Это хрестоматийное стихотворение М.Ю. Лермонтова "Родина", написанное автором в 1841 г. под названием "Отчизна" - признанный образец для обучения со школьных лет любви к России.
И хотя автор этого стихотворения признается, что любит русскую отчизну "за что, не знаю сам", тем не менее, написал о том, чего якобы не знает, двадцать шесть строк. Из них-то и можно увидеть, за что стоит отчизну любить.
Первое, на что невозможно не обратить внимание, что просто вопиет - поэт любит отчизну вопреки своему разуму: "не победит ее (любовь к отчизне) рассудок мой".
От чего у М.Ю. Лермонтова возник такой странный вопрос, да еще поставленный на первое место? Задумавшись о своей любви к отчизне, очевидно, М.Ю. Лермонтов, сразу разумом понимает, что любовь эта - весьма странная штука! Он отчетливо понимает, что его отчизна просто-таки недостойна любви, любить ее не за что, хотя он ее и любит.
"За что, не знаю сам" - это оценка причинно-следственная. Следствие есть - это любовь, ее поэт, точно, ощущает, а вот ее причины не находит. Не находит разумом. Потому, очевидно, что разумом, который, безусловно, у него есть, М.Ю. Лермонтов находит в своей отчизне только то, что никак не может вызвать любви. Но эмоция все же берет верх над разумом, и тогда М.Ю. Лермонтов обращает свой взор на очевидное, то есть видное очами: природу и погоду, то есть то, чего не касаются руки его соотечественников.
Здесь придется остановиться, и сделать разъяснение, почему М.Ю. Лермонтов назвал свое стихотворение "Отчизна", а с первого издания и до сих пор оно публикуется под названием "Родина".
Разницы между отчизной и родиной, на первый взгляд, нет. Но отчизна включает в себя не только родину, но и государство на территории родины, а родина - лишь буквальное место рождения, безотносительно его политического, экономического и культурного благоустройства.
Родина и родился - однокоренные слова. Родина - личное место рождения и место проживания, по крайней мере, первых лет жизни, когда не воспринимаются разумом ни политика, ни экономика, ни культура этого места. И потому родина - более близкое сердцу понятие, чем отчизна.
Отчизна, отечество - это земля отцов, место проживания предков, то есть это понятие несет в себе наследие предков (их историю, культуру), и, следовательно, накладывает некие обязательства перед предками за полученное наследство. Естественно, всё это (история, культура) требует участия разума, а не сердца.
"Странной любви" к родине не может быть в принципе, она безотчетна, искренна и не подлежит анализу разумом, а к отчизне (государству) логический анализ, к которому и прибег поэт, задавшись вопросом "за что", вполне приемлем - ведь полученное наследство вполне может не нравится, оно вообще может представлять собой, например, неоплаченный долг в прямом смысле.
Очевидно, с позиции патриотически ("патриотизм" - от греческого слова "отечество") настроенных издателей со времени она и до сих дней, совершенно невозможно, крамольно подвергать сомнению ("странно любить") отчизну, государство, а вот родину, место рождения - куда ни шло. Недаром, стихотворение признанного поэта "Отчизна" долго не печаталось, и появилось в свет только под названием "Родина".
Итак, что же в отчизне "не шевелят отрадного мечтанья", то есть не вызывает чувства любви у поэта? Поэт кратко перечисляет: это - "слава, купленная кровью" (тот самый долг в виде погибших в войнах, истекших кровью предков), "полный гордого доверия покой" и "темной старины заветные преданья". Да, славой и преданиями отчизны можно, например, гордиться перед собой (и потому успокоиться и ничего не делать), или хвалиться перед другими... Но все это не может вызвать в душе "отрадное мечтанье", то есть любовь. Ведь любят не за то, что тебе что-то дали, чувство любви проявляется, наоборот, в отдавании, в непреодолимом желании отдать последнее ("Нет большей любви, чем отдать душу свою за друзей своих").
И тут же, и до самой последней строки поэт скрупулезно перечисляет все, что он любит в отчизне: "не шевелят во мне отрадного мечтанья, но я люблю..." Излагать любимое поэтом нет смысла, так как лучше классика этого не сделать, но и троеточием не ограничимся, а вкратце проанализируем, так сказать, способ его любви.
Поэт любит со стороны смотреть на красоты родной природы, а также на бытовые картины деревенской жизни, которые столь же естественны, как и сама природа. Стоит подчеркнуть, что поэт является именно сторонним наблюдателем всего того, что любит. Одно исключение - "люблю скакать в телеге", но опять-таки, лишь для того, чтобы "взором медленным" со стороны любоваться красотой.
Назвав стихотворение "Отчизна", М.Ю. Лермонтов явно противопоставляет природу и естественную жизнь народа, "мужичков" - государству с его жуткой славой, гордыней, ничегонеделаньем и темными преданьями старины. В том же самом стихотворении, но с названием "Родина" это уже не так заметно. Как корабль назовешь...
Со сменой названия политический манифест превратился в благостный школьный стишок о любви к березкам... В этом нет ничего плохого, но и ничего хорошего. Чему может научить констатация факта, что красота красива?