Левицкий Геннадий Михайлович : другие произведения.

Первые Романовы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Глава из книги "Византийский путь России"

  
   Первые Романовы
  
   История появления на русском троне Романовых необычна; основателю династии ― Михаилу ― не исполнилось и семнадцати лет на момент избрания царем. Он не успел проявить себя на государственном поприще до этого момента, и причину народной любви к нему понять трудно. Отец будущего царя, Федор Никитич (Филарет), "отмечался" в русской истории неоднократно, но последняя его должность при "Тушинском воре" могла стать препятствием для карьеры сына.
   Самое любопытное, что мальчишка-Романов занял трон не в результате дворцовых интриг; его избрал Земский собор 1613 г. ― самый представительный в истории России, выражавший мнение всех сословий. Как говорится, умом Россию не понять. Впрочем, если присмотреться внимательнее к обстоятельствам избрания, то все покажется логичным. И в самой Москве, и на соборе были сильны позиции казачества. Оно большей частью служило "Тушинскому вору". Таким образом, даже позорное патриаршество Федора Романова сыграло положительную роль при избрании сына: Михаил Романов не мог преследовать изменников, не бросив тень при этом на отца ― невольно он стал гарантом консолидации расколотого прежде общества . Бояре и дворяне также проголосовали за малолетнего царя, надеясь сохранить свои вольности и расширить права, а, по большому счету, править за него.
   Позиции царя, избранного демократическим путем, были необычайно сильны. Смута прекратилась, и никто не решился оспаривать трон.
   В целом, положение страны было невероятно тяжелым: казна пуста; регулярное войско приходилось создавать заново, продолжала существовать внешняя угроза в лице шведов и поляков и внутренняя опасность в лице непримиримых казачьих отрядов. Однако правительство Михаила Романова успешно преодолевала все трудности.
   В 1614 г. был схвачен мятежный атаман Иван Заруцкий вместе с женой двух Лжедмитриев "царицей" Мариной Мнишек. Заруцкого отправили в Москву и здесь посадили на кол, маленького сына Марины и "Тушинского вора" повесили (чтобы ни у кого не возникло соблазна провозгласить его царем), а сама польская авантюристка умерла в заточении.
   Благодаря великолепной дипломатической игре Москва обезопасила свои южные границы. Русские посланники стали частыми гостями в мусульманском Константинополе. Отправленные туда в июне 1613 г. дворянин Соловой-Протасьев и дьяк Данилов просили султана, чтобы он "послал повеление крымскому царю идти со всею ордою в Польскую и Литовскую землю, а на Русскую землю ходить им не велел". Ответ был положительным.
   Михаил Романов вел активную внешнюю политику, ее главной целью было найти союзников против Польши и Швеции, удерживавших часть русских земель. Царские послы направлялись в Персию, Крым, Австрию... Прекрасные отношения у России завязались с Голландией и Англией. Голландцы согласились стать посредниками в мирных переговорах России со Швецией.
   В то время Швеция удерживала Новгород и некоторые земли русского Севера. В 1615 г. воинственный шведский король Густав II Адольф пытался захватить Псков. Несколько месяцев 16-тысячное войско штурмовало город и обстреливало его из многочисленных пушек. Псков выстоял, а шведы поняли, что Россия на нынешнем этапе в состоянии дать отпор. По Столбовскому мирному договору (1617 г.) Швеция получила побережье Финского залива и Корелу, Новгород остался за Михаилом Федоровичем.
   Россия, без передышки, из одной войны попала в другую: в 1618 г. шла труднейшая борьба с Польшей. Ценой территориальных уступок удалось заключить мир, по нему Польша вернула отца царя, который томился в плену со времен смуты. Филарет тут же был избран патриархом, и, конечно, помогал сыну управлять страной. При нем Русь наконец-то стала руководствоваться православными ценностями, порядком призабытыми за время правления Ивана Грозного и годы великой смуты. Россия вспомнила, что она единственная свободная православная страна, последняя защита православного мира. Византийская мечта ― объединить под своим крылом все православные народы ― начала воплощаться при Михаиле Федоровиче.
   В 1632 г. Россия предприняла попытку вернуть отторгнутые Польшей земли. Она оказалась неудачной; потерпевшим поражение воеводам Шеину и Измайлову отрубили головы.
   При Михаиле довольно успешно развивалась промышленное производство. Под Тулой были открыты залежи железной руды. Любопытно, что ее добычу организовали несколько немецких горнорабочих, которых по просьбе "его царского величества его светлость курфюрст саксонский прислал сюда". В семи верстах от шахтовых копей возник железоделательный завод. Со временем о тульском оружейном заводе пойдет мировая слава, но уже в начале своего существования он ежегодно доставлял "его царского величества оружейной палате известное количество железных полос, несколько крупных орудий и много тысяч пудов ядер".
   Не на последнем месте находилась идеология: Россия продолжала утверждать себя в правах наследницы Рима и Византии. "Главу своего, великого князя, они зовут царем, его царским величеством, и некоторые полагают, что слово это происходит от слова Caesar (Цезарь), ― рассказывает немецкий ученый-энциклопедист Адам Олеарий, бывавший в России в конце правления Михаила Федоровича. ― И он, подобно его величеству римскому императору, имеет в государственном гербе и печати изображение двуглавого орла, хотя и с опущенными крыльями; над головами орла раньше изображалась одна, теперь же ― три короны, в обозначение, помимо русского царства, еще двух татарских, Астрахани и Казани. На груди орла висит щит, дающий изображение всадника, вонзающего копье в дракона. Этот орел был введен лишь тираном Иваном Васильевичем ― из честолюбия, так как он хвалился происхождением от крови римских императоров. Его переводчики и некоторые из немецких купцов в Москве и зовут его императором.
   Они ставят своего царя весьма высоко, упоминают его имя во время собраний с величайшим почтением и боятся его весьма сильно, более даже, чем Бога".
   Оказывается, русские правители превзошли византийских императоров, ― те ставили себя выше лишь патриарха, но считались наместниками Бога на земле.
  
   При сыне Михаила Романова ― Алексее Михайловиче ― мечта о вселенском государстве начала приобретать реальные очертания. Россия, отдохнувшая от смут, перешла в наступление на всех фронтах.
   К середине XVII ст. на Украине разразилась национально-освободительная война. Лидер казачества Богдан Хмельницкий понимал, что ему не удастся в одиночку сломить могущество Речи Посполитой. За помощью казаки обратились к России, которая не упустила шанс: Земский собор в Москве 1 октября 1653 г. принял решение о присоединении Украины. Решение пришлось ратифицировать очередной войной с Польшей, ― на этот раз удачной для России. По Андрусовскому перемирию 1667 г. Россия вернула Смоленск и получила Левобережную Украину вместе с Киевом. Московия собирала земли, которые прежде были единым целым ― Киевской Русью.
   Еще не закончилась польская война, а России пришлось вести войну с другим традиционным противником ― Швецией. Войска Алексея Михайловича показали прекрасную боеспособность; они овладели Дерптом, Динабургом, Мариенбургом и осадили Ригу. Последний город взять не удалось. По мирному договору со Швецией России пришлось вернуть свои завоевания в Прибалтике, но в Балтийском море Россия не очень-то и нуждалась. Для связи с Европой имелся Архангельск, на который припадало ¾ внешнеторгового оборота страны.
   Русские экспортные товары были весьма примитивны: пенька, пушнина, полотно, сало, мед, воск и прочая сельскохозяйственная продукция, ― таково мнение большинства историков. Оно не совсем верное... Юрий Крижанич, посетивший Москву в середине XVII в., лестно отзывается о русских умельцах и перечисляет необычные предметы экспорта:
   "Между ними есть много золотых дел мастеров и много хороших живописцев, которые, изображая лики святых, продают их потом в разные страны, валахам, молдаванам и грекам".
   А вот цитата доктора русской истории Н.Д. Чечулина из книги, посвященной 300-летию дома Романовых:
   "По свидетельству иностранного наблюдателя русской экономической жизни, Кильбургера, относящемуся к 70-м годам XVII в., ежегодно продавалось за границу более 30 тысяч аршин холста, и в один год было вывезено за границу через Архангельск 168 500 аршин грубого сукна, цена которому тогда была 5 - 6 коп. за аршин".
   С присоединением Левобережной Украины Россия вплотную приблизилась к опасному противнику ― Османской империи. Турки вместе с крымским ханом желали прибрать к рукам владения Речи Посполитой, но Россия смогла отстоять Киев, защитить и укрепить свои южные границы.
   За европейскими делами в тени остались успехи России на Востоке: без кровопролитных войн и ожесточенных столкновений Россия приступила к освоению территории, сопоставимой размерами с Европой. Важность этого мероприятия оценят лишь спустя столетия, ― когда Россия будет существовать за счет полезных ископаемых с этих земель: нефти, газа и т.д. В 1648 г. казак Семен Дежнев открыл пролив, отделяющий Азию от Америки. В середине XVII в. Ерофей Хабаров покоряет земли вдоль течения Амура. Первоначально походы немногочисленных отрядов авантюристов напоминали действия конкистадоров в Америке. Но вслед за смельчаками направлялись служивые люди, строившие на бескрайних просторах опорные пункты (остроги), на месте которых вырастут города: в 1619 г. возник Енисейский острог, в 1628 г. ― Красноярский, в 1631 ― Братский, в 1632 г. ― Якутский, в 1652 г. ― появилось Иркутское зимовье. В конце XVII в. численность русского населения в Сибири достигло 150 000 человек.
   Столь значительных успехов не могло быть без продуманной внутренней политики, без консолидации общества; ведь еще недавно Русь, раздираемая на части внутренними смутами, готовилась исчезнуть с политической карты.
   Второй царь из династии Романовых познал соединяющую силу православия ― самого дорогого византийского наследия. Понял он еще одну важную вещь: личный пример царя стоит больше указов и всех нравоучений. Ведь не было никакого проку в том, что Иван Грозный бился головой о пол в церкви, а потом казнил монахов и занимался развратом.
   По словам В.О. Ключевского, Алексей "был образцом набожности, того чинного, точно размеренного и твердо разученного благочестия, над которым так много и долго работало религиозное чувство древней Руси. С любым иноком мог он поспорить в искусстве молиться и поститься: в великий и успенский пост по воскресеньям, вторникам, четвергам и субботам царь кушал раз в день, и кушанье его состояло из капусты, груздей и ягод ― все без масла; по понедельникам, средам и пятницам во все посты он не ел и не пил ничего. В церкви он стоял иногда часов по пяти и по шести сряду, клал по тысяче земных поклонов, а в иные дни и по полторы тысячи". Вот такой удивительный пример православного смирения!
   Неизвестно, насколько искренне заботился Алексей о спасении собственной души, но жертвенная набожность царя оказывала могучее влияние на все общество, на государственные дела. О своем духовном развитии Алексей Михайлович никогда не забывал, понимая, что в его положении легко потерять разум. Гордыня ― профессиональная болезнь властителей.
   Историки единодушны в утверждении, что во времена Алексея Михайловича утвердилась абсолютная монархия, т.е. неограниченная и бесконтрольная. "Но сознание самодержавной власти в своих проявлениях смягчалось набожной кротостью, глубоким смирением царя, пытавшегося не забыть в себе человека". Ключевский очень точно сформулировал главную задачу любого самодержца: "не забыть в себе человека".
   Вместе с тем Алексей Михайлович, получивший прозвище "Тишайший", не допускал никаких покушений на свою власть и манипуляций над собой. Он был великим царем и всегда помнил, что является для своих подданных вторым человеком после Бога. Патриарх Никон неверно уразумел православное смирение царя и начал добиваться независимости церковной власти от светской. В.О. Ключевский описывает один эпизод конфликта царя и патриарха:
   "Однажды, в пору натянутых отношений к Никону, царь возмущаемый высокомерием патриарха, из-за церковного обряда поссорился с ним в церкви в великую пятницу и выбранил его обычной тогда бранью московских сильных людей, не исключая и самого патриарха, обозвав Никона мужиком, ... сыном".
   Непомерно властолюбивый Никон в 1666 г. был лишен сана и заточен в Белозерском Ферапонтовом монастыре, в 1676 г. бывшего патриарха перевели в Кириллов монастырь, где он и умер.
   Царь терпеть не мог проявлений гордыни и хвастовства со стороны своих подданных. "Кто на похвальбе ходит, всегда посрамлен бывает; таково было житейское наблюдение царя, ― рассказывает В.О. Ключевский. ― В 1660 г. князь Хованский был разбит в Литве и потерял почти всю свою двадцатитысячную армию. Царь спрашивал в думе бояр, что делать. Боярин И.Д. Милославский, тесть царя, не бывавший в походах, неожиданно заявил, что если государь пожалует его, даст ему начальство над войском, то он скоро приведет пленником самого короля польского.
   ― Как ты смеешь, ― закричал на него царь, ― ты, страдник, худой человечишка, хвастался своим искусством в деле ратном! Когда ты ходил с полками, какие победы показал над неприятелем?
   Говоря это, царь вскочил, дал старику пощечину, надрал ему бороду и, пинками вытолкнув его из палаты, с силой захлопнул за ним двери".
  
   Русские законы имели мало общего с христианским милосердием. Например, Адам Олеарий описывает наказание за самое распространенное преступление ― воровство:
   "Если кто-либо обвинен и уличен в воровстве, его подвергают пытке, чтобы выяснить, не украл ли он еще что-либо; если он больше ни в чем не сознается и провинился в первый раз, то его бьют кнутом по дороге из Кремля на большую площадь; здесь палач отрезает ему одно ухо, и его на два года сажают в башню, а затем выпускают. Если он пойман будет вторично, то ему, по вышеуказанному способу, отрезают и второе ухо, а затем его уводят на прежнее пристанище, где его держат до тех пор, пока подобных личностей не наберется больше; потом их всех вместе отправляют в Сибирь".
   В XVII в. велась нешуточная борьба с курением и пьянством. Лицам, замеченным в использовании нюхательного табака, вырывались ноздри. Доставалось и продавцам мерзкого зелья. "Битье кнутом в наших глазах было варварским наказанием, ― описывает еще один случай немецкий путешественник. ― Подобное наказание 24 сентября 1624 года я видел примененным к восьми мужчинам и одной женщине, нарушившим великокняжеский указ и продававшим табак и водку. Они должны были перед канцеляриею ... обнажить свое тело вплоть до бедер; затем один за другим они должны были ложиться на спину слуги палача и схватывать его за шею руками. Ноги у наказуемого связывались, и их особый человек придерживал веревкою, чтобы наказуемый не мог двигаться ни вверх, ни вниз. Палач отступал позади грешника на добрых три шага назад и стегал изо всей своей силы длинным толстым кнутом так, что после каждого удара кровь обильно лилась. В конце кнута привязаны три ремешка длиною в палец, из твердой недубленой лосиной кожи; они режут, как ножи. Несколько человек таким образом (ввиду того, что преступление их велико) были забиты кнутом до смерти...
   Каждому дано было от 20 до 26, а женщине 16 ударов, после чего она упала в обморок. Спины их не сохранили целой кожи даже с палец шириною; они были похожи на животных, с которых содрали кожу. После этого каждому из продавцов табаку была повешена на шею бумажка с табаком, а торговцам водкою ― бутылки; их по двое связали руками, отвели в сторону, а затем под ударами выгнали из города вон и потом опять пригнали к Кремлю".
   Не все было спокойно в России во времена Алексея Михайловича Тишайшего, ― был и Медный бунт, и Соляной бунт, много хлопот доставил Степан Разин. Однако Смутное время не вернется никогда, и Россия стала действительно уважаемой в мире страной. Жить и работать в ней стало престижно и выгодно, в Москву стремились лучшие специалисты в своих профессиях из Европы, на Русь бежали и обычные крестьяне.
   В 1649 году из Москвы ко двору шведской королевы отправилось посольство. Его главной задачей было покончить с многолетним спором из-за перебежчиков. Спор тянулся более тридцати лет, но ввиду неразберихи, было решено вернуть на историческую родину беглецов последних двух лет. "Так как на русской стороне гораздо больше оказалось шведов, ― передает итог соглашения Олеарий, ― чем русских на шведской стороне, то постановлено было, чтобы его царское величество заплатил за это сумму в 190 000 рублей...". Сумма была по тем временам огромной; ― достаточно сказать, что в Новгороде три царских кабака давали годовой доход в 2 000 рублей, а "главный торговый город Архангельск однажды в течение одного года дал невероятное количество денег, а именно триста тысяч рублей", доход же русского царя "определяется в несколько миллионов".
   И далее немного информации о тех, кто служил Алексею Михайловичу:
   "Его царское величество содержит также, с большими расходами, много толмачей для разных языков, а также много других слуг из немцев и иностранцев. В особенности много у него высших военных офицеров, частью оставивших свою религию и перекрестившихся; они и в мирное время получают большое вознаграждение".
   Россия не была дикой и отсталой, какой ее долгое время пытались изобразить историки, чтобы возвеличить деяния Петра. По соглашению патриарха и царя была открыта греческая и латинская школа.
   Особая статья ― благотворительность. Забота о людях, оказавшихся на дне жизни, в конце XVII в. была, пожалуй, более действенной, чем в начале XXI в. Этот вопрос привлек внимание и В.О. Ключевского:
   "По указу царя произвели в Москве разборку нищих и убогих, питавшихся подаяниями, и действительно беспомощных поместили на казенное содержание в двух устроенных для того богадельнях, а здоровых определили на разные работы. На церковном соборе, созванном в 1681 г., царь предложил патриарху и епископам устроить такие же приюты и богадельни по всем городам, и отцы собора приняли это предложение".
   Вопреки сложившемуся мнению, в XVII в. Россия прекрасно интегрировалась в европейскую жизнь и играла в ней не последнюю скрипку. "Так, русский хлеб стал одним из решающих факторов внешней политики в Западной Европе, ― приходит к выводу Ю.А. Лимонов. ― Именно благодаря его поставкам кардинал Ришелье сумел стабилизировать внутреннее положение Франции в 30-х гг. XVII в. и потушить восстания на юге страны. Именно торговля с Московией помогла Голландской республике в первой половине XVII в. сохранить свою независимость. А лорд-протектор Английской республики Кромвель и претендент на трон Англии и Шотландии принц Карл Стюарт, будущий король Карл II, соперничали друг с другом, стараясь заручиться поддержкой Москвы". Почему же время правления Михаила Романова и его сына ― Алексея ― не привлекало пристального внимания историков, а поэты не прославляли в одах деяния этих царей. Да потому что никого не интересует размеренный эволюционный путь развития, человеческому воображению нужны революции, перевороты, катастрофы, кровавые войны.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"