Лерман Олег Михайлович : другие произведения.

Гл. 4-5-1. Хетты

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Альтернативная история

  
  
Глава 4-5-1
  
  
Хетты
  
   Хеттское царство заслуживает особого внимания. В своём возникновении, развитии, государственном устройстве и законах оно во многом опережало своих ближневосточных соседей и заметно отличалось от окружающих государств того времени.
   Хе́тты (др.-греч. Χετταΐοι, самоназвание Nesili, Kanesili) - индоевропейский народ бронзового века, обитавший в Малой Азии, где основал Хеттское царство (Хатти). Хетты неоднократно упомянуты в Библии.
   По одной из версий, хетты - коренное аборигенное население Малой Азии, предки которых обосновались в Малой Азии в XIII-X тысячелетиях до новой эры. По другой - хетты во II тысячелетии до н.э. населяли Центральную Анатолию. В XVIII в. до н.э. возникло Древнее Хеттское царство, которое подчинило себе значительную часть Северной Сирии, и совершило военный поход на Вавилон. Однако происхождение хеттов осталось в истории белым пятном. Исторические данные о появлении хеттов - это всего лишь версии. Сомнительно, что хеттеи, проживавшие в районе современного Хеврона, у которых Авраам купил землю с пещерой Махпела для погребения Сарры - это те же самые хетты. Возникает вопрос: каким образом хеттеи смогли попасть в Анатолию, причём в труднодоступный горный район, победить и завоевать, проживавших там хаттов, которые заселяли малоазийский регион, а затем распространить своё влияние на огромные территории?
   Кроме того, как справедливо замечает О. Р. Гарни, "Однако в период монархии перед нами предстает уже совсем иная картина. Хеттеянки, которых брал в жены царь Соломон (3 Цар., 11:1), именуются "чужестранными женщинами" и стоят в одном ряду с моавитянками, аммонитянками, идумеянками и сидонянками. Более того, в двух эпизодах упоминаются "Хеттейские цари". В 2 Пар., 1:17 сообщается, что Соломон ввозил коней из Египта и продавал их "царям Хеттейским и царям Арамейским", а в 4 Цар., 7:6-7 повествуется о том, как сирийские воины, услышав ржание коней и стук колесниц, сказали друг другу: "Верно, нанял против нас царь Израильский царей Хеттейских и Египетских..." И встали, и побежали в сумерки..." Очевидно, что цари, способные внушить такой страх, имели далеко не только местное значение".
  
   И ещё, хиттеи неоднократно упоминаются в Библии, но вместе с тем Тора даёт повод усомниться в том, что хиттеи, жившие в районе Хеврона и хетты - это один и тот же народ. Вот что говорится в Торе на этот счёт:
  
  "1. Когда Иегова, твой Бог, приведет тебя в землю, в которую ты вступаешь, чтобы овладеть ею, Он многие народы лишит опоры перед тобой:
  хиттеев, гиргашеев, эмореев, хананеев, призеев, хивеев и йевусеев - 7 народов, которые многочисленнее и сильнее тебя.
  2. Иегова, твой Бог, положит их перед тобою и ты разгромишь их; совершенно уничтожь их, не заключай с ними союза и не позволяй им жить у тебя.
  3. И не роднись с ними: своей дочери не отдавай за его сына, и его дочери не бери за своего сына.
  4. Ибо он отвратит твоего сына от следования Мне: они станут служить чужим богам, и возгорится гнев Иеговы на вас, и Он скоро уничтожит тебя".
  
   В Торе ясно сказано, с какими народами, проживавшими в Ханаане, мягко говоря, "не желательно" вступать в родственные связи, а при завоевании - следует уничтожить. В отношении других народов "наставлений" нет. Вполне очевидно, что жившие в Ханаане хиттеи поклонялись другим богам, а хетты и евреи поклонялись Иегове. Впоследствии царь Давид женился на хеттеянке, родившей Соломона, который построил Первый храм для поклонения Иегове. Евреи и хетты были дружны настолько, что их считали одним народом. В Вавилонский плен их отправили вместе, вместе они и вернулись после плена строить Второй храм. И ещё одна неувязка: Авраам купил пещеру Махпела у хиттеев, ориентировочно, за 250 лет до возникновения Хеттского царства. К сожалению, календарных дат, как в Ветхом Завете, так и в истории хеттов - нет, поэтому время происходивших событий приходится вычислять по записям соседних народов.
  
   Так кто же такие хетты и откуда они появились в Анатолии? - Ответ на этот вопрос напрашивается сам, если принять во внимание трагедию, произошедшую приблизительно в 1850 г. до н. э. А именно: войну между Виракочей (Нинуртой) и Кецалькоатлем (Тотом/Нингишзиддой) - с одной стороны, и игигами с согласия Мардука - с другой. В результате которой люди Нинурты и Тота были вынуждены оставить Мезоамерику и искать пристанища на островах Тихого океана, в Малой Азии и на севере Индии. Переселяя, удавшиеся сохранить части своего народа, Нинурта действовал по принципу: "Не держите все яйца в одном лукошке!". Энлиль тоже забрал своих помощников и оборудование из Мачу-Пикчу, оставив этот высокогорный город прозябать в неизвестности. Куда он направился? Как говорится, то "Пути Господни неисповедимы", мы можем только косвенно рассуждать об этом.
  
   Часть своего народа из Мезоамерики, проживавшего в районе озера Титикака, Нинурта переправил в Анатолию. В современной интерпретации, - высадил десант в окрестностях небольшого хатского города Куссар. В связи с неординарными событиями Верховному богу анатолийского пантеона - Тешубу (Ададу), по настоянию своего отца и старшего брата пришлось "потесниться" и не препятствовать появлению людей Нинурты (Виракочи), тем более, что он и сам был не в лучших отношениях с Мардуком. После прибытия пришельцев-хеттов в Куссаре появляется новый царь - Анитта, который со своим отцом Питханой довольно быстро устанавливают и укрепляют свою власть. Главным божеством в Куссаре становится Сутех. У Нинурты большие, долгосрочные, хорошо обдумываемые и подготавливаемые планы, которые в будущем принесут свои плоды. Символом хеттов становится - "Двуглавый орёл". Возрождением этого древнего символа Нинурта заявляет другим богам, что он и Энлидь по-прежнему вместе и не собираются уступать власть кому бы то ни было.
  
   Интересные сведения о хеттах сообщает О. Р. Гарни в своей работе "Хетты. Разрушители Вавилона", которая основывается на выводах, почерпнутых из немецких и французских монографий, вышедших в свет за последние 25 лет. Приведу некоторые выдержки из этой книги.
   "При раскопках в Богазкёе археологи извлекли из раскопа царский архив, насчитывавший около 10 тысяч клинописных табличек. Большинство документов было написано на том же языке, что и письмо царю Арцавы, и не поддавалось расшифровке, но часть табличек содержала надписи на хорошо известном к тому времени языке Вавилонии - аккадском.
   Интересующая нас территория - область расселения хеттов - занимает излучину в среднем течении Галиса и равнину к югу от озера Туз. Со всех сторон эту местность окружают горы: к востоку от нее находятся Антитавр и Армянское нагорье, к югу - Тавр, а к западу и северу - горные кряжи, не образующие цельного массива.
   Хаттуса, столица Хеттского царства, располагалась на северном склоне одного из поперечных горных хребтов, севернее которого уровень рельефа начинает понижаться по направлению к Черному морю. С вершины этого хребта по обрывистым, глубоким ущельям мчатся к северу два стремительных горных потока. В предгорьях, близ современного селения Богазкёй, они сливаются, обогнув горный отрог, на котором и находились древнейшие постройки Хаттусы. Это место - настоящая природная крепость.
  
   Государство, которое во 2-м тысячелетии до н. э. именовалось "страной Хатти", а позднее превратилось в могущественную империю, было создано царями, правившими этой горной твердыней. Это государство стало называться "Хеттским царством", а его официальный язык - "хеттским языком", и эти термины мы должны принять как данность. Однако следует иметь в виду, что этот язык не принадлежал к числу коренных наречий Малой Азии, а имя "Хатти" дал этой стране более древний местный народ, известный нам под омоничным названием "хатти". Индоевропейский хеттский язык, на котором говорили пришельцы-хетты, смешался с неиндоевропейским хаттским - языком местного населения. Вплоть до вторжения на "землю Хатти" ни одно из пришлых индоевропейских племен не называло себя ни "хеттами", ни каким-либо иным именем, схожим с этим по звучанию".
   Правители Куссара - Питхана и Анитта, проводили завоевательную политику, воюя с местными городами-государствами, которые были покорены. Одержав победу над Пурусхандой, правитель которой считался "великим царём" среди остальных правителей городов-государств Малой Азии, они создали мощное политическое объединение - Куссарское царство. Были покорены и другие местные города-государства - Неса, Цалпа, Салативара и Хатти (Хаттуса) - город, который был разрушен до основания и объявлен проклятым. По всей видимости, это произошло из-за нежелания местного царя подчиниться Анитте. При археологических раскопках в Хатуссе в старой разрушенной крепости были обнаружены оплавленные камни. Подобное не могло случиться даже при самом сильном пожаре. Не остаётся ничего другого, как предположить, что оплавление камней произошло в результате применения некоего божественного оружия, которое в необходимых случаях применялось богами не только на Ближнем Востоке. Одержав победы над соперниками, царь Анитта перенес свою резиденцию в Несу. К концу своего царствования он правил почти всей территорией Каппадокийского плато.
  
  
Каппадокия на карте  [Из интернета]
  
  
Каппадокия на карте Турции
  
   О своей борьбе Анитта якобы собственноручно сделал запись, но здесь явная неувязка. "Хеттская клинопись не имеет ничего общего с клинописью ассирийских купцов, из чего приходится заключить, что хетты заимствовали свою письменность из неизвестного нам источника уже после ухода ассирийцев. Следовательно, Анитта - современник ассирийцев - едва ли мог писать на "клинописном хеттском" языке, с которым в то время хетты еще не были знакомы. В таком случае возникает вопрос: на каком же языке он писал? Столь изысканные тексты, как надпись Анитты, не возникают вне развитого литературного контекста. Но до сих пор археологам не удалось обнаружить в Анатолии ни одного образца царской надписи, относящейся к тому периоду".
   "Многие ученые высказывали гипотезу, что именно Анитта положил начало царской династии хеттов. Однако ни один из хеттских царей не объявлял Анитту своим предком; и, более того, некоторые исследователи полагают, что эпизод с разрушением Хаттусы и особая неприязнь, которую Анитта выказал к этому городу, свидетельствуют о его принадлежности к иной традиции, чуждой тем царям, которые впоследствии превратили Хаттусу в свою столицу".
  
  
Хеттская империя [Из интернета]
  
  
Хеттская империя (красный цвет), являвшаяся продолжением государства Хатти, около 1290 г. до н. э. подошла к границам Древнего Египта (зелёный цвет)
  
   Хатты и хурриты поклонялись богу грома - Тешубу (Тишуб-Тарку). Тешуб - младший сын Энлиля, в будущем греческий Зевс. Он изображался с перунами в одной руке и с двойным топором - в другой, с бородой, в египетском переднике и головном уборе, вроде египетской белой короны - этот культ известен по барельефам.
  
  
Изображение статуи Адада [Из интернета]
  
  
Изображение статуи Адада, переносимой воинами. Зарисовка с ассирийского рельефа.
  
   Главным же божеством хеттов становится Сутех. В Эюке найдены колоссальные сфинксы. На одной из их сторон находится барельеф двуглавого орла. Этот символ неоднократно встречается у малоазиатских хеттов; например, в Изили-Кая на нём шествуют два божества.
   Два божества - в этом и кроется ответ, кто их боги и что означает символ хеттов - двуглавый орёл.
   А двуглавым - орёл стал после победы Нинурты в сражении над восставшим Анзу. Энлилю представился прекрасный повод для объявления своего сына Нинурты преемником верховной власти на Земле ещё при жизни, на что было получено согласие совета аннунаков. Нинутре был присвоен наивысший числовой ранг - 50, такой же был и у Энлиля - Властелина Земли. С тех пор они оба стали управлять Землёй, олицетворяя единое правление в лице двух царей: отца и сына. Произошло это задолго до создания людей. Двуглавый орёл может нести и вторую смысловую нагрузку: объединение Земли и Нибиру в одно целое при двух правителях. Позже этот символ появляется у народов, находившихся под властью Нинурты. Двуглавый орёл был известен в древнем Шумере, а позже становится символом Хеттского царства.
   Два божества имеют прямое отношение и к иудаизму. Многие знатоки столетиями пытались объяснить, почему Бог евреев пишется в множественно числе - Элохи́м? Потому так и пишется, что два Бога - Бог Отец и Бог Сын, вместе управляющие миром. Но еврейская история - это уже другая большая тема.
  
   Справка. Элохи́м (ивр. ‏אֱלֹהִים ,אלוהי‏, Элох"и́м; Элоги́м; Елогим[; Элои) - еврейское нарицательное имя Бога; множественное число от "Элоах" или "Эл", общего названия для божества у семитских народов.
  
   Издревле существует этот символ в виде двуглавой птицы и в Индии под названием Гандаберунда. Имя этой мифической птицы состоит из двух слов - Ганда (сильный), и Берунда (двухголовый), что вовсе не случайно, если учесть, что в это же время там появляются арии.
   У хеттов также мистически почитался равносторонний треугольник. Полагают, что эта простая геометрическая фигура считалась источником могучей силы, даже источником жизни. Это изображение равностороннего треугольника помещалось на печатях и к нему присоединяли ещё другие образы. Иногда в треугольник помещался глаз.
  
  
Герб Хеттского царства  [Из интернета]
  
  
Герб Хеттского царства - реконструкция по рельефам из Хаттусы.
  
   Справка. Хатту́са (хетт.: Ḫa-at-tu-ša; тур. Hattuşaş, Хаттушаш) - столица древнего Хеттского царства. Городище расположено около современной турецкой деревни Богазкале (тур. Boğazkale, ранее именовалась Богазкёй) в центральной Анатолии на берегу реки Кызылырмак (в древности Галис) в 145 км восточнее Анкары. Городище обнаружено в 1834 году, раскопки ведутся с 1906 года. В 1986 году раскопки Хаттусы были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  
   Прежде чем стать столицей хеттов, Хаттуса была столицей живущих ранее в этих местах хаттов - коренного населения. Под именем Хаттуш упоминания о городе появляются с начала 2-го тысячелетия до н.э.
   Несмотря на разрушение и проклятие города Аниттой, уже в середине 17-го века до н.э. хеттский царь Лабарна II отстраивает Хаттусу и делает столицей своего царства, принимает тронное имя Хаттусили I (дословно "Хатусский"). Имя Лабарна становится впоследствии титулом хеттских царей. В Хаттусе были найдены тысячи клинописных табличек.
  
  
Двуглавый орел хеттов  [Из интернета]
  
  
Двуглавый орел хеттов около деревни Богазкей, Турция.
  
   Хеттское общество было весьма гуманным и терпимым для своего времени: об этом свидетельствуют высокий социальный статус женщины, избираемость должностей вплоть до царя, рациональность законодательства, практически полное отсутствие смертной казни и принципа талиона - вместо этого преступления карались натуральным или денежным штрафом в качестве компенсации.
   Главное женское божество хеттов, предположительно, было первообразом малоазиатской "Великой Матери", известной по истории с именем Ма, Кибела, Рея; она изображалась в длинном одеянии с короной на голове. В Богаз-Кёе есть изображение хеттского божества в высоком остром восьмиугольном головном уборе. Религия хеттов была смесью местных и государственных культов. Верховным богом считался бог Грозы Тешибу. Его изображали с молнией и топором в руках, в виде возничего колесницы, запряженной быками. Пантеон хеттских богов был обширен и мог видоизменяться в зависимости от доминирования того или иного культа.
  
  
Хеттская Богиня-Мать [Из интернета]
  
  
Хеттская Богиня-Мать. XV-XIII вв. до н. э. Музей Метрополитен. Нью-Йорк
  
   Шавушка, богиня любви, плодородия и войны, была заимствована у хурритов. И это всё та же шумерская Инанна. "Все население хеттских городов представляло собой служителей богини. В центре города помещался храм. Главным лицом в городе был верховный жрец. Представитель власти светской стоял на втором месте. Священные города были городами-убежищами. Убийца, преступивший ограду города, был здесь неприкосновенен для родовой мести".
  
  
Рельеф в Язылыкая  [Из интернета]
  
  
Рельеф в Язылыкая близ руин Хаттусы, изображающий Шавушку.
  
   Военные успехи хеттов объясняются активным использованием ими двух инноваций - боевых колесниц и железного оружия. Однако, не только эти новшества содействовали военным успехам хеттов. Кроме обычного в войнах применялось и "божественное" оружие, на что указывают оплавленные камни крепости в Хатуссе.
   Хетты, возможно, были первыми, кто изготавливал и использовал боевые колесницы, которые появились в Передней Азии в начале II тысячелетия до н. э. от индоевропейских степных кочевников-ариев. "Хеттский трактат о тренировке лошадей содержит индоарийские термины...". В Грецию колесницы пришли, несомненно, от хеттов. В последующие столетия хетты продолжали владеть секретом производства железа, что, наряду с использованием боевых колесниц, давало этому народу огромное преимущество. Вот так, ни больше, ни меньше: степные кочевники-арии преподнесли хеттам железное оружие и технологии его производства, а также - колесницы с лошадьми, и это при всём том, что хетты обитали в горах, а эта местность считалась "настоящей природной крепостью". Очень уж сомнительно, что в то время были степные кочевники-арии. История писалась значительно позже, и происходившее ранее было проще всего объяснить с точки зрения своего времени. Происходит "передёргивание", смешение времён и эпох, позднее часто повторяемое и превращающееся в догмы.
  
   Камень, кедр, лес и железо составляли природное богатство земли хеттов. Железо стоило в 40 раз дороже серебра и в 5-8 раз дороже золота. Хеттские правители строго оберегали монополию изготовления железа, а племена хранили в тайне районы его месторождений. Очевидно, что между хеттами и ариями, появившимися на севере Индии почти в одно время с хеттами в Анатолии, существовала прочная связь, они поклонялись одним и тем же богам и говорили на одном языке.
   Колониальная и завоевательная политика хеттов заключалась в стремлении решать территориальные конфликты не за счет военных побед, а при помощи дипломатии. Хетты не брали с покоренных земель неподъемной дани и часто оставляли у власти завоёванной территории прежнего правителя, лишая его права на проведение независимой политики. Хетты не расправлялись с богами покоренных народов, а включали их в свой пантеон, не препятствуя поклонению им. У них была ещё одна уникальная черта, очень не свойственная жителям именно того региона - Малой Азии, Палестины, Сирии и Анатолии, - не подвергать побежденных не только пыткам, причиняющим боль и смерть, но даже моральным унижениям. Однако за особо тяжкие преступления виновные карались смертной казнью, не только сами преступники, но и родственники всего его "дома". Города, которые, по законам военного времени, было необходимо разрушить, - разрушали, но при этом переселяли население этих городов на новое место. Хетты с некоторых вассалов брали дань в виде вооружённых отрядов и включали их в свою армию. Если хетты и разрушали завоёванные города, то только в случае необходимости, но иначе поступали египетские фараоны.
  
   "Ветхий Завет и надписи, оставленные врагами хеттов, рисуют хеттов опытными воинами, усовершенствовавшими применение боевых колесниц на Ближнем Востоке древности. Однако по свидетельству самих хеттов: они шли в бой только тогда, когда боги давали возможность врагу сдаться, чтобы предотвратить кровопролитие, а если хетты одерживали победу, то довольствовались выкупом и пленными - они не грабили города и не убивали их жителей".
  
  
Хеттская колесница  [Из интернета]
  
  
Хеттская колесница на поле боя
  
   Однако древние египтяне придерживались других правил. Фараонам были присущи высокомерие и ничем не оправданная жестокость по отношению к побеждённым. Они всячески стремились расширить свои северные владения за счет Ханаана и Страны Кедров (Ливана); им это удалось в 1470 году до нашей эры, когда они разбили коалицию ханаанских царей при Мегиддо. Фараон Тутмос III, выигравший сражение при Мегиддо, гордо заявлял: "Потом я пошел на север, грабя города и уничтожая вражеские станы". О поверженном царе Фара он писал: "Я опустошил его города, сжег его станы, насыпал на месте их курганы; они не пригодны для жизни. Всех людей я взял в плен, я сделал их узниками; я увел их скот и забрал все их добро. Я истребил всю жизнь; я выкосил их хлеб и вырубил их рощи и все красивые деревья. Я уничтожил эту землю". Все это он совершил, писал фараон, по воле Амона-Ра, его бога.
   Богу Амону, по велению которого египтяне совершали свои зверства, противостоял Бог Израиля. По словам пророка Иеремии, "так говорил Господь, Бог Израильский: "Я накажу Амона, бога Фив, и тех, кто верует в него, и нашлю кару на Египет и богов его, на фараонов и царей". Согласно Библии, эта вражда длилась давно: почти тысячелетием раньше, во времена Исхода, Иегова, Бог Израиля, навлек на Египет бедствия, чтобы не только смягчить сердце египетского правителя, но и "вершить казнь над всеми богами Египетскими".
  
   Прикрепление неимущих пленников к земле и было "хеттской крепостью". Хетты расселяли пленных или репатриантов, каждой семье давался участок земли, оплачивались строительство дома, подсобных хозяйственных сооружений, покупка тягловой силы и домашних животных: коров, овец, коз. За что, получившие такой подарок, обязаны были отработать определённый срок, выплачивая государству "налог". Особыми привилегиями в стране Хатти пользовались "люди орудия" - ремесленники: гончары, кузнецы-металлурги, ювелиры, то есть люди, занимавшиеся каким-либо ремеслом и использовавшие конкретное орудие - ткацкий станок, плавильную печь или гончарный круг. Они не считались "слугами", они назывались "хозяевами".
   В Хеттской империи было распространено восемь языков. На хеттском и аккадском говорили цари во время официальных церемоний, на хурритском обычно писались тексты. Словари, которыми пользовались писцы, составлялись на основе шумерских знаков.
  
  
Образец хеттского письма [Из интернета]
  
  
Образец хеттского письма
  
   Термин Hatti использовался для обозначения жителей Хеттского царства, а также более древних обитателей этих земель - хаттов. Предполагается, что хатты были бесписьменной культурой. Отдельные слова и фразы хаттского языка записаны последующей культурой, хеттами. Сведения о языке хаттов и их облике дошли до нас через письменные памятники соседних культур. Это были люди брюнетического типа, обладавшие крупным носом и весьма коротким и высоким черепом с очень плоским, точно срезанным затылком. Этот тип называется "арменоидный".
   Хатты и хетты внешне заметно отличались друг от друга. Египетские хронисты, описывавшие битву при Кадеше, упоминают длинноносых солдат Хатти, в то время как хеттские правители выглядели иначе, что отмечает известный турецкий археолог Экрем Акургал. Он считает, что "хатты всё ещё составляли значительную часть населения в хеттский период". Статуэтка из золота и серебра, изображающая хаттскую женщину с длинным носом, представлена в Музее анатолийских цивилизаций в Анкаре. Она была найдена в Хасаноглане и датируется около 2000 г. до н. э. По поводу статуэтки Акургал пишет: "Это шедевр хаттского искусства. Крупный "римский нос" статуэтки из Хасаноглана отражает этнический тип жителей Анатолии того времени"
   Хетты считали, что договоры заключаются не только между людьми, но и перед богами. Нарушение закона приравнивалось к оскорблению богов. Государство считалось важнее правителя, который не правит страной, а только служит ей. В этом принципиальное отличие Хеттской державы от восточных деспотий Древнего мира.
   Первая известная истории конституция была создана хеттами - указ царя Телепину (около 1500 года до новой эры), он реформировал систему передачи власти в стране и описывал действующие органы управления, четко разграничивая их полномочия. "Царь был символом единения страны, тулия - совет старейшин - был советом министров и полководцев, панкусом назывался военный совет, куда входили члены рода, высшие сановники и воины. Панкус также можно считать первым конституционным судом, в спорных случаях он решал вопросы престолонаследия и имел право голоса при выборе наказаний для преступников".
  
   "В Каппадокии найдены и исследованы хеттейские барельефы, которые дают представление об этих храмах. Он имел внешний двор и внутреннее святилище, в котором находилось ещё святое святых. В последнее мог заходить только верховный жрец и те служители, которое считались близкими к божеству. С каждой стороны входа возвышались высокие колонны, колонны являлись символами богини плодородия. Во внешнем дворе помещался медный жертвенник, слева от него идол богини Антарата".
   В храмах в жертвы приносились различные животные: козы и бараны, доброй жертвой считался бык. Только свиней не разрешено было приносить в жертву и употреблять в пищу, они считались нечистыми животными.
   Представление о загробной жизни у хеттов были схожи с египетскими понятиями. Недалеко от города Башац-кай найден некрополь. В скале расщелина, из неё сделано нечто вроде портика, поддерживаемого тремя толстыми и короткими колоннами. Налево и направо от портика погребальные комнаты, в которых устроены погребальные ложа, выбитые в скале. В хеттских изображения встречаются лестницы, которые должны были вести умерших из мира людей в мир богов.
   "Многие черты хеттской архитектуры самобытны, в соседних странах нет подобных примеров. Например, хетты использовали для строительства большие глыбы камней. Они применяли своды для перекрытия тоннелей, ворот, склепов, цистерн. Камни в кладке скрепляли круглыми штырями". Показательно, что кладка из огромных камней, скреплённых между собой металлическими штырями, присутствует в Мезоамерике, что предполагает одного и того же архитектора-строителя.
  
   В центре Малой Азии в первой половине II тысячелетия до н. э. хетты, благодаря военному превосходству, объединили под своей властью Малоазийские, Сирийские и Верхнемесопотамские регионы, создав здесь военную цивилизацию.
  
  
Хетская держава [Из интернета]
  
  
Хетская держава
  
  "Хетты общались со всем миром. Киприоты были вассалами царей страны Хатти, Микены не чуждались общения и торговли. С великим Египтом, после ряда "встреч" далеко не дружественного характера и крупной победы в Кадете при реке Сронт над войсками Рамзеса II, хетты заключили договор о вечной дружбе и взаимопомощи и действительно "обменивались" даже принцами и принцессами, то есть "дружили домами". Более ортодоксальный Египет не мог до конца понять "широкой души" хеттов, поскольку интернационализм в Египте выражался разве что в применении рабочей силы иноземцев-рабов, которая не ценилась ни во что. А вот от принцев и принцесс не отказывался: похоже на то, что царица Тейе и ее высокопоставленный брат были хеттами. С неё-то и с мужа ее Аменхотепа III и началось сближение значения для государства царя и царицы. Она первая, а за ней Нефертити, Анхесенпаамон - стали непосредственно участвовать в государственных делах".
  
   Расцвет хеттского царства приходится на 2-ю пол. II тыс. до н.э. (период Нового хеттского царства или период Империи). В начале первого тысячелетия до н. э. распалась Хеттская держава и образовалось несколько мелких государств: Ликия, Кария, Лидия и др.
  
  
   К оглавлению
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"