Христианская Пасха празднуется в воскресенье, а в предшествующий четверг верующие проводят генеральную уборку своих жилищ. Этот день называется "чистый четверг".
Поскольку чистый четверг напрямую связан с христианской Пасхой, то, чтобы узнать источник этой традиции, следует прояснить происхождение главного христианского праздника.
Пасха иначе называется Воскресением Христовым. То есть в этот день воскрес Иисус Христос, распятый, как известно, за три дня до того.
Вот, как написано об этом дне в Библии: "По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб" (Мат. 28, 1).
Воскресенье, а именно оно, безусловно, является днем, который идет "по прошествии субботы", названо первым днем недели не ошибочно, а - в соответствии с еврейской традицией, зафиксированной в Ветхом Завете, еще при сотворении мира (Книга Бытие), и, особенно, в четвертой (из десяти) заповеди (Книга Исход), касающейся отношений между людьми и Богом.
"И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал" (Быт. 2, 3).
"Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела... ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его" (Исх. 20, 8 - 11).
Как видим, согласно Ветхому Завету, седьмой день недели, предназначенный для отдыха, так как в этот день отдыхал сам Бог, это - суббота. А воскресенье, следовательно - первый день недели 1 .
В Новом Завете (в процитированном Евангелии от Матфея) воскресенье названо первым днем недели в полном согласии с еврейской традицией (Ветхим Заветом) просто потому, что все авторы книг Нового Завета, все ученики (апостолы) Иисуса - верующие евреи (иудеи), и других традиций, кроме еврейских, они, естественно, и не могли придерживаться.
Сам Иисус Христос, будучи верующим евреем, также придерживался еврейских традиций, причем до самых последних дней.
Иисус пришел в Иерусалим, где его арестовали, именно для того, чтобы отметить иудейский праздник Песах, называемый в русском переводе Пасхой, как он это делал и раньше, начав свое служение лет в тридцать (Лук. 3, 23): "Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим" (Иоан. 2, 13); "После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим" (Иоан. 5, 1). Отметим также, что Иисус с детства, вместе с родителями ежегодно посещал Иерусалим на Пасху: "Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник" (Лук. 2, 41 - 42).
Пасха Иудейская, или еврейская Пасха, или по-еврейски, Песах - это праздник, посвященный выходу евреев из египетского рабства в XIII в. до н.э. под водительством Моисея. "И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле, и не ешьте квасного" (Исх. 13, 3).
Итак, "в первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? ... Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками" (Мат. 26, 17 - 20).
Что это за "день опресночный"?
Об этом сказано еще в Книге Исход.
"И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его. Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших... И в первый день да будет у вас священное собрание... Наблюдайте опресноки, ибо в сей самый день Я вывел ополчения ваши из земли Египетской, и наблюдайте день сей в роды ваши, как установление вечное. С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца; семь дней... ешьте пресный хлеб" (Исх. 12, 14 - 20).
В Евангелии от Луки сказано определенно: "Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою" (Лук. 22, 1).
Как видим, Иисус вместе с двенадцатью учениками собрались в первый день иудейской Пасхи, вечером на "священное собрание", чтобы праздновать этот иудейский праздник.
По еврейскому исчислению времени, сутки начинаются вечером с заходом солнца, так как с заходом солнца заканчивается день, и следовательно, начинается новый день. О том, что день (сутки) начинается с вечера, прямо написано в Книге Бытие: "И был вечер, и было утро: день..." (Быт. 1: 5, 8, 13, 19, 23, 31).
А хлеб, который они ели, а Иисус "преломлял" (Мат. 25, 26) - это опресноки (пресный хлеб), маца, и его именно преломляют, ломают, так как он представляет собой сухие тонкие лепешки, испеченные только из муки и воды без заквашивания теста (на фотографии маца промышленного изготовления; домашняя маца - круглой формы).
Чтобы вычислить дни недели (в частности, интересующий нас четверг), в которые все происходило, посмотрим, как события развивались.
Вечером с началом еврейской Пасхи (Песаха) Иисус с учениками возлегли кушать (в том числе, опресноки и жертвенного ягненка 2 , согласно Писанию: Исх. 12: 17, 21, 43 - 48) и пить вино. Этот обряд называется у евреев "седер" ("порядок"), и заканчивается он (и по сей день так происходит) пением песен. "И воспевши пошли на гору Елеонскую" (Мат. 26, 30), где Иисуса и арестовали священники. Как видим, это была ночь первого дня Песаха.
"Когда же настало утро" Иисус был предан суду римского прокуратора Иудеи (Мат. 27, 1 - 2). Это был все еще первый день Песаха. И в этот же день Иисус был казнен. И в конце его "испустил дух" (Мат. 27, 50). А "когда же настал вечер" (Мат. 27, 57), Иосиф из Аримафеи, получив разрешение Пилата, похоронил Иисуса. И это был все еще первый день Песаха, вечер этого дня.
"Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской" (Иоан. 19, 42)), так как на следующий день, в субботу, ничего нельзя было делать: "не делай в оный никакого дела".
"На другой день, который следует за пятницею, собрались священники и фарисеи к Пилату..." (Мат. 27, 62) и попросили охранять гроб с телом Иисуса, чтобы ученики, как они опасались, не выкрали тело, инсценировав воскрешение.
Тут прямо сказано, что день, в который был казнен Иисус - пятница. А воскрес Иисус "по прошествии же субботы", то есть в воскресенье. Следовательно, это произошло на третий день, после смерти, что Иисус и предсказывал (Мат. 16, 21; 20, 19). Правда, он говорил и о трех сутках: "ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи" (Мат. 12, 40), но это не принципиально.
Таким образом, день, в который началась Пасха Иудейская, и которую последний раз праздновал Иисус, это - пятница. Но, напомним, что по-иудейски пятница начинается вечером с заходом солнца в четверг.
А как выше отмечено, одна из заповедей о Песахе, которую записал еще Моисей более чем за тысячу лет до Иисуса, гласит: "с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших" (Исх. 12, 15). И с тех самых пор, накануне празднования Песаха, все евреи в своих домах избавляются от квасного, вычищая, выскребая, выметая самые мельчайшие крошки из всех уголков, и это представляет собой фактически генеральную уборку жилища.
Но по еврейскому календарю, Песах не привязан к какому-либо дню недели, а как отмечено выше, начинается "с четырнадцатого дня первого месяца" (Исх. 12, 18), поскольку в этот день евреи начали исход из Египта. А месяц в еврейском календаре привязан к фазам луны и начинается с ее ростом, а четырнадцатый день - это полная луна. Полнолуние, когда ночью светло, как днем, очень удобно было для выхода из Египта: "В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской... и призвал фараон Моисея и Аарона ночью, и сказал: встаньте и выйдите из среды народа моего..." (Исх. 12: 29, 31). И "вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью" (Исх. 12, 41).
В христианстве же Пасха - это день, когда воскрес Иисус, а воскрес он в воскресенье (тогда это был третий день Песаха, который, как написано в Исх. 12, 14 - 20, празднуется семь дней), и потому Пасха христианская празднуется обязательно в воскресенье, как это было почти две тысячи лет назад, когда произошло это событие.
Первыми христианами были евреи, так как ученики Иисуса, апостолы, были евреями, и они, разумеется, передавали свои знания о Иисусе, прежде всего, соотечественникам-евреям. При этом они не прекращали отмечать и обычные иудейские праздники, в том числе, и Песах. Например, апостолы отмечали день дарования Торы, который празднуется на пятидесятый день после Песаха 3 : "При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе" (Деян. 2, 1)
Еврей апостол Павел распространил христианство среди язычников, которые еврейским календарем не пользовались, но еврейские обряды исполняли в меру их целесообразности.
Для язычников Песах, как праздник выхода евреев из рабства, в конечном итоге, не имел никакой ценности. А связанный с ним день генеральной уборки лишним, как видим, не стал.
Главной ценностью христианства является воскрешение Иисуса, но день этого события неразрывно связан с еврейской Пасхой. Оба эти события имеют огромное символическое нравственное значение. Еврейская Пасха - обретение человеком свободы в реальной жизни. Воскрешение Иисуса символизирует освобождение человека от рабства греха для вечной свободной от греха жизни (посредством смерти и воскрешения Иисуса Христа, который взял на себя все грехи, выполнив функцию пасхальной жертвы, ягненка). Именно поэтому день воскрешения Иисуса стал называться по названию еврейского праздника свободы и жертвоприношения - Пасха.
Но для христиан имеет большое значение не только сам день воскрешения (это третий день Песаха), но и дни Песаха, предшествующие ему, поскольку они неразрывно связаны с Иисусом.
Так, в первый день Песаха на седере (так называемой "тайной вечере") Иисус провозгласил новую заповедь любви, отчего и получил свое название Новый Завет: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Иоан. 13, 34).
Или - так называемое "вербное воскресенье". Оно берет начало от того, что "...многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. На другой день множество народа, пришедшего на праздник 4 , услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!" (Иоан. 12, 11 - 13).
Неудивительно, что ритуалы, связанные с Песахом, христиане переняли у евреев, в том числе избавление от квасного накануне Песаха - ведь Иисус, будучи верующим евреем, не мог их не исполнять. А исполнение христианином тех же действий, какие делал сам Иисус, приближает к нему.
Поскольку та еврейская Пасха, с которой было связано воскрешение Иисуса, началась в пятницу (фактически в четверг с заходом солнца), то генеральную уборку помещений, подобно евреям, делающим это накануне каждого Песаха (но, повторим, он может попасть на любой день недели), христиане производят всегда накануне пятницы, предшествующей Пасхе - в четверг, и называется этот ритуал "чистый четверг".
ПРИМЕЧАНИЯ
1. У евреев до сих пор нет названий дней недели, кроме субботы. Дни недели (кроме субботы) обозначаются порядковыми числительными: день первый, день второй и т.д., начиная с воскресенья. Впрочем, и в русском языке есть вторник, четверг и пятница, названные так по числам (второй, четвертый и пятый), но отсчет начинается после воскресенья, как последнего дня недели, то есть с понедельника. А у евреев - после субботы, который является последним днем недели, согласно Библии. [ назад ]
2. После разрушения Храма в 70 г. евреи жертвы не приносят, так как негде (нет Храма). Иисус, по его словам, произнесенным в начале нагорной проповеди, был правоверным иудеем: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все... Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное" (Мат. 5: 17 - 18, 20). Поэтому он просто обязан был соответствовать этим словам и "исполнять всё", в том числе, заповедь Торы (в узком смысле это Пятикнижие Моисеево, в широком - все еврейское Священное Писание: письменное и устное; Тора - буквально "закон") о поедании жертвенного ягненка. [ назад ]
3. Этот праздник в иудаизме называется Шавуот, день дарования Торы. О пятидесяти днях после Песаха, но как о празднике первых плодов (один из трех иудейских паломнических праздников), говорится в Лев. 23, 15 - 16, однако эти же пятьдесят дней, по истечении которых была дарована Тора, можно рассчитать по Исх. 19, 1 - 11. В любом случае, апостолы собрались, чтобы отметить иудейский праздник. [ назад ]
4. На иудейский праздник Песах в Иерусалим пришли, естественно, евреи. Да, и радоваться царю Израиля ("благословен... Царь Израилев!") могли тоже - только евреи. [ назад ]