Леснов Дмитрий Александрович: другие произведения.

Нетленный Венец Святой Руси

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Новинки на КНИГОМАН!


Peклaмa:


 Ваша оценка:

Источник: http://tainadiveevo.ru/obretenie-moshey.html

НЕТЛЕННЫЙ ВЕНЕЦ СВЯТОЙ РУСИ


Глава 1.

ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ прп. ТИХОНА ЛУХСКОГО

vremya-voskresat-2

Обретение мощей преподобного Тихона Лухского - особенное событие в истории Русской Православной церкви. И потому, что они пробыли под спудом более пятисот лет, и потому что Господь неоднократно не позволял обрести их раньше положенного срока.

А теперь я хочу поподробнее рассказать о том, как все это было.

Сначала поведаю об очень интересном событии, произошедшем в городе Лух перед нашим приездом. Местный блаженный принес в редакцию районной газеты следующее объявление, с наклеенной на нем маленькой фотографией настоятеля Тихоно-Лухской обители: "Всем! Всем! Всем! Отец Агафон обрел мощи преподобного Тихона Лухского! Обращаться в монастырь к отцу Агафону". После звонка в обитель объявление печатать отказались. И тогда блаженный принес в редакцию бутылку керосина и, разбив ее, устроил там пожар!

Напомню также и о том, что после открытия в 1995 году Тихоно-Лухской обители ее братия обращалась за помощью не только к Лухским преподобным - Тихону, Герасиму и Фаддею, но и к "духовнику Земли Русской" преподобному Серафиму Саровскому. И именно после молебнов к нему обитель получила столь необходимые средства на свое восстановление. После одного из таких молебнов, на счет монастыря совершенно незнакомой девушкой-оператором был перечислен остаток средств с закрываемого финской компанией счета в 17 тысяч долларов, а после другого, в ящике для пожертвований оказалась пачка в 10 тысяч долларов, которая никак не могла бы пролезть в его узкую щель. То есть, в восстановлении обители преподобный Серафим принимал самое непосредственное участие!

 

А свой рассказ о раскопках начну со свидетельства о том, что за несколько месяцев до них, батюшка Серафим дал мне указание изготовить красивый дубовый гроб-раку для своих подлинных мощей и сделать в нем съемную постельку на липучках для ее смены и стирки. Сразу же после этого сами собой появились благодетель, фирма-изготовитель и высококлассный верующий резчик Александр.

Рака была изготовлена, и мой неутомимый помощник Наталия В., командовавшая всеми этапами тех работ, ни с того ни с сего предложила отвезти ее для освящения в далекую Тихоно-Лухскую обитель. Недоумевая, я помолился преподобному Серафиму и получил от него благословение ехать в Лух. Понятно, что и настоятель Тихоно-Лухского монастыря схиигумен Агафон, которому мы позвонили, тоже дал добро на эту поездку.

Собравшись туда, я перелопатил все доступные мне материалы по истории этой обители и с удивлением узнал, что мощи преподобного Тихона до сих пор не обретены и находятся под спудом в неизвестном до сегодняшнего дня месте. Но мне и помысла в голову не приходило, что мы едем туда их обретать!

Однако, по приезду туда в ночь на праздник Святого Апостолы Фомы 19 октября 2011 года, я проснулся в гостевом домике обители и понял, что в комнате со мной рядом находится преподобный Серафим Саровский, и сейчас будет говорить. Он и начал произносить слова о том, что привоз его раки в обитель ОЗНАЧАЕТ БЛАГОСЛОВЕНИЕ НА ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО ТИХОНА ЛУХСКОГО. Что надо будет отслужить два молебна: об освящении его раки и об обретении мощей основателя этой обители. И добавил слова, которые потом не раз рефреном звучали в моей голове и сердце: "Обретешь мощи преподобного Тихона - ОБРЕТЕШЬ И МОИ, не обретешь мощей преподобного Тихона - НЕ ОБРЕТЕШЬ И МОИ".

Я недоумевал, как сообщить обо всем этом отцу Агафону, с которым только лишь вчера познакомился. И решил, что поскольку все это идет от Бога, то мне достаточно будет сказать об этом, как о возникшей в голове догадке о неслучайности привоза туда нашей раки, возможно связанного с необходимостью возобновления поисков и обретения мощей преподобного Тихона. Неожиданно отец Агафон ответил, что и сам подумал об этом. Но добавил, что так просто все не делается, и Святейший Патриарх Алексий дал ему благословение на обретение мощей с условием участия в нем профессора Беляева. Отец Агафон не раз звонил ему при мне, но тот, как оказалось впоследствии, по причине физической немощи так и не смог ответить на его звонок. После состоявшихся двух молебнов, во время которых рака стояла на месте бывшего надгробия над мощами преподобного Тихона, наша уверенность в необходимости раскопок только усилилась. После чего я сказал отцу Агафону: "А что мешает нам в ожидании приезда Беляева начать исследовать подвал придельного храма преподобного Тихона и попытаться обнаружить через него проход в подвал Крестовоздвиженского?" На что отец Агафон ответил согласием. В это время среди паломников обители нашелся поисковик Александр В., имеющий профессиональные навыки проведения раскопок. А если сюда добавить и мой немалый опыт уже состоявшихся обретений мощей, останков усопших, а также достаточно серьезное изучение антропологии святых мощей, то команда у нас получилась вполне профессиональной.

Из рассказов местных жителей было известно, что большевики пытались найти, а затем и уничтожить ненавистные им мощи преподобного Тихона Лухского. И, по некоторым свидетельствам, это удалось им сделать. Но, по утверждениям других, мощи были обнаружены полностью нетленными и замурованы на том же месте нашедшим их бригадиром МТС, но которое для нас было неизвестным. Холм за эти 500 лет значительно вырос, а над положенными под спуд мощами стоял уже третий храм. Поэтому для начала очень хотелось хотя бы просто попасть в возможно существующие подвалы этого храма и все там рассмотреть. Отец Агафон уверял, что на старом, теперь уже утерянном плане, был указан находившийся в западной стене какой-то вход. В то же время, в пристроенном к его паперти храме преподобного Тихона Лухского вход в подвалы находился прямо в полу. А через этот подвал можно было, как нам представлялось, попасть в соседний, не нарушая целостности полов обеих церквей.

Также было известно, что в этом подвале некогда безследно исчезли два молодых поисковика, скелеты которых были обнаружены уже в наше время после открытия обители. При этом зубы одного крепко-накрепко впились в доску. Что с ними там случилось, никто не знает, но, по рассказам местных жителей, в провал в полу колокольни в довоенное время опускали и местного тракториста Петра Жемчугова. После возникшего ужасного грохота и крика Петра, он был поднят на поверхность, но так до самой своей смерти не рассказал о том, что там видел. А по рассказам отца Агафона все его прежние 16-летние попытки обрести мощи преподобного также заканчивались неудачей. Один раз у нанятого им землекопа пошла кровь горлом, а второй неожиданно полностью забросал вырытый им обширный проход к тому самому, указанному на плане, спуску в подвал, и отказался от получения положенной ему немалой платы. А последней попытке отца Агафона найти мощи преподобного помешали - ни много ни мало - бьющие по стенам раскопа и самой обители молнии.

Однако, несмотря на все эти грозные знамения, настроение у нас было приподнятое, и, имея благословение батюшки Серафима, мы безо всякого смущения спустились под пол придельного храма. Комары, которых до этого там были целые тучи, как по мановению волшебной палочки, куда-то исчезли, а опасности встреч со змеями не предвиделось. Ибо, по известному преданию, преподобный Тихон, укушенный змеей, проклял их, и окрестный край в радиусе 40 верст вокруг обители был избавлен от них на целых 500 лет! Хотя за пределами этого радиуса их по сей день достаточно много.

Весь подвал представлял из себя систему узеньких полукруглых сводиков, через которые едва можно проползти худому человеку. Но по главному поперечному своду можно было передвигаться на коленях. Посовещавшись, мы решили пробиваться из него в соседний храм через набитый плотной глиной туннельчик, проходящий прямо под царскими вратами, раскопав его до высоты в полтора метра. Мы провели туда свет, изготовили экипировку для передвижения на коленях, перепробовали весь рубящий и шанцевый инструмент и остановились на обычной кирочке для каменщиков, которой откалывать прочные куски глины было наиболее удобно. Эта глина, к тому же, была пропитана мазутом, тоннами сливавшимся туда из размещавшейся в обители машинотракторной станции. Сверху он вообще застыл толстой асфальтной коркой. Было пыльно и жарко, но постепенно мы втянулись в работу, а наши болячки в виде одышки, артрозов и радикулитов таким же пречудным образом, как и комары, исчезли. Работая по 12-15 часов в сутки мы, в то же время, стали явственно ощущать полное обновление сил. Да так, что поздно вечером многим из нас казалось, что мы только что проснулись! Моя разболевшаяся было от непрерывного труда кисть правой руки полностью исцелела после обливания ее водой из колодца преподобного Тихона Лухского! Поэтому на вопрос отца Агафона о том, не боюсь ли я ослепнуть точно так же, как ослеп в 1569 году первый обретатель мощей преподобного игумен Константин, я ответил с улыбкой, что не боюсь.

 

Напомню, что с самого начала работы во мне как рефреном стали повторяться слова преподобного Серафима Саровского: "Обретешь мощи преподобного Тихона Лухского - обретешь и мои, не обретешь мощи преподобного Тихона - не обретешь и мои!". Это меня очень напрягало, но вместо ожидаемых подсказок лишь слышалось: "Копай, моя радость, копай!". Тогда я, следуя своему предыдущему опыту, стал внимательнее прислушиваться ко всему, что происходило вокруг. И в одно прекрасное раннее утро, когда стал уже на основании исторических документов предполагать, что подвалов под тем собором не существует вообще, столкнулся в дверях храма с местным келарем братом Петром и, пояснив ему суть наших дальнейших планов, услышал от него ту самую подсказку: "А что мешает нам, не пробивая стены между храмами, сразу пробить техническое отверстие в полу Крестовоздвиженского храма и узнать, есть ли там подвалы и начать оттуда пробираться к мощам?" И показалось мне, что это не Петр, а сам преподобный Тихон дает нам указание на то, что делать дальше!

Во время полунощницы я стал не только молиться, но и размышлять на тему, где бы это отверстие сделать? В моем помысле я размещал его подальше от предполагаемого местонахождения мощей, а помысел все время сдвигал его вплотную к ним. Решил, не думая больше ни о чем, оценить все на месте. Судя по старинному рисунку, надгробие с сенью стояло на солее в юго-восточном углу храма, а по словам отца Агафона бесноватые кричали в 3 метрах западнее, между близлежащей колонной и стеной. Попробовал помолиться и лечь на пол в этом месте. Ровным счетом ничего не почувствовал, Потом лег на солее, где мы ставили раку в момент освящения. Сосредоточился и вдруг четко услышал прозвучавшие внутри себя слова: "Я - здесь!" Что и подтвердилось потом обретением. А это значит, что эти слова были словами преподобного Тихона! После изучения этого места поняли, что пол в этом месте так и так придется менять, потому что под ним обнаружился потом просевший завал, оставленный искавшими мощи большевиками.

Вооружившись болгаркой, мы отступили чуть в сторону и выпилили первую половую плитку, а затем три соседних. И стали копать вниз. Сразу же наткнулись на две железные трубы, в которых лежали провода для бывших станков МТС. А на глубине 70 см встретили новое препятствие в виде плоского листа железа, который оказался красивой чугунной плиткой дореволюционного храма. Дальше уже пошла земля Российской Империи, но чуть южнее обнажился тот самый просевший завал, состоящий из кусков бывшего белокаменного надгробия, с красивым орнаментом на них, и красного кирпича, который мы и стали разбирать, углубляясь в середину завала. При виде всего этого большевицкого погрома и нахождения в нем кусочков бересты и церковной ткани, на нас временами нападали помыслы, что святотатцы все-таки добрались до мощей и уничтожили их. Но когда, разобрав завал до конца, я попал между двумя рядами белокаменных блоков, составляющих из себя основу уходящего вверх надгробия, на меня вдруг нахлынула такая волна благодати, что я невольно воскликнул: "О, Господи!". А потом оказалось, что я находился точно над гробиком преподобного, который лежал подо мной на расстоянии вытянутой руки! Вокруг этих блоков было полно следов и пепла от двух бывших монастырских пожаров, в то время как между ними был засыпан чистый светлый песок. Что означало только одно: ЭТО НАДГРОБИЕ ОСТАЛОСЬ НЕПОВРЕЖДЕННЫМ СО ВРЕМЕНИ ПЕРВОГО СГОРЕВШЕГО ХРАМА НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА! И при всех последующих перестройках осталось на своем месте. А к концу дня, после полного разбора завала, стало ясно, что большевики разбили всего лишь один погонный метр надгробия с западной стороны и, дойдя до песка, дальше копать не стали.

А из этого выходило, что все рассказы об обнаружении ими мощей преподобного и возможном уничтожении их оказались МИФОМ! То есть, мощи преподобного, по-прежнему, находятся в обители!!!

Тут же мое внимание привлекло читаемое братом Геннадием "Извествование (сказание) об обретении мощей преподобного Тихона чудотворца", помещенное в конце книги со службой ему, которую мы непрерывно читали. Об этом сказании я никогда не слышал, да и не мог нигде прочитать, потому что было оно только в этой книге. По сказанию выходило, что игумен Константин через 66 лет после смерти преподобного, видя совершавшиеся на его могилке чудеса, решил дознаться у старейших иноков об обстоятельствах похорон преподобного Тихона. И они сообщили, что похоронен он был в привезенном суздальским епископом "дощаном гробе" на глубине "выше сажени косой". Притом сверху и снизу гроба были "две скалы берестяные". Его потом достали и, хотя обнаружили нетление только лишь "свитки", то есть, одежды, вокруг разлилось дивное благоухание, а игумен Константин ослеп и "нападе нань страх велик, и трепет нестерпим вниде в кости его". И понял он, что это обретение было не по изволению святого. Но после слезной молитвы и молебного пения этот страх и трепет отошли от него, однако слепота все еще оставалась. В то время привезли из Луха двух тяжкобольных людей, и оба они тут же исцелели. И после этих чудес игумен Константин, получив некое "извествование", повелел "паки мощи преподобного Тихона погребсти в землю, но токмо гроб его ветхий и с мощми поставити в новый гроб". И после этого прозрел и был здрав до самой своей смерти.

Это сказание дало нам повод предположить, что преподобный был снова положен игуменом Константином в прежнюю могилу на прежнюю глубину. А верху и внизу гроба снова положили две "берестяные скалы". Ну, а "косая сажень" - это около 2 метров 35 сантиметров. То есть, копать нам предстояло еще очень глубоко, до 5 метров от уровня современного пола. И мы с отцом Агафоном договорились о следующем: как только дойдем до гробика преподобного, то сразу останавливаем все свои действия до приезда Беляева.

 

А в эти дни в Николо-Тихоно-Лухскую обитель внезапно привезли чудотворную икону Царя-Мученика Николая II, которую планировалось привезти совсем в другое время. Что еще больше добавило мистичности к происходившему в эти дни в монастыре. В Крестном ходе, вышедшем навстречу иконе, были и священники, и монашествующие, и трудники, и паломники, и юные кадеты, живущие при обители. Известно, что отсюда каждый год ходят Покаянные Крестные ходы в Ипатьев монастырь, а в Лухском монастыре освящен первый храм в честь Царственных Мучеников после их прославления. И потому икону из храма отца Александра Шаргунова здесь принимают не в первый раз. Необычным мне показался и расклад икон на аналое. Несмотря на празднуемую в этот день память апостола Иакова, его иконы на аналое не было. А рядом с привезенной иконой Царя Николая II лежали: слева старинная икона преподобного Серафима с кусочком его камешка, а справа чудотворная икона преподобного Тихона Лухского, названная "Неразрубаемой". Икона Царя сразу стала мироточить, и по ней потекли две параллельные струи мира! И когда я спросил отца Агафона: "А что, они всегда так раскладывают иконы при привозе этого образа из Москвы?", то отец Агафон ответил: "Нет, в первый раз, а до этого клали рядом только икону преподобного Тихона. И снова невольно было подчеркнуто участие во всем этом преподобного Серафима Саровского и явный образ участия в обретении мощей обоих этих великих святых и Самого Государя Императора!

 

Поскольку весь холм, на котором стоял храм, был песчаным, то, по опыту предыдущих раскопок, мы решили сбить из деревянных щитов опалубку, предохраняющую нас от обвалов стенок колодца, который думали углубить вниз еще на 3 метра. Но пока стенки раскопа еще держались и не особенно осыпались, мы работали без опалубки. И, расчищая его помаленьку в сторону запада, наткнулись на сохранившийся венец второго деревянного храма, а под ними остатки первого, сгоревшего в 1668 году. По кускам оплавленного кирпича было видно, что пожары были очень серьезными. А также наглядно было видно, что первый храм с утрамбованным земляным полом стоял на кирпичном фундаменте, а второй - прямо на разровненном пепелище. Видимо, они спешили из-за наступающей зимы, поэтому устраивать специальный фундамент не стали. Пол второго храма в честь Николая-чудотворца также был земляным, но расположен был на 70 см выше первого. Все это очень четко было видно на обнажившихся срезах стенок раскопа.

Теперь мы уже углубились в эпоху, предшествующую временам Иоанна Грозного, но и до этого все время что-то находили. То куски латуни от подсвечников, то конструкцию из листового железа, напоминающую шлем для воина, то неплохо сохранившиеся останки старинных кованых гвоздей. А также красивую розетку, похожую на украшение на колонне гробницы, кусочки церковной ткани или облачения, обгоревшие бревна и кирпич, и многое-многое другое.

Расширяя наш раскоп в юго-западную сторону, мы очистили весь полностью сохранившийся угол деревянной церкви, по которому стало видно, где находился притвор и начинался храм. А вот уже горизонтальная расчистка ниже фундамента первого храма обозначила четкие контуры края могилы преподобного Тихона. Она была своеобразной, потому что имела не прямоугольную, а овалообразную форму, очень аккуратно вырытую в плотном многослойном песке.

К 19 часам 25 октября мы начали углубление могилы на ту самую косую сажень. В этот момент, по управлению Божьему, в раскоп, впервые за все время работ, спустился отец Агафон, а я, подчищая площадку, наткнулся на показавшийся из песка человеческий череп, который почему-то лежал не у западного края могилы, а ближе к ее центру. Рядом с ним проступили очертания двух узких гробовых досок. Поскольку они прилегали вплотную к черепу, я решил, что это детское захоронение, но отец Агафон заметил, что череп слишком большой для ребенка. Постепенно расчищая гробик, мы увидели, что он вырос до размеров более полутора метров. Кости в гробике были положены вплотную друг ко другу, а вместе с ними лежали остатки каких-то деревянных досок, в то время как боковые доски практически не сохранились. Это поначалу показалось нам весьма загадочным: кто и зачем положил этого человека прямо над уходящей вниз могилкой преподобного Тихона?! Кости левой руки усопшего лежали поперек груди, а локтевая и лучевая кости правой руки были вплотную прижаты к правой плечевой кости, как будто бы для благословения. При этом кисти и ступни напрочь отсутствовали, также как позвонки и большинство ребер. Но зубы, частично пораженные кариесом, были целы все до единого. Череп при этом распался на три части: на черепную коробку, верхнюю и нижнюю челюсти, которые хорошо сохранились. На ногах прекрасно сохранились кожаные облатки, характерные для всех захоронений той эпохи. Из крупных костей рук и ног полностью сохранились все кости левой половины тела, а кости правой слегка истлели по краям суставов. Загадка загадкой, но могила уходила вниз, и нам нужно было копать дальше. По благословению отца Агафона были изготовлены специальные носилки, на них очень аккуратно были собраны и подняты наверх найденные костные останки, а также была расчищена довольно гладкая и прочно утрамбованная поверхность с остатками нижней гробовой доски. Для нас она пока не была доской гроба преподобного Тихона Лухского, который был очень высокого роста и мощи которого, согласно сказанию, были "поставлены" вместе с ветхим гробом в другой "дощаной гроб". И при всем том ни благодати, ни благоухания, которые мы время от времени испытывали до этого, не было и в помине. Но это, как оказалось впоследствии, было специальным действием Божиим, ибо если бы мы догадались, что это мощи самого преподобного, то сразу же остановили бы все раскопки и слова преподобного Серафима о том, что именно я должен был обрести эти мощи, НЕ ИСПОЛНИЛИСЬ БЫ. А так благодаря прикровению, ОНИ ИСПОЛНИЛИСЬ ПОЛНОСТЬЮ И СОВЕРШЕННЫМ ОБРАЗОМ!

Нам надо было уже идти на ужин, но я решил еще покопать и разрыть могилу хотя бы на метр. Засыпка могилы, состоящая из однородного песка с фрагментами красного кирпича и гальки, очень легко отделялась от прочных по сравнению с нею стенок могилы. Поэтому я отложил в сторону саперную лопатку и стал копать одной правой рукой, которая уходила все глубже и глубже. И вдруг... она уперлась в дно! Тут уже было не до ужина. Потому что наши раскопки в этом месте закончились, поскольку дальше пошел нетронутый материк! Но мы всё же покушали и стали обнажать дно этой могилы. Оно было своеобразным, с аккуратно вырезанным прямоугольным двадцатисантиметровым возвышением в середине под основание гроба. Видно было, что копавшие могилу очень старались, настолько осторожными и аккуратными были штрихи их лопат.

Но насколько длинным было это дно шириной в 1м 20 см? Ведь верх могилы мы оконтурили только на полтора-два метра, оставив в целости и сохранности нависавшую над нами западную часть фундамента. Дно могилы тянулось в толщу песка под солею, и я сперва раскапывал его саперной лопаткой, а потом перешел на штыковую, потому что угроза завала меня песком была реальной. Но вот моя лопата дошла до восточного края ложа, который тоже оказался также закругленным, и на нем снова возникли слои цветного песка. И там же появился край фундамента. Мы натянули рулетку и замерили дно могилы. Оно оказалось равным 2м 80см, как и длина фундамента над ней. Получалось, что вынутый нами гробик с останками человека, лежал идеально ровно по центру этого ложа в 70см от его дна. А далее вокруг лежал вековечный песчаный материк.

На мой вопрос, обращенный ко всем братьям, участвовавшим в раскопках: "Что делать?", один из них ответил просто: "Утро вечера мудреней!" И эти слова запали в мое сердце. Перед сном разговорился с археологом Александром, жившим в смежной со мной комнате. А не мощи ли преподобного Тихона, бывшего очень высоким для своего времени, мы обрели? Настолько точно они размещались по центру этого ложа, которое явно было приготовлено как идеальное основание под спуд, и именно точно над ними уходил вверх фундамент некогда стоявшего в храме надгробия. Но для этого требовалось замерить длину костей, чего мы сразу не сделали, посчитав их останками другого человека! Однако, теперь это можно было сделать только утром.

Во время вечерних и ночных молитв, с просьбой о помощи и подсказке, в голове звучало все то же самое: "Утро вечера мудреней!". С этим помыслом я засыпал и просыпался. А в 5.30 я был уже в соседнем храме на полунощнице. Помыслы все время крутились вокруг раскопок, но ничего нового не давали. Но вот запели песнь "Се, жених грядет в полунощи..." и... я, практически никогда не плачущий, зарыдал в полутемном храме, потому что ОСОЗНАЛ, что мы ОБРЕЛИ МОЩИ ПРЕПОДОБНОГО ТИХОНА ЛУХСКОГО!!!

А потом потихоньку вышел, зашел в Крестовоздвиженский храм и впервые в жизни приложился к найденным останкам, как к мощам преподобного Тихона Лухского, и почувствовал исходящую от них благодать. Приложенная к собственному бедру кость преподобного ошеломила меня своими размерами, потому что была на целых 5 сантиметров длиннее моей! Значит, сведения из летописи о его богатырском росте были неложными!

Надо также сказать, что в один из первых дней раскопок молодой вратарник Сергий видел сон, в котором все мы, участники этих раскопок, стоим в этом храме и рыдаем, потому что обрели мощи преподобного Тихона! Помня об этом рассказе, я решил не дожидаться всех участников раскопок (некоторые из них приходили в храм только к литургии), а позвал с собой находящегося рядом послушника Геннадия. И он пошел со мной в Крестовоздвиженский храм. Я ему ничего еще не говорил и был спокоен, а слезы мои, такие редкие в жизни, уже высохли, и желание вновь плакать совсем пропало. Но, когда я вошел вместе с ним в храм и, показав на стоявшие на солее носилки, сказал: "Геннадий, это мощи преподобного Тихона!", мы одновременно с ним в полный голос зарыдали и уже не слышали друг друга! Разойдясь в разные стороны храма, мы плакали очень долго, а эти слезы были очень благодатными.

А потом я увидел пришедшего на службу отца Агафона и сказал ему о том, что мы обрели мощи преподобного Тихона. Он же, посмотрев на меня, сказал, что в эту ночь долго не смог уснуть, и впервые за все последние годы к нему вернулась прежняя бодрость и сила. И, найдя в келии старые гантели, он ЦЕЛЫХ ПОЛЧАСА до хруста в костях занимался ими! И после этого уснул как младенец! А теперь вот узнал причину случившегося с ним в эту ночь необыкновенного события!

Еще до этого мы с ним обменялись идеями о положении мощей преподобного Тихона Лухского именно в новоосвященную раку, изготовленную для батюшки Серафима на время, пока не будет изготовлена рака для преподобного Тихона. Носилки с мощами преподобного мы перенесли в правую часть алтаря и поставили рядом с новой ракой, а потом отец Агафон и отец Евгений начали очищать и складывать их в анатомическом порядке.

А чуть позже ко мне подошел один молодой брат и рассказал потихоньку о том, что положил кусочек от надгробия преподобного к себе в нагрудный карман и он заблагоухал, а у него тут же прошло ущемление шейного позвонка. Это был первый случай исцеления. А потом количество исцеленных стало нарастать и нарастать!

И, в дополнение к этим чудесам, внезапно сильно заблагоухали мощи неизвестного святого, лежащего рядом в гробу, о чудесном обретении которых можно прочитать в книгах отца Агафона. Я к ним время от времени прикладывался, но благоухания от них практически не было. А тут резко и неожиданно очень сильный и приятный кремовый запах стали источать все до единой косточки полностью сохранившегося скелета. Так святой, скорее всего, один из игуменов обители, поддержал обретение мощей ее основателя! И это сильнейшее благоухание держалось очень долго, вплоть до того момента, когда мощи преподобного Тихона не были переложены во вновь изготовленную раку, во всем похожую на раку преподобного Серафима.

После всего этого я исполнился ПОЛНОЙ И ВСЕЦЕЛОЙ УВЕРЕННОСТЬЮ, ЧТО ВОТ ТАК ТОЧНО ОБРЕТУ, ПО СЛОВУ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА, И ЕГО ПОДЛИННЫЕ ЦЕЛЬБОНОСНЫЕ МОЩИ, И ПЕРЕНЕСУ ИХ, ВМЕСТЕ С КРЕСТНЫМ ХОДОМ, В ГОРОД САРОВ, ГДЕ БАТЮШКА СЕРАФИМ, ПРЯМО НА ГЛАЗАХ ВСЕХ ПРИСУТСТВУЮЩИХ, ВОСКРЕСНЕТ ИЗ МЕРТВЫХ И ПЕРЕЙДЕТ ПЕШКОМ В ДИВЕЕВО ВМЕСТЕ С ПОСЛЕДНИМ ЦАРЕМ-ПОБЕДИТЕЛЕМ! АМИНЬ!


Глава 2.

РЕЗОЛЮЦИЯ ПАТРИАРХА

Через два с лишним года после обретения мощей преподобного Тихона Луховского, Патриарх Кирилл утвердил резолюцию, в которой было сказано следующее: "Ввиду того, что не имеется убедительных доказательств, позволяющих утверждать, что обретенные в Свято-Николо-Тихоновом монастыре останки принадлежат преподобному Тихону Луховскому, их следует поместить в место, которое будет определено Преосвященным епископом Кинешемским и Палехским Илларионом".

Давайте теперь вернемся к доказательствам, которые для комиссии патриархии оказались столь неубедительными. О чудесах, которых там было более ста, ничего говорить не будем, потому что современное священноначалие по неверию своему их практически не воспринимает. Поэтому поговорим о месте обретения мощей преподобного Тихона. Что было известно о нем, как оно выглядело, и как выглядит сейчас?

В 1569 году по "извествованию самого преподобного" и благословению тогдашнего игумена Константина, вскрывшего его первоначальное захоронение, останки святого были переложены в новый деревянный гроб, туда же были помещены и остатки старого гроба. После чего под полом солеи, у южной стены Никольского храма, была вырыта неглубокая могила, в которую и был положен гроб преподобного. Поверх гроба был насыпан песок слоем 70 сантиметров, а затем положено основание надгробия, состоящее из двух рядов белокаменных прямоугольных блоков с красивой резьбой на них, засыпанное посередине чистым белым песком. Далее на них был устроен фундамент надгробия, состоящий из старинных кирпичей на глиняном растворе. Проводимые раскопки показали, что гроб преподобного Тихона Лухского, по отношению к возведенным над ним основанием, находился идеально по центру, а вокруг могилы был спрессованный веками слоистый песок. К этому стоит добавить, что, как первый пожар 1668 года, так и последующий, полностью уничтожившие деревянные храмы, внутреннее содержание основания никак не затронули, и песок остался девственно чистым. В то время как вокруг он сильно перемешан с пеплом и сажей, а внешние стенки фундамента сильно закопчены. Это обстоятельство несомненно свидетельствует о том, что основание надгробия никогда не перестраивалось и не сдвигалось, а оставалось до наших времен на своем месте. Сохранившиеся целыми нижние венцы первого храма свидетельствуют, что надгробие находится на том же месте, где и изображено на рисунке братьев Чернецовых, ровесников и друзей А. С. Пушкина. И какие сомнения возникли по этому поводу в головах членов комиссии, остается только гадать.

Рака преп. Тихона ЛухскогоДа, их можно было бы обвинить в предвзятости, в неверии нам, обретшим эти мощи, но тут дело совсем не в этом. Не в их некомпетентности или перестраховке, а в том, что называется мистикой. Да, преподобный Тихон нас поддержал, но одновременно с этим и дал понять, что НЕ ДОПУСКАЕТ НИ ОДНОГО ИЗ СЕГОДНЯШНИХ АРХИЕРЕЕВ-СОДОМИТОВ ПРИЛОЖИТЬСЯ К СВОИМ МОЩАМ. Точно таким же образом поступил и святитель Антоний Воронежский, полностью заблокировав дальнейшие действия по обретению своих мощей. А преподобная Досифея Киевская поступила в подобном случае еще нагляднее, прямо на глазах раскопщиков уведя свой гроб под фундамент монастырского храма. В то же самое время, при посещения нами ее подземной келии, матушка Досифея дала четкое благословение на обретение ее мощей в будущем представителями ЦАРСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ!


Но почему именно мощи преподобного Тихона Лухского стали началом крестного хода обретений мощей святых угодников Божиих под названием "Нетленный венец Святой Руси"?

Во-первых, потому что находятся по отношению к Дивеево ближе всех остальных мест обретения. Во-вторых, потому что действительно, по отношению к дивеевским лжемощам, "воскресли для поклонения всех православных христиан" после того, как их посчитали полностью пропавшими, тем самым явив образ обретения и, казалось бы, навсегда исчезнувших подлинных мощей преподобного Серафима Саровского. В-третьих, поддержали место, откуда почти два десятилетия ходили покаянные крестные ходы в Феодоровский Костромской монастырь к месту призвания на царство первого государя Михаила Феодоровича из рода Романовых, молясь о восстановлении Последнего Православного Царства. Ну, а в-четвертых, положили конец недоумению, связанному с тем, что настоятель Тихоно-Лухской обители схиигумен Агафон до момента встречи с ним считал меня прелестником, на основе ложной информации о том, что мы с отцом Петром (Кучером) якобы помазали на царство аж четырех человек. После чего в наше окружение вернулись все те, кто отпал, поверив этой информации, а отец Агафон стал моим духовником. А в Тихоно-Лухскую обитель мы еще вернемся для того, чтобы обрести мощи оставшихся трех местных святых - преподобных Герасима, Фаддея и Филарета, замкнув тем самым кольцо нашего Крестного хода обретений мощей Святых под названием "Нетленный Венец Святой Руси". Аминь!


Глава 3.

ОБРЕТЕНИЕ ЗАХОРОНЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ АНТОНИЯ
ВОРОНЕЖСКОГО (СМИРНИЦКОГО)

Святитель Антоний - это святой, первым из духовных лиц подтвердивший непрелестность откровения Н. А. Мотовилову о воскресении из мертвых преподобного Серафима: "Да, это не прелесть, а Божественное откровение вам и очень легко может быть и даже нужно и необходимо для Церкви Святой, ибо вера в воскресение из мертвых столько важный православно-христианский догмат, что святой апостол Павел прямо говорит: "И аще воскресения мертвых несть... суетна вера ваша... окаяннейши всех человек есмы". И произошло это в Воронеже через год или два после успения батюшки Серафима.

Сам святитель умер в 1846 году и был похоронен в Благовещенском соборе Митрофанова монастыря, в склепе возле усыпальницы святителя Митрофана. В 1914 году над его могилой были устроены часовня-усыпальница и мраморное надгробие, а комиссия, осматривавшая останки святителя Антония, обнаружила нетление его тела и одежды. Что послужило толчком для подготовки канонизации святителя, которой помешала только наступившая революция. В годы Великой Отечественной войны монастырь был сильно разрушен, а в пробоинах склепа можно было увидеть гроб архиепископа Антония с находящимися там мощами.

После войны на месте обители было решено построить здание Воронежского Государственного университета, и в 1956 году началась расчистка руин Благовещенского собора. Но однажды вечером работавший там экскаватор сломался, а работавшему на нем экскаваторщику явился во сне святитель Антоний и сказал, чтобы дальше расчищали только лопатами, потому что там его склеп. Что и выяснилось на следующий день, после чего, по согласованию с властями, были вызваны представители Воронежской епархии, которым было позволено извлечь из склепа гроб святителя, а также останки тех архиереев, которые нашли по соседству. Затем они были перевезены на грузовике на территорию Коминтерновского кладбища и захоронены, по официальной версии, в одной общей могиле. Но при перезахоронении останков Воронежских святителей в 1993 году, гроба с мощами архиепископа Антония там не обнаружили. И с тех пор не раз пытались отыскать его могилу на территории этого и Задонского кладбищ, вскрыв за это время семь захоронений. При этом однажды обнаружив и ложное, с кусочками архиерейской мантии и пуговицей от нее на дне пустой могилы с крестом наверху. Но подлинное так и не нашли.

Захоронение святителя Антония могли обнаружить уже через год после его прославления в лике местночтимых святых в 2003 году, но этому помешало следующее чудесное событие. Летом 2004 года я находился один в одном из кабинетов Воронежского епархиального управления в тот момент, когда туда зашла женщина, приехавшая поведать о месте расположения захоронения святителя Антония (Смирницкого). В ходе завязавшейся беседы она пояснила, что эта малоприметная могила находится в укромном уголке Коминтерновского кладбища и о ней знает лишь небольшой круг лиц. И что об этом захоронении она узнала от своих старших подруг, которые до того ухаживали за ним. А теперь она продолжила их дело. Местоположение ее я уточнять не стал и сразу, увидев неслучайность произошедшей встречи, задал ей вопрос: "Знаете ли Вы о предстоящем воскресении из мертвых преподобного Серафима Саровского и об его отношении к владыке Антонию?" "Да" - ответила она, - и тогда я, по внушению свыше попросил ее набраться терпения и никому не сообщать о месте нахождения могилы до его воскресения из мертвых. С чем она с радостью согласилась и уехала домой в Северный район города Воронежа. Моя память, к сожалению, не сохранила ее имя и я помню только, что она ходила на службы в один из храмов, расположенных неподалеку от указанного кладбища.

Благословляя ее на это, я тогда и не предполагал, что однажды займусь поиском этого захоронения и обнаружу его в день летнего праздника преподобного Серафима Саровского - 1 августа 2012 года, получив на это благословение схиигумена Агафона (Чеснокова) после обретения мощей преподобного Тихона Луховского. По прибытию в Воронеж подобное благословение было дано мне и в местном епархиальном управлении. Но, добравшись в тот день до Коминтерновского кладбища и узрев его обширность и заброшенность, я понял, что это дело будет очень нелегким. Ибо ближайшее массовое посещение кладбища будет только через год - на Пасху 2013, и мое возможное объявление на ограде кладбища о поиске захоронения святителя будет прочитано нужными людьми очень нескоро. Если будет прочитано вообще. Ведь не все люди пользуются центральным входом, а проходов в заборах со всех сторон было более чем достаточно. Точно так же казались неэффективными и объявления в местных газетах. Поэтому мной был выбран путь молитвы и поиска путем опроса священников и мирян, с одновременным поднятием архивов и материалов прежних раскопок. Но в итоге беседы с кладбищенскими работниками и поисковиками ни к чему не привели. В то время как знакомые верующие подсказали, что возможно выйти на людей, которые ухаживают за могилой святителя, посещая могилу известного старца Феодора, где те наверняка бывают. Время от времени я тоже стал посещать захоронение старца и могилки лежащих рядом с ним православных подвижников, почувствовав правильность этого пути и явную поддержку со стороны Воронежских святых. И они нам помогли.

Приближался праздник преподобного Серафима Саровского. Моя помощница Наталия В., старанием которой была изготовлена рака Преподобного, после отдыха в Крыму решила заехать ко мне домой, чтобы стать участницей праздничного богослужения в нашем домовом храме Святых Царственных Мучеников. И уже после вечерни предложила отслужить утром Литургию батюшке Серафиму, прочитать акафист святителю Антонию и сразу ехать на Коминтерновское кладбище. С чем я согласился, хорошо помня о том, что батюшка Серафим управляет многим именно через нее. И вот результат, описанный ее словами:

"На обратной дороге из Феодосии, по договорённости с о. Виктором, 31 июля я приехала к нему на праздничное богослужение. Во вторник он отслужил вечернюю службу и я помогала ему в меру своих скромных возможностей. На следующий день, 1 августа, была отслужена праздничная Литургия, посвящённая преп. Серафиму. Потом начался молебен, во время которого мы пропели акафист Преподобному, а затем акафист Святителю Антонию.

Что удивительно, хотя мы пели его в первый раз (до этого ни разу даже не читали), получилось у нас довольно слаженно и красиво. Поддержка была явной. В завершение всего о. Виктор освятил две вновь написанные Богородичные иконы: "Леушинская" и "Воскрешающая Русь".

Мы доехали до автовокзала, где нас встретил воронежец Сергей и отвёз на кладбище. И сразу пошли приложиться к могилке старца Феодора, где увидели трех женщин, одна из которых лежала на надгробном камне на могилке блаженной Елены, по всей видимости, долго "дожидаясь" нас. На наш вопрос, не знают ли они, где находится могила Святителя Антония, женщина постарше ответила, что знает, и назвала номер квартала, где он захоронен, даже хотела нас проводить, но до тех пор пока о. Виктор не сказал, что у него есть благословение от действующего архиерея на поиск мощей Святителя. Услышав это, женщина не захотела нам показывать место захоронения, сказав, что Святитель против обретения его мощей. Якобы, нынешним священникам мощи нужны только для собирания денег и нужно ждать прихода Царя или пока Святитель сам не укажет место своего захоронения.

Все наши уговоры были тщетны, и мы, положившись на волю Божью, пошли искать могилу сами, в том квартале, на который она указала в начале разговора. После этой встречи нам сразу стало ясно, что развешивание объявлений на кладбище не привело бы ни к какому результату.

Подойдя к названному кварталу (а это в другом конце кладбища), мы разделились.

Мы с Сергеем пошли направо, с двух сторон ряда из 4-х могил, так, чтобы ничего не пропустить, а о. Виктор пошёл налево.

Как потом оказалось, в его сторону расстояние до конца кладбища было более коротким, чем в нашу сторону. Чем дальше мы продвигались с Сергеем, тем сложнее это было делать из-за поломанных деревьев и заросших могил.

Минут через 20 позвонил о. Виктор и сказал, что он нашёл захоронение и чтобы мы возвращались на исходную позицию. Встретившись, он провёл нас к могилке по довольно протоптанной дорожке. На могилке мы увидели металлический крест, покрашенный серебристой краской, к которому прикреплён ящичек (тоже металлический, с отверстиями), в котором горит постоянно лампадка.

Над ящичком прикреплена табличка с надписью: "Святитель отче наш Антоний, моли Бога о нас. Аминь", а выше приклеена икона с тремя Воронежскими Святителями. Внизу стояли цветочки и лежала записка. Могила ухоженная, но видно, что ухаживают за ней женщины. Оградка покосившаяся и лавочка сделана из двух пеньков, на которые положена неструганная доска. Цветочник выложен белыми камушками. По словам о. Виктора, когда он подходил к этой могилке, то почувствовал благодать. Действительно, нам с Сергеем не хотелось оттуда уходить, было чувство умиротворения и радости от того, что мы нашли Святителя и продвинулись на ещё одну ступеньку к обретению мощей батюшки Серафима".

А затем я сделал то, что делал и раньше в Тихоно-Лухском монастыре. Помолился и лег на могилу святителя. И снова услышал четко прозвучавшие в моем помысле слова: "Я - здесь!"

Интересным было и свидетельство брата Сергия о том, что он, как и многие воронежцы, много лет бывал на могилке старца Феодора, но никогда не слышал, чтобы кто-либо говорил о могиле святителя Антония.

А потом была создана комиссия, которая побывала на найденном захоронении. Те из ее членов, которые участвовали в предыдущих поисках и раскопках, а также при перезахоронении 1993 года, ее НЕ УЗНАЛИ! После чего сомнения в том, что эту могилу никогда не вскрывали, у комиссии отпали. И было принято решение поднять все возможные архивы, которые в результате ничего не прояснили. Ни местные, ни московские.

А в декабре 2012 года, находясь в епархиальном управлении, я столкнулся с пожилым протодиаконом Андреем Танковым, с которым был знаком с начала 90-х. И начал говорить с ним по поводу явления в 1956 году святителя Антония экскаваторщику, которого отец Андрей, вроде бы, знал. Но он сказал, что это не он, а его знакомый Иван Дмитриевич, проходивший мимо разрушенного Благовещенского собора в тот самый день, когда там доставали из склепа гроб воронежского святителя, слышал рассказ экскаваторщика о явлении ему во сне архиепископа Антония! Но когда я сообщил ему о том, что Господь вывел нас на могилу святителя... ОКАЗАЛОСЬ(!), что отец протодиакон давным-давно знает ее месторасположение! И уточняет то, что он ПОХОРОНЕН СПРАВА ОТ МОГИЛЫ ПЕРЕЗАХОРОНЕННЫХ В 1993 ГОДУ ВОРОНЕЖСКИХ АРХИЕРЕЕВ (в том самом месте, которое мы нашли)! И не раз посещал ее на протяжении 30 лет. Но считал, что его мощи в том году также были выкопаны кем-то и хранятся теперь на дому. И поэтому больше туда не ездил.

А то, что никто на него при прошлых поисках захоронения не вышел - это явное управление свыше. Ведь он служил в центре города Воронежа и часто бывал в епархиальном управлении, но при этом даже не слышал, что захоронение третьего воронежского святителя ищут с конца 80-х годов.

А затем мы повезли его на кладбище, где он сам провел нас к могиле святителя Антония. И рассказал, что начал ходить в церковь в 1959 году. На Пасху 1961 или 1962 года, после службы в Покровском соборе города Воронежа, он пришел на это кладбище вместе со своим старшим братом по вере Петром Васильевичем (фамилию запямотовал), 1910 года рождения. От центрального входа они прошли в самый конец кладбища, повернули налево и оказались около могилы недавно перезахороненных здесь воронежских архиереев. На этом захоронении стоял большой крест, а вокруг размещалась хорошая ограда. Со всех сторон могилы находилось множество православных, читающих акафист, молящихся и восклицающих: "Христос Воскресе!" Они приложились к этому кресту, а затем Петр Васильевич потихоньку сказал молодому Андрею Ивановичу о том, что в расположенной рядом могиле с хилым деревянным крестом и невысокой оградой ЗАХОРОНЕНЫ МОЩИ СВЯТИТЕЛЯ АНТОНИЯ (СМИРНИЦКОГО). И что ему надо всегда молиться. И они потихонечку приложились к этому кресту, на котором не было никаких надписей, а поверх могилы находился обычный земляной холмик. Мало кто знал, кому принадлежит эта могила, но Андрей Иванович видел, что некоторые к ней, все-таки, прикладываются. О ее принадлежности, храня тайну, он никому не говорил, но сам всегда на Пасху посещал обе эти могилы, вплоть до того момента, когда услышал, что могилы были вскрыты, а останки архиереев были перенесены в Акатов монастырь.

А теперь, по его словам, он понял, что могила святителя так и осталась НЕПОТРЕВОЖЕННОЙ, и только новый металлический крест и ограда ему совсем незнакомы.

И нам стало понятным, что эта могила точно на 100% является могилой святителя Антония (Смирницкого)!!!

Но затем вопрос о ее вскрытии постепенно сам собой сошел на нет, став делом будущего времени. В полном соответствии с полученными нами к тому времени благословениями преподобной Досифеи Киевской, давшей ясно понять, что ВСЕ ДАЛЬНЕЙШИЕ ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ ПРЕКРАЩЕНЫ ДО ВОСКРЕСЕНИЯ ИЗ МЕРТВЫХ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО. Аминь.


 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  А.Максимова "Сердце Сумерек" (Попаданцы в другие миры) | | Тори "В клетке со зверем (мир оборотней - 4)" (Любовное фэнтези) | | С.(Юлия "Каркуша или Красная кепка для Волка" (Современный любовный роман) | | Л.Морская "Тот, кто меня вернул - в руках Ада" (Современный любовный роман) | | М.Воронцова "Мартини для горничной" (Юмор) | | М.Ваниль "Доминант 80 лвл. Обнажи свою душу" (Романтическая проза) | | К.Вереск "Кошка для босса" (Женский роман) | | Л.Черникова "Любовь не на шутку, или Райд Эллэ за!" (Приключенческое фэнтези) | | А.Оболенская "Правила неприличия" (Современный любовный роман) | | М.Кистяева "Кроша" (Современный любовный роман) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Арьяр "Академия Тьмы и Теней.Советница Его Темнейшества" С.Бакшеев "На линии огня" Г.Гончарова "Тайяна.Влюбиться в небо" Р.Шторм "Академия магических близнецов" В.Кучеренко "Синергия" Н.Нэльте "Слепая совесть" Т.Сотер "Факультет боевой магии.Сложные отношения"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"