Левин Борис Хаимович : другие произведения.

Будьте как Авраам и Сарра

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 5.55*11  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Этими словами напутствует молодожёнов православный священник при венчании.

Левин Б.Х.

  

"БУДЬТЕ, КАК АВРААМ И САРРА"

  
  
   Слова, вынесенные в заголовок, произносит православный священник, напутствуя ими молодожёнов 1 , венчающихся в православном храме.
  Если быть точным, то перед благословением брачного союза священник читает три молитвы, в одной из которых (во второй) говорится, в частности: "Благослови их, Господи Боже наш, как благословил Ты Авраама и Сарру; благослови их, Господи Боже наш, как благословил Исаака и Ревекку...", а после троекратного обхождения аналоя, снимая последовательно венцы с головы жениха и невесты, священник говорит жениху: "Ты, жених, возвеличишься, как Авраам, и получишь благословение, как Исаак...", и невесте: "И ты, невеста, возвеличишься, подобно Сарре, и возвеселишься, подобно Ревекке..." 2 .
  Уже само по себе упоминание в христианском священнодействии Авраама, праотца-основателя еврейского народа, самого почитаемого в иудаизме человека, в качестве примера для подражания христианами - значительно и необычно. У того же, кто читал Книгу Бытие, не может, к тому же, не возникнуть и недоумение по поводу постановки в пример Авраама и Сарры, а также Исаака и Ревекки именно в супружеской жизни. Ведь Авраам дважды отдавал свою жену в гарем: сначала фараону Египта, а затем царю города Герар (Быт. 12, 10 - 20; 20, 1 - 18). Исаак, сын Авраама, также однажды отдал свою жену Ревекку в гарем царю Герара (Быт. 26, 1 - 13).
  Это не только по современным понятиям - предосудительно, но и в Библии прямо сказано, что пребывание чужой жены в гареме - грех. Так, в Египте "Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову", несмотря на непредумышленные действия самого фараона и, тем более, невиновность его "дома" (Быт. 12, 17 - 19). То же и в Гераре: "И пришел Бог к Авимелеху ночью во сне, и сказал ему: вот, ты умрёшь за женщину, которую ты взял; ибо она имеет мужа. Авимелех же не прикасался к ней, и сказал: Владыка! неужели ты погубишь и невинный народ? Не сам ли он сказал мне: "она сестра моя"? И она сама сказала: "он брат мой". Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих" (Быт. 20, 3 - 5). То же и с Исааком: "Что это ты сделал с нами? едва один из народа не совокупился с женою твоею, и ты ввёл бы нас в грех" (Быт. 26, 10). Если уж должны были пострадать не только правители, но и их народы за непредумышленные действия, то тем более - те, кто спровоцировал их...
  Однако, эти поступки Авраама и Исаака не считаются ни в иудаизме, ни, как видим, в христианстве предосудительными - почему? Можно было бы остановиться на простом, не требующим раздумий, ответе: Бог это допустил и одобрил (Быт. 12, 17; 20, 3; 26, 12). Но, значит, у Бога была веская причина способствовать и одобрять, а у Авраама и Исаака - отдавать жён в гаремы. Что же это за причина?
  Понять Бога труднее, да, в принципе, и невозможно. Проследим тогда за логикой поведения человека.
  В первый раз Авраам с Саррой вынуждены были пойти в Египет из-за голода, а отдал там жену Авраам, назвавшись её братом, - из-за боязни за свою жизнь: "Скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя" (Быт. 12, 13). Второй раз причина похода в Герар не указана, но боязнь за собственную жизнь та же: "Убьют меня за жену мою" (Быт. 20, 11). Оба раза Авраам опасался, что ради красоты Сарры её могут взять в гарем правителя (так оно и происходило), а от него, как мужа, избавятся простым и надёжным способом - убьют. Кстати, красавице Сарре было не менее 65 лет в Египте и 89 лет в Гераре. Об этом можно сделать вывод по тому, что Аврааму было 75 лет, когда он пришёл в Ханаан (нынешний Израиль), откуда и переселился на время голода в Египет (Быт. 12, 4), и 99 лет перед переселением в Герар (Быт. 17: 1, 24) и 100 лет - после (Быт. 21, 5), а Сарра была на 10 лет младше Авраама (Быт. 17, 17). Правда, и прожила Сарра - 127 лет (Быт. 23, 1). То есть по современным меркам восьмидесятилетнего долгожительства Сарре было бы не 65 лет, а как бы 41 год и не 89, а 56 лет - не так уж много, чтобы ещё быть привлекательной.
  Вот, чтобы сохранить хотя бы свою собственную жизнь, если не семью, Авраам оба раза выдавал Сарру за свою сестру. И, мало того, что не был убит, но как родственник наложницы правителей, получал выгоду, а также отступные после раскрытия обмана, так как сожительство с чужой женой считалось грехом, за который полагалось наказание от Бога (Быт. 12, 16; 13, 20: 14, 16). Исаак - по той же причине, и с тем же результатом (Быт. 26, 11 - 13).
  К самому факту сдачи жён в гарем следует добавить, что и Авраам, и Исаак лгали, выдавая жён за своих сестёр.
  В Египте Авраам прямо просит Сарру: "Скажи же, что ты мне сестра" (Быт. 12, 13). Однако, в Гераре оправдывается перед царём: "Да она и подлинно сестра мне; она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою" (Быт. 20, 12). Но и это неправда. Вот, что сказано в Библии о родственных связях Авраама и Сарры: "И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего" (Быт. 11, 31). Как видим, Библия позиционирует Сарру по отношению к отцу Авраама, Фарре, не как дочь (вопреки вышеприведенным словам Авраама), ставшую женой Авраама, а только как его невестку. Если бы Сарра была и дочерью, и невесткой Фарры, то первое было бы обязательно отмечено (как отмечено сыновство Авраама), так как это была бы более важная и первичная родственная связь между Фаррой и Саррой, тем более, что в Библии всегда скрупулёзно указываются родственные отношения.
  Родственные связи Исаака с Ревеккой точно известны. Авраам (отец Исаака) и Нахор - братья (Быт. 11, 27). Вафуил - сын Нахора (Быт. 22: 20, 22), а Ревекка - дочь Вафуила (Быт. 22, 23). Таким образом, Ревекка - внучка дяди Исаака. Но никак не его сестра.
  Итак, причина предосудительного действия - стремление остаться в живых. И Бог одобряет это. Но что одобряет? Предосудительное действие, или стремление остаться в живых? Бог в принципе не может одобрять прегрешение. Значит, остаётся последнее - сохранение жизни. Получается, что Богу важно было любой ценой оставить Авраама жить. Новый вопрос - почему?
  Ответ на этот вопрос очевиден: Авраам - первый человек, который понял Бога как единственного, всеприсутствующего, вечного, невидимого (изобразить которого поэтому невозможно и нельзя, согласно второй, из десяти, заповеди - Исх. 20, 4), всезнающего и т.д., то есть таким, каким его через века и поколения посредством Священного Писания передал еврейский народ. "Так говорит Господь Бог Израилев: "за рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам"" (Иис. Н. 24, 2). А уже с Авраамом Бог заключил завет, то есть договор (Быт. 17).
  Вот, что об Аврааме сказал Бог: "Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои" (Быт. 26, 5). То есть Авраам знал всё то, что потом записал Моисей через пять поколений.
  Не будь этого народа, не было бы Моисея, записавшего Тору (Закон), не было бы Торы (начальной части Ветхого Завета, Пятикнижия), не было бы и Нового Завета, поскольку Иисус Христос пострадал как раз из-за своей борьбы за соблюдение духа и буквы Торы: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон 3 или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное" (Мат. 5, 17 - 20); "Я послан только к погибшим овцам дома Израилева" (Мат. 15, 24); "Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: "слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею" 4 : вот первая заповедь! Вторая подобная ей: "возлюби ближнего твоего, как самого себя" 5 . Иной большей сих заповеди нет" (Мар. 12, 29 - 31).
  Авраам был родоначальником еврейского народа: он первым в Библии назван евреем (Быт. 14, 13), именно с ним Бог заключил завет, в частности, о создании народа (Быт. 12, 2; 13, 16; 15, 5; 17: 2, 6, 20; 18, 18; 22, 17), что и было выполнено (например, родословная: Мат. 1, 2 - 16). Даже Иисус Христос - через более чем сорок поколений (Мат. 1, 17)! - назван сыном (то есть потомком) Авраамовым (Мат. 1, 1).
  Ни в Египте, ни в Гераре у Авраама ещё не было детей от любимой жены. А если бы он погиб от рук тех, кто возжелал её?
  У Исаака с Ревеккой дети, правда, уже были, и даже взрослые, самостоятельные (Быт. 25, 26 - 27). Но тут мы ясно видим, что дело не в простом наличии детей - им требуется благословение отца. Так, из двоих сыновей Исаака благословение от него получил Иаков, а не первенец Исав (Быт. 27), и именно Иаков продолжил род евреев и понёс потомкам знание о Боге. Причём Иакову было 77 лет, когда он был благословлён (можно рассчитать по Быт. 29: 20, 23, 30; 30: 25, 26; 41: 46, 53, 54; 45, 6; 47: 8, 9; то есть: 130 - 2 - 7 - 30 - 7 - 7 = 77 лет), а Исааку, который стал его отцом в 60 лет (Быт. 25, 26), было, следовательно, 137 лет; жил же Исаак всего 180 лет (Быт. 35, 28). А история с гаремом приключилась, когда Исааку было до ста лет, так как сказано, что его сыну, Исаву, после того было сорок лет (Быт. 26, 34).
  Авраам верил, что у него будет сын, и должен был сберечь свою жизнь ради того, чтобы, во-первых, выполнить первейшую заповедь "плодиться и размножаться" (Быт. 1, 28) и, во-вторых, передать своё знание о Боге, "повеления Мои, уставы Мои и законы Мои" (Быт. 26, 5), будущему сыну (а кому же ещё?).
  Ещё раз, внимательно, почитаем, ради чего Авраам отдавал жену в гарем и шёл на обман: "Дабы жива была душа моя" (Быт. 12, 13). Не о жизни, как сохранении плоти, печётся Авраам, а о сохранении души, как хранилище знания, которое нужно передать следующим поколениям.
  Сарра ему в этом помогла, согласившись назваться его сестрой и пойти в гарем.
  В общем-то, если смотреть с простых, житейских позиций, у Сарры не было выбора - в гареме она оказалась бы в любом случае. Но назвавшись сестрой Авраама, она сохранила ему жизнь, а также получила шанс, благодаря ему, вырваться на свободу из гарема. В противном случае Авраам был бы убит, и Сарра навсегда осталась бы в гареме.
  Авраам также, пойдя на обман, сохранил не только свою жизнь, но и возможность вызволить жену из гарема.
  Таким образом, обманывая врагов, каждый из них думал не только о своем благе, но и о благе близкого себе человека.
  И этим показана ценность семейных отношений - никто, кроме их двоих не помог бы им в сложной ситуации.
  Вот почему для семейной пары так важно "быть как Авраам и Сарра".
  _______________
   1. Венчание производят только после регистрации брака в отделе ЗАГС. [ назад ]
   2. Протоиерей Геннадий Нефедов. Таинство брака. - М.: Паломник, 2007. - С. 58, 80, 81. А также личный опыт присутствия на венчании в церкви. [ назад ]
   3. "Тора" переводится с иврита как "закон". [ назад ]
   4. Дословное повторение Втор. 6, 4: "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими". [ назад ]
   5. Дословное повторение Лев. 19, 18: "Люби ближнего твоего, как самого себя". [ назад ]
  
  
Оценка: 5.55*11  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"