Лерман Олег Михайлович: другие произведения.

Гл. 4-4-4. Религия Бон

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
  • Аннотация:
    "Процветание приходит благодаря действиям, а не благодаря молитвам". Далай-Лама

  
  
Глава 4-4-4
  
  
Религия Бон
  
  
Основной принцип религии бон можно выразить словами Далай-Ламы:
  
"Процветание приходит благодаря действиям, а не благодаря молитвам". Далай-Лама
  
   У Индской цивилизации не было религии, как таковой. Было поклонение и восхваление своей богини - Инанны. Поклонение богам и их восхваление возникло десятки тысяч лет назад и являлось естественным отношением людей к своим высоким покровителям.
   То же присходило среди племён, населявших Индийский регион. Но в местах на востоке и северо-востоке Индии, примыкавшей к Гималаям, уже существовала религия в зачаточном состоянии, известная ка религия Бон.
  
   Само слово "бон" происходит от "юн-друн-гибон", что означает "проговаривать магические заклинания", или "повторять секретные формулы". Некоторые историки даже предполагают, что слова "бон" и "Бот" (древнее название Тибета) однокоренные. Один из вариантов перевода понятия "юн-друн-бон" звучит как "вечное учение".
  
   В древних тибетских текстах сохранились сведения о том, что изначально ритуалы бон и ее священные книги были связаны с неким загадочным языком, который называется "языком богов свастики" (свастика считается в бон основным символом). Лишь намного позднее в тибетском государстве Тазиг многочисленные тексты бон были записаны древнетибетским языком и затем распространились по всему миру. Другая версия гласит, что тексты бон переводились на тибетский с языка государства Шаншун, расположенного где-то на северо-запад от Тибета.
  
   Историки не знают достоверно, где же зародилась религия бон. Исследователи предполагают, что время расцвета бон приходится на II-I тыс. до н. э.
   Одно из распространенных магических заклинаний бон - "Ах-Мес" ("Громовой, древний") со временем превратилось в слово "Амнъе" и стало названием бонских жрецов. Интересно, что верховный дух гор тоже носит имя Ахмес. Вполне возможно, что в исконной религии бон, существовавшей до буддийских репрессий, именно дух гор Ахмес был верховным божеством. Дело в том, что Тибет относится к сейсмически беспокойным регионам планеты, и задабривание божества гор с целью отсрочить землетрясения и минимизировать ущерб от них было насущной задачей для каждого поколения тибетцев. По их представлениям, боги живут в особом белом мире, люди - в мире красного цвета. Нижний мир - синий - принадлежит демонам воды. В центре Миров растет мистическое Мировое Дерево, оно прорастает сквозь все три мира, а по стволу Мирового Дерева боги, люди и демоны могут переходить из одного мира в другой.
  
   Историческая справка. Тибетский термин "бон" можно перевести как "ритуал", точнее "ритуальное речевое действие". Под этим словом подразумеваются литургические песнопения, декламация религиозных текстов, "призывания божеств" и т. п. В современном тибетском языке бон, bon - глагол, употребляющийся в качестве синонима bzla - "начитывать", "распевать". Наиболее ранние свидетельства о проживании людей в Тибете относятся 2000-3000 годам до н. э.. Бон - традиционная религия народов, разговаривающих на бодских языках (проживающих на территории Тибетского нагорья), в частности - тибетцев. Эта древнейшая религия Тибета распространилась на пространствах Центральной Азии от Месопотамии до Байкала, от Декана до Памира, задолго до появления христианства. Фактически являлась официальной религией Тибета в период царей (VI - IX века), и продолжала доминировать в регионе до частичного вытеснения буддизмом в XIII веке. В настоящее время последователи бон в небольшом количестве проживают на территории бывшей тибетской провинции Кам, а также в Сиккиме и Бутане.
   Согласно старинной тибетской географии, страна Олмо Лунгринг находилась в Шангшунге (зап. Тибет). Это было место первоначального распространения религии бон.
  
  
  
Распространение тибетцев [Из интернета]
  
  
Распространение тибетцев
  Зелёный - жёлтый. Тибетский автономный район в составе Китая.
  Красный-коричневый-жёлтый. Тибет, как его обозначают тибетцы в изгнании.
  Голубой-коричневый-зелёный-жёлтый. Область Тибета, как её обозначает Китай.
  Зелёный. Область, оспариваемая Индией как часть Аксайчина.
  Голубой. Область Индии, оспариваемая Китаем как часть ТАР.
  Синий. Области в рамках культуры Тибета (исторически).
  
  
  
Мудрец Дренпа Намка [Из интернета]
  
  
Мудрец Дренпа Намка, патриарх Бон Сарма в виде синего божества. Тибетская танка 14 века. Частное собрание.
  
   Несмотря на сильный антагонизм, существовавший между двумя религиями (буддизм) в ранний период, более поздняя история их отношений содержит примеры взаимопроникновения и синтеза идей и даже общих легендарных героев. В частности, мудрец и маг древности Дренпа Намка (VIII век) по версии бонцев был адептом их веры и притворно перешёл в буддизм во время гонений на бон только для того, чтобы сохранить свою древнюю веру. Он стал символом неразделимости тибетского буддизма и бон, став предметом культа в обеих религиях. На танке синее божество и танцующие люди изображены в компании змей, что указывает на их принадлежность культу Энки.
  
   Впервые буддизм появился на Тибете в конце IV века н. э. Первая волна буддизма пришла в Тибет преимущественно благодаря усилиям Падмасамбхавы, или Гуру Ринпоче, как он стал известен среди тибетцев. Он положил начало традиции Ньингма, или "старых (переводов)". Тибетский буддизм - это точная тибетоязычная версия позднеиндийского буддизма Махаяны. Он распространен не только в Тибете, но и в Монголии, некоторых частях северной Индии, Бурятии, республиках Тува и Калмыкия и некоторых частях Китая, не считая территории самого Тибета. Бон существует и в наши дни и, хотя сильно обогатился элементами буддизма, остаётся отдельной религией. Во время китайской Культурной революции почти все сохранившиеся к тому времени тибетские монастыри были разграблены и уничтожены "красными охранниками".
  
  Гималаи раскрыли новые сокровища
  
   Исследователи обнаружили серию пещер, украшенных древней буддийской живописью. Этот уникальный комплекс находится в скалах на севере Гималайских гор в Непале. Международная группа ученых, археологов и альпинистов исследовала не менее 12 пещерных комплексов на высоте 4.300 метров над уровнем моря близ Ло Маньтан, обнесенного стеной средневекового города-крепости в районе Мустан. Это примерно в 125 км к северо-западу от Катманду.
   В пещерах находятся картины, датируемые XIII-м веком, а также тибетские свитки, написанные чернилами, серебро, золото и гончарные изделия дохристианской эпохи.
  
   "Кто жил в этих пещерах? Когда? Когда их открыли заново? И каким образом жители попадали туда, неужели балансируя на вертикальных скальных склонах?" - таким вопросами задается Брутон Коберн, член исследовательской группы из США и его коллеги из других стран.
   Ученые из США, Италии и Непала с помощью ледорубов и веревок забирались в пещеры, вырубая ступени в скале. Восхождение было довольно сложным.
  
   "То, что мы нашли в пещерах, подчеркивает богатство религиозных традиций тибетского буддизма, уходящего в глубь веков почти на тысячу лет. Поразила нас также художественная красота и широкий географический охват художников из народа ньюари", - отмечает Коберн, эксперт в области сохранения и развития Гималаев.
   Пещерные комплексы находятся на расстоянии нескольких часов ходьбы друг от друга.
  
  
Пещеры в скалах [Из интернета]
  
  
Пещеры в скалах
  
   Справка. Ньюары - один из малочисленных народов в Непале, потомки изначального населения долины Катманду. У них монголоидные черты лица. Считается, что их язык и письменность - ньюари - основана на тибето-бурманской культуре. Индуизм и буддизм - их основные религии. У них весьма сложная социальная система и практики. Основной вид занятий - торговля и сельское хозяйство. Кроме того, ньюары - известные специалисты по настенной росписи и другим формам преимущественно буддийского искусства.
  
  
   К оглавлению
  

Популярное на LitNet.com В.Соколов "Обезбашенный спецназ. Мажор 2"(Боевик) С.Казакова "Своенравная добыча"(Любовное фэнтези) А.Емельянов "Мир Карика 9. Скрытая сила"(ЛитРПГ) Е.Флат "В пламени льда"(Любовное фэнтези) Р.Прокофьев "Стеллар. Инкарнатор"(Боевая фантастика) М.Снежная "Академия Альдарил: роль для попаданки"(Любовное фэнтези) М.Снежная "Академия Альдарил: цель для попаданки"(Любовное фэнтези) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) Б.Толорайя "Чума-2"(ЛитРПГ) Б.лев "Призраки Эхо"(Антиутопия)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список