В древние времена жили люди, обладавшие этим знанием, отличным от научных дисциплин и способов интерпретации окружающего мира, столь характерных для нашего времени. Это знание основ осознанного созидания познаний о мире. Понимаю ,что это звучит абсурдно и провокационно ,но я сознательно не буду аргументировать свое утверждение. Конечно ,в те времена не было научных журналов и реактивных авиалайнеров ,но были люди точно с такими же проблемами и заботами, что существуют сейчас у нас с вами. Почему эти знания не дошли до нас с вами трудно сказать ,скорее всего в те времена не было причин тратить столько усилий на рациональное объяснения, и они просто пользовались плодами этих знаний. Так или иначе эти знания ближе к нам, чем мы думаем ,это то, что живет в каждом человеке.
Эта книга не претендует стать научным или псевдонаучным трудом ,не способ сделать зрячим слепого, тут нет духовных откровений, скорее это попытка спровоцировать реакцию на несколько иной ,чем общепринятый образ мышления. Если хотите, это уловка, чтобы увлечь вас разгадать некую безумную интеллектуальную головоломку.
На протяжении тысячелетий общественное сознание людей претерпевало различные трансформации в силу разного рода обстоятельств, связанных с условиями их повседневной жизни. Что несомненно отражалось на образе мышления ,мировоззрении и мироощущении обывателя. В наше время, в эпоху значительных достижений технического прогресса ,происходит глобальный процесс взаимопроникновения культур ,и как следствие, попытки переосмысления прошлого в появившейся новой перспективе общих мульти культурных тенденций .Конечно ,людям различных традиций, каждому в отдельности, трудно быть бесстрастным по отношению к иным культурам и чужим традициям. И все же если отбросить на время свой культурный шовинизм думается, что в основе все мы не такие уж разные. Первая общая точка соприкосновения, наши потребности ,порой столь разные по форме, но, очевидно, одинаковые по сути, второй важной точкой соприкосновения является то, что трудно формулируется на уровне мысли, однако, это простое понимание, что все мы прежде всего просто люди .Это не к чему не обязывает и в тоже время отодвигает мощную стену предубеждений, относительно возможности разговаривать на равных представителям разных культур ,и позволяет проникнуться особым духом каждого отдельного народа.
Во все времена люди задавали себе одни и те же вопросы : Кто они? Какой смысл их существования? Что в основе их бытия? Каждое поколение находило новые ответы ,но исчерпывающего ответа нет и поныне. Дело в том ,что человек имеет склонность находить объяснения окружающих его явлений и во всем находить причину, но когда его взор обращен к первопричине всего, вопросов больше, чем ответов.
Здесь невольно начинаешь задумываться есть ли первопричина вообще, есть ли возможность узнать глубинный смысл происходящего вокруг. По мере накопления знаний и жизненного опыта ,каждый человек сталкивается с пониманием физического предела познания. Совершенно знать все не под силу некому, но можно обобщая и анализируя свой опыт, можно попытаться понять или выделить для себя, что есть главное. Складывается ситуация, когда все знать и понять мы не можем ,но во всем с чем мы сталкиваемся, мы склонны находить какой-либо смысл. Так интуитивно люди зачастую приходят к предположению о существовании некого сверхсмысла в происходящем с ними и в окружающей действительности. Еще детьми мы начинаем задавать эти странные ,неудобные вопросы. Понимая, что подтверждения таким предположениям нам некто дать реально не сможет, мы также не можем получить и опровержения этому. Нам остается одно либо принять на веру существование какого -либо сверхреального замысла, или же отвергнуть это. В первом случае это будет скорее ситуация, как говориться, пальцем в небо, потому как на рациональном уровне вопросов меньше не становится. Во втором случае мы невольно ограничиваем себя, не оставляя места возможности взглянуть на происходящее с нами в перспективе превосходящей доступный нам обыденный ,повседневный взгляд на вещи. Так или иначе всю свою жизнь все мы остаемся один на один с этой неопределенностью и неоднозначностью понимания нашего бытия .Видимо дело в том ,что мы невольно являемся заложниками нашей способности к абстрактному мышлению, ключевому навыку позволившему человеку подняться на новую ступень эволюции .Научившись добывать огонь и изготавливать простейшие орудия труда ,человек не властен был этим ограничиться, его тяга к познанию вела и продолжает вести его к все новым и новым свершениям. Интеллектуальное знание, создавая новые возможности, невольно ведет к переменам в образе жизни, новым обстоятельствам. Изобретательность и коварство людей, приобретенные им в борьбе за выживание, играют с ним злую шутку, вовлекая человечество в бесконечную интеллектуальную гонку. То ,что казалось освободило человека от повседневных бед и забот быта первобытного человека, сковывает в действительности личность современного обывателя гораздо сильнее посредствам сложного социального устройства общества. Сейчас людям все сложнее ощущать личную неповторимую исключительность своего бытия, созвучие и соучастие с огромным внешним миром. Наше познание, как новый сверхскоростной поезд, который уже не в состоянии делать привычные нам остановки, уносит нас мимо пункта назначения. В погоне за феерией возможностей современного мира стремление каждого отдельного человека к внутреннему комфорту всегда вторично, оно приносится в жертву социальным стандартам взаимоотношений.
Герой нашего времени все больше отражение социальных реалий времени и все меньше странник ,искатель тайн вселенной, сопричастный великой загадке бытия. Каждый новый рожденный цивилизацией супергерой оказавшись без его психологических "доспехов", состоящих из убеждения, что он владеет пониманием текущей ситуации, лучше других, скорее всего будет выглядеть апатичным и неуверенным в себе . Люди и их личное мироощущение все беспомощней перед громадой рационального знания.
Между тем, в жизни каждого человека удивительным образом переплетаются самые разные удивительные события ,ситуации ,фантазии ,мечты, реальность и вымысел. И во всем этом что то всегда остается за кадром, практически в любых событиях ,если присмотреться, можно подметить некую неоднозначность происходящего, незавершенность свершившегося . Некоторая недосказанность часто сопутствует нам ,порой даже в полных пустяках, и за этой недосказанностью, неопределенностью очень часто прячется наше личное исключительное виденье самих себя. В силу обстоятельств ,мы вынуждены ограничивать свободу и силу своей индивидуальности ,стараться быть доступными и понятными для общества, но мера нашей личной исключительности незримо присутствует во всем ,с чем мы соприкасаемся в этой жизни. Мы не в силах рассмотреть себя со стороны, чтобы суметь увидеть, что наш ментальный образ разительно отличается от того ,который видят окружающие нас люди .Отчасти это происходит по причине того ,что у каждого человека есть эмоции и переживания ,которые он не может выразить в привычном, доступном для других людей виде. У каждого человека есть то, что доступно только ему одному ,каждый чувствует свой особый вкус жизни. Это порождает некоторую, своего рода двойственность восприятия ,потому что доступные нам знания подразумевают доступность для всех остальных людей. Такая раздвоенность чувственного опыта создает барьеры межличностного понимания ,потому что общедоступные для всех способы выражения своих переживаний не могут выразить всю палитру эмоционального состояния каждого отдельного человека. С другой стороны общество неизбежно стремиться совершенствоваться в попытке создать все более исчерпывающую картину окружающего мира и найти место человека в нем.Что зачастую только еще более усугубляет такую раздвоенность между личностью в общественном сознании и непосредственных ее проявлениях в повседневной чувственной жизни . У каждого отдельного взятого человека присутствует свой личный диссонанс его личного чувственного восприятия и общепринятой интерпретацией его действий мотивов и т. д..Очень часто человек, не находя отклик своим личным чувственным порывам, впадает в крайности с точки зрения общепринятых норм и стандартов поведения. Это подобно течению реки ,остановленному плотиной ,также, как накапливающееся вода ,постоянно наращивая давление ,ищет любую брешь ,так и эмоции, не находя логичного продолжения или реализации ,находят выход в избыточной страсти. Одним из наиболее общеизвестных социальных инструментов устранения таких всевозможных личностных противоречий на протяжении истории человечества являлась религия. Религия изначально не дает ясного, исчерпывающего ответа посредствам разумного объяснения событий и явлений в жизни человека, но она всегда обращается к какой-либо сильной эмоции, заставляющей поверить .Очевидно ,что религия задействует природный механизм, направляющий нашу психику в определенное русло. Защищая нас от тяжелых последствий избыточной эмоциональной реакции ,цель религиозных обрядов включить психические резервы. Когда мы верим ,мы безусловно принимаем наличие существования чего-либо без возможности убедиться в этом непосредственно в данный момент. Когда мы верим, то избавляем себя от необходимости обосновывать побудительные мотивы для своих поступков, основываясь только знании непосредственной действительности . Но в тоже время надо заметить, религиозные верования существовали на протяжении всей истории человечества и они в значительной степени связаны с культурой народов их породивших.Связь культуры и религии отражает различное понимание божественного культа у каждого народа. Что невольно наталкивает на мысль о способности разных культур увидеть потаенный сакральный смысл практически во всем, с чем человек может соприкасаться в жизни.
В древности люди обожествляли то ,с чем сталкивались в повседневной жизни. Они верили в существование духовной сущности вещей, людей, животных ,природных явлений. Как только образ жизни начинал меняться ,появлялись новые верования .В Европе в средние века мировоззрение обывателя было неразрывно связано с представлениями о боге. Образ бога был в представлении верующих справедливым правителем, отцом небесным ,по отечески заботившимся о своей земной пастве .Корни христианства без сомнения иудейская религия ,где бог -отец перекликался с социальным родовым ,общинным укладом .Отец глава рода был непререкаемым лидером клана и отец небесный был логичным представлением об устройстве божественной сущности мира. Если вспомнить средневековое феодальное устройство Европы ,то становиться вполне очевидна параллель мировоззрения бытового и божественного мироустройства. Думается ,что никто специально не выдумывал эти религиозные доктрины, скорее ничего другого в то время на ум не приходило .В настоящие время во многом религии потеряли актуальность ,в смысле социальном и политическом, они все менее перекликаются с действующими социальными законами, действительность уже не может подпитывать устаревшие представления о боге .С другой стороны ,человек без религии, как рыба без воды ,ему нужно верить. Если же отбросить привычные стереотипы, то говоря о сверхреальности , божественной сути, то мы всегда невольно отталкиваемся от привычных нам понятий. Форма верования, как правило ,довольно формальна ,гораздо более важно для верующего постоянно чувствовать связь с эмоциями ,сопереживания божественной сущности. Свойственная различным культурам самодостаточность, не дает нам увидеть порой ,что в религиях форма верования лишь способ сделать доступной дорогу к переживаниям ,которые есть в нас изначально. Религия обращена к сокровенному ,сакральному чувству, которое присутствует в каждом человеке, каждая религия это способ обратить человека в эту его сторону. Наша повседневная жизнь временами начинает казаться нам безликой, серой ,бессмысленной и религиозные деятели ,по сути люди знающие способы ,как обратить или если хотите повернуть человека к его природной способности переживать чувство божественного. История также свидетельствует что те, кто порой призывают во что-либо поверить не обязательно сами столь духовно возвышенно наполнены ,к чему в это же время призывают других людей, и тем не менее это не мешает им вовлекать других людей в свои секты. Каждая религия неразрывно связана с культурой ,по сути вместе они составляют одно целое. Переживание чувства божественного сакрального смысла бытия есть неотъемлемая способность каждого человека, связь между каждой отдельно взятой культурой и религией обретает смысл в большей доступности для восприятия религии той культурной среды где возникает данная религия.
Без сомнения каждая отдельно взятая культура уникальна ,но неизбежно стремиться к самодостаточности ,что является естественным следствием того ,что люди ,носители каждой культуры в обстоятельствах, сопутствующих их жизни ,всегда стремятся делать все наилучшим образом. Это следствие совершенно естественной человеческой потребности все улучшать. С одной стороны эта самодостаточность порождает порой враждебное отношение к иным культурным традициям ,с другой интерес к неизвестным до этого достижениям и новому нестандартному взгляду на жизнь. Эта же самодостаточность зачастую мешает нам взглянуть непредвзято на иные верования, потому как в подавляющем большинстве люди склонны верить в ту религиозную идею, которую породила окружающая их культурная общность. Так, узнавая о том ,что является религиозной догмой в незнакомом нам веровании, мы недоумеваем и начисто отвергаем для себя обоснованность иного незнакомого нам культа. Мы не всегда имеем возможности принять и понять духовную составляющую религиозных культов незнакомых нам народов и племен. Но очевидно то ,что несмотря на явные различия в образе жизни и нормах поведения ,источником и причиной различных форм верования является сам человек ,его природная сущность. Было бы несправедливо по отношению к человеку, из-за своего незнания признать одну отдельную религию, более убедительной или заслуживающей большего доверия ,чем любая другая. В основе каждого верования, в действительности ,стоит каждый отдельный человек со своей судьбой и особыми личными обстоятельствами. Сложившиеся устоявшиеся религии с их формой религиозного культа и догматами ,обязательно связаны и являются неотъемлемой частью сложившейся культуры людей с их особым укладом жизни, условиями быта, особенностями личных взаимоотношений.
Вместе с значительным развитием технологии и гражданских социальных институтов представители разных культур все чаще оказываются в роли близких соседей. Те традиции, что создавались веками в такой новой перспективе, во многом теряют свою актуальность.
В наше время общество все сильнее сталкивается с проблемой глубокого духовного и нравственного кризиса и, как следствие, потерей жизненных ориентиров. Многое в религиях прошлого теряет актуальность на фоне новых научных открытий и сильной переменой в образе жизни людей. Новый же подход все объяснить и дать людям научный рациональный рецепт счастья и смысла жизни все очевиднее доказывает свою несостоятельность. Объяснения и теории в духе разделения на сознательное и подсознательное и прочие попытки создать рациональное объяснение ,проанализировать ,создать научную концепцию сознания и души все также призрачны как раньше. Подсознательное для современных алхимиков сознания подобно философскому камню в эпоху средневековья зачастую лишь способ увлечь за собой невеж и выманить деньги. Печатаются все новые книги ,человека выставляют подопытной мышью, ставят все новые эксперименты ради все новых экспериментов .Ответы же, кажется ,на поверхности они там же, где были и в начале времен. Ответ думается самый простой, рациональное мышление не способно дать исчерпывающий ответ, и попытки добраться кратчайшим рациональным путем к пониманию , что есть сознание самый далекий путь к нему. Это словно история про зайца и черепаху .Сознанию не надо объяснять чем оно является ,все равно, что учить осла тому кто он есть такой и что ему следует себя вести как осел. Рациональное восприятие это навык ,производная того кто мы есть .Если кто хочет узнать что такое сознание, душа из книжек или от своего гуру, то он невольно водит сам себя за нос. Каждый человек сам по себе уже является точкой отсчета во всех этих бесконечных теориях ведь знания, навыки это лишь инструменты в руках мастера сознания. Что же нам остается сознание сознающие, что оно сознает, неизбежная бессмыслица. Этот парадокс, неизбежный барьер для рационального восприятия, но, по сути, этот абстрактный барьер не может быть реальным барьером для нашего сознания, потому что он в действительности искусственно создан нами же. Что же нас изначально загоняет в этот тупик. Думается только эта наша склонность все объяснять ,безумная страсть к рациональному объяснению, которая на самом же деле ,по сути, если присмотреться порой совершенно парадоксальна. Вопросов как и прежде меньше не стало и зачем объяснять ,что ответа на вечные вопросы нет. Конечно, на рациональном уровне исчерпывающего ответа никто вам не даст. Но это не значит, что его нет вообще, просто скорее он у каждого свой и только каждый сам себе его сможет дать, и эта книга есть лишь уловка ,способ спровоцировать зрителя заглянуть за сцену. Другой вопрос зачем это нужно . Налицо противоречие, если сознание столь всемогущие ,откуда тогда неведенье и такая беспомощность восприятия. Парадокс очевиден. В этом весь человек и все его могущество .Если взглянуть со стороны на любого человека вся его интеллектуальная мощь очевидный парадокс .Мы можем прекрасно отдавать себе отчет что есть хорошо, что плохо ,но принципиально поступать вразрез со своими принципами. Потому что то, что очевидно для рационального понимания ,может быть совершенно непредсказуемо для непосредственного восприятия .Рациональное понимание это как карта местности ,непосредственное восприятие это местность ,парадокс восприятия в том , что карта местности воспринимается как непосредственно местность. Этот парадокс на самом деле норма нашего восприятия. Другой вопрос , почему мы не замечаем этого. Ответ думается не замысловат мы ,по-видимому , слишком увлечены своей способностью к рациональному мышлению ,чтобы замечать такие мелочи . Что ,видимо, совершенно естественно для человека, когда мы чем либо сильно увлечены ,это захватывает нас, кажется порой мы совершенно не замечаем ничего вокруг. Наше сознание с невообразимой ловкостью обманывает нас, ему в сущности все равно, оно всегда может гораздо больше ,потому что оно само нечто гораздо большее и совершенное, чем мы можем представить ,только мы сами ограничиваем его. Каким же образом мы это делаем, в чем причина такой однобокости. Дело в том, что самые ответственные манипуляции с своим сознанием мы делаем на уровне интуиции, совершенно автоматически. Наш рациональный ум парадоксален, даже порой безумен ,но мы живем в уверенности что этот способ восприятия практичен и работает безотказно .Любые сомнения в этом вызывают сильнейшее сопротивление, наше сознание безальтернативно, вот только эта без альтернативность в действительности очень шатка. Стоит только чуть засомневаться в нашей осведомленности относительно того ,кто мы есть ,и что с нами в действительности происходит, и тут же последует негативная эмоциональная реакция. Самое удивительное в том, что люди уверены ,что их разумный взгляд на мир бесстрастен, но если дадите им понять что вы так не считаете, вы тут увидите ,что скрывается под этой маской бесстрастного человека .Мы порой клянемся в вечной любви ,дружбе ,верности ,и так часто искренне верим в вещи к которым в действительности не имеем отношения, обещаем порой то, чего не смогли выполнить бы не при каких обстоятельствах ,и как только разрушается очередной идол ,просто делаем серьезное лицо и молча разводим руками. Наше восприятие реальности безальтернативно, мы живем веря в незыблемость существования физического мира ,но упускаем из вида одну простую вещь, мы не при каких обстоятельствах не имеем способа убедиться в его реальности без существования нас самих. Да ,мы умозрительно решаем ,что мир существовал и будет существовать без нашей персоны и дальше ,но эта так называемая реальность всегда замыкается на нашем ее восприятии. Этот окружающий нас мир никогда в действительности не выходит за рамки нашего чувственного опыта, его безальтернативность создается всегда нашими же эмоциями и чувственным восприятием. В этом и есть главная уловка рационального мышления в способности создавать чувственное состояние ,игнорирующие изначальные эмоциональные реакции.
С другой стороны с рождения в нас уже существует некое изначальное знание ,которое доступно для каждого на том уровне восприятия, чувствуем мы себя хорошо или нам плохо. Некая матрица познания ,которая как губка жадно впитывает все новое происходящее вокруг. Все то, что мы видим, слышим, осязаем мы либо дарит нам радость ,либо заставляет нас отвергать это ,сопротивляться этому. Мы интуитивно следуем за этим изначальным знанием, словно следуем вместе с течением реки, то ,что доставляет нам удовольствие очаровывает нас ,и мы привязываемся к этому, то что вызывает в нас отторжение, тому мы сопротивляемся изо всех сил, всеми силами ментально и физически. Этот поток радостей и горестей ничем не связан, он действует изначально со всей его природной страстью. Поэтому все наши детские воспоминания, весь наш первый жизненный опыт обладает силой той особенной исключительности этого изначального знания. Что это за знание, наверное не объяснить ,да и не стоило бы, ведь так или иначе каждый человек и так хорошо знаком с этим переживанием , оно в нас изначально. Кто в детские годы знал кем он состоится в жизни ,какой ему предстоит жизненный путь ,каков его удел? Но каждый согласится с тем ,что ничто не сравнится с тем детским задором, энтузиазмом, той страстной жаждой впечатлений. Наверное для многих людей было бы интересно узнать, куда же пропадает эта острота восприятия ,и если и было некое универсальное изначальное понимание в нас, где оно сейчас? Да, конечно , было бы и совершенно нелогичным считать, чтоб наше столь искусно отточенное исключительное виденье окружающей действительности, появилось так стремительно из неоткуда. Также как каждая большая река начинается с маленького ручейка, наше мышление постепенно набирало силу. И этим маленьким ручейком было наше столь непосредственное детское восприятие. Этим маленьким человечкам свойственна недюжинная эмоциональная энергия , которую природа дает для того ,чтобы они могли освоиться в окружающем их мире. Но в то же время при всей вдохновенной силе ,имеющейся у ребенка, ему приходится невольно сталкиваться с обстоятельствами мира взрослых. В первую очередь это выражается в необходимости сдерживать свои чувственные порывы ,маленькому человечку не хватает эмоциональной стабильности ,его состояние меняется , то им овладевает безумная эйфория ,то полный драматизма протест. Также как маленькие котята или щенята ,играя, учатся охотиться ,также и наши дети ,играя, примеряют роли взрослых на себя. Детская непосредственность , что так умиляет взрослых, связана со способностью сопереживать , которая присутствует у ребенка в гораздо большей степени, чем у людей более старшего возраста. Драма каждого маленького человека в том, что он жертвует этой способностью в значительной мере ,в угоду обстоятельствам чуждого им рационального мира взрослых. Ведь как бы на первый взгляд не казалось противоречивым ,но наше сознание живое и изначально одухотворенное ,соединяющее нас в одно целое начало. Через него приходят к нам эмоции , мысли и, конечно ,способность сопереживать лучше всего характеризует способность сознания созидать реальность . Мы проживаем эту жизнь ,наше сознание проживает эту жизнь с нами, и созданная нашим сознанием реальность проживает эту жизнь как часть нашего осознания, так окружающий нас мир создается изначально через наше ему сопереживание .Каждый предмет в поле нашего восприятия, это сопереживание этому предмету ,чтобы явить образ в том виде, каким он видится, сознание становится этим предметом для нас. Воспринимающий и воспринимаемый становятся одним целым через сопереживание ,живые существа проецируют свойства окружающих объектов на себя через сопереживание .Эта естественная потребность чувствовать окружающий мир ,быть ему сопричастным позволяет улавливать малейшие изменения вокруг нас и чутко реагировать на любые перемены.
Сознание обладает этим необыкновенным свойством ,ему свойственно страстно увлекаться ,даже влюбляться во все, с чем оно соприкасается. Оно само становится тем, с чем сталкивается ,сознание, как волшебное зеркало ,в котором все вещи не только могут отражаться, но и начинают жить своей жизнью .В этом же и проявляется его самоограничение в безграничном обожании всего, к чему оно прикасается. Мы участвуем в этой большой игре изначально, мы проникаемся чувством слепого обожания порой к довольно случайным вещам. И делаем это в том нежном возрасте, когда чувство меры недоступно и чуждо, когда окружающий мир переливается всеми гранями своего безумного очарования.
В то же время дети остро чувствуют свою уязвимость перед миром взрослых. Их природный творческий потенциал легко может споткнуться об холодное безжалостное безразличие повседневности . То чувство вдохновения жизнью, которым природа изначально награждает каждого ,подвергается своего рода испытанию .Это неумышленная природная проверка вырабатывает и культивирует в маленьком человеке одну важную способность, позволяющую приобретать в дальнейшем необходимые ему коммуникационные и социальные навыки.
Дело в том ,что в основе социального поведения человека, помимо инстинктивного поведения в стае ,присутствует в значительной степени осознанная способность быть в состоянии сосредоточенности на каком-либо абстрактном предмете. Склонность к такому поведению у нас от природы ,но она дополнительно последовательно культивируется ,кристаллизуется искусственным образом. Социальные инстинкты тесно переплетаются с умением сосредотачиваться на отвлеченные, казалось ,задачи. Реальность же для ребенка ,словно непрерывная игра, и порой кажется он готов ее останавливать ,только чтобы обсудить новые правила его игры. Это без сомнения живой непредсказуемый процесс, но жизнь вносит в него свои коррективы. Так маленький человек учится сосредотачиваться на общественно значимых абстрактных мотивах поведения, таким образом, встраиваясь в социальную систему .Наша способность к отстраненному созерцанию и действию с самого начала получает направление для развития. Человек рождается в социуме, он ожидает помощи от окружающих людей и имеет готовность помогать, но при этом он также строго придерживается определенных социальных правил.
Так как каждая эмоциональная реакция для человеческого тела связь с его физическими действиями в поле сознания, то его мыслительные способности позволяют пресекать эту связь ,вносить коррективы через действие сосредоточения на абстрактном предмете .Что это нам дает ,прежде всего пресекать неблагоприятное в определенной ситуации спонтанное действие, а также возможность включить другие более уместные эмоции .
Прежде всего ,думается ,мышление, является нашей природной способностью, позволяющей нам осуществлять сложный, многоуровневый алгоритм наших физических действий .И главный козырь человека ,в относительном сравнении с другими животными в его умении абстрагироваться от ситуации ,действовать, используя не только ограниченное количество способов охоты и самозащиты, лучше всего соответствующих его природным физическим данным, но и находясь в постоянном поиске, находить новые, более совершенные.
Наше сознание великая загадка и навсегда останется для нас этой непостижимой тайной ,с ее бесконечным очарованием. Но желание понять, чем оно является в действительности, всегда будет также непреодолимо сильно ,насколько и не досягаемо .В чем же причина, имея возможность ,понимать природу окружающих предметов и событий ,нет возможности ясно представлять природу самого понимания. Надо осознавать ,что состояние сосредоточения на любом конкретном предмете, невозможно без того, чтобы на это мгновение абстрагироваться от наших сиюминутных желаний ,то есть суметь их подавить ,или как минимум оставить на время за бортом своего внимания. Чтобы трезво рассуждать, надо уметь умерить свои страсти, по сути, предмет нашего сосредоточения также на время теряет свое влияние на наши сиюминутные переживания. Это необходимое условие с одной стороны, с другой сама возможность видеть мир через призму размышлений есть желание понимать. Мышление сопряжено с подавлением непосредственных чувственных проявлений, но само является сильнейшим желанием .Чтобы принять предмет в поле своего размышления ,надо суметь от него абстрагироваться и исключить на время его чувственное восприятие, вызывающее непосредственную реакцию на воспринимающего.Целостность сознания и его непрерывность в том, что ,позволяя нам отстраняться от наших сиюминутных эмоций ,наша способность и потребность мыслить ,по сути, сама является доминирующей эмоцией, соответственно без возможности от нее отстраняться.