Левченко Юрий Николаевич : другие произведения.

Кризисы брака

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    На всем протяжении жизни семья может столкнуться и неизбежно сталкивается с разнообразными проблемами. Эти не решенные задачи и кризисы имеют различную природу и происхождение. Я бы условно определил их так. • Рождение ребенка. • Поступление ребенка в школу. • Подросток в семье. • Взрослые дети создают семью. • Чья-то болезнь или смерть. Эти проблемные ситуации, кризисы, требуют от семьи принятия соответствующих решений, но для этого нужно быть осведомленным об их наступлении. ћКто предупрежден - тот вооруженЋ


Психологические кризисы зрелого брака.

  
  
  
  
   На всем протяжении жизни семья может столкнуться и неизбежно сталкивается с разнообразными проблемами. Эти не решенные задачи и кризисы имеют различную природу и происхождение.
   Я бы условно определил их так.
  -- Рождение ребенка.
  -- Поступление ребенка в школу.
  -- Подросток в семье.
  -- Взрослые дети создают семью.
  -- Чья-то болезнь или смерть.
  
   Эти проблемные ситуации, кризисы, требуют от семьи принятия соответствующих решений, но для этого нужно быть осведомленным об их наступлении.
   "Кто предупрежден - тот вооружен"
  
   Так рождение ребенка, как первый кризис мы довольно подробно рассмотрели.
   Давайте поговорим про другие этапы, сопровождающие супругов по жизни, так называемой зрелой семьи.
  
   Зрелость семьи довольно условное понятие и давать определение не стоит. Но все же многие психологи пишут, что семья состоялась, когда прожито более 5 лет и появились дети.
   Другие вторят о стабильном общественном положении и материальном обеспечении, когда отношения и быт устоялись. И теперь то в зрелой семье можно заводить детей.
   Но я бы выделил на первый план для зрелых семей: высокую самооценку всех ее членов, непосредственное и честное общение между собой. И не важно, сколько лет они прожили, владеют ли квартирой, имеют ли благополучных детей.
   В таких семьях каждый уверен, что его не только выслушают, но и поймут. Конечно же, никто не застрахован от семейных бурь, но эти бури не сокрушают все на пути, а помогают придти к взаимности.
   В такой семье смеются, если смешно, сердятся или плачут, если у них неудача, и главное не скрывают это от родных.
   И понимают, что человеческая жизнь и чувства людей гораздо важнее многих таких, кажущихся на первый взгляд, насущных проблем.
   Они сохраняют свою автономию и уважают психологическое пространство другого.
   И если старшие и наказывают детей, они понимают, что изначально дети не могут быть плохими, они никогда их не унижают. Ведь ошибки служат для приобретения собственного опыта.
  
  
   Ребенок пошел в школу.
  
   И так ваш ребенок пошел в школу, радостный и довольный новым статусом. Взрослая обстановка, новые друзья.
   Но вот оказывается, что в школе он самый младший - первоклассник. Его задевают в коридоре на перемене, да и в классе нужно просидеть 45 минут. Он с трудом ориентируется в школе, да и учительница не добрая няня из садика.
   Так ребенок приобретает первый опыт внесемейных контактов.
   Если до этого вся жизнь ребенка проходила главным образом в семье, то с момента поступления в школу ему открывается более широкий мир, состоящий из одноклассников, учителей и других взрослых и детей, проживающих по соседству.
   Вновь меняются внешние границы семьи. Ведь когда ребенок идет в школу, результат воспитательной работы родителей как бы выносится на широкое обозрение.
   Для того чтобы период адаптации к школе у ребенка прошел относительно легко, очень важна доброжелательная семейная и бесконфликтная атмосфера с одной стороны,  а с другой - достаточная готовность ребенка к школе как физическая, так и психологическая.
   А это своеобразный стресс для ребенка. И как часто в семье возникают противоречия по поводу и без повода, и все вокруг ребенка.
   Никогда не жалейте времени  на общение с ребенком, друг с другом вы разберетесь потом.
  
   Его надоедливые: "Почему? А нам сказали в школе вот что!"
   Это основа вызвать интерес к учебе и научить преодолевать трудности. Таким образом, формируется любознательность и познавательная активность. Всегда поддерживайте в вашем ребенке этот интерес. Поверьте, нет ничего сложнее, чем научить чему-либо школьника, который не хочет учиться, а своим невниманием, не отбиваете ли вы охоту учиться.
   По мере того как происходит расширение социального мира детей, они начинают все отчетливее и полнее понимать конфликты и наряженную обстановку в собственных семьях.
   Бывая в домах своих друзей, ребенок узнает, что они живут по другим правилам. И это на первый раз кажется ему и привлекательным и справедливым.
  
   Важная сторона отношений - это эмоциональные контакты, как с детьми, так и между родителями.
   Особо необходимо выделить родительскую любовь к ребенку. Она величайший и незаменимый источник духовного развития ребенка, его эмоций, уверенности в себе.
   В атмосфере любви и близости удовлетворяется потребность формирующегося человека в положительных эмоциях. Общение в атмосфере доверия, забота о нем помогает ребенку преодолеть кризис первых лет в школе.
   Семья продолжает оставаться одним из самых важных факторов социализации детей младшего школьного возраста. Дети усваивают принятые в их семьях жизненные ценности, социальные ожидания и модели поведения.
  
   Специфика семейного воспитания: позитивное и негативное влияние на ребенка.
  
  -- В семье дети не только получают пример поведения, но и осваивают первые эмоциональные навыки общения. Семья обеспечивает чувство безопасности ребенку. И близкие люди являются для ребенка источником утешения в минуты отчаянья и волнений.
  -- Дети учатся у родителей определенным способам поведения. Родители являются источником необходимого жизненного опыта для ребенка.
  -- Поощряя или наказывая ребенка, родители учат как надо себя вести и поступать в разных ситуациях. И это формирование дисциплины в различных семьях практикуется по-разному. Используя только поощрения, родители тем самым как бы покупают хорошее поведение ребенка. Жестокий контроль и принуждение, наказание за каждый проступок полностью лишает детей инициативы. А власть правил, установленных родителями в силу социальных задач и семейных обстоятельств формирует не только волевые качества у ребенка, но и раскрывает его инициативу.
  -- Четкое и ясное общение в семье между родителями помогает ребенку выработать навыки общения в социуме, собственные убеждения и взгляды.
  
   Помимо формы воспитания и взаимоотношений с ребенком, формирование личности ребенка в семье во многом определяется родительскими установками. Это как бы программирование сценария поведения ребенка во взрослой жизни. Эти установки бывают как гласными, так и негласными.
  
   Вот примеры некоторых из них.
  
   Даже если ребенок и желанный, но часто от родителей можно услышать: "Глаза мои на тебя не смотрели бы. Чтоб ты сквозь землю провалился"
   Смысл этого - привить ребенку чувство вины, так как он источник всех неприятностей и трудностей в семье. В результате у него возникают серьезные эмоциональные проблемы. И часто он специально дерзит, нарывается на наказание, проявляет агрессию, тем самым он ощущает вину за конкретный проступок, а не за факт своего рождения.
   А сколько молодых инфантильных родителей не способных к раскованному, игровому поведению с детьми. Вот и тогда они поминутно одергивают детей, требуя взрослого осмысления своего поведения. Но ведь дети должны пройти этап детства. И как говориться наиграться.
   Или запрещают проявлять им свои эмоции и чувства. И вот уже установка для взрослого быть закрытым и не способным дарить любовь и близость.
   А родители, имеющие проблемы в общении, всячески не отпускают ребенка от себя. Такие родители обеспокоены чувством зависти других людей по отношению к своему ребенку. И вот уже в результате ребенок чувствует себя не так как все. С возрастом ощущает себя одиночкой в любой группе и не стремиться к близким отношениям. И такая установка не принесет во взрослой жизни радости для этого ребенка.
   Вот такое сильное влияние родители оказывают на сценарий будущей жизни ребенка. Ведь воспитание не только функция накормить ребенка, но и определить его судьбу. А потом уповаем на гороскопы или провидение, что жизнь не задалась.
   А ведь вектор жизненного сценария заложен в первые годы в семье.
  
   Скептик.
  
   Вот ребенок вырвался от опеки родителей, они еще пытаются проверять домашние задания.
   Но продленка, уроки не выучены, а сделаны, маленький человечек предоставлен себе. Родители задерживаются на работе, воспитывают дитя по телефону.
   Вы не узнаете эту семью?
   А кто у вас ходит на родительские собрания и выслушивает не лестные слова в адрес единственного и любимого чада?
   И берет заботы по проверке домашних заданий?
   Вот уже приходиться пересматривать рабочий график, больше времени посвящать ребенку. А это нарушение карьерных планов.
   Одному из родителей приходится брать на себя все тяготы материального обеспечения семьи.
   И от этого не справедливого перераспределения ролей возникают не понимание и конфликты.
   Или на худой конец вновь родители обращаются к бабушкам, приоткрывая семейные границы. И прародители с полным правом вмешиваются в воспитание внуков.
   И это может, не понравится родителям, а что хуже - одному из них.
   Вот уже и раскол...
  
   Психолог.
  
   Режим обучения ребенка, его каникулы задают ритм семейной жизни. Вновь приходится определять обязанности, и в перераспределении обязанностей должны принимать участие оба родителя. Тогда и делить придется на двоих, а это уже меньше, чем на одного.
   Разумеется, учебный год привязывает родителей к дому, а это уже предконфликтная ситуация. И отдых нужно согласовывать с каникулами ребенка, что не всегда получается.
   Да и гостей допоздна уже нельзя принимать, и самим задерживаться на поздних вечерних мероприятиях.
   А проблемы с работой? Одному из родителей необходимо уделять больше внимания дому, ребенку. И вот уже карьера и материальный достаток уходит в прошлое.
   И эти трудности насколько естественны, настолько и обязательны. Через них проходит каждая семья.
  
   А сколько копий было сломано по поводу формирования личности ребенка?
   Ведь методы воспитания у матерей и отцов нередко противоречивы и несогласованны. Все это приводит к тому, что у детей не формируются волевые качества и чувство ответственности. Такие дети отличаются не зрелостью суждений, а постоянным недовольством, низким уровнем самоконтроля, заниженной самооценкой. В сложных ситуациях они агрессивны и импульсивны.
   В младшем школьном возрасте поведение детей требует меньшего, хотя и более тонкого контроля. А вот важность родительского контроля над учебным процессом повышается, что сказывается на успешном обучении детей.
   А если ребенок плохо учиться это вызывает накаленную обстановку большей частью во взаимоотношениях родителей. Родитель, ощущающий личную неуспешность в профессиональной деятельности, бессознательно проецирует это на ребенка.
   Вот и возникают завышенные требования. Ребенка записывают во всевозможные кружки и секции, в престижную школу. Дитя перегружено, и не справляется с чрезмерной нагрузкой, у него появляются эмоциональные срывы.
   А ведь озабоченность успешностью ребенка - это проблемы не реализованных собственных надежд и к будущему ребенка не имеют отношения.
   Остановимся на одной из важнейших проблем, впрямую связанной с воспитанием, - главенство в семье.
   Глава семьи это тот человек, чье лидерство признается остальными. Именно лидер, а не авторитарный деспот, подчиняющий и подавляющий всех в семье. Часто им становится мужчина, принимая такую роль, так как для него это не только привычно, но и удобно.
   В других семьях супруги делят "сферы влияния".
   В определенной части семей лидирует женщина. Она определяет уклад семьи, формы досуга, ведет хозяйство, распределяет бюджет.
  
   Подросток.
   Вот ваш ребенок подрос и уже проявляет большую самостоятельность не только в поведении, но и суждениях.
   В первую очередь огромную роль в воспитании ребенка играет мать, которая чаще его видит, знает про его проблемы.
   И я хочу привести несколько примеров стилей воспитания:
  
  -- Если мать чаще всего выступает с гиперопекой и постоянными опасениями за ребенка по любым поводам из страха, что с ним что-то случится. На каждом шагу ребенок слышит предупреждения об опасности. Мать стремится сделать все сама, подменяя своими действиями побуждения ребенка к самостоятельности. В этом случае природой заложенное чувство тревожности, необходимое для нормального выживания, раскачивается и заостряется до высокого уровня тревоги и в дальнейшем затрудняет жизненную адаптацию, превращая ребенка в существо беспомощное, безвольное, зависимое от более сильных окружающих лиц.
  
  -- Другая мать жаждет собственной самореализации. И проявляет некоторую беспечность, избыточную независимость, и что осложняет ей жизнь, вытесняет из сознания. А часто это оказывается взрослеющее дитя. Этот метод можно назвать попустительство. Ребенок в такой ситуации растет недисциплинированным, не знающим ограничений своим прихотям и капризам; он не приучается к усидчивости и труду. В дальнейшем его адаптация затруднена в связи с неразвитым самоконтролем и отсутствием выработанных норм поведения в соответствии с моралью и нравственностью социума.
  
  -- Если характер матери отличается чертами эмоциональной возбудимости, нелогичностью требований, предъявляемых к ребенку, а ее методы воспитания - противоречивы и неадекватны. Приспособиться к такой материнской непоследовательности на основании здравого смысла ребенок не может, отсюда и его собственное "Я" не может формироваться на базе логических предпосылок. Такой метод воспитания не способствует интеграции личности; напротив, он может породить расщепление "Я", привести к полной дезинтеграции.
  
   Порочность приведенных выше примеров воспитания можно причислить не только к матерям, но и к отцам, и к учителям, так как их влияние на ребенка тоже значимо.
  
   Так как же все-таки следует вести себя родителям с подростками?
   Прежде всего, доверять, заботиться, перестать жестко контролировать, прекратить считать, что перед вами маленькие детки.
   Принять, наконец, что дети - самостоятельные взрослые личности со своим правом распоряжаться собственной жизнью.
   Закончить их тыкать носом в недостатки, невыполненные обещания, оплошности. И если дети ошибаются и допускают ошибки, то они просто должны прочувствовать это на себе. Это позволит получить собственный опыт, а не ваши абстрактные нравоучения.
   Замечайте то, что сделано хорошо, и не акцентируйте внимание на том, что сделано плохо. Это позволит ребенку радоваться вместе с вами своими успехами, что роднит вас.
   Все это работает на его будущее. И когда дети, став взрослыми, начнут принимать большинство решений самостоятельно, они с благодарностью это вспомнят.
   Готовясь к этому, родители уже сейчас должны чаще обсуждать с детьми различные проблемы и советоваться по важным семейным вопросам.
   Станьте авторитетом для своих подростков. А авторитетные родители те, которые любят и понимают детей, предпочитают не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить за дело.
   Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более не мотивированными вспышками гнева.
   В таких семьях дети вырастают - инициативные, общительные, добрые. Они любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения. Ответственно относятся к своим обязанностям. Они более энергичны, уверены в себе, у них лучше развито чувство собственного достоинства и самоконтроль.
  
   А вот авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав. Ребенок должен во всем подчиняться их воле, приказу.
   Требуя у ребенка дисциплинированности, они не оставляют ему право вариантов поведения. Лишают права возражать старшему, даже если ребенок прав. Контроль не идет далее суровых запретов, выговоров и нередко - физических наказаний.
   Такие родители исключают душевную близость с детьми, скупы на похвалы. У детей так воспитанных формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины или страха перед наказанием. И, как правило, слабый самоконтроль. Они с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности, и даже враждебности к окружающим.
  
   Снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудиться, не требуя от них ответственности и самоконтроля.
   Они не обращают внимания на вспышки гнева, что возникают у импульсивных детей и на их агрессивное поведение, в результате чего возникают неприятности.
  
   Но нет родителей строго укладывающихся в эти условные рамки. В каждом из нас уживаются и авторитарные и беспечные люди, и никто не отнимет у нас рассудочного и взвешенного поведения.
   Поэтому я бы рекомендовал для родителей "схему родительского поведения" не исключая различные вариации и индивидуальность.
  
   Контроль:
   Способность настаивать на выполнении своих требований, принятых взвешенно и не на эмоциях. Познавательный процесс не исключает игрового поведения, прикладывайте выдумку и творчество, обучая ребенка. Модифицируйте агрессивное поведение в более сдержанную форму и не поддавайтесь требованиям каприза.
  
   Родительские требования:
   Должны быть направлены на развитие зрелости у ребенка, обучение самоконтролю. Это помощь проявляется в развитии способностей в сфере эмоциональных и межличностных контактах. Побуждать к самостоятельным действиям и готовности к принятию решений.
  
   Способ и форма общения родителей в воспитательном процессе:
   Использовать убеждения, обосновывая свою точку зрения и готовность обсуждать ее с детьми. Не использовать крики, ругань или жалобы. А приводить примеры из жизни или литературы. В крайних случаях убеждать, что это просто житейский опыт, реальная необходимость.
  
   Эмоциональная поддержка:
   Родители должны уметь выражать сочувствие, любовь, и теплое отношение. Они должны выражать гордость и удовлетворение от успехов детей. А их ошибки помогать исправлять советом или действенной помощью.
   Когда родители расположены, говорить с детьми, и прибегать к словесным аргументам, ребенок будет соглашаться с ними, вместо того чтобы высказывать открытое неповиновение.
  
   Такие взаимоотношения, построенные в семье по принципу любви, взаимодоверия, автономности, демократичности принесут верные и надежные результаты. В таких семьях всегда учитываются взаимные интересы. Это развивает активность, самостоятельность, доброжелательность, уверенность в себе уже взрослых людей.
  
   Но некоторые родители, увлекаясь демократичным построением в семье, не научают детей навыку подчинения социальным требованиям. И вот уже вырастают дети, а так и не научились отделять: "желаю" и "нужно".
   Ведь необходимо формировать человека, а это требует от родителей и мужества и ответственности. Специфика родительского отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку.
   С одной стороны безусловная любовь, а с другой гибкость поведения. Гибкость родительской позиции - есть способность изменения влияния на ребенка по ходу взросления с учетом различных требований жизни. Гибкая позиция должна быть не только изменчивой, но и предвосхищать, быть прогностичной.
  
   Письмо из моей почты.
  
   Я растила сына одна. Много настрадалась. Приходилось работать на многих работах, недосыпать, но сын всегда был хорошо одет.
   В школе он учился хорошо, я очень радовалась, когда он поступил в институт.
   Закончил его, стал помогать мне деньгами. Все говорили, какого сына вырастила...
   И вот он влюбился, бросил меня. Уехал в другой город. Стал редко писать. Только звонит.
   Там женился. Я не приняла невестку, даже на свадьбу не поехала. Сказала денег нет...
   Вот у них родилась внучка, они зовут приехать. А мне стыдно и горько...
   Что мне делать? Как быть?
  
   Психолог.
  
   Как бы не переживали родители, но семья является стартовой площадкой для ребенка.
   И вот в этом случае способ ухода молодого человека из семьи очень важен. И это важно как для него самого, так и для матери. Поэтому можно и нужно придти к обоюдному компромиссу, как матери, так и сыну. Не делайте поступки по умолчанию, говорите с близкими, старайтесь достучаться до сердца.
  
   Вот в этом и проявляется следующий кризис семейного развития.
   Взрослый ребенок покидает семью.
  
   Для молодого человека важно, что он уходит по своей воле и при этом знает, что может вернуться в семью в случае необходимости или обратиться за поддержкой. Поэтому не стоит рубить с плеча и сжигать мосты, как той, так и другой стороне.
   А вот если молодой человек вопреки своему желанию покидает семью или хуже того под принуждением остается - его жизнь складывается плохо.
   А родителям совет - вам не остается ничего другого как принять детей такими, какими они являются в действительности. И научиться предоставить им свободу, уважая их право выбрать взрослые роли. Вы же их воспитали такими.
   В этот момент родители должны не прекращать активного диалога с детьми, уважая их суждения и принимать их решения.
   А когда выросшие дети вступают в брак, перед родителями встает задача наладить отношения с новым членом расширенной семьи. И вот проходит время, страсти утихают.
   И супруги остаются одни, как в далеком прошлом. Но теперь у них за плечами прожитая жизнь и взрослые дети. Первоначально возникает некоторая сложность. Нужно вновь учиться жить вдвоем, когда никто не отвлекает. Но вот тут то и возникает гармония и большое чувство удовлетворенности.
  
   Супружество в старости характеризуется не только неким удовлетворением, но и увеличением проблем со здоровьем. И новый кризис можно связать с выходом одно из членов на пенсию. Ведь работа определяла занятость человека во времени, образовывала круг общения. Теперь время остановилось и его стало катастрофически много.
   Произошел разрыв между личностью и обществом. Состоялась утрата социального статуса. Произошел спад коммуникабельности.
   И в это же время происходит разобщение в психологической сфере: изменяются мотивация, интересы, сужается круг общения.
   Прекращение работы у пожилых людей сопровождается изменением образа жизни, разрывам привычных связей, новыми отношениями со стороны окружающих.
   И все это требует перестройки не только взаимоотношений в семье, но и перестройки самой личности, что не поспевает за изменившимися обстоятельствами.
   Женщины чаще удовлетворены уходом на пенсию, чем мужчины, так как мужчины сталкиваются с более радикальными изменениями в своей жизни. И поэтому их адаптация происходит тяжелее.
  
   Когда люди находятся в преклонном возрасте, смерть супруга становится весьма вероятным событием.
   Первая реакция на смерть - это шок и оцепенение. И в это время организация похорон или выполнение других необходимых процедур, помогает выйти из этого состояния шока. Конкретные и реальные действия, которые приходится выполнять, приносят некоторое облегчение.
   На последних этапах жизненного цикла индивида исключительно большую роль играет расширенная семья. Она представляет для пожилого человека ближайшее социальное окружение, оказывает позитивное, но как часто и негативное, влияние на изменившуюся ситуацию.
  
  
  
  
   1
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"