Лерман Олег Михайлович : другие произведения.

Гл. 3-6. Преобразования после визита Ану

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Преобразования. Первый Регион. Шумерское царство. Вероломство Инанны. Обида Мардука и Вавилонская башня. Смешение языков. Низвержение Нингишзидды и появление Второго Региона. Создание третьего региона.

  
  
Олег Лерман
  
  
ПОСЛЕ ПОТОПА
  
  
  
Глава 6.
  
  
Преобразования после визита Ану
  
   Преобразования. Первый Регион. Шумерское царство. Вероломство Инанны. Обида Мардука и Вавилонская башня. Смешение языков. Низвержение Нингишзидды и появление Второго Региона. Создание третьего региона.
  
  
  
Преобразования
  
   Вернувшись в Эдин - место первого региона цивилизации, лидеры приступили к преобразованиям. Они обучали людей лепить из глины кирпичи для возведения городов. Там, где раньше находились города только аннунаков, теперь стали возникать города людей. Внутри этих новых городов в честь великих Аннунаков создавали большие священные зоны, в которых на высоких холмах обитали аннунаки, люди называли эти места Храмами. Там они служили и поклонялись аннунакам, как Высшим Повелителям. Аннунаков почитали в зависимости от ранга, об этом люди узнали от них самих. Божественный Ану обладал шестидесятым рангом, у Энлиля был пятидесятый ранг, такой же ранг он даровал своему сыну Нинурте. Следующим в иерархии стоял Энки с рангом сорок. Нанне, сыну Энлиля, и Нинлиль был присуждён тридцатый ранг. Их сын и преемник Уту был наделён двадцатым рангом. Десять других сыновей лидеров получили десятый ранг. Женщины-аннунаки и супруги лидеров поделили между собой пятый ранг.
   После того, как в Эриду и Нибру-ки построили храмы, в Лагаше обустроили место для Нинурты. Там он обитал и держал свою Чёрную Птицу Небесную. Храм-жилище Нинурты и его супруги Бау называли Энинну - Дом Пятидесятого ранга. Оружие, подаренное Ану, Превосходный Охотник и Превосходный Сокрушитель защищали Энинну. Там, где до Потопа стоял Сиппар, Уту поверх грязевых наносов возвёл новый Сиппар. Вместе со своей супругой Аей они жили в Эбаббаре - Сияющем Доме. Оттуда Уту оглашал людям законы правосудия. Вместо старых мест, где из-за грязи и ила строить города было невозможно, выбирали новые участки. Абаб, который находился недалеко от Шурубака, стал новым центром для Нинхурсаг. "Дом Помощи и Целительского Знания" был назван её храм-жилище. Таблицы МЕ, благодаря которым появились земляне, хранились в святыне Нинхурсаг. Для Нанны был возведён город с прямыми улицами, каналами и причалами. Город был назван Урим. Его храм и дом назывался Домом Царского Семени. Ишкур возвратился в северные горные земли и поселился в Доме Семи Бурь. Инанна жила в Унуг-ки, в доме, который ей завещал Ану. Мардук и Набу жили в Эриду, но в Эдине они не имели собственных домов.
  
  
  
Первый Регион
  
   В первом регионе, в землях Эдина и городах, находившихся в его окрестностях, повелители землян - Аннунаки, обучали людей разным работам и ремёслам. Люди быстро учились: за короткое время ими орошались поля, они ловко ездили на лодках по каналам и рекам. Овчарни и зернохранилища стояли полные, земля облагораживалась цветущими растениями. Ки-Энги, Землёй Высших Созерцателей, был назван Первый Регион.
   Затем людям было позволено владеть своим собственным городом. Первый город землян назвали Киши - Город Скипетра, в нём впервые было создано царство людей. На этой священной земле Ану и Энлиль поместили Божественный Сияющий Объект. В нём Нинурта назначил первого царя, которого наделили титулом - Могущественный Человек. Нинурта хотел сделать Киши центром Цивилизованного Человечества, для этого он полетел в Эриду, чтобы получить таблицы МЕ с божественными формулами. Одевшись в подобающие одежды, Нинурта почтительно прибыл к Энки и попросил МЕ царствования. Энки - Господин Земли, который владел и охранял МЕ, дал ему пятьдесят таблиц МЕ, предназначенные для развития человечества.
   В Киши черноголовых людей учили числам и счёту. Божественная Нисаба их обучала письму, божественный Нинкаши научил варить пиво. Под руководством Нинурты развивалось гончарное и кузнечное дело, создавались колёсные повозки. В Киши впервые оглашались законы правосудия и праведного поведения. Здесь люди сочиняли хвалебные гимны Нинурте. Люди воспевали его героические победы и деяния, слагали песни его Чёрной Птице, о том, как он в далёких землях бизонов укрощал, как сплав белого металла с медью изобрёл - пели люди. В это время Нинурта находился в зените славы и почитался, как воплощение созвездия Тельца.
  
  
  
Шумерское царство
  
   Шуме́р - первая письменная цивилизация, существовавшая на юго-востоке Междуречья Тигра и Евфрата в IV-III тысячелетиях до н. э. Шумеры - это народ, (потомки Сима) заселявший Южное Междуречье (междуречье Тигра и Евфрата на юге современного Ирака) на заре исторического периода. Им приписывается множество изобретений, таких как колесо, письменность, ирригационная система, сельскохозяйственные орудия, гончарный круг, и даже пивоварение. В основе Шумерской письменности лежат пиктограммы. Первоначально число знаков в шумерском языке достигало тысячи. Постепенно их количество сократилось до 600. Шумерский язык, с его причудливой грамматикой, не родственен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. В более поздних письменных документах этот народ называется "черноголовыми" (шумер. "санг-нгига", аккад. "цальмат-каккади"). Этот народ этнически, лингвистически и культурно чуждый семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в то же время или несколько позднее. Он относился к средиземноморской расе, попытки отыскать его первоначальную родину до сих пор не увенчались успехом. В их древнейших верованиях главную роль играли боги Ану, Энлиль и Энки. Из данных Бероса было известно, что вавилонские жрецы делили историю своей страны на два периода: "до потопа" и "после потопа". Берос в своём историческом труде отмечает 10 царей, правивших "до потопа", и приводит фантастические цифры сроков их правления. Те же данные приводит и шумерский текст 21-го века до н. э., так называемый "Царский список".
  
   Культура Шумера, возникшая якобы "в одночасье", создавалась аннунаками целенаправленно и продуманно на протяжении долгого времени при непосредственном участии людей. В буквальном переводе Шумер означает - "земля стражей". Шумеры не приписывали себе изобретений, они считали их даром богов, которые присутствовали рядом с ними. Нередко боги вступали с людьми в сексуальные контакты, оставляя после себя потомство - полубогов. Знания и умения шумеров, унаследованные от них более поздними цивилизациями, в том числе и те, которыми люди пользуются сегодня - были дарованы человечеству Великими Аннунаками. К ним относятся такие "изобретения человечества" как: гончарный круг, колесо, обожжённый кирпич, архитектура, литьё металлов, металлический лемех, система орошения и десятеричная система счёта, лунный календарь, часовой круг, деление круга на 360?, письменность, система администрирования и право, архивное дело, математика, астрономия и астрология, литература и школьная система обучения. Шумерские пословицы и сегодня звучат вполне актуально, перекочевав в фольклор самых разных народов в слегка изменённом виде. Например:
  
   "Все равно умрем - давай все растратим! А жить-то еще долго - давай копить!"
   "Не пытайтесь воскресить бедняка".
   "Не сердце, а слово - мать ненависти".
   "Счастье - в женитьбе, а если подумать, то в разводе".
   "Тот, у кого много серебра, может быть, и счастлив. Тот, у кого много ячменя, может быть, и счастлив. Но тот, у кого нет совсем ничего, спит спокойно".
   "В городе без собак хозяйничает лиса".
  
   Музыка и пение зародились в шумерских храмах, но вскоре обрели популярность и нашли своё продолжение в народном творчестве за пределами храмов. В одной из шумерских пословиц даже содержится каламбур, обыгрывающий вознаграждение, выплачивавшееся певцам: "Певец без приятного голоса - поистине "бедный" певец".
   Шумерское общество было приспособлено к копированию "небесных образцов", но не к изобретениям и самостоятельным преобразованиям. На одной из множества найденных в Месопотамии и расшифрованных табличек содержится ответ на многие вопросы: "Всё прекрасное сделано милостью богов". Египетское слово, означавшее "божество" или "бог", в буквальном смысле переводится как "тот, кто наблюдает". Точно такое же значение имеет и название "Шумер" - страна "тех, кто наблюдает". Свои города шумеры строили по образу Небесного Града, сообразно плану Семи Мудрецов (Совет Великих Аннунаков). В центре города на возвышении, на специально созданной платформе, находился храм бога-покровителя. Существовала сферическая планировка улиц с крестообразным пересечением. Крест в круге - символ Нибиру. Для защиты от пришлых людей и кочевников город окружали протокой или рвом с водой.
   На верхней ступени управления стоял царь-жрец, назначавшийся Энлилем. Только он имел право общаться с богом и передавать людям его указания. Особо почитался в первом городе людей Киши (Киш) Нинурта, который был Властелином, наставником, строителем и покровителем этого города, это было его детище, созданное по плану и при поддержке Семерых. Владения храма считались его собственностью.
   Предположительно, что в закладке фундамента самого первого храма в Киши принимал участие Месилим - царь Киша, занимавший престол около 2850 года до н. э.
   Шумер может похвастаться и первой настоящей царицей, носившей титул ЛУ.ГАЛ ("Великий или Могущественный Человек"), то есть "Царь". Ее звали Ку-Баба, и в шумерском "Списке царей" она упоминается как правитель, укрепивший Киш и основавший третью династию.
   В Шумере ведущую роль играло сословие жрецов. Зачастую на должность Верховного Жреца назначались потомки аннунаков, родившиеся от их связей с земными женщинами и наоборот, но обязательно получившие определённые знания и соответствующее воспитание. Это была замкнутая каста, а статус жреца передавался по наследству. В особых случаях на должность жреца мог быть назначен человек не столь высокого происхождения, но для этого требовалось, чтобы он обладал определёнными качествами. Он должен был быть образованный (хорошо владеть письмом), совершенный телом и духом, умеющий петь и играть на музыкальных инструментах, знающий жертвенные ритуалы, умеющий принимать разумные и законные решения. Вполне очевидно, что "человек со стороны" никак не мог быть назначен на такую должность.
   В обеспечения храма были задействованы тысячи земледельцев, скотоводов и ремесленников. Земли передавались людям во временное пользование. Часть, собранного ими урожая предназначалась для храма, часть шла в пользу бедных. Специально назначенные жрецы вели строгий учёт урожая, доходов с собственности храма, выплат десятины и налогов, взимаемых с жителей города. Шумеры вели летописи и фиксировали отношения между собой в записях. Отсюда и берёт своё начало Десяти́на (др.-евр. מַעְשַׂר‎; др.-греч. δεκάτη; лат. decima) - десятая часть чего-либо. Это слово наиболее употребляется применительно к практике собирания десятой части дохода прихожанина в пользу религиозной общины в иудаизме, христианстве и других религиозных традициях.
  
  
  
Вероломство Инанны
  
   Всё это время Инанна в Унуг-ки ждала своего владения в Третьем Регионе и постоянно требовала его от лидеров. Лидеры отвечали ей, что Третий Регион появится после того, как будет создан Второй. Видя, что Нинурта в Эриду получил МЕ царствования, она обдумывала план, как ей самой от Энки МЕ получить. Она послала в Эриду свою служанку Ниншубур, чтобы сообщить о своём визите. Услышав об этом, Энки дал указания своему домоправителю Исимуду, приказав, что когда в городе появится девица, разрешить ей войти и проводить в его личные покои. Налить ей холодной воды, чтобы освежить сердце, угостить ей ячменными пирогами с маслом, приготовить вино и большой сосуд с пивом. При появлении Инанны, Исимуд выполнил все поручения Энки в точности. Потом вошёл Энки и поприветствовал Инанну, он был сражён её красотой. Драгоценности украшали Инанну, а прозрачные одежды не скрывали её тело. Когда она наклонялась, то своим обнажённым лоном сводила Энки с ума. Они пили сладкое вино, и пива тоже выпили немало. Инанна игриво просила Энки показать ей МЕ и дать в своих руках подержать. Семь раз Энки позволял Инанне держать МЕ - божественные формулы властвования и царствования, духовности и письменности, любви и вражды, музыки и пения, работы с деревом, металлами и драгоценными камнями. Он позволял ей держать в руках все девяносто четыре МЕ, которые необходимы для создания цивилизованного царства. Вскоре Энки заснул, то ли от большого количества выпитого, то ли от снотворного, подмешенного Инанной в вино. После этого Инанна, прихватив с собой все МЕ, сбежала к своему Небесному Кораблю, приказав пилоту взлетать немедленно. Когда, разбуженный Исимудом, Энки хватился пропажи, он тут же приказал задержать Инанну. Но Исимуд сказал, что Инанна уже улетела. Тогда Энки отправил Исимуда преследовать Инанну и обязательно возвратить все таблицы МЕ! Исимуд настиг корабль Инанны уже на подлёте к Унуг-ки и принудил её вернуться, чтобы предстать перед разгневанным Энки. Но когда Инанну доставили в Эриду, то никаких МЕ при ней не обнаружили. Она заблаговременно отдала их своей служанке Ниншубур, чтобы та доставила их в Дом Ану в Унуг-ки и спрятала там.
   Энки был сердит, он держал Инанну в своём доме, как пленницу. "Властью, данной мне Ану, моим отцом, приказываю тебе вернуть все МЕ!" - требовал он. Когда Энлиль услыхал об этом, то отправился в Эриду на встречу с братом. Инанна упорствовала: "По праву я получила МЕ, Энки сам мне их вручил!" - доказывала Энлилю Инанна, на что Энки было трудно возражать. "Когда время царствования Киши подойдёт к концу, то в Унуг-ки оно перейдёт!" - так сказал Энлиль.
   В других источниках сообщается, что Инанна похитила только семь табличек МЕ, в которых содержалась информация о функциях и атрибутах Божественной Госпожи: о её храме и ритуалах, о жрецах, евнухах и проститутках, о воинском искусстве и оружии, о справедливости и судах, о музыке и изобразительном искусстве, о выделывании кож и ткачестве, о письменности и математике, и другое. Судя по дальнейшим проявлениям её деятельности, эта версия больше соответствует действительности.
   В "Восхвалении Инанны", сочиненном для хоровой декламации, изложены чувства населения её города.
  
  Владычица всех ME, день, испускающий сияние,
  Жена праведная, одетая в излучение,
  Небом и Землей возлюбленная,
  Иеродулла Ана, (хозяйка) всех великих украшений,
  Любимая короной истинной, к энству назначенная,
  Семь ME в руке постоянно (держащая),
  О госпожа моя! Ты - страж великих ME!
  
   Инанна/Иштар - это "богиня, которая добилась всего сама". Она не относилась к числу Древних Богов, - первой группы астронавтов, прибывших с Нибиру, а родилась на Земле. Она также не была первенцем одного из них, а была правнучкой Ану и дочкой его внука Нанны, первого аннунака, родившегося на Земле. Несмотря на это, ей удалось получить высокий статус и войти в Пантеон Двенадцати. Это была богиня любви и войны, которая ради цели властвования безжалостно пользовалась своим умом и красотой. Среди её возлюбленных были и боги, и люди. Именно ей было суждено пережить смерть и воскрешение. Смерть Думузи стала следствием желания Инанны стать царицей всей Земли, вследствие чего происходили многие войны, был заточён и отправлен в ссылку Мардук. Но ей этого было не достаточно, она в очередной раз бросает вызов старшему по рангу.
  
  
  
Обида Мардука и Вавилонская башня. Смешение языков.
  
   Узнав об этом, Мардук был взбешён, его гнев не знал границ! "Довольно с меня оскорблений!" - кричал он своему отцу Энки. Он потребовал немедленно предоставить ему собственный священный город в Эдине. Энлиль его требованиям не придал значения, тогда Мардук решил сам взять судьбу в свои руки. Он облюбовал место, которое выбрал задолго до прибытия Ану и до строительства Ануг-ки. Он позвал туда Набу, игигов и их потомков, разбросанных по разным землям, чтобы священный город для него и место для небесных кораблей там построить. Однако в этом месте не нашлось достаточно камней для осуществления такого грандиозного проекта. Тогда Мардук нашёл другой выход из этого положения, он научил своих последователей, как делать и обжигать огнём кирпичи из глины, которые были бы пригодны для замены камней. Из них начали строить башню, которая своей вершиной достигала бы небес. Узнав об этом, Энлиль решил расстроить планы Мардука и спешно отправился к нему, уговорами и обещаниями пытаясь его успокоить, как мог. Но остановить Мардука и Набу в их устремлениях Энлиль так и не смог.
   Тогда в Нибиру-ки Энлиль созвал на совещание своих сыновей и внуков: "Мардук запрещённые Врата к Небесам возводит, он к ним землян приведёт! - говорил Энлиль своим детям и внукам, - если мы позволим этому случиться, то от человечества уже ничего добиться не сможем!" - "Этот вредный план не должен быть осуществлён!" - подтвердил Нинурта, все были с ним согласны.
   Ночью аннунаки Энлиля из Нибру-ки прибыли к месту строительства башни. Огнём и острыми камнями со своих небесных кораблей они разгромили башню и уничтожили все стоянки вокруг неё. После этого Энлиль решил рассеять по дальним землям последователей Мардука. Чтобы впредь они не могли совещаться, чтобы спутать их планы и разрушить единство, Энлиль издал указ: "До сих пор все Земляне один язык имели, на едином языке они говорили. Впредь я такой язык для них решил создать, чтобы они не могли понимать речь друг друга!"
   Так впервые на Земле к людям был применён принцип, который впоследствии получил широкое распространение: "Разделяй и властвуй!" Вообще же этот принцип на Земле впервые был применён самим Ану задолго до появления людей по отношению к своим сыновьям Энки и Энлилю. Прислав их на Землю, он умышленно породил в них дух соперничества по отношению друг к другу, сделав Энки, старшего сына, Господином Земли, а младшего своего сына Энлиля - Верховным Правителем Земли, поставив одного в зависимость от другого.
  
   "Разделяй и властвуй" (лат. divide et impera) - принцип государственной власти, к которому часто прибегают правительства государств, состоящих из разнородных частей, и, согласно которому, лучший метод управления таким государством - разжигание и использование вражды между его частями. В более широком смысле - тактика (чаще скрытая) создания, усиления и использования противоречий, различий или разногласий между двумя или более сторонами для контроля над ними. Нередко используется более слабым меньшинством для управления большинством. Как правило, эту фразу считают максимой римского сената (без указания источника). Однако в корпусе латинских текстов классического периода она отсутствует, что начисто исключает возможность ее античного происхождения. Предполагается, что эта фраза восходит к "Римской истории" Роллена, во Франции её приписывают Людовику XI или Екатерине Медичи, иногда её автором называют Макиавелли и некоторых других. Но все они лишь повторяли пройденное, а древний принцип продолжает собирать обильную человеческую жатву и в наши дни.
  
   Все эти события по разрушению башни, впоследствии получившей название Вавилонской, происходили на триста десятом году (3450 г. до н. э.) по земному летоисчислению. Энлиль сделал так, что в каждом регионе и на каждой земле люди стали говорить на разных языках. После этого были даны различные формы письма, чтобы то, что писал один, другой не понимал.
   Четыреста восемь лет Киши называли Городом Скипетра, двадцать три царя сменились там за это время. В Киши также управлял царь Этана, который совершил путешествие на небеса.
  
   Этана (шумер. en.te.na lugal.e lu bi.in.e.de; аккад. e-ta-na) - мифический царь (лугаль) древнего шумерского города Киша, правивший в начале III тысячелетия до н. э. Согласно "Царскому списку" Этана - 13-й правитель I династии Киша, по более древней традиции - 1-й царь этой династии. Этана был первым правителем Шумера, чьи деяния подверглись записи, пусть и краткой. В "Царском списке" о нём говорится как о том, "который стабилизировал все земли". Впоследствии титул "царь Киша" воспринимался как царь-гегемон, стоящий над всеми другими правителями и царями. То, что Этана был примечательной и незаурядной фигурой в ранней истории Шумера, подтверждается указанием чисто легендарного свойства в том же "Царском списке", что этот царь "был человеком, который взошёл на небеса", а также семито-аккадской поэмой (шумерский её прототип до сих пор не найден) начала II тысячелетия до н. э., содержащей тот же мифический мотив. Согласно этой легенде, Этана был набожным, богобоязненным царём, оправлявшим божественный культ преданно и добросовестно, но был проклят бездетностью и не имел наследника своего имени. Поэтому его заветным желанием было добыть "растение рождения", но оно находилось на небесах вне досягаемости смертного. Для того чтобы попасть на небеса, Этана заручился помощью орла, спасённого им из ямы, куда его бросила змея, чью дружбу он предал и чьих детёнышей сожрал. С огромной высоты земля показалась Этане не больше "борозды", а море - "миской с похлёбкой". Когда же они вовсе пропали из вида, Этана испугался ... - на этом текст обрывается. Конец истории до сих пор найти не удалось. Конечно, Этана на небесах не остался, ибо, судя по погребальной песне с таблички из Музея имени Пушкина, а также семнадцатой табличке аккадского эпоса о Гильгамеше, мы застаём Этану в Нижнем мире, куда неизбежно попадают все смертные, независимо от их славы. Судя по тому, что Этане, согласно "Царскому списку", наследовал его сын Балих, ему всё же удалось завести ребёнка.
   Как говорилось в указе Энлиля, в назначенное время царствование к Унуг-ки должно было перейти. На его землю Божественный Сияющий объект из Киши переместили. Предполагается, что этот Божественный Сияющий объект был грозным оружием аннунаков, служившим для защиты храма и города. Когда об этом было объявлено людям, то они сложили для Инанны хвалебный гимн:
  
   "Госпожа ME, Царица великолепная,
   Справедлива, сиянием окружена, на небесах и на Земле любима она;
   Любовью Ану освящённая, в величественные одежды облачённая,
   Семь раз она ME получала, в своих руках она их удержала.
   Для царской власти они нужны, для высшего духовенства необходимы они,
   ME великих она Госпожа, хранительница их она!"
  
   Шёл четыреста девятый год по земному летоисчислению (3351 г. до н. э.). Царский скипетр Первого Региона из Киши перешёл в Унуг-ки. Первым царём дома-храма Эанна являлся верховный жрец, который был сыном Уту и племянником Инанны.
   Мардук же, потерпев поражение от Энлиля, держал свой путь на землю Двух Теснин, он мечтал стать однажды повелителем Второго Региона.
  
  
  
Низвержение Нингишзидды и появление Второго Региона.
  
   Вернувшись после длительного отсутствия на Землю Двух Теснин, Мардук столкнулся с её Верховным Повелителем - Нингишзиддой (Тотом). Нингишзидда руководил с помощью аннунаков и землян, которые их поддерживали. За это время всё, что планировал и приказывал Мардук, было отменено. Он требовал отчёта от Нингишзидды и обвинял его в разрушении сокровенных вещей. Он возмущался тем, что Нингишзидда отправил Хорона в пустыню, где нет воды, на бескрайних просторах которой недоступны никакие удовольствия. Братья шумно спорили, осыпая друг друга упрёками. "Имей в виду, что здесь я правитель, как был раньше! - настаивал Мардук. - Ты посмел захватить моё место, и с этого времени можешь здесь быть лишь моим представителем! Если тебе это не нравится, то лучше подайся на другую землю!" Триста пятьдесят лет миновало по земному времени, а братья продолжали ссориться. Из-за их бесконечных притязаний и упрёков всё это время земля находилась в хаосе. И только после того, как их отец Энки сказал Нингишзидде: "Во имя мира, уходи в другие земли!" - Нингишзидда решил уйти. С группой своих последователей он отправился на землю за океанами.
   В то время шёл шестьсот пятидесятый год (3110 г. до н. э.) по земному времени. В новом царстве, где Нингишзидду величали Крылатым Змеем, начался новый отсчёт времени.
  
   На земле Двух Теснин под властью Мардука образовали Второй Регион. В анналах Первого Региона его называли Маганом - Землёй Каскадной Реки. Когда же люди Второго Региона стали говорить на разных языках, Хем-Та - Тёмно-Коричневая Земля дали ему имя. Аннунаков на новом языке называли Нетеру - "Созерцающие Покровители", Мардука почитали как Ра - Сияющий, большим уважением в этих землях пользовался и Энки, который получил новое имя - Птах. Нингишзидду вспоминали как Техути - Божество Равновесия. Чтобы стереть о нём память, Ра на Каменном Льве заменил его образ ликом своего сына Асара. Вместо счёта по шестьдесят, Ра приучил людей считать десятками и на десятки разделил год, т.е. он ввёл десятеричную систему исчисления. Наблюдение за Луной он заменил наблюдением за Солнцем, установив солнечное летоисчисление. Вместо двух городов, Города Севера и Города Юга, которые Техути на старом месте возродил, Мардук/Ра северные и южные земли объединил в один Город Короны. Царём в этом городе он назначил отпрыска Нетеру и земной женщины, которого звали Мена (Менес). Там, где встречались эти земли и разделялись большой рекой, он основал Город Скипетра. Стремясь превзойти город Киши из Первого Региона, он придал городу блеск и назвал Мена-Нефер, что означало Красоты Мены. В честь своих родителей Ра основал святой город и назвал его в честь царя Нибиру - Ану (Гелиополис). В нём на платформе он построил дом-храм для своего отца Энки/Птаха. Наподобие острой ракеты вздымалась внутри высокой башни её макушка. В святилище Ра поместил верхнюю часть своего небесного корабля (Бен-Бен), на котором прибыл на Землю с Планеты Бесчисленных Лет. В день Нового Года царь, как Верховный Жрец, проводил церемонии. В этот день он один вступал в самую дальнюю Звёздную Комнату и подносил Бен-Бену подношения.
   Чтобы Второй Регион процветал, Птах отдал своему сыну Ра все формулы МЕ. "Что ты не знаешь, что знаю я?" - спрашивал он сына. Затем он посвятил Ра во все знания, за исключением того, как воскрешать мёртвых. Птах одарил его знаком созвездия Овен, как Величайшим среди Двенадцати Созвездий. Течение Хапи (Нил), великой реки, Птах пустил по этой земле для Ра и его людей. Плодородные почвы давали обильные урожаи, быстро плодился рогатый скот, увеличивалось население этой земли. Лидеры поощряли процветание Второго Региона.
  
  
  
Создание третьего региона
  
   Пришло время для создания Третьего Региона. Как и обещали лидеры, они издали указ, объявляющий его владением Инанны. Как и подобает владычице региона, они посвятили ей небесное созвездие. До этого Инанна и её брат Уту делили между собой созвездие Близнецов. Теперь же в подарок от Нинхурсаг она получила созвездие Девы. Именно тогда Инанна была причислена к Пантеону Двенадцати, заменив в нем Нинхурсаг; ее небесным символом стала планета Венера (МУЛ. ДИЛБАТ), а зодиакальным домом - созвездие АБ.СИН (Девы). Изображение этого созвездия со времен шумеров практически не изменилось. Выражая свою радость, Инанна - "Та, чей отец был Син (Нанна)", во всеуслышание объявила богам и людям: "Я царица!"
  
  
  
Я – царица! [Из интернета]
  
Я - царица!
  
   На восемьсот шестидесятом году по земному летоисчислению (2800 г. до н. э.) Инанна очень почиталась. Земли Третьего Региона находились далеко на востоке и простирались за семью горными хребтами. Замуш - Земля шестидесяти Драгоценных Камней, называлось её горное царство. А в долине большой и извилистой реки располагалась Аратта - Лесное царство. Там, на большой равнине люди выращивали зерно и пасли стада рогатого скота. Там были построены два города из глиняных кирпичей (Мохенджо-Даро на юге и Хараппа на севере), их зернохранилища были переполнены.
   По указу Энлиля Повелитель Энки - Бог Мудрости, для Третьего региона свой собственный язык создал, новую письменность из других знаков для них составил. Человеческий язык, прежде неизвестный, Энки для Аратты создал. Это был древний санскрит, который пока не удалось расшифровать. Но МЕ цивилизованного царства Третьему Региону он не дал. "Пусть Инанна разделит с новой областью то, что взяла у меня для Унуг-ки!" - так заявил Энки.
   В Аратте Инанна назначила правителя, он был похож на её возлюбленного Думузи. Над горами и долинами летала она в своём небесном корабле из Унуг-ки (Урук) в Аратту. Она была неравнодушна к драгоценным камням Зимуша, оттуда она привозила с собой в Унуг-ки чистый лазурит. Инанна могла занять дворец Ану в Унуг-ки лишь с его ведома и одобрения. В шумерских текстах содержатся свидетельства того, каким образом было получено это одобрение. Вскоре богиню стали называть "Анунитум", то есть "любимица Ану". В текстах ее называют "божественной наложницей Ану", и это значит, что Инанна делила с Ану не только храм, но и ложе - во время его визитов в Урук или в тех случаях, когда она сама поднималась в его небесную обитель.
  
   Из шумерского "Царского списка" известно, что первым правителем Урука из смертных был Мескиаггашер, сын бога Уту и обычной женщины. Затем престол унаследовал сын Мескиаггашера - Энмеркар, один из величайших царей Шумера. Инанна приходилась Энмеркару двоюродной бабушкой. Он расширил границы Унуг-ки, своей красотой этот город возвеличивал Инанну. Но у него зрели и другие планы: он замыслил стать правителем Аратты и завладеть её богатством. Энмеркар послал эмиссара в Аратту с требованием дани от её богатств. Преодолев семь горных хребтов, выжженные земли и промокший под дождём, эмиссар прибыл в Аратту. Он слово в слово передал царю Аратты требование Энмеркара. Но царь Араты был не в состоянии понять его язык посланника, слова показались ему подобными рёву осла. Царь вручил эмиссару деревянный скипетр с написанным на нём сообщением. Он предлагал разделить с Араттой МЕ Унуг-ки. В подарок были загружены зерном ослы и отправлены вместе с эмиссаром в Унуг-ки. Энмеркар получил надписанный скипетр, но никто в Унуг-ки не мог прочитать и понять его. Он из света в тень его выносил, из тени в свет заносил: "Что это за дерево?" - спрашивал он. Потом приказал посадить его в саду. Десять лет прошло, из скипетра выросло ветвистое дерево, но Эременкар был расстроен и обратился к своему деду Уту с вопросом, что же ему делать? Уту обратился к покровительнице писцов и письма божественной Нисабе. Нисаба научила Энмеркара, как написать сообщение на глиняной таблице на языке Аратты. Банда - сын его, доставил послание в Аратту. В нём было сказано: "Дань или война!" В ответном послании царь Аратты написал: "Инанна Аратту не забудет, Аратта не будет подчиняться Унуг-ки! Если Унуг-ки желает войны, пусть в поединке сразятся наши воины! Но лучше, если обмен сокровищами произойдёт мирно: пусть Унуг-ки в обмен на богатства Араты отдаст нам МЕ!".
   Возвращаясь с этим сообщением, Банда занемог, а вскоре дух оставил его. Поняв это, его спутники оставили его тело на горе Хурум, по пути из Аратты.
   Интересные дополнительные сведения содержатся в книге Захарии Ситчина "Войны богов и людей".
   "У народа Унуг-ки (Эрех/Урук) были все основания испытывать благодарность к Инанне, потому что за время ее правления город превратился в один из богатейших городских центров шумерской цивилизации. Восхваляя мудрость и отвагу богини, люди не могли не упомянуть о ее красоте и очаровании. И действительно, примерно в это время Инанна установила обычай "Священного Брака" - обряд сексуального характера, когда жрец-царь становился ее супругом, но только на одну ночь. В тексте, который приписывается царю по имени Иддин-Даган, рассказывается именно об этом аспекте храмовых ритуалов Инанны - с музыкой, мужчинами-проститутками и тому подобным:
  В безлунный день, на Новый год, в день ритуала, они накрыли ложе для моей госпожи. Они очистили матрац кедровой эссенцией и уложили ее в постель. И еще положили покрывало. Пока покрывало украшало постель, моя госпожа омывала чресла, она омывала чресла царя, она омывала чресла Иддин-Дагана. Праведная Инанна натирала себя мылом, орошала маслом и кедровой эссенцией землю. Царь вошел в чистые чресла высокой головой, высокой головой он вошел в чресла Инанны.
   Возможно, этот обычай начался с самого Энмеркара, и от этой любовной связи с Инанной на свет появился следующий правитель Урука, полубог, "божественный Лугальбанда", которого называли - "Справедливый Наместник". Как и в случае с Энменкаром, ученые обнаружили несколько эпических поэм, героем которых является Лугальбанда. По всей видимости, Инанна хотела передать ему власть над Араттой, но он был слишком непоседлив и деятелен, чтобы сидеть на одном месте. В одной из легенд ("Лугальбанда и гора Хурум") описывается его рискованное путешествие к "ужасному месту на земле" в поисках Божественной Черной Птицы. Он дошел до Запретной Горы, "где аннунаки, боги горные, словно муравьи, в земле ходы прорыли". Желая прокатиться на Небесной Птице, Лугальбанда обращается с мольбой к ее владельцу, и в его словах звучит извечное стремление человека к полету:
  
  Как солнечный луч, как звезда восхода,
  Как семь огненных бурь Ишкура,
  Пламенем взметнусь, молнией спущусь!
  Куда взоры смотрят, хочу отправиться,
  К желанному краю стопы направить!
  Добраться до мест, куда сердце влечет!
  Развязать сандалии, где сердце велит!
  
   Когда Лугальбанда приблизился к горе Хурум ("лицо которой Энлиль огромной дверью закрыл"), его встретил страж. "Если ты бог - одарю тебя Словом, другом моим навеки станешь! - говорит ему страж. - Если ты смертный - наделю Судьбою". В ответ Лугальбанда сравнивает себя с "божественным Шаром, любимым сыном Инанны".
   Страж не пускает Лугальбанду на священную гору и предсказывает ему будущее: он действительно доберется до далеких земель, прославив себя самого и город Эрех, но ему суждено передвигаться пешком.
   Другая длинная поэма, названная исследователями "Лугальбанда и Энмеркар", подтверждает божественное происхождение Лугальбанды, но имя его отца остается неназванным. Однако содержание поэмы позволяет предположить, что его отцом был Энменкар, стоявший первым в длинном списке правителей, которые делили ложе с Инанной, - под видом "Священного Брака" или просто так.
   Такого рода "приглашение" Инанны мы встречаем в известной поэме "Эпос о Гильгамеше". Пятый правитель Эреха Гильгамеш задумал избежать участи всех смертных, полагая, что бессмертие положено ему по праву как сыну богини Нинсун и верховного жреца Куллаба - "на две трети он бог". В поисках бессмертия (подробно проанализированных в книге "Лестница в небо") он сначала отправляется к "Месту Приземления" в Кедровых горах - древней посадочной площадке в Ливане, куда, по всей видимости, также направлялся Лугальбанда. Сражаясь с механическим чудовищем, охранявшим священное место, Гильгамеш и его друг Энкиду едва не погибли. Им на выручку пришел Уту/Шамаш. Утомленный битвой, Гильгамеш снял пропитанную потом одежду, чтобы вымыться и отдохнуть. Инанна/Иштар, наблюдавшая за сражением с небес, воспылала страстью к Гильгамешу.
  Он умыл свое тело, все оружье блестело,
  Со лба на спину власы он закинул,
  С грязным он разлучился, чистым он облачился.
  Как накинул он плащ и стан подпоясал,
  Как венчал Гильгамеш себя тиарой, -
  На красоту Гильгамеша подняла очи государыня Иштар:
  Давай, Гильгамеш, будь мне супругом,
  Зрелость тела в дар подари мне!
  Ты лишь будешь мне мужем, я буду женою!
  
  
Гильгамеш [Из интернета]
  
Гильгамеш
  
   Свое приглашение богиня усилила обещанием счастливой (но не вечной) жизни. Но Гильгамеш в ответ привел лишь длинный список ее любовных приключений, несмотря на то, что "супругу юности твоей, Думузи, из года в год ты сулила рыданья". Он упрекнул Инанну за неверность: "Черная дверь, что не держит ветра и бури... Сандалия, жмущая ногу господина! Какого супруга ты любила вечно? - а затем сделал вывод. - И со мной, полюбив, ты так же поступишь!" (Оскорбленная Инанна получила разрешение Ану выпустить против Гильгамеша Быка Неба, и Гильгамеш одолел чудовище лишь в самый последний момент, у врат Эреха).
  
   Золотой век Эреха был недолог. После Гильгамеша на его престоле сменилось семь царей. А затем "Эрех был повержен, престол был перенесен в Ур". По мнению Торкилда Якобсена, в работе которого "The Sumerian King List" наиболее полно освещен этот вопрос, столица Шумера переместилось из Эреха в Ур приблизительно в 2850 году до нашей эры. Другие исследователи указывают более позднее время - примерно 2650 год до нашей эры. (Эта разница в два столетия сохранилась, и объяснить ее ученые не могут.)
  
   Унуг-ки так и не добился богатства Аратты и МЕ с ней не поделился.
   В Третьем Регионе полный расцвет Цивилизованного Человечества так и не наступил.
  
  
   Начало
  
   Читать дальше
  
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"