Лещинский Леонид Абрамович: другие произведения.

Танго смерти

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Новинки на КНИГОМАН!


Peклaмa:


 Ваша оценка:

  Путешествуя по интернету, я обнаружил стихи пронзающие душу:
   "Танго смерти"
  
   Слова и музыка: Лариса и Лев Дмитриевы.
  
   Бараки. Плац. И музыканты.
   Яновский лагерь. Смерть людей.
   Под музыку велели оккупанты
   Стрелять в людей. Так веселей!
  
   Над серым плацем скрипки зарыдали,
   В бараках люди, цепенея, ждали.
   Опять расстрел! Вгрызалось в души "танго".
   О, "танго смерти", "танго смерти"!
   Пощады - нет.
  
   Два года - двести тысяч павших.
   Под "танго смерти" шёл расстрел.
   И музыкантов, порохом пропахших,
   Ждал скорбный, как и всех, удел.
  
   Над серым плацем скрипки зарыдали,
   В бараках люди, цепенея, ждали.
   Опять расстрел! Вгрызалось в души "танго".
   О, "танго смерти", "танго смерти"!
   Пощады - нет.
  
   Остались сорок оркестрантов,
   Играют "танго". Их черёд!
   Под громкий смех и говор оккупантов,
   Раздевшись, падают на лёд.
  
   Над серым плацем скрипки не рыдали...
   ...
  
   Фашистов вышибли и смяли,
   Но на Земле фашизм живёт.
   И где-то вновь стреляют, как стреляли...
   Людская кровь течёт, течёт...
  
   Над всей Землёю скрипки всё рыдают.
   Под звёздным небом люди умирают...
   Опять расстрел! Терзает души "танго".
   О, "танго смерти", "танго смерти"!
   Забвенья - нет!
   3 декабря 1980 г.
  
   Статья о Яновском лагере была опубликована впервые в конце 1980 года в журнале "Новое время" (N44)
  
  
  ...В Яновском концлагере под Львовом во время экзекуций оркестр из заключенных музыкантов играл "Танго смерти". А незадолго до подхода советских войск все оркестранты, прямо во время последнего исполнения этой музыки, ставшей символом ужаса, во главе с дирижером львовской оперы Мунтом и профессором львовской консерватории Штриксом также были расстреляны в духе вагнеровских мистерий и в подражание "Прощальной симфонии" Гайдна.
   Попытка восстановить звучание этого "Танго смерти" не увенчалась успехом - ноты не сохранились, а несколько уцелевших узников при попытке воспроизвести мелодию по памяти впадали в транс или заходились в рыданиях...
  
  Из доклада обергруппенфюрера СС Поля рейхсфюреру СС о местонахождении концентрационных лагерей:
  
  Яновский лагерь.
  
  По указанию рейхсминистра Германии Гиммлера и генерал-майора полиции СС Каймана в июне 1943 года были проведены специальные мероприятия по выкапыванию и сжиганию трупов замученных и расстрелянных мирных жителей, советских военнопленных и подданных иностранных государств.
  
  На территории Львовской области был сооружен Яновский лагерь. В Львове немцами была создана зондеркоманда ? 1005, состоявшая из 126 человек - Шефом этой команды был гаупштурмбаннфюрер Шерляк, его заместителем - гаупштурмбаннфюрер Раух. В обязанности зондеркоманды входило выкапывание из земли трупов убитых немцами мирных жителей и военнопленных и сжигание их.
  
  В Яновском лагере на фабрике смерти были организованы специальные 10-дневные курсы по сжиганию трупов, на которых занималось 12 человек. 11а курсы были присланы из лагерей Люблина- Варшавы и других лагерей. Преподавателем курсов был комендант сжигания полковник Шаллок, который на месте, где выкапывали и сжигали трупы, рассказывал, как практически это производить, разъяснял устройство машины по размолу костей, Шаллок объяснял, как разровнять яму, просеять пепел и посадить деревья на этом месте, как рассыпать и прятать пепел. Такие курсы были на протяжении длительного времени.
  
  Кроме расстрелов, в Яновском лагере применялись разные пытки, а именно: в зимнее время наливали в бочки воду, привязывали человеку руки к ногам и бросали в бочку. Таким образом он замерзал.
  
  Вокруг Яновского лагеря было проволочное заграждение в два ряда, расстояние между рядами - 1 метр 20 сантиметров, куда забрасывали человека на несколько суток, откуда он сам не мог выйти и там умирал от голода и холода. Но прежде чем забрасывать, его избивали до полусмерти, вешали за шею, ноги и руки, а потом пускали собак, которые разрывали человека.
  
  Ставили человека вместо мишени и производили учебную стрельбу. Давали заключенному в руки стакан и производили учебную стрельбу, если попадали в стакан, то его оставляли живым, а если в руку, то тут же расстреливали и при этом заявляли, что "вы к труду не способны, подлежите расстрелу".
  
  Кроме того, в лагере перед посылкой на работу производили так называемую проверку физически здоровых мужчин путем бега на расстояние 50 метров, и если человек хорошо пробежит, т.е. быстро и не споткнется, то остается живым, а остальных расстреливали. Там же, в этом лагере, была площадка, заросшая травой, на которой производили бег; если человек запутается в траве и упадет, то его немедленно расстреливали. Трава была выше колен.
  
  В лагерях были дома терпимости для эсэсовцев и также для заключенных, занимавших определенные должности. Таких заключенных называли "кала". Когда эсэсовцам нужна была прислуга, они приходили в со*провождении "оберауфзеерин", т.е. начальницы женского блока лагеря, и в то время, когда производилась дезинфекция, указывали на молоденькую девушку, которую начальница вызывала из рядов. Они осматривали ее, и если она была красивой и нравилась им, хвалили ее физические достоинства и с согласия "оберауфзеерин", которая говорила, что отобранная должна выражать полное послушание и делать все, что от нее потребуют, брали ее в качестве служанки. Приходили во время дезинфекции потому, что женщины были в это время раздеты.
  
  Пытки, истязания и расстрелы в Яновском лагере совершались немцами под музыку. Обычно во двор, в центр лагеря, выводили оркестрантов. Это были заключенные музыканты. Стоя сомкнутым кругом, под вопли и крики истязаемых жертв играли они по несколько часов кряду одну и ту же мелодию - "Танго смерти" - так называли ее заключенные. Кто ее написал? Кто-то из заключенных композиторов. Родившись в лагере, она там и осталась вместе с расстрелянными оркестрантами, руководителем оркестра профессором Штриксом и известным львовским дирижером Мунтом. Произошла эта трагедия накануне освобождения Львова частями Советской Армии, когда немцы стали ликвидировать Яновский лагерь. В тот день 40 человек из оркестра выстроили и круг, их окружила плотным кольцом вооруженная охрана лагеря- Раздалась команда "Музик!" - и дирижер оркестра Мунт, как обычно, взмахнул рукой. И тут же прогремел выстрел- Это первым пал от пули дирижер львовской оперы Мунт, Но звуки "танго" продолжали звучать над бараками. По приказу коменданта каждый оркестрант выходил в центр круга, клал свой инструмент на землю, раздевался догола, после этого раздавался выстрел, человек падал мертвым.
  
  
  Вот что писал еврейский публицист БОРИС ДОРФМАН:
  
  Прошло почти 60 лет после окончания Нюрнбергского процесса, где судили главных фашистских преступников. Много раз упоминался там и Львов, Яновский лагерь, его жертвы. По улице Шевченко, ранее Яновской, перевозили узников-евреев в этот лагерь.
  Дорога в ад... Десять трамвайных остановок туда, откуда почти никто не возвратился. Яновский лагерь так называемых принудительных работ - это территория площадью 2990 кв. метров, которую фашисты огородили каменной стеной, посыпанной битым стеклом. Лагерь поделили на три части. В первой - служебные постройки, канцелярия; во второй - четыре барака для заключенных-мужчин, склад; третья часть - четыре женских барака и баня.
  В лагере был создан оркестр из заключенных-музыкантов, а инструменты для него привозили из оркестра оперного театра. Оттуда забирали и музыкантов. Сто сорок тысяч узников были уничтожены в Яновских песках под музыку лагерного оркестра...
  В обвинительных документах Нюрнбергского процесса хранится фотография этого оркестра. Ее привез Ярослав Галан, специальный корреспондент газеты "Радянська Україна". Потом этот снимок попал в печать всех стран. И мир ужаснулся, в том числе и от музыкантов-невольников, которых под страхом принуждали аккомпанировать смертным казням.
  Долина смерти - называли это место в народе. В центре долины - озерцо. После войны дно долины на полтора метра было пропитано кровью.
  Нацистская пропаганда на весь мир кричала, что в концлагеря отправляли только врагов рейха...
  А кто же были эти враги? Среди узников Яновского лагеря - дирижер Мунд, профессор-хирург Островский, профессоры-терапевты Грек и Ренский, профессор-гинеколог Соловей, профессор Новицкий с сыном, поэт и музыкант Привас, профессор Пригульский, раввины... Известны и имена палачей лагеря: Штайнер, Гайне, Варцог, Гебауэр, Блюм. Комендант лагеря Вильгауз, чтобы развлечь жену и дочь, из автомата стрелял в заключенных, работавших в мастерской, потом передавал автомат жене. Ради развлечения дочери заставлял подбрасывать в воздух маленьких детей и стрелял в них. "Папа, еще!", - кричала дочь, и он стрелял.
  В лагере родилось "Танго смерти", и на фотографии оркестра в уголке видны несколько нот, коротенький фрагмент.
  
   []
  
  
   Игнатий Мандель, коренной львовянин, артист оперного театра, опознал скрипача и дирижера оркестра Мунда и концертмейстера Штрипса - руководителя оркестра в ресторане "Бристоль".
  Оркестр из заключенных музыкантов играл "Танго смерти" во время экзекуций, а незадолго до подхода советских войск все оркестранты, прямо во время последнего исполнения этой музыки, ставшей символом ужаса, также были расстреляны.
  В 1982 году Игорь Малишевский, собиравший сведения о лагере и о событиях, изображенных на фотографии, написал киносценарий и вместе с испанским режиссером Арнальдо Фернандесом создал документальный фильм "Восемь тактов забытой музыки", в котором сделал достоянием гласности историю лагерного оркестра. В Кракове на международном кинофестивале этот фильм получил почетный приз "Бронзовый дракон" за лучший киносценарий. В фильме, кроме Игнатия Манделя, об ужасах войны рассказывают бывшие узники Яновского лагеря - львовский поэт Мыкола Петренко, мастер цеха из Жовквы Зигмунд Лайнер, плотник из Галича Степан Озарко, музыкант из Львова Роман Кокотайло и др.
  На экране возникает нюрнбергское фото. Фигуры оркестрантов поодиночке выбеливаются, и в фонограмме из полифонии оркестра также поодиночке исчезают голоса инструментов.
  В конце фильма названы имена тех, кого удалось опознать на фотографии: дирижера Штрикса, скрипача Мунда, гобоиста Фогеля. Других имен установить, к сожалению, не удалось.
  "Танго смерти", которое исполнялось в Яновском лагере, судя по тем восьми тактам, имеет сходство с танго "Мелонго" - давним польским танго "Та остатня недзеля". Это один из вариантов макабрического танго. Исполняли его и Эдди Рознер со своим джаз-оркестром, и Леонид Утесов (в русском переводе - "Утомленное солнце"). Во Львове в 1930-е годы эту песню исполнял молодой певец Игнатий Мандель.
  
  Генерал-майор юстиции М. Токарев в своей статье "В замкнутом круге" пишет:
   :
  
  Из показаний свидетелей Анны Пойцер, Станиславы Гоголовской, Леопольда Циммермана, обвиняемых Матвиенко и Белякова, из имеющихся в деле и проверенных судом военного трибунала официальных документов и заключений Государственной комиссии по расследованию злодеяний гитлеровских оккупантов вырисовывается история создания и гибели лагерного оркестра.
  Однажды ночью в дверь квартиры профессора Штрикса настойчиво постучали.
  - Здесь живет профессор?
  - Что угодно? - опросил хозяин квартиры, приоткрыв дверь. На лестничной клетке стояли два дюжих эсэсовца, а за их спинами вооруженные вахманы.
  - Открывайте смелее, профессор, не стесняйтесь. - Эсэсовец поиграл шнурком, прикрепленным к рукоятке пистолета. - Нам угодно, чтобы вы следовали за нами. С собой можете ничего не брать, скоро вернетесь.
  Так профессор музыки попал в лагерь смерти, чтобы никогда из него не выйти. В ту же ночь во Львове было арестовано свыше 60 других известных ученых, преподавателей институтов, работников искусств. Некоторые из них при аресте покончили с собой, отравившись заранее приготовленным ядом (свидетельство документов Государственной комиссии).
  Наутро профессора привели к коменданту лагеря Вильхаузу. Там же находился его помощник Рихард Рокито, который до войны подвизался в качестве музыканта в ночных кабаре и ресторанчиках Польши. Этому "любителю" музыки, по утрам натощак убивавшему по десятку узников, и принадлежала "идея" создания оркестра.
  Комендант, не удостоив профессора взглядом, распорядился, чтобы он руководил лагерным оркестром.
  - Что касается музыки, - Вильхауз перевел взгляд своих серых, бесцветных глаз в угол комнаты, - то я заказал ее другому профессору, композитору, который тоже содержится здесь, в лагере
  Когда через несколько дней принесли ноты, профессор Штрикс, просмотрев их, похолодел. Это была траурная, грустная мелодия, более всего похожая на похоронный марш. Такой же, как и он, обреченный на гибель музыкант вложил в нее нестерпимую боль утраты, тоску по свободе.
  Состоялось первое исполнение оркестром скорбной мелодии. "Танго смерти" назвали ее узники.
  - Правильно, "танго смерти", - злобно усмехались эсэсовцы и вахманы.
  И расстрелы стали производиться под траурные звуки оркестра. Изо дня в день, из месяца в месяц в течение двух лет подряд.
  Нет возможности описывать подробности массовых убийств. Для этого потребовалось бы написать целую книгу. Сошлемся только на то, что за два года в лагере было загублено более 200 тысяч человеческих жизней.
  В тяжелую, тоскливую мелодию, которую исполнял оркестр, врывались резкие пулеметные очереди: "Та-та-та... та-та-та..."
  Падали люди - появлялась новая партия. Снова "танго смерти", снова "та-та-та"...
  - Помню, что немецкие офицеры и вахманы, в том числе я [155] и Беляков, расстреляли около шестидесяти заключенных французов и большую группу итальянских военнослужащих. Тогда оркестр тоже исполнял "танго смерти".
  Это показания Матвиенко. Свидетель Циммерман, однако, уточняет, что итальянцев было около двух тысяч. В приобщенных к делу материалах расследования Государственной комиссией преступлений фашистов в Яновском лагере указаны и фамилии некоторых военнослужащих итальянской армии, отказавшихся служить фашистским режимам Муссолини и Гитлера и за это казненных эсэсовцами. Среди них было пять генералов, более 50 офицеров, в том числе генерал-майоры Менджанини Эрико, Форнароли Альфред, полковник Стефанини Карло.
  В ноябре 1943 года Яновский лагерь был ликвидирован. В течение трех дней подвергались уничтожению оставшиеся в живых узники - около 15 тысяч человек. Советские войска успешно наступали. Они форсировали Днепр, овладели Киевом и продолжали продвигаться вперед. Гитлеровцы поспешно заметали следы своих преступлений.
  В последний день ликвидации лагеря были казнены и музыканты из оркестра Штрикса.
  - На этот раз вахманы - я, Матвиенко и другие - стояли в оцеплении, а эсэсовцы убивали музыкантов выстрелами из пистолетов, - рассказывает подсудимый Беляков.
  Был дождливый осенний день. Низко над горизонтом ползли свинцовые тучи. С деревьев падали мокрые, пожелтевшие листья. Профессор Штрикс, осунувшийся, худой, в рваном костюме, смотрел поверх колючей проволоки на крыши домов родного Львова. О чем думал профессор в этот час? Может быть, вспомнил последний концерт в оперном театре?
  ...Это было 1 мая, накануне войны. В ярко освещенном зрительном зале царило радостное оживление. Он, профессор Штрикс, празднично одетый, торжественный, прошел к дирижерскому пульту. Грянула музыка - Пятая симфония Бетховена. За ней симфония Чайковского - тоже Пятая. Все это - прошлое, а действительность - "танго смерти" да человеческое горе вокруг.
  Профессор видел, что не сила, а слабость, страх перед скорым крахом и возмездием народов заставляют фашистов торопиться, заметать следы злодеяний. Он чувствовал, что Советская Армия наступает и час расплаты приближается. Это придавало ему силы, твердость духа, он стремился так же настраивать своих товарищей.
  О том, как расстреливали музыкантов лагерного оркестра, с документальной точностью рассказывает свидетель Анна Пойцер - единственный оставшийся в живых очевидец этого преступления фашистов.
  - Я видела, - показывает она, - как все сорок музыкантов стояли в замкнутом круге на лагерном дворе. С внешней стороны этот круг тесным кольцом опоясали вахманы, вооруженные карабинами и автоматами. "Мюзик!" - истошно скомандовал комендант. Оркестранты подняли инструменты, и "танго смерти" разнеслось над бараками. По приказанию коменданта на середину круга по одному выходили музыканты, раздевались, и эсэсовцы их расстреливали. Но в глазах обреченных гитлеровцы видели не страх, а ненависть и презрение к убийцам.
  По мере того как под пулями фашистов падало все больше и больше музыкантов, мелодия затихала, глохла, но оставшиеся в живых старались играть громче, чтобы в этот последний миг нацисты не подумали, будто им удалось сломить дух обреченных. Представляю, насколько тяжело было профессору видеть, как погибают его друзья, рядом с которыми он прожил не один десяток лет. Но Штрикс внешне ничем не показал этого. Когда подошел его черед, профессор выпрямился, решительно шагнул в середину круга, опустил скрипку, поднял над головой смычок и на немецком языке запел польскую песню: "Вам завтра будет хуже, чем нам сегодня".
  
 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  Д.Острожных "Эльфийские игры" (Любовное фэнтези) | | Н.Князькова "Про медведей и соседей" (Короткий любовный роман) | | Л.и "Адриана. Наказание любовью" (Приключенческое фэнтези) | | Д.Коуст "Золушка в поисках доминанта. Остаться собой" (Романтическая проза) | | М.Боталова "Академия Невест" (Любовное фэнтези) | | О.Обская "Невеста на неделю, или Моя навеки" (Любовное фэнтези) | | К.Марго "Мужская принципиальность, или Как поймать суженую" (Любовное фэнтези) | | А.Емельянов "Мир Карика 3. Доспехи бога" (ЛитРПГ) | | Е.Флат "Замуж на три дня" (Любовное фэнтези) | | С.Волкова "Жена навеки (...и смерть не разлучит нас)" (Любовное фэнтези) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Арьяр "Академия Тьмы и Теней.Советница Его Темнейшества" С.Бакшеев "На линии огня" Г.Гончарова "Тайяна.Влюбиться в небо" Р.Шторм "Академия магических близнецов" В.Кучеренко "Синергия" Н.Нэльте "Слепая совесть" Т.Сотер "Факультет боевой магии.Сложные отношения"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"