В соответствии с нашей традицией, Машиахом, Спасителем народа должен быть муж из колена Иегуды, помазанный на царство елеем. Процедуру помазания до вступления в должность проходили также цари и пророки.
Великий Давид был помазан трижды! [2]. По указанию Творца перед вступлением в должность Первосвященника Аарон, вместе с сыновьями - священнослужителями, тоже прошли эту процедуру [3]. А пророк Илия, забранный Богом на небо живым, помазал своего преемника Елисея [4].
Еврейский народ дал миру огромное количество знаменитостей - в религии, управлении, науке, технике, искусстве.
Кого из них можно назвать самой мощной фигурой, принесшей миру наибольшую пользу?
Конечно, Моше (Моисея), на которого положил свой глаз Сам Творец вселенной, Моше, который вывел наш народ из рабства, преодолев массу трудностей как в борьбе с врагами, так и с противостоянием нескольких миллионов соплеменников, бывших рабов. Плюс - большое количество неевреев, вышедших вместе с нами из Египта. Моше, которому Всесильный лично надиктовал книгу книг - Святую Тору, которая неспроста именуется Пятикнижием Моисеевым.
Считают ли его Машиахом?
Нет. Общепризнанны, например, боец-царь Давид, царь-умница Соломон, царь Кир.
И - почему?
Во-первых, он не из колена Иуды, а из колена Леви, во-вторых, он никем не был помазан.
Почему Спаситель должен быть из колена Иуды?
Потому, что Тора устами создателя 12 колен Яакова констатирует: "Не отойдет скипетр (власти) от Иуды и законодатель от потомков его, пока не придет Шило, и к нему стечение народов" [5]. Шило - это Мессия. Так принято в традиционном иудаизме.
Однако, это не единственная точка зрения. Как правило, в переводах пишется - "Шило", хотя точнее - "в Шило". Это натолкнуло на мысль о том, что Яаков имел в виду какую-то местность, а не человека. И, как ни странно, это подтверждает даже Талмуд: "Есть четкое различие между Иерусалимом и Шило, о котором сказано в Мишне (трактат Мегила, 1:11): "Отличается Шило от Иерусалима тем, что в Шило едят малые святыни (то есть мясо "легких жертвоприношений") и второй маасер повсюду в пределах видимости, а в Иерусалиме - в пределах городских стен". Когда Скиния завета находилась в Шило, малые святыни можно было есть "повсюду в пределах видимости", то есть везде, откуда была видна Скиния, поскольку у нее не было стен. Но с тех пор, как в Иерусалиме был построен Храм, мясо жертвоприношений можно было есть только в пределах иерусалимских стен" [6].
Ежели это так, то Спаситель может быть из любого колена!
Почему же это не учитывается религиозными специалистами, многие из которых знают многотомный Талмуд почти наизусть?
Думаю, что определённую роль в этом сыграла... гематрия. (У нас каждая буква алфавита имеет своё цифровое значение, а сумма этих значений в слове называется гематрией).
"Большинство иудейских толкователей всех веков были согласны с тем, что слово שילה 'Шило' (возможный перевод - "мирный") является одним из имен Мессии, описывающим его деятельность как примирителя человечества с Богом и людей между собой. В наиболее авторитетном труде каббалистической традиции, книге "Зогар", указано, что выражение יבאשילה 'йаво Шило' ("придет Шило") имеет числовое значение 358 и таково же значение слова משיח 'Маши́ах' - "Мессия" [7].
И как тут можно возразить? Ведь у нас считается, что слова с одинаковой гематрией имеют одинаковый смысл. Или - противоположный...
Далее. Господь говорит пророку Натану, чтобы он передал царю Давиду следующее: "Когда же исполнятся дни твои и ты почиешь с отцами твоими, то Я поставлю после тебя потомство твое, того, который произойдет из недр твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его навеки" [8].
Как понимать "потомство твоё, тот, который произойдёт из недр твоих?". Вероятнее всего это - великий Соломон, который построит Храм. Пошире - колено Иуды. Но Давид - царь всех 12 колен Израилевых, он - руководитель и духовный отец каждого человека в его государстве, все - его дети, а любой из них - еврей.
Хочется отметить и такой фактор - на мой взгляд, некоторые пророчества Яакова - ошибочны. Например, он говорит: "Шимон и Леви - братья, орудия грабежа они присвоили. В сговор с ними не войди, душа моя, к обществу их не присоединяйся, честь моя! Ибо они в гневе человека убили, и по их воле изувечили быка. Проклят гнев их, ибо силён, и ярость их, ибо тяжела. Разделю их в Яакове и рассею их в Израиле. ...Не оставит скипетр Иуду..." [9].
А что - на самом деле? Руководство и духовное, и административное Творец передал левитам! Да, Он действительно рассеял их по стране, но совершенно с иной целью, ибо "малые храмы" - синагоги должны быть везде! Мало того, Левиты имели и свои города, в которых мог спрятаться невиновный человек от кровной мести родственников погибшего.
И это обязан был "видеть" великий человек, которому Сам Всесильный дал через ангела прекрасное имя - ИЗРАИЛЬ...
Рассматриваемый вопрос коснулся и Хасмонеев. Мощная сплочённая семья, освободившая мировую Святыню - Иерусалимский Храм и избавившая Израиль не только от греческого насилия, но и от гражданской войны, ибо среди нашей молодёжи появились сторонники видимых божков - красавц`ов с развитой мускулатурой - Зевс, Геракл, Аполлон..., как будто физическая сила мощнее духовной.
Нравились и греческие олимпийские игры, в которых состязались мужчины - в чём мама родила.
Внешне прекрасны, привлекательны и богини - Артемида, Афина, Афродита...
Так как Хасмонеи были левитами-саддукеями, их не только не считают Машиахами, но и пришедшие к власти фарисеи просто мельком сообщили о них в Талмуде [10], сосредоточив основное внимание только на чуде Божественного кувшинчика с маслом, которое вместо одного дня горело в Храме восемь суток.
Выделим фразу Пятикнижия: "Сказал Моше Всесильному: "КТО Я ТАКОЙ, чтобы идти к фараону и ЧТОБЫ ВЫВЕСТИ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ИЗ ЕГИПТА?" И сказал Всесильный: "Потому, что я буду с тобой... КОГДА ВЫВЕДЕШЬ НАРОД ИЗ ЕГИПТА, будете служить Всесильному" [11]; "Аарон тебе будет устами, а ТЫ ему КАК БЫ ВСЕСИЛЬНЫМ БОГОМ" [12]; "И сказал Бог, обращаясь к Моше: "Смотри, Я ПОСТАВИЛ ТЕБЯ КАК БЫ ВСЕСИЛЬНЫМ БОГОМ для фараона" [13].
Неужели приведенные стихи нельзя считать словесным помазанием Самим Творцом?
Нет, поллитра масла мощнее этих слов!!!
Посмотрим со стороны сегодняшнего дня на помазанного в царя и Машиаха Кира.
Первое - из какого он колена Израилева?
А из никакого, он - язычник, покровитель всяческих культов, по национальности - перс.
Второе - кем помазан в цари?
Персами и вавилонскими жрецами [14].
Третье - кем "помазан" в Машиахи?
Словесно - через великого пророка Исайю: "Так сказал Господь помазаннику Своему, Киру, которого Я держу за правую руку его, чтобы покорились пред ним народы" [15].
Всем народам, которых насильно переселил в Вавилонию Навуходоносор и другие цари, Кир разрешил вернуться в свои страны и поклоняться своим божкам. "Особую благосклонность Кир питал к иудаизму. Причину этого учёные видят в сходстве многих идей (добро и зло, мессия, демонология) зороастризма (религии древних персов) и иудаизма и о большом влиянии идей иудаизма на зороастризм. Монотеистическая религия Иеговы была ближе персам, чем "грубые" культы халдеев, эламитов и египтян... Послание: "Так говорит царь Кир: после того, как всемогущий Бог даровал мне царствование над всей землёй, я убедился, что Он то же самое Божество, которому поклоняется народ израильтян. Он устами пророков предвещал имя моё и объявил, что я отстрою храм Его в Иерусалиме в стране Иудейской. Это Кир узнал при чтении книги, в которой за двести лет до этого пророк Исайя оставил свои предвещания" [16].
Ах, какой добрый язычник! Вернул нам ценности, разрешил отстроить Иерусалимский Храм и даже помог финансами.
Отметим, что после победы Кира Иудея стала частью персидского государства. А рядом с подчинённой Иудеей - враждебный для персов и евреев - Египет. Естественно, умному Киру нужна была точка опоры со "своими" людьми. И вполне понятно, что благодарные евреи были готовы помогать Машиаху.
Хоть и мал золотник, да дорог, хотя цены Земле Обетованной - нет!
Обратим внимание ещё на один фактор - в ортодоксальном иудаизме считается, что, если у двух слов один и тот же корень, или хотя бы две его согласных, то эти слова близки по своей сущности. Итак - Моше и Машиах...
Рассмотрим свершившееся - Творец дал задание, конечно, зная заранее, что Праведник его не выполнит и наказал, не пустив его в Обетованную. А было - закончились водные запасы, и Творец приказал Моше и Аарону взять у Него посох, и при людях СКАЗАТЬ скале, чтобы она дала воду. Однако Моше, доведенный народом до крайнего уровня психической неуравновешенности, УДАРИЛ по скале посохом два раза, и потекла вода. И сказал Бог: "За то, что вы не поверили мне, чтобы ознаменовать святость Мою на глазах у сынов Израиля, не введёте вы собрание это в страну, которую я дал им!" [17].
Но Творец также знал, в каком состоянии находился Пророк.
Так, может быть, случай со скалой - просто повод? Ведь - зачем был нужен посох? Что, скала испугалась его и - "заплакала"?
Мавр сделал своё дело... Интересна тенденция индийских йогов - как только ты познал всё на земле, то покидаешь её, ибо делать тебе здесь уже нечего - развитие закончилось. Моше выполнил возложенное на него Творцом - самое тяжелое и самое почетное.
И в честь Исхода из Египта Сам Бог назначил прекрасный праздник. Навеки, навсегда.
Но для дальнейшей реализации намеченного Творцу нужен был человек другого плана - не идеолог, а старательный исполнитель.
Так и кто сказал, что задание Моисею было - вывести наш народ из Египта и ввести в Землю Обетованную?
Вывести - да: "И говорил Бог с Моше и Аароном, и дал им указания о сынах Израиля и о фараоне, царе Египта, чтобы ВЫВЕСТИ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ", а также: "Это те самые Аарон и Моше, КОТОРЫМ ВЕЛЕЛ БОГ ВЫВЕСТИ СЫНОВ ИЗРАИЛЯ ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ" [18]. Тора не просто повторяет эти стихи, очевидно, что этот акцент очень важен.
Ввести в Обетованную - такого прямого указания в Святой Книге - нет. А это значит, что Моше выполнил задание Всесильного.
Кир считается Машиахом потому, что он отпустил евреев, дав им охрану. Но он их в Обетованную тоже не вводил.
Всё в мире относительно, только Бог - постоянен. Но у Него бывают и исключения, например, подчинив жену мужу [19], Бог говорит Аврааму "Слушайся всего, что скажет тебе Сара - ибо лишь потомки Исаака будут называться потомством твоим" [20]. На мой взгляд, это касается частности - только взаимоотношений с сыном Ишмаэлем.
Можно предположить, что смерть Моше - это переход в какое-то новое, более высокое качество.
Какое? Основой является "намёк" Творца: "Умри на горе, на которую ты взойдёшь, и ПРИОБЩИСЬ К НАРОДУ СВОЕМУ" [21].
В комментарии Сончино объясняется: "Твоя душа соединится с душами тех праведников, которые предшествовали тебе".
Судя по Торе, загробной человеческой жизни - нет, а мечты старцев Талмуда: "В мире будущем нет ни еды, ни питья, ни размножения, ни торговли, ни зависти, ни вражды, ни соревнования, но праведники сидят с венцами на головах и наслаждаются сиянием Божества" [22], т.е. их души, бездельничая, будут кайфовать в раю - не может соответствовать истине, ибо человек и его душа должны постоянно развиваться.
Ангел. Нам известно, что это дух, не имеющий тела, но, по указанию своего руководителя может принимать даже человеческий вид.
Как они рождаются? Этого мы не знаем. Но имеется информация от наших мудрецов, что душа умершего человека может переселиться в новорожденного.
Только в человека?
Как ангелу лучше всего познать идеологию людей, с которыми ему нужно будет работать? Самый простой вариант - сотворить его из готового к работе "материала" на базе души хорошего человека.
Очевидно, что имеются различные категории ангелов, одна из которых работает с людьми. Вполне возможно, что в ней имеются группировки, общающиеся с "клиентами" определённой национальности.
Из ушедших в мир иной самой мощной еврейской фигурой является Моше. Уж кто, как не он, руководя, познал нас со всех сторон! И фраза Бога - "приобщись к народу своему" - прекрасно вяжется с двух сторон - и с ангелами, и с живыми людьми, ежели Моше будет ангелом.
В мире имеется система подчинённости, подсказанная Моисею Творцом через Итро [23]. Поэтому он может стать и руководителем ангелов - Архангелом, работающим, в основном, с евреями.
Однако, как констатирует раввин Григорий Котляр, "вышесказанное противоречит духу традиционного иудаизма; более того, напоминает языческие идеи о превращении героев и царей в богов после смерти, например, историю с Гераклом и прочими греками".
Да, но если не будет новых точек зрения, основанных на логике мышления, - а Творец постоянно делает нас более грамотными и развитыми и вширь, и вглубь, если не будет дискуссий нового с установившимся, традиционным, - не будет развития, а это неизбежно приведёт к искажению истинного.
Также Господь предупреждает, чтобы мы не ходили путями язычников, а исполняли Его законы и установления [24]. Но греки придумывали сказки для многобожников, а мои предположения находятся в пределах хоть и нетрадиционного, но - ЕдиноБожия. И, даже если я неправ, истинное может находиться где-то рядом, что даст возможность, со временем, узреть его. Да и "если мы так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?" (Конфуций)
На мой взгляд, не исключен и вариант, что земля - это "ад", куда отправлены умершие грешники с какой-либо родственной планеты на исправление в естественных условиях. Поэтому Моше, вернувшийся на свою планету после "смерти", будет руководить, опять же, евреями.
...Вернемся с неба на землю. Есть ситуации, когда ради большого дела используются исключения. Человек в своих действиях ищет оптимум. Локальный, естественно - с пользой для себя. У Творца оптимум - глобальный: чтобы лучше было большинству. Сразу всем - не получается, ибо все мы - разные.
Думаю, что ситуация с Моше - глобальна, а наши мудрецы считают, что ошибка со скалой - вообще у него единственная.
Плюс - великий Соломон вещает: "Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы" [25]. А, создавая новое, при каждом шаге имеется возможность отклонения от прямого пути.
Плюс - учтём и то, что Пятикнижие подчёркивает: "И не было более пророка в Израиле, подобного Моше, которого знал Бог лицом к лицу" [26]. И что может быть почётнее?
Итак, признаем? Ведь лучше позже, ...
Литература:
[1] Иеремия 17:10
[2] 1 Царств 16:13; 2 Царств 2:4; 5:3
[3] Исход 28:41, 29:7-9
[4] 3 Царств 19:16
[5] Бытие 49:10
[6] Рав Амиэль Штернберг "Без крепостной стены жить будет Иерусалим" http://www.midrasha.net/article.php?operation=print&...
[7] Щедровицкий Д. "Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево" том 1, лекция 12 http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/bibliologia/schedr/index.php
[8] 2 Царств 7:12-13
[9] Бытие 49:5-7,10
[10] Вавилонский Талмуд, трактат Шаббат 21а
[11] Исход 3:11-12
[12] Исход 4:16
[13] Исход 7:1
[14] Кир II Великий, энциклопедия Википедия, http://ru.wikipedia.org/wiki/Кир_II
[15] Исайя 45:1
[16] А.А.Опарин "В царстве пигмеев и каннибалов" Часть I, Глава 2 "О царе Кире, поверившем пророку Исайи" http://nauka.bible.com.ua/kann/kann1-02.htm