Те, кто занимались в музыкальной школе, прочтя это заглавие, подумают: головой поехала, не иначе! И я даже сама могу объяснить подобную реакцию: понять, а тем более постичь Баха нелегко и с первого раза просто невозможно, поскольку это ни за что не получится без, как минимум, какого-то знакомства с его музыкой. Хотя в идеале требуется способность полностью погрузиться в его творения. Для чего их нужно изучать. Как музыку, несомненно, но также и как научную или математическую дисциплину.
После перерыва в полтора десятка лет я вернулась к преподаванию музыки. Это случилось семь лет назад. Открытие же - новое открытие, на принципиально более высоком уровне - Баха произошло несколько лет назад, когда мои ученики возмужали достаточно для того, чтобы играть написанные им трёхголосные инвенции и "Прелюдии и фуги" из Хорошо Темперированного Клавира.
В обучающей медицине существует такое правило: первый раз обозревай (процедуру, скажем), второй раз делай, третий раз - обучи другого. Совершенно волшебная формула, работающая в абсолютно всех областях жизни! В самом деле, для того, чтобы "обучать", тебе, во-первых, необходимо полностью владеть преподаваемым предметом, что требует дополнительного его изучения. А во-вторых, процесс преподавания зачастую обнаруживает "просветы" в этом самом знании. В результате просветы заполняются и знание после этого становится действительно полным.
Вот так и с музыкой Баха. Играть его произведения непросто, тут нечего и говорить. В самом деле, попробуйте говорить с тремя-четырьмя разными людьми одновременно. Невозможно! Однако это именно то, что Бах (впрочем, как и другие композиторы эпохи контрапункта или, другими словами, полифонии) ожидает от исполнителей своих произведений! Голоса текут параллельно, зачастую имея самостоятельное не только мелодическое, но также и динамическое, и смысловое развитие. Поразительно то, что связь между ними тем не менее никогда не теряется. Неспроста музыку Баха сравнивают с готической архитектурой! Те же стройность и совершенство линий. Завершённость и безупречность формы, полнота фактуры.
Есть такая книга "Код Да Винчи". Не существует ли Кода Баха? Что пытался он нам сказать, поведать? Какую тайну раскрыть после многолетних блужданий среди его бесконечных мелодий и опередивших современников на поколения гармоний; безупречных и в то же время не поддающихся алгоритму форм, в которых можно потеряться и даже не пытаться вернуться назад?
Впрочем, нет, чепуха это всё. Когда ему было?! Работа, многочисленные браки, дети, творчество, являющееся обязательной и ожидаемой частью работы. Сколько написанных им произведений было потеряно для нас навсегда? Да и вообще, был бы он с нами сегодня, сейчас, если не коллега по ремеслу, Феликс Мендельсон? Да и то: почти сто лет спустя после смерти произошло новое рождение мастера. А что, если бы у него было больше времени просто на творчество? Немыслимо.
Грустно только, что для того, чтобы действительно научиться понимать и любить музыку Иоганна Себастьяна Баха, её нужно исполнять, что само по себе требует многолетних занятий на фортепиано и хоть небольшого дара к этому делу. То есть - удел далеко не всякого. А жаль. Кода он, может, действительно никакого не изобрёл и ошеломляющих тайн там никаких не запрятано, но эстетическое удовлетворение, впрыск мыслительной энергии и интеллигентности, совершенно неизбежно получаемые в процессе соприкосновения с его музыкой, действительно могли бы изменить мир. Потому что прекрасные эти флюиды несовместимы с уродством, жестокостью, несправедливостью.