Левицкий Геннадий Михайлович : другие произведения.

Гладиаторский бой Ганнибала

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В 264 г. до н.э. в Риме состоялись первые гладиаторские игры. Рассказ не о них; он о втором гладиаторском бое, который не заметили исследователи этой страницы римской истории.

   Гладиаторский бой Ганнибала
  
   В 264 г. до н.э. Децим Юний Брут впервые устраивает гладиаторские игры в память о своем умершем отце. На Бычьем рынке было выставлено три пары бойцов, одновременно сражавшихся друг против друга.
   В 216 г. до н.э. на погребальных празднествах в честь Марка Эмилия Лепида выставили 22 пары гладиаторов. Так началась история самого кровавого и любимого римлянами зрелища.
   Между вышеупомянутыми событиями состоялся еще один гладиаторский бой. Его устроителями были не римляне, впрочем, они имели к этому кровавому зрелищу самое прямое отношение.
  
   Весной 218 г. до н.э. Ганнибал начал свой знаменитый поход из Испании через Пиренеи, Альпы в Италию. Рим и Карфаген вступили в смертельную схватку, которая получила название: 2-я Пуническая война.
   Дорога в Италию оказалась чрезвычайно трудной и опасной. Уже после перехода реки Ибер (Эбро) Ганнибал ввязался в жестокую войну с испанскими племенами. Путь до Пиренеев стоил карфагенскому военачальнику четверти войска.
   Летом 218 г. до н.э. Ганнибал приблизился к реке Родан на территории современной Франции. Хозяином здешних мест было могущественное галльское племя. Воинственные галлы заняли противоположный берег реки: они "пели победную песнь и требовали битвы - все это представляло зрелище грозное, мучительное" (Полибий).
   В это время в устье Родана высадился консул Публий Корнелий Сципион; у него было не меньшее желание, чем у галлов, остановить карфагенян.
   Во время переправы Ганнибал послал пятьсот нумидийских всадников по направлению к римскому лагерю. Сципион также отправил разведку в количестве трехсот конных воинов. На половине пути обе разведки столкнулись, и между ними разгорелся жестокий бой.
   Римляне потеряли сто шестьдесят человек; нумидийцы оставили на поле боя более двухсот воинов и позорно бежали, несмотря на численное превосходство.
   Незначительный бой серьезно озадачил Ганнибала. Карфагенская пехота всегда уступала римской, но конница, наоборот, превосходила. Еще более удручающее впечатление небольшое сражение произвело на подчиненных великого пунийца.
   Грозило окончиться крахом дело всей жизни не только Ганнибала, но его отца Гамилькара Барки, зятя Гасдрубала - погибших в Испании. Более двух десятилетий Карфаген жил надеждой реванша за поражение в 1-й Пунической войне.
   И тогда Ганнибал поступил следующим образом: он построил войско, а впереди поставил пленных римских легионеров. Накануне их долго готовили к предстоящему зрелищу: "пленных держали в тяжелых оковах, мучили голодом, тела их были измождены ударами" (Полибий).
   Ганнибал велел положить перед пленными "несколько полных галатских вооружений, в какие облекаются обыкновенно цари их, когда идут на единоборство; кроме того, он велел поставить тут же лошадей и внести нарядные военные плащи. После этого Ганнибал спросил юношей, кто из них желает вступить в единоборство друг с другом, с тем, что победитель получит в награду выставленные предметы, а побежденный найдет в смерти избавление от удручающих его зол" (Полибий).
   Все пленные изъявили желание участвовать в единоборстве. Это не входило в планы распорядителя и организатора необычного зрелища. Ганнибал приказал бросить жребий, и все пленные молили богов, чтобы быть отмеченными суровым жребием. Когда результат стал известен, двое, обреченных на бой, ликовали, а прочие опечалились.
   "С окончанием поединка оставшиеся в живых пленники одинаково благословляли как победителя, так и павшего в бою, потому что и этот последний избавлялся от тяжких страданий, какие им самим предстояло терпеть еще. Подобные же чувства разделяло и большинство карфагенян: они раньше видели страдания уцелевших пленников, которых теперь уводили в кандалах, и жалели их, а умершего по сравнению с ними все почитали счастливцем" (Полибий).
  
   До конца 2 в. до н.э. римляне устраивали гладиаторские сражения исключительно на погребальных празднествах. Великий карфагенский полководец задолго до римлян сломал их традицию. Но если римляне впоследствии использовали гладиаторские бои для развлечения, для удовлетворения своих низменных страстей, то Ганнибал преследовал иную цель. Таким образом Ганнибал подготовил своих воинов для собственной речи, для того, чтобы карфагеняне правильно и доходчиво восприняли его слова.
  
   - Я показал состояние этих несчастных для того, чтобы вы при виде чужих страданий научились, как лучше поступать самим в настоящем положении, - пояснил воинам Ганнибал, - ибо и вы призваны судьбою к подобному состязанию, и перед вами лежат теперь подобные победные награды. Вам предстоит или победить, или умереть, или живыми попасть в руки врагов, но при этом победными наградами будут служить для вас не лошади и плащи, но обладание богатствами римлян и величайшее блаженство, какое только мыслимо для людей.
   Если вы падете в битве, сражаясь до последнего издыхания за лучшие свои стремления, то закончите жизнь, как подобает храбрым бойцам, без всяких страданий. Напротив, если в случае поражения вы из жажды жизни предпочтете бежать или каким-нибудь иным способом сохранить себе жизнь, то на вашу долю выпадут одни лишь беды и страдания. Ибо нет между вами такого безумца или глупца, который мог бы льстить себя надеждою возвратиться на родину бегством, если вы только вспомните длину пути, пройденного от родных мест, если вспомните величину рек, через которые переправлялись.
   Всецело откажитесь от подобной мечты и настройте себя по отношению к своей доле совершенно так, как вы были только что настроены видом чужих бедствий.
   Ведь вы благословляли одинаково судьбу победителя и павшего в бою противника; те же чувства должны вы испытывать и относительно самих себя: все должны идти на борьбу с тем, чтобы победить или, если победа будет невозможна, умереть. О том, чтобы жить после поражения, вы не должны и думать.
   Если таковыми будут ваши намерения и помыслы, за вами последует и победа, и спасение. Никогда еще люди, принявшие такое решение добровольно или по необходимости, не обманывались в своих надеждах одолеть врага. Пусть неприятели питают надежду, что большинство их найдет спасение в бегстве благодаря близости родины; зато несокрушима должна быть отвага людей, лишенных такой надежды.
  
   Впереди карфагенян ждали великие победы: у рек Тицин и Требия, у Тразименского озера и грандиозная битва при Каннах. Шестнадцать лет Ганнибал воевал на чужой земле, оторванный от родины и практически лишенный ее помощи. Он покинул Италию непобежденным.
  
   Источники
  1. Полибий. Всеобщая история.
  2. Тит Ливий. История Рима от основания города.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"