Число моих опубликованных статей по библейской тематике (на странице сайта Самиздат) перевалило за три десятка, и пора пояснить, в том числе, для себя, почему меня, убежденного атеиста 1 , так интересует Библия. Тем более, я не просто изучаю (читаю), а исследую (толкую) Библию (и при этом мой атеизм лишь получает подтверждение 2 )! Зачем?
Постараюсь ответить максимально честно, так как извлекать из того, что относится к Библии, личную или групповую (национальную) выгоду бессмысленно - Библия принадлежит всем, издана многомиллионными тиражами, и проверить мой ответ несложно.
Современная европейская цивилизация сложилась, как известно, на основе эллинской философии и христианской религии. Христианская же основана на иудейской (еврейской), так как без Ветхого Завета нет смысла говорить о Новом Завете (новый - по сравнению с чем? Бог Иисуса Христа - чей?) 3 .
А цивилизация - это не просто техника и технология, а прежде всего, взаимоотношения людей. Например, любой сотрудник дорожной полиции остановит вас, пусть вы хоть на самом крутом автомобиле, и поедете вы дальше, или нет, решает не цивилизационная крутизна автомобиля, а ваши взаимоотношения с полицейским. А Библия учит, в частности, тому, что следует рассчитывать как на справедливость, праведность суда, так и на милость судьи, и вообще, Библия (и Ветхий Завет, и Новый Завет) основана на "золотом правиле нравственности": поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой ("люби ближнего твоего, как самого себя" 4 )...
Зная правила, можно поступать правильно (извиняюсь за специально примененную здесь тавтологию), или, во всяком случае, предвидеть последствия. Иначе жизнь превратиться в блуждание в тумане, наощупь, с постоянным набиванием шишек.
А в школе ведь не учат человеческим взаимоотношениям... И рассчитывать на это не стоит, так как государственное образование предназначено только для обучения и воспитания будущих работников, способных обеспечить себя (не быть нахлебниками государства) и обогатить и защитить государство.
Библию же на протяжении почти двух тысячелетий (христиане) и трех (евреи) до недавних пор (еще век назад) изучали повсеместно. На ее нравственных принципах строили взаимоотношения личные, семейные, производственные и государственные. Революции (имеющие высокие нравственные цели, но использующие низменные, безнравственные средства их достижения 5 ) делали как раз атеисты 6 .
Эти принципы с наступлением эпохи атеизма никуда не исчезли. Они передаются, с упоминанием Бога (у верующих), или без (у атеистов) - через воспитание в семье. Скажем, если религиозный дед сознательно исполнял десять заповедей, то и сына-атеиста и внука-атеиста научил их исполнять, даже если они не будут знать, что это религиозные заповеди, а те, в свою очередь, даже будучи атеистами, воспитают своих детей на этих, знакомых с детства, принципах... Так, даже жесткий семидесятилетний государственный атеизм советской России не уничтожил полностью религиозность, а с ним и религиозные принципы взаимоотношений.
Библия разделена на две взаимодополняющие и взаимоисключающие части: Ветхий Завет и Новый Завет. Первая больше посвящена справедливости ("око за око"), вторая - милости ("не судите, да не судимы будете"). Первая - религия действий, направлена на деятельность в этом мире. Вторая - религия утешения, направлена на подготовку к миру будущему.
Зная эти и подобные нюансы, легче ориентироваться в тонкостях взаимоотношений.
Что в этом плане дают мои исследования? И что они дают мне?
Повторю, поскольку библейские нравственные принципы определяют взаимоотношения людей, то жить, зная их, просто-напросто, безопаснее. Не то, чтобы эти принципы сами по себе, каким-то волшебным образом, обеспечивают безопасность (порой - наоборот), но позволяют предвидеть результаты своих действий (или бездействий) и действий окружающих.
Но мало знать правила и их верную интерпретацию самому, важно, чтобы все соблюдали правила, для чего, прежде всего, необходимо, чтобы их знали все. Как, скажем, безопасность дорожного движения зависит от соблюдения правил всеми его участниками, а не одним каким-то суперзнатоком. Например, от того, как хорошо обучит инструктор автошколы своих учеников, зависит в буквальном смысле его собственная безопасность на дороге и даже жизнь.
Именно поэтому свою задачу вижу в точном, как я это понимаю, разъяснении текста Библии. Делаю это с позиций логики, так как правила не могут противоречить логике. И моя уверенность в том, чтобы не бояться судить священный для большинства текст (игнорируя высказывание Иисуса Христа для трусливых и просто не желающих отвечать за свои грехи: "не судите, да не судимы будете"), подтверждается с каждым новым исследованием - отсутствием конструктивной критики со стороны читателей.
До новых, интересных встреч!
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Как известно, атеизм понимается по-разному.
Мой атеизм означает, во-первых, что я не персонифицирую силы природы.
Между тем, в Библии на языке оригинала еврейского Священного Писания (в христианизированных переводах на языки мира получившем название Ветхий Завет), на иврите, одно из наиболее часто встречающихся имен Бога записано как "Элохим" - множественное число от "Элоах" (отсюда мусульманское наименование Бога - Аллах), которое означает "сила". Следовательно, библейский Бог переводится и представляет собой "все силы природы" (Всесильный).
Вот, я и не считаю гравитацию, электромагнитные поля и прочие силы природы, характерные для отдельных материальных объектов и Вселенной в целом, и даже поле разума - личностью. Не считаю, пока научным способом не будет доказано обратное: что эти силы способны изменяться под действием чьих-либо мыслей и слов, обращенных к Богу (именно к нему: молитв, а также записочек, свечек и целований икон и мощей) - всё это, на мой взгляд, имеет лишь психологический эффект (аутотренинг, самогипноз, транс...), осуществить который можно и без веры в Бога. Слова Иисуса Христа "имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет" (Мар. 11, 23) - лишь красивая фраза, никогда и никем не осуществленная.
Во-вторых, я не нуждаюсь в посреднике для примирения меня с миром, в том числе, внутренним, так как считаю себя частью этого мира. [ назад ]
2. Что касается иудаизма, то, в частности, он основан, как принято считать, на свидетельстве всего народа, получившего заповеди непосредственно из уст Бога у горы Синай, но текст Библии прямо говорит о получении заповедей лишь из уст Моисея (см. Левин Б.Х. "Кому мы верим: Богу, или Моисею?" ). А вера в Иисуса Христа противоречит, как минимум, здравому смыслу взрослого человека (например: никто не видел, каким способом из могилы исчезло тело Иисуса: само вышло, или его вынесли; воскресшего Иисуса никто не узнавал; воскресший был из плоти, но у него были раны, уже раз приведшие к смерти эту плоть; а до этого сомнительного воскрешения - при въезде Иисуса на двух ослах в Иерусалим - евреи признавали в нем лишь земного царя Иудеи, но, в подавляющем большинстве, отнюдь не какого-то особенного сына Бога. Обо всем этом и другом - см. Левин Б.Х. "Литературные особенности Библии. Глава 10. ""Говорящие" имена"). [ назад ]
5. "Этот коммунизм, отрицающий повсюду личность человека... Всеобщая и конституирующаяся как власть зависть... Грубый коммунизм есть лишь завершение этой зависти и этого нивелирования, исходящее из представления о некоем минимуме..., из абстрактного отрицания всего мира культуры и цивилизации, из возврата к неестественной простоте бедного, грубого и не имеющего потребностей человека, который не только не возвысился над уровнем частной собственности, но даже и не дорос еще до нее. Для такого рода коммунизма общность есть лишь общность труда и равенство заработной платы, выплачиваемой общинным капиталом, общиной как всеобщим капиталистом" К. Маркс. Экономическо-философские рукописи 1844 года. (Курсив К. Маркса). Как видим, Карл Маркс за 73 года до русской революции предвидел (а не организовал) именно такой коммунизм, "отрицающий повсюду личность человека". И, кстати, ровно еще через 73 года такой коммунизм и развалился, сопровождаясь распадом СССР. [ назад ]
6. Непропорционально большое (по сравнению с другими народами России) участие евреев в русской революции объясняется как раз тем, что государственная политика самодержавия по отношению к евреям на протяжении полутора веков (со времени присоединения к России польских земель вместе с их более чем полумиллионным еврейским населением) была направлена на переход евреев от иудаизма к христианству. Но, в целом, те евреи, которые все же отошли от иудаизма, так и не стали христианами, а остались атеистами. Проще говоря, Россия сама себе выкопала яму. [ назад ]