Левин Борис Хаимович : другие произведения.

09 Литературные особенности Библии. Глава 8. "Сыновья" и "братья"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Левин Б.Х.

  

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БИБЛИИ

Глава 8. "СЫНОВЬЯ" И "БРАТЬЯ"

  
  
  
  
  
  Отрывок из Вступления
  
  Прежде, чем приступать к исследованию каких-либо событий, описанных в Библии, необходимо разобраться с особенностями ее, как литературного произведения, поскольку от этого зависит ее восприятие и, в итоге, понимание. Для этой книги, как художественного произведения древнего восточного происхождения, характерны такие литературные приемы, которые в целом совершенно не свойственны привычному нам современному западному рационализму: параллелизм, сочетание конспективности с непоследовательностью изложения событий, высокая образность и глубокая аллегоричность. Рассмотрим вкратце эти, а также другие особенности Библии, которые, пусть и условно, можно отнести к литературным: перевод и редактирование, несогласованность имен и чисел, "говорящие" имена и т. д.
  Примеры, на которых будут проиллюстрированы литературные особенности Библии, подобраны таким образом, чтобы, с одной стороны, как можно более полно охватить материал Библии, в том числе, Нового Завета, как естественного продолжения Завета Ветхого (чтобы создать широкую картину для ее цельного понимания), а с другой, осветить в необычном ракурсе, с реалистических позиций, устоявшиеся (в религиозном сознании) библейские реалии.
  
  
  
  "Сыновья" и "братья"
  
  При изучении Библии как исторического документа приходится отслеживать родственные отношения персонажей Библии, ее исторических лиц. Историю творят личности, и личностные взаимоотношения в ней немаловажны - в Библии часто исторические события совершаются под влиянием как раз взаимоотношений людей, особенно это касается родственников. И тут надо знать, кто кому кем приходится в родственном плане.
  Поэтому Библия скрупулезно прослеживает родословные, начиная с первого человека (Быт. 5), отмечая и напоминая, по мере необходимости, кто кому - отец и мать, кто кому - брат и сестра, кто кому - дядя и тетя...
  Однако и здесь надо постоянно помнить о том, что Библия - не научный отчет, где каждый термин строго выверен. Вот и с "сыновьями" и "братьями" не все так просто.
  Чаще всего словами "сын" и "брат" обозначаются обычные кровно-родственные отношения: сын - это тот, кто рожден определенной женщиной (матерью) от определенного мужчины (отца); а братья (сестры) - те, кто имеют общих мать и отца, либо только мать, либо только отца. Что касается последних, то в Библии нет понятия "сводный брат" и "сводная сестра". Если есть хотя бы один из совместных родителей, то такие дети - просто братья и сестры. Самый известный пример таких братьев и сестер - дети Иакова: двенадцать братьев и одна сестра, рожденные от четырех матерей (Быт. 29, 32 - 35; 30, 5 - 24; 35, 16) всегда называются только "братья" (Быт. 37, 2 и далее в этой главе много раз) и "сестра" (Быт. 34, 27).
  Но нередко словами "сын такого-то" обозначают потомка такого-то. При этом обязательным условием является то, что предок должен быть более известен (знаменит), чем родной отец.
  Например, Лаван назван сыном Нахора (Быт. 29, 5), тогда как на самом деле, биологически, он - внук Нахора, так как Нахор - отец Вафуила (Быт. 22: 20, 22), а уже Вафуил - отец Лавана (Быт. 28, 5). Но Нахор известен тем, что он - брат Аврама, вместе с которым был отозван Богом от служения другим (языческим) богам (Иис. Н. 24, 2), что и положило начало истории еврейского народа (Быт. 11, 27 - 31). Даже Бог однажды назван так: "Бог Авраамов и Бог Нахоров" (Быт. 31, 53). А Вафуил ничем не прославился.
  А бывает, что внука называют сыном, чтобы подчеркнуть прямое наследование им от деда (как бы минуя отца). Так, Иаков (Израиль) усыновил Ефрема и Манассию, обоих детей своего сына Иосифа, чтобы Иосифу по праву досталась двойная доля наследства (Быт. 48: 5, 22). А когда у Руфи родился сын, то соседки говорили: "У Ноемини родился сын", - хотя Ноеминь - свекровь Руфи (Руф. 4: 15, 17), и у Ноемини, следовательно, родился не сын, а внук. Но "усыновление" потребовалось, чтобы как бы компенсировать потерю Ноеминью двух своих сыновей (Руф. 1, 5) и, в конечном итоге, установить прямую передачу наследства: "И говорили женщины Ноемини: благословен Господь, что Он не оставил тебя ныне без наследника!" (Руф. 4, 14).
  Ветхий Завет, в котором Истории народа и историям людей уделено большое, если не основное, внимание, буквально кишит такими "сыновьями". Но и в Новом Завете, который к Истории имеет лишь косвенное отношение (как продолжение, наследие Ветхого Завета, но без буквальных или смысловых ссылок на который в нем, пожалуй, ничего и не происходит), такие "сыновья" имеются. С одного (но какого!) такого "сына" и начинается Новый Завет: "Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова" (Мат. 1, 1). Понятно, что Иисус - не биологический сын одновременно этих двух "отцов", этих двух людей, живших до него один за сотни, а другой более чем за тысячу лет. Впрочем, это не аргумент тем, кто буквально понимает слова Иисуса, говорившего о себе, что он "от начала Сущий" (Иоан. 8, 25), "Сын пребывает вечно" (Иоан. 8, 35), "прежде нежели был Авраам, Я есмь" (Иоан. 8, 58), "Я... прежде бытия мира" (Иоан. 17, 5), "возлюбил Меня прежде основания мира" (Иоан. 17, 24), "Я есмь первый и последний" (Отк. 1, 17).
  Правда, поскольку отцом является мужчина, передающий потомку часть своих генов (другая часть - от матери), то даже с научных позиций притязания Иисуса на вечность и сыновство Давиду и Аврааму не лишены смысла - какая-то часть их генов вполне могла дойти до Иисуса.
  И, наконец, самые распространенные в Библии среди небиологических "сынов" - это "сыны Израилевы". Этим термином, как не трудно догадаться, обозначается еврейский народ. Почему - не Авраамовы, то есть "сыны" первого в Библии еврея (Быт. 14, 13), или - Исааковы, сына Авраама, а - лишь внука Авраама? Да, потому, скорее всего, что сыновья Авраама - Измаил (от служанки Агари), Исаак (от жены Авраама, Сарры) и Зимран, Иокшан, Медан, Мадиан, Ишбак, Шуах (от второй жены, Хеттуры) - разделились на разные народы (Быт. 16, 15; 21, 2 - 3; 25, 1 - 2; 25, 5 - 6); сыновья Исаака - Исав и Иаков - тоже разделились (Быт. 25, 25 - 26; 33, 16 - 17); и лишь сыновья Иакова (Израиля) образовали единый народ: они все вместе вошли в Египет, все вместе через 430 лет вышли из него, все вместе получили заповеди на горе Синай, и все вместе еще через 40 лет захватили землю обетованную.
  Причем "сыны Израилевы" - это могут быть не только мужчины, но и женщины. Как правило, это видно из контекста. Но есть один эпизод, трижды описанный в Библии, на основании которого об этом можно сделать однозначный вывод. Начнем с последнего, завершающего, описания, где половая принадлежность "сынов" не конкретизирована: "И сделали сыны Израилевы по слову Моисея, и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд" (Исх. 12, 35). Но этому "слову Моисея" предшествовало слово Бога Моисею, которое пришло на ум пророку накануне десятой казни Египетской в таком виде: "Внуши народу, чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых" (Исх. 11, 2). Речь, как видим, здесь идет и о мужчинах, и о женщинах, которые затем и были все вместе названы "по слову Моисея" сынами Израилевыми. Но и этот приказ Бога Моисею предваряется, так сказать, "бизнес-планом" исхода, с которым Бог ознакомил Моисея во время их первого, знаменательного, разговора (когда Бог говорил из горящего куста), и в нем речь идет только о женщинах: "Когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками. Каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд; и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян" (Исх. 3, 21 - 22).
  Есть и другие значения "сынов". Например, выражение "сыны пророков" означает учеников пророков (4 Цар. 2: 3, 5; 4, 1; 6, 1). Это видно, в частности, из того, что одним "из сынов пророческих" (4 Цар. 9, 1) назван "отрок, слуга пророка" (4 Цар. 9, 4), а еще "один человек из сынов пророческих" (3 Цар. 20, 35) назван просто "пророк" (3 Цар. 20, 38). Логика тут, очевидно, такова. Ученик - это последователь, воспреемник, наследователь какого-либо ремесла, умения, которые передает учитель, как бы потомок учителя; а потомок, по-библейски, это и есть - "сын". Вот, как об этом говорит апостол Павел: "Вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне..." (1 Кор. 4, 14 - 16). Представившись наставником, которому следует подражать, Павел называет своих учеников детьми, которых он родил духовно, по отношению к которым он - отец. И добавляет: "Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына" (1 Кор. 4, 17). Если бы вырвать из контекста эту фразу, то сыновство Тимофея выглядело бы обычным биологическим сыновством, а не ученичеством "в Господе", духовной близостью Тимофея Павлу. Так, например, в другом месте апостол Павел говорит о некоем рабе Онисиме, как о "сыне моем, которого родил" (Фил. 1, 10). Но теперь-то мы понимаем, что речь идет о духовном перерождении Онисима (который был "некогда не годен... а теперь годен") под учительством Павла.
  На этих примерах мы видим, что не всё так просто и с "отцами".
  Чаще всего помимо биологических отцов в Библии встречаются "отцы", понимаемые как "родоначальники", "предки", "старейшины". Например, произнося речь при открытии храма в Иерусалиме, царь Соломон напомнил собравшемуся народу, что Господь Бог, которому возвели храм, "вывел отцов наших из Египта" (3 Цар. 8, 53). А ведь храм начали строить "в четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской" (3 Цар. 6, 1), поэтому отцы тех, кто слушал Соломона, никак не могли участвовать в исходе, то есть тут под "отцами" подразумеваются "предки".
  Иносказательность присвоения "родственных связей" можно показать на примере одного молодого левита, которого по отношению к некоему Михе называют то отцом, то сыном. Эта странная история описана в Суд. 17. Дело было во времена судей, когда "не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым" (Суд. 17, 6; то же: 21, 25). Юноша "из колена Иудина, левит" ушел из дома, "чтобы пожить, где случится", и оказался у дома набожного Михи, у которого был и "дом Божий" (но не скиния, не храм), и ефод (ритуальная одежда, по форме напоминающая жилет), и терафим (домашняя статуэтка языческого бога), и даже посвященный им в священники собственный сын. Но Миха захотел, чтобы священник был, как положено, из колена Левия (или пусть бы из другого колена - как в данном случае из Иуды, но - обученный священническому ремеслу, то есть левит). Уговаривая левита остаться у него в качестве священника, Миха сказал, в частности: "Будь у меня отцом и священником...". Под отцом он подразумевал, как следует из контекста, покровителя, защитника (через посредство Бога). Левит согласился, "и был юноша у него, как один из сыновей его".
  Самые же загадочные "сыны-отцы" - это "сыны Божии" (Быт. 6, 2), "Сын Божий" и "Отец".
  Начнем с последнего, как наиболее простого для понимания. Пишущееся с большой буквы слово "Отец" означает Господа Бога. Вот, как об этом говорит Моисей "Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный? Не Он ли Отец твой, который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя?" (Втор. 32, 6). В подобных случаях слово "Отец" означает уже не "предок", а "родоначальник", так как Бог, создав Адама и Еву, дал начало человеческому роду. В этом смысле Бог - отец всем людям, а не только единственному Сыну Божьему, Иисусу Христу, о чем сам Иисус сказал весьма категорично: "И отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах" 1 (Мат. 23, 9).
  Отметим здесь общую закономерность: все "сыны Божии" в Библии, выступающие в образе обычных людей, включая "Сына Божьего" Иисуса Христа, не являются непосредственным творением, так сказать, рук (или Духа) Господа Бога - это лишь фигуральное определение близости к Творцу (как ученика к учителю). "Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии" (Рим. 8, 14). Даже Иисус Христос, хоть и был зачат Духом Божиим (Мат. 1,18; Лук. 1, 35), но если бы лет в тридцать после крещения Иоанном на него не снизошел Дух Святой в виде голубя, и он (единственный из присутствующих, как было показано в главе 5 "Перевод и редактирование", в примере ""Свидетельство" Иоанна") не услышал голос Бога, который назвал его Сыном, то Иисус так и не стал бы называть себя Сыном Божиим, как и было предсказано, что он не будет Сыном Божиим, а будет лишь называться Сыном Божиим: "родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего" (Лук. 1, 31 - 32); "рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лук. 1, 35). Подчеркнем сказанное в Библии дословно: "велик" - "будет", а "Сыном Всевышнего" - "наречется" (то есть назовет себя сам; на последнее указывает окончание "ся"). Быть, или всего лишь быть нареченным - вот в чем вопрос для внимательных читателей Библии!
  Но если учесть тот факт, что Иисус был евреем, то есть одним из "сынов Израилевых", то нет ничего удивительного в том, что он назван "Сыном Бога", поскольку весь еврейский народ (включая Иисуса), согласно Ветхому Завету, считается "сыном Бога".
  Вот лишь некоторые цитаты об этом.
  "Так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой" (Исх. 4, 22). "Вы сыны Господа Бога вашего... Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле" (Втор. 14, 1). "Ибо Я - отец Израилю" (Иер. 31, 9). "Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего" (Ос. 11, 1). Царь Давид называет "народ Свой" (Пс. 28, 11), то есть евреев, - "сыны Божии" (Пс. 28, 1). А создатель христианства апостол Павел уточняет, что это означает: "То есть, Израильтян, которым принадлежит усыновление и слава, и заветы и законоположение, и богослужение и обетования" (Рим. 9, 4).
  Но, повторим: сыновство Богу - лишь фигуральное отображение близости Богу. В любом случае, быть сыном Бога - не значит быть биологическим родственником Бога, и, следовательно, словами "сын" и "Отец" между людьми и Богом обозначаются не такие же отношения, как у людей между собой. Они строятся на том, что быть сыном Бога - не привилегия, а дополнительная ответственность перед Богом: с сыновей Бог спрашивает по полной программе. Почему, становится понятным, если вспомнить, что сыновья пророков - это ученики пророков. Так и сыновья Бога - это ученики Бога, его последователи, те, кто идет путем Бога, а Бог, следовательно - их учитель: "Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего" (Втор. 8, 5). Обучение же не обходится ни без заданий, ни без их проверок, ни без экзаменов, ни без наказания, но и поощрения предусмотрены. А с тех, кто не учится вообще - что с них и взять?!
  Вообще же, Бог изначально только и делал, что воспитывал, учил людей, как отец сына: искушал плодами древа познания добра и зла в раю (Быт. 2, 17; 3: 4 - 5, 22), искушал братьев Каина и Авеля своим различным отношением к их дарам (Быт. 4, 4 - 5), жестоко наказывал потопом... Зачем же такая крутость?
  А для чего людям совершать каждый раз одни и те же ошибки? И вот, прочитав Библию, где как раз описаны подобные неприглядные истории, можно научиться не на своих ошибках, что такое "хорошо", и что такое "плохо".
  О том, как Бог обучал народ, избранный им в сыновья, давая ему различные задания, порой невыполнимые и требующие лишь безоговорочной веры, говорится в Библии неоднократно. Приведем факты такого обучения, чтобы утверждение, что сыновство Богу - ученичество, не показалось надуманным.
  Началось это обучение практически тогда, когда "Бог искушал Авраама" убить своего сына, и Авраам выдержал экзамен, чуть было не зарезав сына (Быт. 22, 1 - 12). В качестве награды Бог пообещал: "... Умножу семя твое... и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли" (Быт. 22, 17 - 18). И до этого Бог давал Аврааму задания, но не такие трудные, например, выйти из Харрана и пойти в Ханаан (Быт. 12, 1). Обучение ведь идет от простого к сложному.
  Некоторые факты обучения совсем не очевидны, наоборот - воспринимаются как поощрение, дар Божий.
  Исходу евреев из Египта сопутствовали то и дело возникающие на пути препятствия (голод, жажда и т. д.), которые народ преодолевал буквально с грехом пополам. Но вот, показательный эпизод, в котором раскрывается, откуда брались трудности похода: "И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба; и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет" (Исх. 16, 4). Бог дает совершенно бессмысленное ограничение сбора манны дневной нормой ее потребления, просто для того, "чтобы Мне испытать его"! Да, и вообще, манна, ставшая в обиходе синонимом благодеяния Божьего, на самом деле, то есть согласно Библии, воспринималась тогда как зло. Так, сказал Моисей, что Бог 'питал тебя в пустыне манною, которой не знали отцы твои, дабы смирить тебя и испытать тебя, чтобы впоследствии сделать тебе добро' (Втор. 8, 16). "Дабы смирить тебя и испытать тебя"! "Чтобы впоследствии сделать тебе добро"... То есть питание манной - это не добро (а смирение и испытание); добро же будет сделано лишь впоследствии, после успешного прохождения испытания. И вывод этот - не формальный. Впервые манну евреи попробовали "в пятнадцатый день второго месяца по выходе из земли Египетской" (Исх. 16, 1), а еще точнее, на следующий, шестнадцатый (Исх. 16, 13 - 14). А уже "во вторый год, во вторый месяц, в двадцатый день месяца" (Числ. 10, 11), они сказали: "Душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших" (Числ. 11, 6). То есть божественная пища надоела людям всего за год ее потребления. А после смерти Аарона (Числ. 20, 28 - 29), то есть после того, как минуло не менее, чем тридцать девять лет, четыре месяца и один день по исходе из Египта (Числ. 33, 38), и еще тридцать дней траура (Числ. 20, 29) "стал малодушествовать народ на пути. И говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне? ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища" (Числ. 21, 4 - 5).
  Вот еще один серьезный 'зкзамен' для избранного народа. После завоевания обетованной земли часть местных жителей не была истреблена, и "они были оставлены, чтобы искушать ими Израильтян и узнать, повинуются ли они заповедям Господним, которые Он заповедал отцам их чрез Моисея" (Суд. 3, 4), или следуют и поклоняются богам этих народов.
  Иисус Христос, еврей по рождению и обрезанию (Лук. 2, 21), был точно таким же Учеником Божиим, с младенчества "исполняясь премудрости" (Лук. 2, 40), знаниям которого уже в двенадцать лет "все слушавшие Его дивились" (Лук. 2, 47), а он всё больше и больше "преуспевал в премудрости" (Лук. 2, 52). А к тридцати годам Ученик достиг таких высот в обучении, познал такие истины, что не мог не стать сам Учителем. Его так нередко и называли: "Учитель", "Равви" (Мат. 8, 19; Мар. 9, 5)... Но перед этим он прошел испытания на, так сказать, прочность путем "искушения от диавола" (Мат. 4, 1), делами и значимыми цитатами из еврейского священного Писания доказав свою пригодность проповедовать: "не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих"; "не искушай Господа Бога твоего"; "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи" (Мат. 4: 4, 7, 10). Именно "с того времени Иисус начал проповедовать" (Мат. 4, 17). И все эти испытания последовали сразу вслед за наречением Иисуса "сыном Бога" (Мат. 3, 17 - 4, 1).
  Итак, с "сыновьями" мы разобрались.
  С "братьями" точно такая же картина: в Библии не все "братья" - братья.
  Давид назвал братом своего друга Ионафана (2 Цар. 1, 26).
  Бывает, что братьями тот или иной человек называет совсем незнакомых ему людей для того, чтобы установить с ними более близкий контакт. Так, когда к Лоту, проживающему в Содоме, пришли два Ангела в образе мужей, и горожане "от молодого до старого, весь народ со всех концов города" потребовали выдать их на поругание, то Лот взмолился: "братья мои, не делайте зла" (Быт. 19, 7). Тут "братья" - сограждане. А когда Иаков впервые пришел к городу Харрану, то обратился к местным пастухам: "братья мои! откуда вы?" (Быт. 29, 4). Эти "братья" - вообще лишь предполагаемые сограждане родственников, проживавших в Харране.
  Часто "братьями" называются все соплеменники, соотечественники (Исх. 2, 11; Втор. 22, 1 - 2), например: 'А над братьями вашими, сынами Израилевыми, друг над другом, не господствуйте с жестокостью' (Лев. 25, 46). А в Новом Завете - единоверцы: "все же вы - братья" (Мат. 23, 8).
  Поэтому к словам "брат", "сын", "отец" следует относиться с осторожностью, когда их видим в Библии.
  ССЫЛКИ:
  1. Еще можно понять несоблюдение последователями Иисуса Христа тех или иных положений Ветхого Завета, отмененных Заветом Новым, но как с данным основополагающим указанием Иисуса Христа согласовать наличие в христианской Церкви священнослужителей, называющих себя папой, падре и отцами (батюшками)? [ назад ]
  
  Перейти к следующей главе:
   Глава 9. Прописная и строчная:
   - пример 1. Бог против богов;
   - пример 2. Почему Бог был низведен до бога;
   - пример 3. Чем отличается Дух от духа, и Ангел от ангела;
   - пример 4. Сыны Божии против сынов Божиих;
   - пример 5. Кто несет свет народам;
   - пример 6. Кто говорил с Моисеем: Он или он;
   - пример 7. За что обидели херувимов;
   - пример 8. Как начальство превратилось в Начала.
  
  Перейти к Оглавлению.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"