Лерман Олег Михайлович : другие произведения.

Гл. 4-1-6. Ур

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:



  
  
Глава 4-1-6
  
  
Ур
  
   Недалеко от Суз располагался Ур (шум. Urim, аккад. Uru) - один из древнейших шумерских городов-государств древнего южного Междуречья (Месопотамии), существовал с IV тысячелетия до IV века до н. э. Ур был расположен в южной Вавилонии, на юге современного Телль-Эль-Мукайяр в Ираке, близ Насирии, в низовьях на западном берегу реки Евфрат на территории, имеющей современное арабское название "Тель эль-Мукайяр" ("Битумный холм"). Город упоминается в Ветхом Завете как "Ур Халдейский", родина пророка Авраама.
   Область, или ном Ур (ныне Телль-эль-Мукайяр) был расположен в устье реки Евфрат. Кроме города Ур, к этому ному относились также города Эриду ("дом далекого ухода") ныне Абу-Шахрайн, Муру и поселение, погребённое под холмом Телль эль-Убейд (его шумерское название не установлено). Общинным богом Ура был Нанна. Нанна (сокращенное от НАН.НАР - "сияющий") больше известен нам под своим аккадским (или семитским) именем Син. Будучи первенцем Энлиля на Земле, Нанна получил во владение самый известный из шумерских городов-государств, УР. Его здешний храм назывался Е.ГИШ.НУГАЛ, "дом семени трона". Под властью своего бога-покровителя Нанны Ур превратился в главную житницу Шумера, в основного поставщика зерна, а также крупного и мелкого рогатого скота для храмов всей страны. Поэма "Плач о разрушении Ура" дает нам представление о том, каким был город до его уничтожения:
  
  В житницах Нанны не стало зерна.
  Не слышно веселья богов на шумных пирах;
  в трапезных залах иссякло вино и мед...
  В храмах печи не пекут мяса быков и овец;
  в Храме Великом Нанны смолкли все звуки:
  в доме божественном, где звучали
  приказы о быках, странно и страшно молчанье его...
  Ступка и пест без дела скучают...
  На кораблях не везут богатых даров...
  Людям Ниппура, града Энлиля-царя, хлеба не станет.
  Реки берега опустели, по водам ее ладья ни одна не пройдет...
  Траву берегов нога не примнет человека; все зарастает вокруг.
  
   Истоки основания города Ур уходят в 5-е тыс. до н. э. Эпоху первого расцвета Ура относят примерно к началу 3-го тыс. до н. э., это так называемый Раннединастический период (3000 - 2400 до н. э.). Ур тогда господствовал над прилегающей сельской округой площадью около 90 км² и несколькими меньшими городами - Эриду, Муру и городищем Убайд. Контролируя южную часть дельты Евфрата и выход к Персидскому заливу, Ур соперничал в борьбе за главенство в Междуречье с Уруком, где властвовала Инанна.
   В городе Эриду почитался бог Энки. У этого города было ещё одно название: ХА.А.КИ ("место водных рыб").
  
  
   После шумерской катастрофы Инанна предпочла удалиться до лучших времён в свои восточные владения на Инде. Однако её стремление к власти не исчезло, впоследствии она продолжала вести активные действия на всём Ближнем Востоке, стараясь укрепить своё влияние на людей и ослабить власть Мардука.
   В данной ситуации богам не оставалось ничего иного, как принять предложение Мардука и признать его верховенство над собой. Они сочли, что в этом случае: "плохой мир лучше хорошей войны", последствия которой они все ощутили на себе. Предложение Мардука о коллективном управлении под его руководством им не понравилось, но не оставалось ничего другого, как формально согласиться. Энлиль и Нинурта отправились на земли за океаном, чтобы продолжить свою миссию по обеспечению Нибиру золотом.
   Адад подался на земли, располагавшиеся севернее Вавилона, где у него были свои базы и приверженцы из числа людей. ИШ.КУР ("громадный", "далекая горная земля"), но более известный под именем Адад ("любимый"). Ишкур был не только повесой, но и могущественным богом, которого его отец - Энлиль наделил властью и прерогативами Бога Бурь. В этом качестве он почитался хурритами и хеттами как Тешуб, жителями - Урарту как Тешубу ("создающий ветер"), аморитами - как Раману ("громовержец"), хананеями - как Раджиму ("сеятель града"); индоевропейские народы знали его под именем Буриаш ("создатель света"), в Древней Греции - Зевс-громовержец, у древних славян - Перун.
  
   Уту/Шамаш предпочёл земли северо-восточнее Вавилона, там, где сегодня находится Иран. Син обосновался на юго-востоке, на побережье Персидского залива, он не мог смириться с мыслью, что некогда дарованная ему Энлилем власть над Ближним Востоком, теперь будет принадлежать Мардуку и Набу. Нергал отправился в регион Кавказа, где стал покровительствовать армянскому народу, а в его бывших африканских владениях возле озера Виктория жила его жена Эрешкигаль. Гибил, лишённый Мардуком своих владений в Африке, отправился в Гималаи, где давно на Тибете заложил основы цивилизации его отец. Там он задумал создать свой регион, продолжил занятия металлургией, обучил помощников, ставших специалистами в кузнечном деле. Позднее его последователи принесли в Индию так называемую "Дамасскую сталь", при производстве которой были использованы нанотехнологии. Люди, жившие в Тибете, почитали его, как и других известных им богов. Тогда же в результате поклонения богам, время от времени навещавших этот регион, в Тибете стараниями посвящённых жрецов зародилась религия Бон. В те далёкие дни религией её можно было назвать только условно.
  
  
  
   К оглавлению
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"