На протяжении столетий еврейские общины диаспоры выбирали себе раввинов демократическим путем. Доверие общины было той основой, на которой строился авторитет раввина. Назначение это, как правило, не было пожизненным. В большинстве общин раввину периодически приходилось вновь доказывать, что кредит доверия к нему не исчерпан. И сегодня раввины по-прежнему избираются во многих общинах стран Америки и Западной Европы, в том числе - в ортодоксальных. Более того, между раввином и общиной подписывается контракт, в котором оговариваются полномочия религиозного лидера, его права и условия работы.
Совсем иначе обстоят дела в Государстве Израиль. Здесь назначение раввинов городов и населенных пунктов не имеет ничего общего с демократией. Городского раввина избирает совет выборщиков, состоящий, как правило, из представителей местных религиозных организаций и институтов, а также муниципальных политиков, чей процентный вес совершенно ничтожен. Эта система доказала свою полную неэффективность, например, на выборах главного раввина Иерусалима, в ходе которых сторонам в течение нескольких месяцев не только не удалось выбрать городского раввина, но даже прийти к согласию относительно состава совета выборщиков. Логическое обоснование создания такой запутанной и недемократичной системы выборов заключалось в том, что религиозный авторитет, в идеале, не должен был зависеть от прихоти рядовых членов общины, но лишь от воли небес. Тогда его взгляды и решения были бы искренними и нелицеприятными.
Однако эти добрые намерения привели к прямо противоположным результатам. Сегодня главные раввины городов назначаются раз и на всю жизнь (как минимум, до 75 лет). Они независимы от местной общины, не переизбираются повторно, никому не дают отчета в своей деятельности, даже главному раввинату. Некоторые из них вообще придерживаются антисионистских взглядов, получая при этом от государства солидную пожизненную зарплату и все социальные условия. И сместить их с должности практически невозможно. Они же, в свою очередь, назначают раввинов кварталов и отдельных синагог, находящихся на вверенной им территории, зачастую без учета характера местной общины.
Приведу конкретный пример: главный ашкеназийский раввин города Кфар-Сабы несколько лет был прикован к постели по старости и болезни, тем не менее, продолжал занимать свою должность, получать зарплату, а его сын, которого никто не избирал и не назначал, подписывал документы от имени отца. Главный сефардский раввин - тоже очень пожилой человек, постоянно проживающий в Иерусалиме. В Кфар-Сабе проводит один-два дня в неделю. Местный раввинат тем временем практически бездействует: желающие зарегистрировать брак ожидают приема неделями, в отделе надзора за кашрутом обнаружены финансовые злоупотребления и прочее. Изменить ситуацию в рамках действующего закона вряд ли возможно.
Следует изменить законодательство в целом, демократизировав процесс назначения раввинов городов и населенных пунктов. Если раввины будут избираться самими жителями, то вряд ли найдется много городов, за исключением Бней-Брака и нескольких ультраортодоксальных поселков, где население согласится принять религиозного лидера с антисионистскими взглядами. Если раввины будут периодически переизбираться и "держать экзамен" перед гражданами, то они станут действовать в интересах возглавляемой ими общины, а не пославших их руководителей иешив, как это происходит сегодня. К сожалению, светская публика обычно равнодушно относится к происходящему в стенах раввината, а ведь каждому приходится обращаться туда хотя бы несколько раз в жизни. Какое отношение к себе мы там испытаем, зависит, в том числе, от нас.
От редакции: Раввин Григорий Котляр был избран в состав местного религиозного совета города Кфар-Сабы, однако его назначение не было утверждено министром по делам религий, представителем партии ШАС.