Этот текст является художественным произведением. Имена, персонажи, места, события и инциденты полностью являются продуктом воображения автора или используются вымышленным образом. Любое сходство с реальными людьми, живыми или умершими, является чистой случайностью. Дьявола не существует, и меня тоже.
ПОСВЯЩЕНИЕ
Для дьявола,
которому, хотя его и не существует, я обязан больше, чем
Возможно, я смогу отплатить, учитывая посредственное качество моей души.
ГЛАВА I
Это было в 1997 году — который сейчас кажется давним, хотя с точки зрения Великих Космических Часов это было не так, — когда я заключил свой официальный договор с Дьяволом. Я подчеркиваю слово формальный, потому что, как указал Освальд Шпенглер в "Закате Запада", сейчас мы живем в фаустовскую эпоху, когда вся культура, в которой мы существуем, заключила молчаливый договор с дьяволом, по условиям которого мы все живем. Я знал об этом до 1997 года, но до тех пор у меня фактически не было возможности познакомиться с Дьяволом, и я предполагал, учитывая его несуществование, по крайней мере, в том смысле, в котором обычно понимается “существование”, что я никогда этого не сделаю. Однако я был неправ на этот счет, и цель написания этого сейчас, почти через двадцать лет после события, состоит в том, чтобы объяснить особые обстоятельства, при которых это произошло, и последствия, которые преимущества ретроспективного анализа теперь позволяют мне увидеть.
Я никому не писал и не давал отчета о том, что произошло в то время — по крайней мере, не точного, — потому что подозревал, что они могли бы посчитать меня сумасшедшим, если бы я это сделал. Я сам не был полностью уверен, что это не так, несмотря на заверения Дьявола в обратном и его, казалось бы, разумные объяснения его истинной природы и моей способности встретиться с ним и заключить с ним договор, несмотря на его “несуществование”. В те дни я все еще заботился о своем имидже, но сейчас я пенсионер по старости, и правительство не прекращает выплачивать вам пенсию только потому, что вас обычно считают сумасшедшим, или, действительно, если вы им действительно являетесь.
Все еще есть причины, которые, возможно, должны немного сдерживать меня. Какое-то время я был преподавателем творческого письма на полставки на магистерском курсе “Письмо для детей” в тогдашнем колледже короля Альфреда в Винчестере, и я всегда старался говорить своим студентам, что, хотя не было абсолютно никаких правил написания, вопреки тому, что мог подумать Элмор Леонард, я чувствовал себя обязанным дать им два отличных совета, первый из которых - никогда не писать ничего автобиографического (второй, если кому интересно, - никогда не писать историю о травле).
Ни один из этих советов не был одобрен моими студентами, но мое объяснение первого из них заключалось в том, что художественная литература должна состоять из честной лжи, а автобиография, вымышленная или нет, неизбежно состоит из нечестной лжи. “Как сказал Уинстон Черчилль, - я часто неправильно цитировал, - есть ложь, черт возьми, ложь, статистика, история и автобиография.” Если кто-то возражал, как кто-то иногда возражал, что словари цитат, как правило, заканчивают список “статистикой”, я объяснял, что это потому, что историки подвергли цензуре четвертый термин, а пятый был исключен, потому что никому не нравится думать, что все возможные описания их собственной жизни — особенно те, которые сознание и память бессовестно предоставляют им для того, чтобы снабдить их понятием идентичности — на самом деле являются просто тканью искажений, выдумок и корыстного лицемерия.
Итак, если бы я все еще был готов сейчас практиковать то, что проповедовал тогда, мне вообще не следовало бы писать эту историю, но, по крайней мере, сейчас я могу честно признать, с самого начала, что, хотя большинство моих художественных произведений - абсолютно честная ложь, это, вероятно, вызовет некоторое подозрение. Причины этого, вероятно, уже достаточно очевидны, но они, несомненно, станут яснее по ходу повествования, в ходе которого я не только заключаю свой договор с предположительно несуществующим Дьяволом, но и мимолетно соприкасаюсь с тезисом, логической противоположностью которому он является, Создателем, он же Космический Разум, несуществование которого обычно считается более спорным.
В любом случае, я верил в то время и продолжаю верить, что я заключил соответствующий договор и установил контакт, о котором идет речь, хотя, как законченный скептик, я, естественно, не доверяю всему, во что верю. Если это кажется парадоксальным и, следовательно, неприемлемым для здравомыслящего читателя, это просто служит демонстрацией ужасающей степени, до которой аристотелевская логика пустила корни в нашей культуре, несмотря на тот факт, что все мы прекрасно знаем, благодаря Вернеру Гейзенбергу, что физический мир действительно парадоксален. В наши дни никто, хоть немного знакомый с загадкой Кота Шредингера, не может разумно отказаться верить в то, что вещи могут существовать и не существовать одновременно — или, по крайней мере, должен быть готов как верить в это, так и не верить, скрупулезно, без какой-либо дискриминации.
Итак, по крайней мере, ради повествования, читатель должен быть готов поверить, что Дьявол, подобно знаменитой кошке Шредингера, все еще находящейся в запечатанном ящике, одновременно существует и не существует. То же самое касается Создателя и повествовательного голоса, псевдонима me. Это действительно не должно быть сложно, учитывая, что такая упрямая парадоксальность действительно присуща как физическому миру, так и миру художественной литературы.
В любом случае, человек, заключивший официальный договор с Дьяволом, несомненно, обязан перед потомками записать условия данного договора, даже если на самом деле он не подписывал его кровью, ради моральной летописи человечества, и даже если этим летописям осталось всего несколько лет до того, как цивилизация рухнет и книги исчезнут вместе с животными и людьми.
Кроме того, Дьявол сам сказал мне опубликовать статью и быть проклятым, и я действительно не хотел бы разочаровывать его, поскольку он был таким приятным парнем. Конечно, Космическому Разуму в любом случае будет все равно, у него слишком много других забот.
Итак, приступаем.
Я вносил последние штрихи во введение к новому изданию "Рассказов о тайнах и ужасе" К. Д. Памели для небольшого издательства, когда зазвонил телефон. Я взял его левой рукой, в то время как мой указательный палец правой закончил выводить последние несколько слов предложения.
“Привет”.
“Брайан? Лайонел, Кардифф”.
Лайонел Фанторп редко использует свою фамилию, представляясь своим друзьям при внешних звонках, предпочитая свое место жительства.
“Привет, Лайонел”, - сказала я, пытаясь — безуспешно, конечно — соответствовать жизнерадостности и воодушевлению его тона. “Как к тебе относится слава?”
В 1997 году Лайонел недавно приобрел известность благодаря назначению ведущим Fortean TV, журнальной программы, посвященной не совсем серьезному расследованию странных событий и личностей. Это вызвало определенную полемику в широкой прессе, некоторые обозреватели которой сочли, что служителю Церкви Уэльса не подобает демонстрировать подобную непочтительность в своем клерикальном воротничке.
“Это чудесно”, - заверил он меня. “На самом деле, именно поэтому я тебе и звоню”.
“Ты хочешь, чтобы я появился на Fortean TV?” Если мои слова прозвучали скептически, то это потому, что я такой и есть — и именно потому, что в те дни я был повсеместно известен своим скептицизмом, я имел полное право скептически относиться к возможности когда-либо быть приглашенным появиться на Fortean TV.
“О, нет, извините, но у нас уже почти все готово для следующей серии. С тех пор, как вышла первая серия, на меня обрушился поток звонков от самых разных людей, требующих выхода в эфир. Вы бы не поверили некоторым историям, которые они рассказывают.”
“На самом деле, Лайонел, ” сказал я, - я бы не поверил ни одной из историй, которые они рассказывают, но я верю, что тебя завалили звонками. Чего ты ожидаешь, если назначишь себя фронтменом ”rent-a-crank"?"
“Именно поэтому я подумал, что ты можешь быть полезен в нынешних обстоятельствах, если не как автор статьи для Fortean TV”, - сказал он мне, отказываясь принять хоть малейшую обиду. Добродушие Лайонела не знает границ; он самый замечательный человек, которого я знаю.
“О каких нынешних обстоятельствах идет речь?” Я поинтересовался.
“Шумиха, вызванная шоу, привела к тому, что я получил другие запросы и предложения”, - объяснил он, немного покрутившись вокруг да около. “Мартин связался с нами, потому что увидел серию шоу, но хотел проконсультироваться со мной в моем официальном качестве. Он хочет, чтобы я изгнал сверхъестественное присутствие в его книжном магазине ”.
“Вы проводите экзорцизмы?” - Спросил я, ранее предполагая, что это прерогатива католического духовенства и африканских знахарей.
“Это не то, к чему я отношусь легкомысленно, - заверил он меня, - но если я убежден, что это принесет какую-то пользу, я готов применить любой из церковных ритуалов. Я верю, что экзорцизм - это законное оружие в войне со злом.”
Викторианцы описали бы Лайонела как мускулистого христианина - не столько потому, что у него черный пояс по дзюдо, сколько потому, что он верит, что силе активного зла нужно противостоять равной и противоположной реакцией. Он единственный человек, которого я знаю, который мог бы сказать “Хвала Господу и передай боеприпасы!” с совершенной искренностью.
“Зачем я тебе нужен?” Спросил я. “Присутствие ярого атеиста вряд ли поможет вечеринке пройти на ура. При условии, конечно, что уходящие демоны действительно уходят с шумом, а также с обязательным запахом серы.”
“Вы бы мне не понадобились для экзорцизма, даже если бы он был, ” весело сказал Лайонел, “ но я чувствую себя обязанным сначала провести предварительное расследование, чтобы попытаться определить, действительно ли в магазине присутствует какое-то сверхъестественное присутствие, и если да, то демоническое ли оно. Скептик мог бы быть полезен, чтобы внести баланс в работу следственного комитета.”
“Комитет?” Переспросил я.
“О, нас всего трое. Я пригласил еще одну свою знакомую, чтобы поделиться опытом”.
“И что это за экспертиза?” Скептически спросил я.
“Она ведущий член местного отделения Общества психических исследований Society for Psychical Research Society”.
В моем безжалостном антикварном сознании SPR неизбежно ассоциируется с викторианским расцветом и расследованиями Кэти Кинг и Д. Д. Хоума, организованными такими людьми, как Уильям Крукс и Оливер Лодж. Однако я знал, что в 1997 году он все еще был силен — и, действительно, продолжает набирать силу, с гордостью заявляя на своем веб-сайте о замечательной фундаментальной цели изучения “без предубеждения и предвзятости и в научном духе тех способностей человека, реальных или предполагаемых, которые кажутся необъяснимыми с точки зрения любой общепризнанной гипотезы”.
“У меня нет с этим никакого опыта”, - покорно признался я, хотя перспектива присоединиться к следственному комитету для оценки возможного преследования была интригующей.
“Я знаю, - сказал он, - но я подумал, что вы, возможно, достаточно квалифицированы и заинтересованы, чтобы присутствовать на предварительном расследовании — заседании на всю ночь, — чтобы мы могли попытаться точно выяснить, с чем мы имеем дело. Я прочитал вашу вещь в антологии Стива.”
“Ах”, - сказал я, когда на меня снизошло озарение. Стив Джонс редактировал для Gollancz антологию, которая состояла из реальных встреч известных авторов ужасов со сверхъестественным. Не желая упускать возможность распродажи, несмотря на то, что я никогда не сталкивался с чем-либо подобным в общепринятом смысле, я представил статью, остроумно озаглавленную “Чакун са гул”, в которой предлагался скрупулезно точный отчет о реальном событии: случайном обнаружении редкой книги Мориса Метерлинка на антикварной книжной ярмарке, на которую я случайно наткнулся. Обычно я дополнял свой отчет о голых фактах философской рапсодией об экзистенциальном значении продолжающегося проникновения в мир углеродистой материи, которая когда-то составляла тела мертвых. Я заметил, что углекислый газ в каждом нашем вдохе содержит атомы, которые, возможно, когда-то были частью людей прошлого, чьи мысли также отражаются на страницах их сочинений, так что мертвые действительно сохраняют “призрачное” присутствие в настоящем. Хотя кладбища, несомненно, изобилуют подобными призраками, как я уже говорил в статье, наиболее значимые из моих собственных "встреч с привидениями” неизменно происходили в книжных магазинах, предполагая контакт с призраками авторов через присутствие их произведений.
Поэтому, возможно, не было ничего противоестественного в том, что, услышав рассказ о книжном магазине с привидениями — книжном магазине, постоянное сверхъестественное присутствие в котором приводило в замешательство настолько, что, возможно, требовало экзорцизма, — Лайонел мог подумать обо мне.
“Ну?” - спросил Лайонел. “Тебе интересно?”
“Какой книжный магазин?” Я парировал. “Где?”
“Это магазин подержанных вещей — чуть дальше по побережью, в Барри”.
“В Барри нет ни одного букинистического магазина”, - уверенно сказал я. До этого я несколько лет жила в Суонси и продолжала навещать там своих детей еще несколько лет, когда Бывший вернулся туда после того, как бросил меня. Если бы в Барри был букинистический магазин, я бы нашел упоминание о нем в путеводителе дрифа и приложил все усилия, чтобы посетить его.
“Он появился совсем недавно”, - сказал мне Лайонел.
“И в нем уже обитают призраки? Кем?”
“Мартин не уверен, что привидения водятся в этом помещении. Он думает, что это могут быть книги ”.
Я чуть было не отпустил какую-нибудь шутку о том, что Мартин, предположительно, купил Некрономикон Абдула Альхазреда на распродаже в Тайгер-Бэй, но я заколебался. Идея книг о привидениях была не лишена определенной привлекательности — фактически, простое упоминание о книгах неизбежно привлекало человека того типа, каким я был тогда, который жил в доме с пятью спальнями, в котором каждая кирпичная стена была увешана книгами, и который поручил другу-строителю построить два гаража в саду за домом, чтобы вместить тысячи книг, которые не поместились бы в доме.
Теперь, конечно, все прошло; мне пришлось избавиться от книг и от дома, когда **** бросила меня в свою очередь, и теперь я живу в одной комнате, где почти нет книг — оба обстоятельства помогают увеличить размер пенсии, — но в те дни возможность посетить букинистический магазин, в котором я раньше не бывал, была для меня как камамбер на острие мышеловки.
Я знал, что даже самому новому букинистическому магазину нужны старые книги, чтобы украсить свои полки. Некоторые люди, стремившиеся заняться этим ремеслом еще в двадцатом веке, когда торговля еще существовала, использовали свои собственные коллекции в качестве базы, но закаленные коллекционеры обычно так неохотно выставляли свои старые фавориты, что вместо этого ходили по магазинам в поисках всего, что можно было купить оптом по разумной цене.
Я знал, что в девятнадцатом веке было время, когда угольная промышленность переживала бум, а Кардифф был оживленным портом. В те дни у растущего среднего класса были свои устремления — отец К. Д. Памели был горным инженером в Понтипридде, но он питал большие амбиции в отношении своих сыновей - и вполне возможно, что в таком месте, как Барри, скрывались неплохие запасы хорошего антиквариата, которые были убежищем для дворян южного Уэльса, прежде чем упасть с рынка и превратиться в третьеразрядный курорт. Следовательно, с привидениями или нет, существовала небольшая вероятность, что в таинственном магазине Мартина могло быть что—то интересное - и если бы он открылся слишком недавно, чтобы попасть в последний выпуск drif, у профессиональных стервятников, возможно, не было бы шанса очистить полки от вкусного мяса.
Ничто так не радует сердце одержимого книгохранилища, как мысль о запасах virgin, и хотя мои навязчивые тенденции еще не достигли своей нынешней великолепной упорядоченности в 1997 году, они были довольно сильными.
“Звучит очень интересно”, - сказала я Лайонелу, без усилий переключаясь в серьезный режим. “Когда ты предполагаешь провести это следственное бдение?”
“Понедельник”, - сказал Лайонел.
Это было короткое уведомление, но я предположил, что оно было бы еще короче, если бы Лайонел не был занят по воскресеньям.
“Меня устраивает”, - сказал я, крепко подсевший на крючок и жаждущий, чтобы меня втянули. “Назови свое время и место, и я буду там. Я уже с нетерпением жду этого”.
OceanofPDF.com
ГЛАВА II
Лайонел забрал меня с вокзала Кардиффа в старой "Кортине", траурная раскраска которой казалась соответствующей случаю. У него уже было два пассажира, так что у меня не было выбора, кроме как сесть на заднее сиденье. Там было не так уж много места для меня, не говоря уже о моей дорожной сумке, но я втиснулся внутрь.
“Это Мартин”, - сказал Лайонел, указывая на мужчину средних лет, чьи притязания на переднее сиденье, очевидно, были обоснованы как габаритами, так и возможностями, - “а это Пенни, из местного общества психических исследований”.
“Предположительно, не работающий полный рабочий день?” Язвительно заметила я, вежливо кивнув худощавой женщине лет тридцати в очках, линзы которых были почти такими же мощными, как у меня.
Женщина в очках, казалось, не оценила легкомысленности моего тона и, возможно, даже на мгновение не выполнила свой долг относиться ко мне без предубеждения. “Нет”, - сказала она суровым тоном, который наводил на мысль, что ее предупреждали о моих скептических наклонностях.
Лайонелу оставалось дополнить прямое отрицание. “Пенни работает в Валлийском агентстве развития”, - сказал он.
“Авдурдод Датблыгу Кимру”, - поправила она. Будучи женатым на Бывшей, я знал, что она просто переводила этот термин на валлийский, предположительно являясь членом Общества валлийского языка - или Cymdeithas yr laith Gymraeg, как она предположительно выразилась бы. Напевность ее акцента неизбежно проявилась в полной мере в том, как она произнесла эту фразу.
“Моя бывшая жена работает в Валлийском агентстве развития”, - сказал я, пытаясь заслужить немного морального уважения, хотя на самом деле я не мог вложить никакого энтузиазма в термин “моя бывшая жена”, и комментарий мог прозвучать скорее как оскорбление, чем я намеревался. Ответный взгляд Пенни не свидетельствовал о том, что это откровение вызвало у меня какое-либо сочувствие.
“Пенни проводила аспирантские исследования в Дьюке”, - сказал Лайонел, героически пытаясь преодолеть минутную неловкость, когда машина втиснулась в последние остатки уличного движения в час пик, - “в тех же лабораториях, где когда-то работал Дж. Б. Райн”. Он говорил так, как будто одного этого качества было достаточно, чтобы требовать моего почтения.
“Я думал, вы могли бы сейчас заниматься подобными вещами в Великобритании”, - сказал я. “Разве Артур Кестлер не оставил завещание на создание кафедры паранормальных исследований? В конце концов, кто-то забрал деньги, не так ли?”
“Здесь нет курса”, - объяснила женщина. “Я хотела пройти правильный курс”.
Я не хотел еще больше оскорблять ее, оспаривая использование слова “приличный”. Вместо этого я окинул оценивающим взглядом оборудование, которым она себя окружила. Я достаточно легко узнал навороченный датчик температуры и видеокамеру, но большая часть остального была в кожаных футлярах, и было непонятно, к чему должен быть подключен амперметр у нее на колене.
“Так мы и есть весь следственный комитет, не так ли?” Прокомментировал я, тщательно воздерживаясь от каких-либо ссылок на Охотников за привидениями.
“Так и есть”, - подтвердил Лайонел. “Если Пенни обнаружит что-нибудь интересное, она, конечно, вызовет кого—нибудь из своих партнеров для более тщательного расследования - с разрешения Мартина, конечно”.
То, как он добавил уточняющий пункт, заставило меня задуматься, не подверглась ли вседозволенность Мартина серьезному испытанию из-за настойчивости Лайонела о необходимости предварительного расследования, прежде чем принимать решение о том, может ли потребоваться экзорцизм. Я мог понять, почему это могло быть так; несмотря на то, что традиционный сезон глупостей не начнется еще два месяца, в Fortean Times сейчас было достаточно жарко, чтобы за всеми его лучшими историями следили Sun и Daily Star, не говоря уже о Sunday Sport, который все еще существовал в 1997 году. Такое освещение может увеличить клиентуру книжного магазина с привидениями на неделю или две, но позор может длиться всю жизнь. Я предположил, что то, что Мартин имел в виду, когда впервые обратился к Лайонелу, не включало в себя следственный комитет или возможность полномасштабного расследования SPR.
Действительно, владелец книжного магазина не замедлил вмешаться. “Я надеюсь, преподобный объяснил вам, мистер Стейблфорд, ” произнес он с сильным акцентом жителя долин, “ что все это дело конфиденциально”.
“Никто не услышит от меня ни единого слова об этом”, - заверил я его. “Мои губы запечатаны суперклеем”.
Я могу быть очень педантичным, раздавая обещания; пока я печатаю эту страницу, с моих губ не срывается ни звука.
“Мартин, возможно, ты мог бы начать посвящать Брайана и Пенни в подробности, пока мы в пути”, - предложил Лайонел. “Это даст им некоторое представление о том, чего ожидать”.
Мартин, казалось, не был в восторге от такой перспективы. На самом деле, он выглядел так, как будто сомневался в мудрости обращения к Лайонелу в первую очередь, но служитель местной часовни вряд ли стал бы проводить экзорцизмы или доброжелательно относиться к любому, кто упомянул о такой возможности. Подавляющее большинство методистов Уэльса склоняются к мнению, что человек, который воображает, что его беспокоят призраки или демоны, является, ipso facto, человеком с необычайно нечистой совестью, которому следует заглянуть глубоко в свою душу в поисках источника своего беспокойства.