Левин Борис Хаимович : другие произведения.

Ирония судьбы лёгких парочек

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    При встрече Нового, 2013 года посмотрел оба фильма "Ирония судьбы". Продолжение не понравилось. Наверное, год Змеи подействовал, да ещё 13-й...


Борис Левин

ИРОНИЯ СУДЬБЫ ЛЁГКИХ ПАРОЧЕК

(частное мнение о фильме "Ирония судьбы. Продолжение")

  
   Я не умею снимать кино. И даже не умею его смотреть - вместо того, чтобы расслабиться и получать удовольствие ну хоть от чего-нибудь в фильме, размышляю над увиденным.
   И раз уж у народного фильма "Ирония судьбы, или С лёгким паром!" (режиссёр Э. Рязанов, 1975 г.) появился сиквел "Ирония судьбы. Продолжение" (режиссёр Т. Бекмамбетов, 2007 г.), то невольно сравниваешь их, и к продолжению подходишь с той же меркою, что к оригиналу...
   И там, и тут - одинаковые истории: любовь побеждает комфортную, удобную жизнь.
   Но, если для советских людей 70-х это было призывом к действию, завуалированным протестом против заформализованности всяческих человеческих отношений, направляемых коммунистической идеологией на строительство светлого будущего, то сейчас выглядит не более, чем ностальгией по человеческим (всё-таки из советских времён, вот это ирония!) отношениям. Тогда подобное кино собирало под свои знамёна миллионы единомышленников, уставших от нудного топтания на пути к светлому будущему. Сейчас оно рассчитано на любителя острых духовных ощущений (для остальных пришлось нудно же, по-советски растолковывать устами таксистки, что "любят ни за что и т.д.").
   Таковы идеи. А как с их воплощением? Как сыграно?
   Сначала о "стариках".
   Польская красавица Барбара Брыльска в одиночку тянет воз любви в советско-российские массы. И ведь в обоих фильмах!
   Почему в первом фильме привлекательнейший для актёрской братии режиссёр Э. Рязанов не нашёл Надежду среди советских актрис (а пробовались многие, в том числе: Людмила Гурченко, Валентина Талызина, Светлана Немоляева)? Почему не оправдались их надежды? Да, прежде всего, потому, что у нас, как известно, "не было секса". То есть не было спонтанного секса, а был лишь по планам партии и правительства - в целях повышения рождаемости для увеличения народонаселения нашей советской Родины. А если и был - и, конечно же, был! - но над ним довлела печать греха... Ведь для любой искусственной веры, хоть в царство небесное, хоть в светлое будущее (особенно в процессе становления), природный инстинкт - опаснейший конкурент! А вот на Западе, в Польше, за тридцать лет советской "оккупации" (фильм снят в 1975 году), его ещё не приручили, и женщины были свободны в своих предпочтениях. Кстати, Э. Рязанов положил глаз на Б. Брыльску, увидав её в главной роли в скандально-эротическом (особенно, по советским меркам) польском фильме "Анатомия любви". Во всяком случае, с такой детской непосредственностью (напомню слова таксистки из второго фильма о детской любви "ни за что"), без пошлости, в одночасье поменять жениха - это не просто актёрский талант, это - именно жизненная позиция. А её никакими академиями из "чапаевых" и за десятилетия не воспитаешь. Тут нужны века и тысячелетия... А они-то у нас, в СССР, и были пох... похоронены теми, "кто был ничем".
   И вот прошли ещё каких-то три десятка лет. И - что же? Может быть, и на нашей почве, удобренной прерванными жизнями российской интеллигенции и аристократии, в отсутствие партии-паразита, подросло поколение, владеющее свободой воли, как и сексом? Да, сексом - положим... Но - свободой, это - вряд ли. И тому печальное доказательство - игра молодых и рьяных актёров, признанных звёзд российского кино: К. Хабенского (Костя Лукашин), С. Безрукова (Ираклий), Е. Боярской (Надежда "Надеждовна").
   На мой взгляд, "отрицательный" Ираклий, находящийся в центре зрительского внимания и по экранному времени и по энергетике, вызывает больше всего симпатии, сочувствия. Он весь в работе, выполняет её исключительно добросовестно. И человек он - душевный, отзывчивый, прямой. Но именно из-за отдачи всего себя делу (делу строительства своего капиталистического будущего) его не остаётся на любимого человека, вообще на человеческие отношения. Тут есть конфликт, есть, что играть - и С. Безруков играет, а не изображает, ему - веришь. Вот только поменяться бы ему своей идиотской, вечной, американской улыбкой с по-российски уныло-хмурым героем К. Хабенского. Ну, хоть поделиться ею пополам! Всё же Ираклий - серьёзный деловой человек, а Костя - авантюрист. Может, режиссёр что-то перепутал? Или это такой прикол над зрителем? Мол, не чёрно-белое кино.
   А вот в "любовь" и даже простую симпатию героя К. Хабенского к героине Е. Боярской, а тем более, наоборот - ну, нисколечко не верится. У обоих - ничего не выражающие, остановившиеся, кукольные, неживые глаза. Такое впечатление, что эти актёры играют сами с собой, любимыми, а не с партнёром, вступая лишь в минимально необходимые, формальные, "для галочки", контакты между собой. Положа руку на сердце, и любовь, декларируемая в фильме, как аксиома, между разбитой впоследствии парочкой Безруков-Боярская тоже не того... Нет обыкновенных, понятных каждому зрителю, знаков любви: понимания с полуслова, взаимной заботы, любования друг другом хотя бы... Всё как-то легко, лёгонько, поверхностно, декларативно. Положим, это соответствует правде современной жизни. Но Надежду из первого фильма к нелюбимому (пусть, не вполне любимому, или недостаточно любимому) Ипполиту неумолимо толкает время. Но что заставляет делать подобный шаг молоденькую Надю-2? О том фильм умалчивает. Похоже, ни актёры, ни режиссёр этого просто не знают. Внезапный бунт героини Е. Боярской, которую никак не назовёшь затурканной, против воли "отцов" - смехотворное, и главное, неубедительное, объяснение.
   В этом и проявляется то самое непонимание актёрами и режиссёром сути происходящего с героями фильма - освобождение души из пут обыденности для её полёта - о котором здесь вначале было сказано по-простому, как о свободе.
   А попробуй-ка сыграть внезапно вспыхнувшую симпатию и любовь "ни за что, а просто так", когда по жизни занят добыванием бабла в условиях жесточайшей конкуренции, при которой ничего не делается и не мыслится "за просто так"! Как сказал один мэтр сцены, сыграть, например, интеллигента может только интеллигент. Иначе говоря, заглянуть за горизонт можно только с большой высоты, с небес, а глянуть под ноги - да, хоть лёжа.
   Возвращаясь к С. Безрукову, отметим, что ему несравненно проще - он-то как раз играет привычную для поколения "новых русских" деловую занятость и сопутствующую ей душевную глуховатость.
   Актёры-то на виду, а что - режиссёр Т. Бекмамбетов в их огрехах не повинен?
   Но свобода, любовь - тонкие материи, и, чтобы не дать шанс отмахнуться от придирчиво-назойливого критика аргументом "о вкусах не спорят", перейдём от этих неосязаемых категорий к кое-чему попроще в фильме, чего не заметить невозможно.
   На фоне реалистичности всей картины диссонирует сцена поездки Ираклия к "неисправной" антенне. Ни с того, ни с сего, ни для того, ни для сего зрителя запугивают пустынным проходным двором и тёмной-тёмной ночью. Эта "мистика" посреди реализма - явный, бросающийся в глаза моветон. Чувство меры подвело здесь режиссёра. Всё же этот фильм - сиквел, ремейк рязановской "Иронии судьбы", а не собственных "Дозоров".
   Ну, и чтобы не обидеть А. Мягкова и Ю. Яковлева - под занавес пару слов и об этих "могучих стариках".
   А. Мягков играет, казалось бы, совсем не того, кого в первом фильме, и это раздражает: был герой, стал тюфяк. Тот - был понаглее, его храбрость города брала... И вдруг - тридцать лет бездействия. Но если призадуматься, та наглость была вынужденная, диктовалась обстоятельствами, имя которым любовь, любовь, любовь... И коль Надежда не оправдала его надежду... Жаль, что игра А. Мягкова в новом фильме не говорила об этом сама за себя, а пришлось за неё додумывать, искать ей оправдание.
   "Плохой" герой Ю. Яковлева остался верен себе, мало того - укрепился и ожесточился в этой верности, представ перед зрителем - жаль, по сути, мельком - ещё более цельной личностью. А по мне, так лучше хорошо сыгранный плохой герой, чем хороший, но плохо сыгранный. Да и плохой ли герой Ю. Яковлева? Великий артист и не даёт однозначного ответа - и такому жизненному герою веришь тем более.
   В общем, порадовали: новая постановка старой темы выхода за рамки обыденности, игра Б. Брыльской, С. Безрукова и Ю. Яковлева. Огорчили К. Хабенский, Е. Боярская, А. Мягков и, конечно, режиссёр фильма, априори отвечающий за всех и за всё. Однако, не жалко повторить: низкий поклон Т. Бекмамбетову за сам факт возврата в хорошее прошлое.
   А, может, следующий фильм, третий (о внуках), окажется, действительно, достойным первого? Глядишь, понемногу и до настоящей свободы дорастём...

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"