Лерман Олег Михайлович: другие произведения.

Гл. 4-4-4. Религия Бон

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
  • Аннотация:
    "Процветание приходит благодаря действиям, а не благодаря молитвам". Далай-Лама

  
  
Глава 4-4-4
  
  
Религия Бон
  
  
Основной принцип религии бон можно выразить словами Далай-Ламы:
  
"Процветание приходит благодаря действиям, а не благодаря молитвам". Далай-Лама
  
   У Индской цивилизации не было религии, как таковой. Было поклонение и восхваление своей богини - Инанны. Поклонение богам и их восхваление возникло десятки тысяч лет назад и являлось естественным отношением людей к своим высоким покровителям.
   То же присходило среди племён, населявших Индийский регион. Но в местах на востоке и северо-востоке Индии, примыкавшей к Гималаям, уже существовала религия в зачаточном состоянии, известная ка религия Бон.
  
   Само слово "бон" происходит от "юн-друн-гибон", что означает "проговаривать магические заклинания", или "повторять секретные формулы". Некоторые историки даже предполагают, что слова "бон" и "Бот" (древнее название Тибета) однокоренные. Один из вариантов перевода понятия "юн-друн-бон" звучит как "вечное учение".
  
   В древних тибетских текстах сохранились сведения о том, что изначально ритуалы бон и ее священные книги были связаны с неким загадочным языком, который называется "языком богов свастики" (свастика считается в бон основным символом). Лишь намного позднее в тибетском государстве Тазиг многочисленные тексты бон были записаны древнетибетским языком и затем распространились по всему миру. Другая версия гласит, что тексты бон переводились на тибетский с языка государства Шаншун, расположенного где-то на северо-запад от Тибета.
  
   Историки не знают достоверно, где же зародилась религия бон. Исследователи предполагают, что время расцвета бон приходится на II-I тыс. до н. э.
   Одно из распространенных магических заклинаний бон - "Ах-Мес" ("Громовой, древний") со временем превратилось в слово "Амнъе" и стало названием бонских жрецов. Интересно, что верховный дух гор тоже носит имя Ахмес. Вполне возможно, что в исконной религии бон, существовавшей до буддийских репрессий, именно дух гор Ахмес был верховным божеством. Дело в том, что Тибет относится к сейсмически беспокойным регионам планеты, и задабривание божества гор с целью отсрочить землетрясения и минимизировать ущерб от них было насущной задачей для каждого поколения тибетцев. По их представлениям, боги живут в особом белом мире, люди - в мире красного цвета. Нижний мир - синий - принадлежит демонам воды. В центре Миров растет мистическое Мировое Дерево, оно прорастает сквозь все три мира, а по стволу Мирового Дерева боги, люди и демоны могут переходить из одного мира в другой.
  
   Историческая справка. Тибетский термин "бон" можно перевести как "ритуал", точнее "ритуальное речевое действие". Под этим словом подразумеваются литургические песнопения, декламация религиозных текстов, "призывания божеств" и т. п. В современном тибетском языке бон, bon - глагол, употребляющийся в качестве синонима bzla - "начитывать", "распевать". Наиболее ранние свидетельства о проживании людей в Тибете относятся 2000-3000 годам до н. э.. Бон - традиционная религия народов, разговаривающих на бодских языках (проживающих на территории Тибетского нагорья), в частности - тибетцев. Эта древнейшая религия Тибета распространилась на пространствах Центральной Азии от Месопотамии до Байкала, от Декана до Памира, задолго до появления христианства. Фактически являлась официальной религией Тибета в период царей (VI - IX века), и продолжала доминировать в регионе до частичного вытеснения буддизмом в XIII веке. В настоящее время последователи бон в небольшом количестве проживают на территории бывшей тибетской провинции Кам, а также в Сиккиме и Бутане.
   Согласно старинной тибетской географии, страна Олмо Лунгринг находилась в Шангшунге (зап. Тибет). Это было место первоначального распространения религии бон.
  
  
  
Распространение тибетцев [Из интернета]
  
  
Распространение тибетцев
  Зелёный - жёлтый. Тибетский автономный район в составе Китая.
  Красный-коричневый-жёлтый. Тибет, как его обозначают тибетцы в изгнании.
  Голубой-коричневый-зелёный-жёлтый. Область Тибета, как её обозначает Китай.
  Зелёный. Область, оспариваемая Индией как часть Аксайчина.
  Голубой. Область Индии, оспариваемая Китаем как часть ТАР.
  Синий. Области в рамках культуры Тибета (исторически).
  
  
  
Мудрец Дренпа Намка [Из интернета]
  
  
Мудрец Дренпа Намка, патриарх Бон Сарма в виде синего божества. Тибетская танка 14 века. Частное собрание.
  
   Несмотря на сильный антагонизм, существовавший между двумя религиями (буддизм) в ранний период, более поздняя история их отношений содержит примеры взаимопроникновения и синтеза идей и даже общих легендарных героев. В частности, мудрец и маг древности Дренпа Намка (VIII век) по версии бонцев был адептом их веры и притворно перешёл в буддизм во время гонений на бон только для того, чтобы сохранить свою древнюю веру. Он стал символом неразделимости тибетского буддизма и бон, став предметом культа в обеих религиях. На танке синее божество и танцующие люди изображены в компании змей, что указывает на их принадлежность культу Энки.
  
   Впервые буддизм появился на Тибете в конце IV века н. э. Первая волна буддизма пришла в Тибет преимущественно благодаря усилиям Падмасамбхавы, или Гуру Ринпоче, как он стал известен среди тибетцев. Он положил начало традиции Ньингма, или "старых (переводов)". Тибетский буддизм - это точная тибетоязычная версия позднеиндийского буддизма Махаяны. Он распространен не только в Тибете, но и в Монголии, некоторых частях северной Индии, Бурятии, республиках Тува и Калмыкия и некоторых частях Китая, не считая территории самого Тибета. Бон существует и в наши дни и, хотя сильно обогатился элементами буддизма, остаётся отдельной религией. Во время китайской Культурной революции почти все сохранившиеся к тому времени тибетские монастыри были разграблены и уничтожены "красными охранниками".
  
  Гималаи раскрыли новые сокровища
  
   Исследователи обнаружили серию пещер, украшенных древней буддийской живописью. Этот уникальный комплекс находится в скалах на севере Гималайских гор в Непале. Международная группа ученых, археологов и альпинистов исследовала не менее 12 пещерных комплексов на высоте 4.300 метров над уровнем моря близ Ло Маньтан, обнесенного стеной средневекового города-крепости в районе Мустан. Это примерно в 125 км к северо-западу от Катманду.
   В пещерах находятся картины, датируемые XIII-м веком, а также тибетские свитки, написанные чернилами, серебро, золото и гончарные изделия дохристианской эпохи.
  
   "Кто жил в этих пещерах? Когда? Когда их открыли заново? И каким образом жители попадали туда, неужели балансируя на вертикальных скальных склонах?" - таким вопросами задается Брутон Коберн, член исследовательской группы из США и его коллеги из других стран.
   Ученые из США, Италии и Непала с помощью ледорубов и веревок забирались в пещеры, вырубая ступени в скале. Восхождение было довольно сложным.
  
   "То, что мы нашли в пещерах, подчеркивает богатство религиозных традиций тибетского буддизма, уходящего в глубь веков почти на тысячу лет. Поразила нас также художественная красота и широкий географический охват художников из народа ньюари", - отмечает Коберн, эксперт в области сохранения и развития Гималаев.
   Пещерные комплексы находятся на расстоянии нескольких часов ходьбы друг от друга.
  
  
Пещеры в скалах [Из интернета]
  
  
Пещеры в скалах
  
   Справка. Ньюары - один из малочисленных народов в Непале, потомки изначального населения долины Катманду. У них монголоидные черты лица. Считается, что их язык и письменность - ньюари - основана на тибето-бурманской культуре. Индуизм и буддизм - их основные религии. У них весьма сложная социальная система и практики. Основной вид занятий - торговля и сельское хозяйство. Кроме того, ньюары - известные специалисты по настенной росписи и другим формам преимущественно буддийского искусства.
  
  
   К оглавлению
  

Популярное на LitNet.com Грейш "Кибернет"(Антиутопия) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) А.Верт "Пекло 2"(Боевая фантастика) Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези) Л.Демидова "Отпуск в гареме"(Любовное фэнтези) Е.Кариди "Сопровождающий"(Антиутопия) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 4, Вторжение"(ЛитРПГ) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список