кратко назвал своё имя, и зачем-то добавил:
  - А я тоже Исаакович.
   А. Райкин приятно улыбнулся и ушёл по своим делам.
   В труппе актёров был старичок с ролью типа: 'Кушать подано!', от безделья он вечно во всё лез и больше портил. Как самого молодого, он взял меня 'под свою опёку'. Кулисами главного занавеса управляли вручную (так быстрее) и сброшенные огромные полотна (по 150 кг) надо было подержать пару минут, пока не утихнут волны - эту работу и поручил мне старичок.
   Волнение перед каждым спектаклем, а тут - дебют!
   Повсюду - а как же без них-то - "искусствоведы в штатском". В правительственной ложе кому положено и сама Е. Фурцева со свитой. В зале телевидение, гости "из стран загнивающего капитализма" (шо б и нам таки гнить!).
   Во втором действии в конце одной из миниатюр падает занавес, я бесшумно (мягкая обувь для всех обязательна) подбегаю и уже как профессионал берусь за края кулис, но ткань вырывается из рук и поднимается занавес! Зал аплодирует актёрам во главе с главным режиссёром, а в центре освещённой сцены я с поднятыми руками: 'О, небеса! Верните мне мой занавес!' Не предупредил меня старичок, что только в этой миниатюре занавес опускают-поднимают-опускают! Старичку-то, конечно, досталось от шефа.
  
   О, этот незабываемый запах кулис, ропот зрительского зала, шорох занавеса! В гримёрных и коридорах звучит из репродуктора: 'Внимание, даю первый звонок' - это половина зрителей заняли свои места. Со вторым звонком объявляется пятиминутная готовность. Третий звонок - за кулисами всё замирает: даже чувствуешь, как у тебя замедляется дыхание и пульс. Оркестр исполняет увертюру и три удара в тарелки - это сигнал для подъёма занавеса. За кулисами отдаются команды на 'языке взгляда' В 18 лет я был уверен, что успех спектакля во многом зависит от того, как я поставлю стул! Когда со сцены звучал голос Самого - мы все замирали - мы Его боготворили! У нормального человека это вызовет улыбку, но ведь мы-то были - НЕНОРМАЛЬНЫЕ! На работу Аркадия Исааковича можно было любоваться часами: настолько он был талантливым актёром, требовательным руководителем, прекрасным учителем! Мы лучше других знали, что довелось испытать нашему кумиру, и воспринимали это как 'собственную боль'. Сразу у сцены стояла кушетка, на которой ему не раз оказывалась медицинская помощь и у каждого, кто проходил мимо неё, щемило в груди. Во время нечастых репетиций я пребывал в какой-то эйфории, когда актёры без грима и только что разговаривали на отвлечённые темы, шутили, импровизировали и - актёр уже 'вошёл в роль': он уже не здесь - а там, для него сейчас существуют только голос главного режиссёра, текст и его партнёры. Работал А. Райкин не жалея себя и я воспринимал это как: 'смотри как я работаю и если ты хочешь быть в моей команде, то работай с такой же отдачей'. Храню книгу с дарственной надписью: 'Саше Леплеру на память о работе в театре А.Райкин'. А как помогала ему в работе супруга Руфь Марковна Рома! Талантливая, остроумная, эрудированная - говорили, что она соавтор некоторых монологов. Ромочка - мы все её так называли - прекрасно дополняла работу Мэтра и умела всегда всем создать праздничное настроение - мы все её сильно любили! Душа труппы! Костя (а тогда ещё он был просто Костя) очень похож на свою мать.
  
   За год до моего появления 11-го ноября 1971г. А.И. Райкин отмечал 60-летие! На Юбилее присутствовали Его близкие друзья: Фаина Раневская, Вера Марецкая, Леонид Утёсов, Клавдия Шульженко, Любовь Орлова, Майя Плессецкая...
   Был до меня в театре рабочий сцены, который выходил с актёрами на поклон в конце спектакля, кланяясь в сторонке. В гастрольных поездках он знакомился с девушками, представляясь заслуженным деятелем искусств, предлагал им роли в театре и кино, усаживал их в зрительном зале, а перед самым спектаклем подходил с извинениями, за то, что вместо него сегодня играть в спектакле будет стажёр, но на поклон его, конечно, заставят выйти. Говорили, что был случай, когда А. Райкин запнулся от того, что что-то уронили за кулисами и виноватый получил потом хорошую оплеуху от босса.
   С пропуском в концертный зал я был завсегдатаем многих концертов, а выступления за кулисами по-другому воспринимаются.
   Рабочие театров - это неиссякаемый источник всех сплетен об артистах!
  
   Ленинградский Театр Миниатюр приехал в Москву с гастролями на шесть месяцев.
   'В век повального дефицита' приходим с коллегой в ателье пошива одежды заказать брюки. Полусонный приемщик лениво вызвал такого же меланхолика закройщика. Небрежно сняв два размера, он пробурчал:
  - Срок пошива один месяц.
  - Согласны.
  - Адрес?
  - Гостиница 'Россия' номер ...
   Работники службы быта бесцеремонно перебили:
  - А как вы туда попали!?
  - Мы с театром Аркадия Райкина у вас на гастролях...
  - А через вас билеты можно приобрести?
   Услышав утвердительный ответ, закройщик тщательно, со знанием дела, стал снимать мерку:
  - Приходите завтра - ваши брюки будут готовы!
  
   За контрамарки мы сменили гостиничный номер: теперь с верхнего этажа могли любоваться Кремлем и Красной Площадью!
   Вот только не учёл я, что куранты бьют очень громко, круглые сутки и через каждые четверть часа, а окно не закроешь - сосед курящий.
   И вот уже более сорока лет при звуке курантов я всегда в первую очередь с удовольствием вспоминаю театр, гастроли и недобрым словом Спасскую Башню с её '...' часами!
  
  P.S.
   В Питере на одном из своих последних спектаклей уже очень ослабший Аркадий Исаакович на сцене потерял сознание!
   Над зрительным залом нависла жуткая тишина... как вдруг прозвучал женский голос:
  - Ленинградцы, давайте поддержим Нашего Кумира!
   Весь зал зааплодировал стоя!
  Через несколько минут Мэтр Советской Сатиры поднялся и с благодарностью поклонился своим зрителям.
   P.S. На сцене с поднятыми руками не стоял - успели окрикнуть.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"