Аннотация: "если Новым заветом нацистского политического и религиозного культа был "Майн кампф", то Ветхим заветом служили работы Рихарда Вагнера"
МАЙН КАМПФ на нотах Вагнера.
Как указывал правнук композитора театральный режиссёр Готфрид Вагнер (посвятивший своему предку работу «Сумерки Вагнера»), «если Новым заветом нацистского политического и религиозного культа был "Майн кампф", то Ветхим заветом служили работы Рихарда Вагнера»[6], в частности его статья «Еврейство в музыке»[7][8] и в ещё большей степени автобиография «Моя жизнь». Именно Вагнер, а не Гитлер является автором идеи «окончательного решения еврейского вопроса»[6].
https://youtu.be/VFsy6XlrLf8
ВАГНЕР ПРОТИВ ВАГНЕРА.
https://youtu.be/01zmCywBbhU
Время от времени раздаются голоса с призывами отделить антисемитские воззрения композитора от его якобы невинной музыки. Имеются ли для этого основания?
https://youtu.be/XRU1AJsXN1g
Немецкий композитор Рихард Вагнер умер в 1883 году, за полвека до того, как нацисты пришли к власти. В своих публикациях Вагнер "изобличал" физическую и духовную "ущербность еврейского народа", призывал противостоять оказываемому этим народом влиянию и даже намекал, что спасение может быть достигнуто только при его исчезновении.
Дискуссия относительно позиций незаурядного композитора и его роли в истории впервые разгорелась в Израиле в 1981 году в связи с тем, что Зубин Мета решил включить произведения Вагнера в репертуар филармонического оркестра. Однако стоило музыкантам приступить к исполнению Вагнера, как в зале поднялся шум, и выступление было сорвано.
В 1991 году споры вокруг антисемитизма Вагнера возобновились во время гастролей Даниэля Баренбойма, который исполняет произведения Вагнера в собственной, оригинальной манере. Баренбойму казалось, что он сумеет переломить неприятие этого композитора израильскими любителями музыки. Его ожидания не оправдались: бывшие узники нацистских концлагерей выразили свой категорический протест.
И вот стало известно, что в Иерусалимском университете выступит правнук композитора Готфрид Вагнер. Когда он появился в аудитории, воцарилась мертвая тишина. Публика, состоявшая преимущественно из людей, чудом спасшихся от нацистских преследований, держалась напряженно. Собравшиеся ждали, что поведает им этот незнакомец типичной арийской наружности, правнук того, чьи изречения вдохновляли нацистов, и внук той, на чьей машинке Гитлер напечатал "Майн Кампф".
- Мне жаль, – нарушил тишину Готфрид Вагнер, – что статьи моего прадеда не переведены на иврит.
В зале наступило замешательство.
- Если бы вы ознакомились с публикациями моего прадеда, – продолжал Готфрид, – то у вас не было бы сомнений: нельзя, попросту нельзя исполнять его музыкальные произведения. Для знатоков творчества Рихарда Вагнера совершенно очевидно, что оно неотделимо от расистской идеологии, которую он исповедовал. Изучение его произведений убеждает в том, что они были продиктованы стремлением воспеть арийскую расу, противопоставить ее другим, "низшим".
Доктор Готфрид Вагнер пришел к этому заключению в зрелом возрасте, основательно изучив наследие именитого прадеда. А в детстве он с гордостью и благоговением говорил о нем. Сам он родился в послевоенные годы, когда патриотизм в Германии воспитывался на исторических образах прошлого века, а развязанную Гитлером Вторую мировую войну старались вычеркнуть из памяти навсегда. Композитора Рихарда Вагнера не предали забвению, и Готфрид исправно участвовал в фестивалях имени своего прадеда. Ему нравилось быть в центре внимания, вызывать зависть одноклассников.
Мальчику было девять лет, когда появился документальный фильм, посвященный его родственникам. Готфрид не мог даже представить себе, что увиденное на киноэкране перевернет все его представления и во многом изменит дальнейшую жизнь.
"Фильм был критическим, – вспоминает он. – В нем приводились факты, о которых я не имел ни малейшего понятия. Неужели Вагнер был антисемитом? Неужели он говорил о моральной и физической ущербности евреев? Служил примером и был вдохновителем для нацистов? Мне было трудно в это поверить... До того момента он был для меня великим композитором, выдающимся деятелем культуры.
Готфрид дал себе слово, во что бы то ни стало отыскать ответы на все мучившие его вопросы. Он обратился за разъяснениями к родителям, но они уходили от ответа:
- Ты еще мал, – говорили они. – Как ты можешь разобраться в истории? То, что ты видел, это всего лишь пропаганда, да, да, пропаганда, проводимая по инициативе нью-йоркских евреев. Перед Германией стоит вполне определенная цель – она нуждается в возрождении, а возвращение к прошлому может только причинить вред. "Это было моим первым столкновением с расизмом, – вспоминает Готфрид Вагнер, – и я попросту растерялся". Он решил провести самостоятельное расследование: когда взрослые были в отъезде, мальчик тщательно изучил содержимое ящиков, которые ему не разрешалось открывать. Там он нашел фотографию, где были изображены его отец и дядя в обнимку с... Гитлером.
Готфрид пришел к заключению, что благодаря фамилии Вагнер члены его семьи оказались в центре политической жизни нацистской Германии. Родители его отца числились сподвижниками Гитлера задолго до того, как имя фюрера приобрело известность за пределами Третьего рейха.
Выяснилось, что его бабушка чуть ли не с детства дружила с Гитлером. "Когда он отбывал срок тюремного заключения, – рассказывает Вагнер, – бабушка передала ему свою печатную машинку и пачку нашей именной бумаги. На листах с вензелем Вагнеров была напечатана книга "Майн Кампф". "Когда мой муж умер, – поведала бабушка с нескрываемым волнением, - я чуть было не вышла замуж за фюрера".
Прошли годы, Готфрид стал музыковедом, и тогда ему открылась связь между расистскими воззрениями великого родственника и его музыкой.
"Поразительно, что именно в Израиле предпринимаются попытки реабилитировать творчество Вагнера", – говорит Готфрид. "Его музыка неразрывно связана с исповедовавшейся им расистской идеологией, она служила воспеванию превосходства арийцев. Вагнер стремился использовать свои произведения как орудие пропаганды собственных идей. Потому он не должен упоминаться в одном ряду с другими великими композиторами, ему не место рядом с Моцартом и Пуччини".
Гидон ШМЕРЛИНГ,
Израиль
Сам Вагнер говорил, что не следует отделять его музыку от его философии (а философом он считал себя не менее великим, чем композитором). Сравнение с Шопеном и прочими великими антисемитами совершенно неуместно: никто из них не занимался "окончательным решением еврейского вопроса" - этот термин был изобретен отнюдь не Гитлером, и не участниками конференции в Ванзее, а Вагнером, так называлась последняя глава его книги, оказавшей огромное влияние на Гитлера,по его собственному признанию. Так что "Майн кампф" еще как тут причем.
По словам немецкого биографа Вагнера, то, что начиналось как христианский антисемитизм, было продолжено антисемитизмом светским - представителями того самого немецкого "национального движения 19-го века", о котором говорит дантист и о котором ничего не знают эти примитивы-израильтяне, и в первую очередь Вагнером. Холокост явился логическим завершением этой цепи.
Все "неленивые", по вашему выражению, получившие израильские паспорта имеют весьма приблизительное представление о Вагнере.
В Советском Союзе Вагнер-человек был неизвестен абсолютно. Его антисемитская философия не упоминается ни в одном труде о Вагнере, а русский перевод его опер очень далек от оригинального текста. Вагнер написал письмо в баварский парламент, в котором предлагал свой план уничтожения евреев. Ни один из музыкантов, и не только музыкантов, но и философов вообще, никогда до Вагнера не выступал с программой уничтожения народа.
Даже Ницше, которого трудно заподозрить в симпатиях к евреям, написал ему письмо, где сказал, что за это предложение Вагнер достоин того, "чтобы он умер в тюрьме, а не в своей постели".
В своем письме Вагнеру Ницше заявляет открыто: "Вы не человек, вы просто болезнь".
А вот мнение Верди: "Как бы ни было грустно, но мы должны расстаться с музыкой Вагнера, если не хотим, чтобы нас уничтожила его злая сила"
Если вам так хочется Вагнера "вживую", то вы с дантистом несомненно большие знатоки его опер. Вот, например, Миме, из "Кольца нибелунга", помните?
Этот отвратительный карлик - олицетворение еврейства - по желанию Вагнера должен быть таким ужасным, что даже петь обязан с еврейским акцентом. Вы хотите это услышать на израильской сцене? Но, может, вы больше любите "Парцифаль",которую композитор считал своим завещанием потомкам? Послушаем диалог между Кундри и Парсифалем, когда Кундри не знает, кто пришел, и она говорит:
"Кто ты, неизвестный путник? Ты устал, и твои руки обагрены кровью. Но если они обагрены еврейской кровью, тогда ты желанный гость в моем доме".
В каирской опере несомненно зал взорвется в этом месте овациями, но почему вам так хочется услышать это именно в Израиле?
А вот еще: в предисловии к первому изданию "Парсифаля" Вагнер писал: "В моей опере "Парсифаль" я представляю идею фигуры Христа, которая очищена от еврейской крови". Для Вагнера "Парсифаль", как он сам называет, - это "избавление от Избавителя". Почему нужно избавиться от Христа? Вагнер пишет дальше: "Ведь в жилах Христа текла еврейская кровь". Отталкиваясь от этого, Вагнер пускается в долгие философствования о том, какая часть еврейской крови может дать право человеку считаться неевреем.
И вот что он пишет в своем дневнике и что подтверждает также дневник Козимы Вагнер, его второй жены: "Сначала я пришел к выводу, что одна шестнадцатая доля еврейской крови уже может освободить еврея от его преступления перед человечеством".
Кстати, эту пропорцию - одна шестнадцатая - Гитлер считал уже достаточной, для того чтобы изолировать, но не уничтожать человека физически. Но потом, как пишет Вагнер: "Я пришел к выводу, что даже одной микроскопической клетки еврейской крови уже достаточно, чтобы человек никогда не смыл с себя позор быть евреем, и он должен быть уничтожен". Здесь мы видим, что Вагнер пошел даже дальше нацистов. И вот этой-то идее посвятил себя Вагнер в "Парсифале".
Уильям Ширер. Взлет и падение третьего рейха (Том 1)
"Тот, кто хочет понять национал-социалистскую Германию должен знать Вагнера", - любил повторять Гитлер {Мои наблюдения находят подтверждение в книге Отто Толишуса "Они жаждали войны" (Лондон, 1940). - Прим. авт.}.
Это утверждение частично основано на неправильном толковании жизни великого композитора. Хотя Рихард Вагнер, как и сам Гитлер, испытывал фанатичную ненависть к евреям, которые, как он считал, стремятся владеть миром с помощью своих капиталов, а также с презрением относился к парламентам, демократии, материализму и посредственности буржуазии, он в то же время страстно надеялся, что немцы, учитывая "их особый дар", будут "не править миром, а прославят его".
Однако не политические сочинения Вагнера, а его романтические оперы, столь ярко оживившие прошлое Германии, ее героические мифы, схватки языческих богов с героями, демонами и драконами, сцены кровной мести и первобытные обычаи, ощущение предопределенности судьбы, величие любви и жизни и благородство смерти, - все это питало легенды о совершенной Германии и легло в основу мировоззрения, которое Гитлер и нацисты, имея для этого
веские основания, восприняли как свое собственное.
Гитлер с раннего детства почитал Вагнера и даже на закате жизни, находясь в сыром и мрачном бункере в штабе армии на Русском фронте и чувствуя, что созданный им миф изрядно скомпрометирован, а мечты на грани провала, любил вспоминать времена, когда слушал творения великого композитора, так много для него значившие. Гитлер черпал вдохновение в
Байрейтских театральных фестивалях и многочисленных посещениях дома композитора ("Хаус Ванфрид"), где в ту пору жил сын композитора Зигфрид Вагнер с женой Винифред, англичанкой по рождению, которая одно время являлась близким другом Гитлера.
"Какую радость вселяло в меня каждое творение Вагнера!" - воскликнул, обращаясь к своим генералам и соратникам по партии, среди которых находился и Гиммлер, Гитлер в ночь на 25 января 1942 года вскоре после первого сокрушительного поражения в России, пребывая в подземном укрытии "Вольфшанце" в Растенбурге.
РИХАРД ВАГНЕР В ИЗРАИЛЕ - нежеланный, запретный композитор. Профессионалами и любителями музыки его имя воспринимается
болезненно. Вагнера отказались играть в Палестине, английской подмандатной территории, ещё до Второй мировой войны, когда государства Израиль не было и в помине.
В Париже еврей стреляет в немецкого дипломата - и как следствие этого практически во всех городах Германии с вечера 9 ноября до утра 10-го 1938 года проходит "Хрустальная ночь": бушующие толпы разбивают витрины еврейских магазинов, грабят их, и осколки стёкол засыпают улицы и площади; на следующее утро эти осколки хрустят и скрежещут под ногами прохожих.
А через два дня - так совпало - в Тель-Авиве должен был состояться первый концерт сезона филармонии. Программа оповещала, что откроется он увертюрой к "Нюрнбергским мейстерзингерам". И среди музыкантов, и среди работников филармонии большинство были евреи, успевшие уехать из Германии заблаговременно.
Открыть музыкальный сезон в Тель-Авиве после только что произошедшего погрома, открыть Вагнером - немцем-антисемитом? Нет, ни за что. И Вагнер на том концерте не исполнялся. До того дня Вагнер звучал в Палестине невозбранно. А с того дня - неписаный моральный запрет.
Свою книгу “Майн кампф” (“Моя борьба”, 1924 г.) Гитлер печатал в тюрьме, где он отбывал наказание после Мюнхенского путча, на бумаге с вензелем Вагнеров. Жена сына Вагнера передала ему в тюрьму семейную пишущую машинку вместе с пачками фамильной бумаги. Она рассказывала своему внуку Готфриду Вагнеру, что после смерти мужа “чуть было не вышла замуж за фюрера”).
Гитлер, Вагнер и “гениальная случайность”
В своем идеологическом манифесте “Майн Кампф” (“Моя борьба”) Гитлер, проводивший параллель между марксизмом и еврейством, отмечал, что “разрушительное” учение социал-демократии “тесно и неразрывно связано с национальными свойствами” евреев.
“Если бы еврею с помощью его марксистского символа веры удалось одержать победу над народами мира, – писал он, – то его корона стала бы венцом на могиле всего человечества”, [а планета] носилась бы в эфире, опять безлюдная и пустая”. При этом Гитлер говорил о тлетворном влиянии еврейства “в любой сфере культурной и художественной жизни”, в свете чего выражал уверенность в том, что, “борясь за уничтожение еврейства”, он борется “за дело божие”, действуя “вполне в духе творца всемогущего”.
Создавал “Майн Кампф” Гитлер в тюрьме Ландсберг, куда был заточен со своими сподвижниками за организацию в 1923 г. “пивного путча”. Во время нахождения будущего лидера немецкой нации в застенках его все время посещали почитатели, среди которых находилась и Винфрид Вагнер, невестка композитора.
Как раз она сумела обеспечить Гитлера бумагой, на которой он излагал свои мысли. Свои рассуждения фюрер фиксировал на обратной стороне нотной бумаги с… вензелем Вагнеров. Насмешка судьбы или гримаса закономерности?
Несостоявшийся художник Адольф из лесного австрийского местечка был фанатом композитора. Еще в юности, возбужденный очередным спектаклем, чувствовал себя вагнеровским героем (о чем признавался единственному другу Августу Кубичеку). Зигфридом, потрясающим победоносным копьем. Парсифалем, овладевшим Чашей Грааля.
Мужественным Риенци, гибнущим в прекрасной попытке вернуть былой дух и величие Рима. «Хайль Риенци! Привет тебе, народный трибун!» - вскидывая правую руку в римском приветствии, обращались на сцене артисты к оперному герою.
- Так вот откуда взят знаменитый жест – приветствие фашистов «Хайль Гитлер!»?
- Да, из оперы Вагнера. Как и многое другое в нацистской Германии. Но все это будет потом…
«Вагнер выражает совершенно ясно в финале своей нашумевшей и не перестающей вызывать ожесточенные споры до наших дней книги, одна из глав которой называется «Окончательное решение еврейского вопроса» (кстати, он первый ввел этот термин!). Вагнер написал письмо в баварский парламент, в котором предлагал свой план уничтожения евреев» [72].
Next Entry
Германия - сплошная опера вагнера
svar46
June 19th, 2015
Нацистское приветствие «Хайль Гитлер» фюрер взял из оперы Вагнера «Риенци». Первая часть расследования… ГЕРМАНИЯ – СПЛОШНАЯ ОПЕРА ВАГНЕРА - В 1933–м Гитлер стал рейхсканцлером, - рассказывает писатель Юрий ВОРОБЬЕВСКИЙ , автор книг и документальных фильмов про оккультизм Третьего рейха. - И сразу потребовал, чтобы на Байрейтском вагнеровском фестивале нацисты не пели партийные гимны и военные марши: «Ничто не выражает германский дух более божественно, чем бессмертные шедевры самого Мастера».
Придя к власти, он тут же обеспечил фестиваль государственным финансированием. С началом войны певцов и музыкантов освободили от службы в армии. Тенор Макс Лоренц, гомосексуалист, женатый на еврейке, выжил только благодаря «магии Байрейта». Он ведь тоже был героем Вагнера!
Гитлер и сам постоянно бывал на фестивалях. Кстати, именно здесь, насладившись оперным пожаром Вальгаллы, он отдал приказ об участии Германии в испанской войне на стороне Франко. Вскоре добровольцы люфтваффе сожгли Гернику, сбросив на город тысячи бомб. Так размывались границы декорации и реальности.
Очень по-вагнеровски... - Трагедию мирной Герники увековечил сам Пикассо. Знаменитая картина задолго до Нюрнбергского процесса стала обличением фашизма! - Что для фюрера какой-то Пикассо? Его самоуверенность уходила корнями в артистическое требование Вагнера «превзойти реальность». Гитлер изрекал: «Я гарантирую вам, что невозможное всегда удается. Самое невероятное - это и есть самое верное». Он верил в свою миссию спасителя нации Парсифаля и внушал людям иллюзорное чувство безопасности.
Для внушения, обольщения масс, пропаганды в Третьем Рейхе использовали опять же приемы Вагнера. Великий реформатор оперы мог выставить хор из тысячи двухсот мужских голосов и оркестр из ста музыкантов! Массовыми зрелищными сценами, музыкой околдовывал, подчинял зрителя. Многолюдные движения на сцене актеров и статистов, вслед за Мастером, требовались и Гитлеру. Отсюда стройные колонны, униформа, знамена, оркестры бесконечных нацистских парадов. Они будут волновать сердце германского обывателя не меньше, чем драматические речи самого фюрера. - Мир - театр, и люди в нем – актеры, сказал классик. -
Гитлер стоял на трибуне, над марширующей Германией. И четкое движение колонн означало для него послушание нации его воле. Еще лучше, если колонны двигались ночью, при свете факелов. Тогда отдельных людей не было видно вообще. Просто у ног диктатора текла слепая, послушная, огнеопасная сила. Которую можно направить по его приказу в любую сторону. Страну. Вся Германия превращалась в одну большую оперу Вагнера.
А партийные съезды вообще начинались с просмотра «Риенци». Период его правления некоторые называют временем господства театра над реальностью. Быстрый взлет Адольфа Гитлера напоминал театральную карьеру: он начал как вагнерианский герой и благодаря убедительности, энергии смог превратить в свою публику весь народ. ПЛОХАЯ КРОВЬ И ПЛОХАЯ ЕДА - Парады, колонны, оркестры, согласись, всего лишь форма. Суть нацизма в другом.
Господство арийской расы, массовые убийства славян, евреев, других «неполноценных» народов, концлагеря… - Хочешь сказать, при чем здесь оперы? Когда Гитлера спросили, что является его любимым чтением, он ответил - политические сочинения Рихарда Вагнера, «величайшего пророка немецкого народа».
По Вагнеру, две причины привели к дегенерации белой расы: дурное питание, сделавшее плодоядного вначале человека плотоядным, и смешение рас, глубоко испортившее первобытный характер и наследственные качества древних арийцев. Следуя заветам кумира, Гитлер стал вегетарианцем («плодоядным») и возглавил борьбу за чистоту арийской расы. В первую очередь направив свой гнев на евреев, которых не любил и композитор.
Для нужд чистопородного арийского скрещивания разработали подробные брачные формуляры. Сначала это касалось только членов «черного ордена» - СС, охранных отрядов самого фюрера и нацистской партии. Вагнер писал, что Тридцатилетняя война истощила и глубоко испортила немецкую кровь.
Поэтому каждый член СС обязан был доказывать свое арийское происхождение именно с 1650 года - времени окончания той войны. В 1935-м по инициативе фюрера рейхстаг единогласно принял так называемые нюрнбергские расовые законы (они были озвучены на съезде НСДАП в этом городе): «О гражданине Рейха», «Об охране германской крови и германской чести». Гражданином Рейха мог быть лишь обладатель «германской или родственной ей крови». Запрещались браки и внебрачное сожительство между евреями и «гражданами германской или родственной ей крови»…
За такое «осквернение расы» - тюрьма. Были и другие запреты, касавшиеся прежде всего евреев и цыган. Бюро, возглавляемое генералом СС Вальтером Даре, держало создание новых семей под тотальным контролем. Через 120 лет, обещали вожди, все немцы будут чистокровными арийцами. Ради чистоты крови будущих поколений нацисты ввели стерилизацию инвалидов, душевнобольных немцев (даже детей!). Потом их стали попросту ликвидировать… Про массовое истребление «неполноценных народов», концлагеря хорошо известно. Поразительно, но Вагнер - через репродукторы - звучал даже для заключенных концлагерей.
ВЕДЬМЫ-НАЦИСТКИ - А в чем заключался германский дух, «божественно» выраженный Вагнером? - «Кто такой немец? - писал композитор. - В глухих лесах, долгими зимами, в тепле очага своего замка, воздымающегося в небо, он свято хранит память предков и превращает безыскусные мифы о богах в легенды возвышенные и неистощимые».
Эти мифы сам Вагнер воплотил в своих операх. Дал жизнь на сцене всем этим «нежитям» Нибелунгам, духам тьмы. Еще оккультное общество Туле, породившее в 1918 г нацистскую партию, изучало «германскую древность». Придя к власти, фюрер создал общество «Аненэрбе» (Наследие предков).
Оно должно было доказать расовое превосходство германцев. Здесь смешались история, антропология, археология, астрология, хиромантия, оккультизм… Целая «Зондеркоманда Х», например, искала документы по средневековым процессам над ведьмами. - Зачем? - Чтобы знать героинь прошлого! Дескать, пользуясь христианизацией Германии, евреи под видом ведьм уничтожали лучших женщин и девушек, подрывая генофонд немецкой нации.