Журнал "Самиздат"     Содержание раздела     Комментарии: 20, последний от 13/04/2011.


О чём говорят и спорят философы



08.04.2011. Половинкина Т., Виленкин Н., Eva B., Бухаркин Ю., Бурель Л.Л., Ариэль, Васильцев С., Чеглакова Е., Трудлер А., Крофтс Н., Шилов В., Курухуру
13.04.2011. Чёрный Георг, Угроватый Н.К.
14.04.2011. Одри Х.



Урывками начал писать короткие заметки о стихах финальной группы — в совершенно случайной очередности. Поскольку темой конкурса заявлена "философия любви", на философском аспекте и сосредоточился. Не уверен, что успею написать о всех стихах до завершения конкурса, поэтому публикую, что есть. Продолжение, возможно, последует.

Пользуясь случаем, от имени редколлегии "Буквицы" предлагаю авторам, чьи стихи победят в конкурсе, опубликовать их в нашем журнале (в 4-м осеннем номере), в рубрике "ЗатеСИ". После завершения конкурса редколлегия свяжется с авторами для согласования публикации.



Половинкина Т. Ночная песенка
Философский подтекст просматривается лишь в последнем четверостишии: лироиня намерена украсть возлюбленного у живых людей, то есть замкнуть круг всех его интересов на себя, полностью подчинить его себе, своим интересам.
Тезисно: любовь эгоистична.

Виленкин Н. ...черт побери
Собственно, коротенькое стихотворение целиком является философским тезисом.
Ещё короче: любовь — не более, чем физическое влечение.

Eva B. (Т)прах
Автор, словно не надеясь на сообразительность читателей, сам сформулировал в аннотации философское содержание стихотворения: всё проходит.
Применительно к теме: любовь проходит.

Бухаркин Ю. Спеша свой образ подлатать...
...Не нас, а мы их [бывших любимых] бросили.
Философский смысл стихотворения: любовь как одно из проявлений нашего Я выступает в двух противоположных ипостасях: "быть" и "казаться".

Бурель Л.Л. Клубок печали
"Любовь растаяла в тумане льдинкою, а мне оставила седую грусть..." — была такая популярная песня в конце 1960-х. Да, иногда любовь тает незаметно, без видимых причин, без виноватых, превращается в привычку, а то и в усталость друг от друга, но не проходит бесследно.

Ариэль Не судьба
Похоже, лироиня раз за разом ждёт от любимого каких-то решительных слов или действий, а он мнётся, как бумажная салфетка, весь вечер таскает даму по морозу и даже не удосуживается проводить её до дому, а уходит, не оглядываясь. Фетюк, одним словом, — но лироиня не теряет надежды.
Ситуация классическая: "в любви надо действовать смело". (с)

Васильцев С. Я мудр, как бедуин, прошедший сквозь пустыню...
Внутренний монолог одинокого мужчины, весна которого позади. Но лирой не теряет надежды на пересечение его жизненной орбиты с орбитой своей Беатриче.
Философский замес: любовь — необязательная и своевольная дама: может прийти рано, может опоздать, может совсем не прийти.

Чеглакова Е. Спиною к спине...
Непонятно, о чём стихотворение: о ссоре или о примирении.
Молчание, спина к спине, дрожащие пальцы — признаки ссоры.
Но тогда почему лироиня очень боится, что ей все это только лишь снится? Ужель реальная ссора желаннее?
Сидение вплотную друг к другу, тепло тела и запах волос, ставшие желанными и привычными, легко... голова на плечо... — признаки примирения. В этом случае боязнь, что это сон, оправдана, ибо лироиня ждёт от любимого каких-то слов, видимо, извинений, стремится к благополучному завершению долгой и мучительной размолвки.
Философское содержание стиха неясно ввиду указанных противоречий в поведении героев.

Трудлер А. История одного разговора
Стихотворение о грустном послевкусии любви, каким оно видится лирою в недалёком будущем.
Философский смысл: в отсутствие общих интересов прогноз для любви неблагоприятный. И об этом пишет google.

Крофтс Н. ***(Ты оставил рубаху)
Вероятно, стихотворение отражает срез психологического состояния лироини в момент сильного душевного потрясения, вызванного то ли отъездом героя, то ли его телефонным звонком, то ли сообщением по интернету; состояния, когда в потоке её сознания (составляющем текст стихотворения) перемешаны времена года, реальные и воображаемые события, "вместность" и разлука.
Философский подтекст: разлука — повод и подходящее время для ревизии отношений.

Чёрный Георг Siobhan - Шивон
Ей нужен был сам факт измены.
Что может заставить женщину пойти на измену? Женщину бальзаковского возраста, ни разу не изменявшую мужу (В её запястьях непорочных / Сквозили отголоски лета).
Очевидно, сильнейшая обида на супруга, вызванная то ли его изменой, то ли оскорбительным равнодушием а-ля "да кому ты нужна".
В первом случае женщиной движет месть, во втором — стремление подтвердить свою женственность и привлекательность, свою женскую состоятельность, которые муж перестал замечать напрочь.
Какой из двух вариантов имеет место?
Мне видится второй.
В случае мести женщина действует холодно и расчётливо.
У героини же стихотворения — улыбка лисья, причём столь эмоционально заряженная, что лирой забыть её на может.
Чему же может улыбаться новоиспечённая изменщица?
Уж, конечно, не факту соития со случайным партнёром, который ей, по большому счёту, безразличен.
Она, глубоко уязвлённая постоянным невниманием мужа и, быть может, уже начинающая верить в свою никому-не-нужность, может улыбаться тому, что обрела прежнюю уверенность в себе, прежнее чувство собственного достоинства.
Полагаю, героиня ещё не раз по-лисьи улыбнётся — и подругам, и соседям, и мужу, который наверняка почувствует перемену в её настроении, и задумается, и занервничает, и начнёт допытываться, что произошло... Впрочем, я увлёкся и заехал слишком далеко за сюжетную стоп-линию, начертанную автором. :-)
Философский вывод: отношение к любимому человеку, нынешнему или бывшему, не является объективным показателем его человеческих и, в частности, гендерных качеств.

Одри Х. Птица моя
"С милым рай и в шалаше", — гласит вековая народная мудрость. Оно и понятно: в стародавние времена убогие избёнки да хатки были не намного комфортнее шалаша.
В новейшее время людей начал портить квартирный вопрос, любовные лодки стали разбиваться о быт.
"Лироиня нашего времени", похоже, не имеет формальных проблем с жильём, но её запросы в области семейного "гнездостроения" простираются далеко за пределы гнезда. Так далеко, докуда и родной язык не доведёт, — разве что нестойкий английский выручит...
Философский подтекст: в наше время "рай в шалаше" всё больше и больше зависит от глобальных факторов.

Угроватый Н.К. Моя хорошая
И всё у нас наладится, / Когда ты рядом есть.
...
Живи, моя хорошая - / Мне без тебя не жить.
Философский подтекст: какой бы альтруистичной ни была любовь, действуя во благо любимого человека, мы радеем и о собственном благополучии.

Шилов В. Зенитное солнце
Вызывает сомнение:
- что молодой (со слов автора), полный жизненной энергии солдат может ассоциировать себя с вошью;
- что лирой, тем не менее, ассоциирующий себя с вошью, одновременно рассуждает о высокой любви;
- что лирой, участвуя в смертельно опасной атаке (стремительном наступлении!) по сырым сугробам, задыхающийся до хрипа, тут же находит время, физические и душевные силы рассуждать о берёзовых почках и слезах.
Да и место живым — не в слякоти надежды, имхо.
Философский подтекст: любовь к жизни (и женщине как её неотъемлемой составляющей) обостряется перед лицом смертельной опасности. "Я своё, земное, не дожил, на земле своё не долюбил". (В.М.)

Курухуру Мы сидели, ноги свесив с утеса
Философский подтекст сосредоточен в заключительных строках стихотворения: Ты смеялась - и не прятала крылья. / Я смеялся - и не прятал копыта.... По сути, это поэтическая трактовка пословицы "любовь зла, полюбишь и козла".
 


 
Обновлено: 08/04/2011

Copyright © Лешев О. П.
Комментарии: 20, последний от 13/04/2011.

Статистика раздела
 Ваша оценка: