Праздник деревьев Ту би-Шват в последние годы все больше ассоциируется в нашем сознании с вопросами защиты окружающей среды. И не случайно. Современное западное общество, как правило, крайне потребительски относится к природным ресурсам. Оно безжалостно разрушает экологические системы, никоим образом не заботясь о последующих поколениях. В государстве Израиль проблемы экологии тоже стоят чрезвычайно остро.
Воды не хватает, а мы постоянно слышим о загрязнении и без того скудных водных источников и грунтовых вод. Технология утилизации вторсырья вообще не развита. Поэтому куда девать мусор - непонятно! Не превращать же пустыню Негев в свалку страны, что уже происходит. Железнодорожный транспорт находится в зачаточном состоянии, и мы вынуждены дышать выхлопными газами бесчисленных автомобилей. Пробки в районе Гуш-Дан, на подъездах к Иерусалиму, да и в других регионах достигли критических масштабов. Все это отражается на нашем здоровье и здоровье наших детей.
Особой "чистотой" отличаются арабские деревни и ультрарелигиозные кварталы Иерусалима и Бней-Брака. Такое впечатление, что там вообще никто не убирает. В то же время, если внимательно перечесть традиционную еврейскую литературу, можно убедиться, что уже за тысячи лет до того, как экология стала общемировой проблемой, иудаизм крайне серьезно рассматривал вопросы защиты окружающей среды. В самой Торе описано, как Б-г поместил первого человека в сад Эдема, дабы обслуживать и охранять его. Возникает вопрос, от кого следовало Адаму охранять райский сад? Да от себя самого, ведь ни одно животное не в силах нанести такой вред природе, как человек.
Именно поэтому на нас же возлагается задача хранить этот мир таким, каким он был создан - для нас и будущих поколений. Тора требует бережного отношения к животным, запрещает вырубать деревья, позволяет земле отдыхать, восстанавливая силы, в седьмой год. Талмуд запрещает выбрасывать мусор на общественной территории, настаивает, чтобы предприятия, являющиеся источниками шума и загрязнения воды и воздуха, выносились за пределы города. Если б мы соблюдали хотя бы эти требования, ситуация с экологией в нашей стране выглядела бы иначе.
Русскоязычные израильтяне осознают важность решения экологических проблем. Однако конкретных активных действий мы, как правило, не предпринимаем. То же касается и религиозных партий. Зачастую возникает впечатление, что борьба за чистый воздух - удел леволиберальных организаций. На самом деле, это не так. Забота об охране окружающей среды - это и настоятельная потребность, и заповедь Торы, и проявление нашей любви к Земле Израиля. Это наше общее дело.