Левин Борис Хаимович : другие произведения.

Непорочное зачатие... еврейского народа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Единственный ли сын Божий - Иисус Христос?


НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ... ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА

  
   Под словосочетанием "сын Бога", как правило 1 , понимают единственно Иисуса Христа.
   Основополагающим в понятии "сын Божий" является духовная близость Богу ("Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии", Рим. 8, 14), а не просто прямая родственная связь с Богом. Между тем, последнее, ничтоже сумняшеся, доказывается в Библии именно и только в отношении Иисуса Христа, где приведена его подробная родословная вплоть до Бога: "сын Иосифов... Адамов, Божий" (Лук. 3, 23 - 38). Но с такой упрощенной, можно сказать, бытовой, обывательской точки зрения Иисус ничем не отличается от любого человека, так как все люди ведут свою родословную от Адама и, соответственно - от Бога.
   Однако, и в отношении духовной близости Иисус Христос не является единственным сыном Бога, и, мало того, даже первым сыном Бога.
   Задолго, примерно за тринадцать столетий до него 2 (то есть во время исхода евреев из египетского рабства) сынами Бога в Библии (Ветхом Завете, точнее, Торе) прямо названы все евреи, весь еврейский народ, так как он первым из всех народов признал Бога, иначе говоря, стал духовно близок единственному, всесильному, вечному, всеприсутствующему, живому и невидимому Богу: "Так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой" (Исх. 4, 22); "Вы сыны Господа Бога вашего... Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего, и тебя избрал Господь, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле" (Втор. 14, 1); "Ибо Я - отец Израилю" (Иер. 31, 9); "Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего" (Ос. 11, 1).
   То, что евреи являются сынами Бога, подтверждает и Новый Завет: "То есть, Израильтян, которым принадлежит усыновление..." (Рим. 9, 4). "Принадлежит усыновление" сказал основатель христианства апостол Павел.
   Поскольку Иисус Христос - еврей по рождению и обрезанию (Лук. 2, 21) 3 , то он, естественно, точно такой же сын Бога, как и все евреи.
   Однако, есть один общеизвестный аспект, выделяющий Сына Божия Иисуса Христа из общего ряда сыновей Божиих. Это отличие состоит в зачатии его матерью от Духа Святого. Благодаря этому Иисус Христос духовно близок Богу уже не только фигурально, но и буквально: подобно тому, как человек для человека является родным по принципу "плоть от плоти", так же Иисус родной Богу по принципу "дух от духа".
   Не правда ли, стоит привести этот аргумент о зачатии, и все сомнения в том, что Иисус Христос - Сын Бога, рассеиваются.
   Действительно, об этом событии написано в Библии недвусмысленно: "Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и раждаемое Святое наречется 4 Сыном Божиим" (Лук. 1, 35); "Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого" (Мат. 1,18).
   Но, в самом ли деле, то, что произошло с Марией уникально для Библии? Подчеркнем - для Библии, поскольку само по себе сохранение анатомической девственности после естественной сексуальной связи и, соответственно, зачатия - не столь уж необычное явление в медицинской практике. Нас, поэтому, интересует лишь уникальность собственно зачатия от Духа Святого (при сохранении анатомической девственности, или без сохранения оной). Прямо говоря, нам предстоит выяснить по Библии, участвовал ли Дух Святой, Дух Божий, или непосредственно Бог в зачатии людей до Иисуса Христа (не считая, естественно, Адама и Еву, поскольку это и так очевидно)?
   Оказывается - да, и неоднократно!
   "Вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать", - несколько запоздало жалуется семидесятипятилетняя Сара своему мужу Авраму (Быт. 16, 2). И что же? Прошло еще каких-то 14 лет 5 , и к Аврааму с Саррой является не то, что Ангел, а сам Господь в образе трех мужей (Быт. 18, 1 - 2) и предрекает Сарре рождение сына-первенца (Быт. 18, 10), что в точности было с нею исполнено: "И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил. Сарра зачала..." (Быт. 21, 1 - 2). И хотя далее написано, что Сарра "родила Аврааму сына" (Быт. 21, 2), но Авраам является, в лучшем случае, лишь генетическим отцом ребенка, коль черным по белому написано: "и сделал Господь Сарре". Сравним, что в такой же ситуации сказал Ангел Гавриил Деве Марие: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и раждаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лук. 1, 35). Но если "сделал Господь Сарре", и после этого "Сарра зачала", то и рожденный ею Исаак - тоже "наречется Сыном Божиим". Или прямолинейное "сделал Господь" чем-то по-существу отличается от высокопарного "сила Всевышнего осенит"?
   "И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его" (Быт. 25, 21). Исааку было 59 лет, и жил он с Ревеккой уже 19 лет, поэтому, подобно Сарре, Ревекка девой не была (Быт. 25: 20, 26). Но и тут, как видим своими глазами, без Господа Бога зачатие не обошлось. Так родился Иаков (Быт. 25, 26). Еще один Сын Божий? Без сомнения!
   "И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и... сказала Иакову: дай мне детей... Иаков разгневался на Рахиль и сказал: разве я Бог, который не дал тебе плода чрева?" (Быт. 30, 1 - 2). Об этой бесцеремонной отсылке к Богу поговорим ниже, а пока отметим главное: история повторяется. Естественно, что все получилось только тогда, когда через шесть лет замужества (Быт. 29, 30; 30, 25) "вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог, и отверз утробу ее. Она зачала, и родила сына, и сказала: снял Бог позор мой" (Быт. 30, 22 - 23). Если лично Бог отверз утробу Рахили и снял ее позор, то рожденный ею сын, естественно, "наречется Сыном Божиим".
   Немаловажно для понимания сути происходившего, что все эти женщины, рождавшие непосредственно от Бога, были женами патриархов еврейского народа: Авраама, Исаака, Иакова (Израиля). Потому-то и неудивительно, что Бог заботился об этом народе, как о своем сыне.
   "Так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой" (Исх. 4, 22); "Вы сыны Господа Бога вашего" (Втор. 14, 1). Себя по отношению к еврейскому народу Бог определяет как "Заступника, родившего тебя" и "Бога, создавшего тебя" (Втор. 32, 18). О еврейском народе Бог говорит также: "Я воспитал и возвысил сыновей" (Ис. 1, 2); "Ибо Я - отец Израилю" (Иер. 31, 9); "Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего" (Ос. 11, 1).
   Поэтому евреи - "народ Свой" (Пс. 28, 11), они - "сыны Божии" (Пс. 28, 1), "собрание народа Божия" (Суд. 20, 2).
   По-отечески заботясь о своих детях, Бог уверенно обещал Аврааму, Исааку и Иакову размножить созданный народ, и он собственноручно занимался этим делом. "Возвеселись, неплодная, нераждающая... ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города... ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф - имя Его, и Искупитель твой - Святый Израилев; Богом всей земли назовется Он" (Ис. 54, 1 - 5).
   Бог называет себя не просто отцом евреев, а законным супругом их матерей. В Библии зафиксированы прямые признания Бога, что он причастен к размножению народа Израиля: "Так говорит Господь Бог Израилев... Я взял отца вашего Авраама из-за реки... и размножил семя его и дал ему Исаака. Исааку дал Иакова и Исава" (Иис. Н. 24, 3 - 4); "Господь, Бог ваш, размножил вас" (Втор. 1, 10).
   И не напрасно мы обращали внимание на года и лета. Бог все предусмотрел: если Сарра не могла родить до 90 лет (Быт. 17, 17), "и обыкновенное у женщины у Сарры прекратилось" (Быт. 18, 11), если Ревекка не могла родить 19 лет, если Рахиль не забеременела за 6 лет замужества, то Бог, приступая к оплодотворению этих несчастных женщин своим Святым Духом, мог нисколько не сомневаться в своем, исключительно своем отцовстве. По этой же причине, по-видимому, и была избрана хоть и молодая, но не познавшая мужа, Дева Мария.
   Бог, повторим, не ограничился одним лишь зарождением еврейского народа. Он подключал свою "руку крепкую и мышцу высокую" (Втор. 7, 19) также и в переломные моменты истории избранного, а точнее, как мы убедились, созданного им народа - заботился и о его пастырях. Так, когда судьи-спасители перестали справляться с пастырством, когда народу потребовался царь (1 Цар. 8, 5 - 19), Бог вновь выбрал бесплодную женщину. Ею оказалась Анна, одна из двух жен некоего Елканы Ефрафянина. Вот, как она молила Бога о ниспослании ей сына: "Господи Саваоф! если Ты призришь на скорбь рабы Твоей, и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей, и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его..." (1 Цар. 1, 11). Сразу после этого "познал Елкана Анну, жену свою, и вспомнил о ней Господь" (1 Цар. 1, 19). Если бы это было написано не в Библии, то отцом рожденного Анной Самуила, будущего великого пророка, помазавшего первым еврейским царем Саула, а вторым Давида, считался бы Елкана. А так, разумеется, не тот отец, кто "познал" женщину (далеко не каждое "познание" приводит к зачатию, а зачатие - к родам), а тот, кто дал "дитя мужеского пола". И еще "посетил Господь Анну, и зачала она, и родила еще трех сыновей и двух дочерей" (1 Цар. 2, 21). Дети, рожденные Анной после посещения ее Богом - Дети Божии. А чьи же еще?
   О том, как забеременела от мужа Руфь, прабабка Давида, сказано так: "И вошел он к ней, и Господь дал ей беременность, и она родила сына" (Руф. 4, 13). Поскольку "Господь дал ей беременность", а не муж, то, следовательно, и рожденный Руфью Овид - Сын Божий.
   Конечно, такое число Сынов Божиих можно списать на иносказательность, образность слов "сделал Господь", "Господь услышал", "Бог... отверз утробу", "вспомнил о ней Господь", "посетил Господь" и "Господь дал ей беременность" (так же как современные выражения "аист принес" и "в капусте нашли" никем не воспринимаются буквально). Но тогда, почему должны быть исключением из этого правила слова "сила Всевышнего осенит Тебя", касающиеся Девы Марии, почему они должны восприниматься, как описание реального зачатия?
   Однако, само по себе большое число Сынов Божиих не должно нас смущать. Достаточно упомянуть, что сыны Божии ("сыны" - с маленькой буквы, как в Библии) плодились и размножались задолго до патриархов, еще до потопа: "Когда люди начали умножаться на земле, и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал... Сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им" (Быт. 6: 2, 4).
   Но и эти, допотопные, "сыны Божии" - не первые сыны Бога.
   "Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа" (Быт. 4, 1). Так что, вообще-то, самый первый рожденный женщиной Сын Бога - Каин. Тогда, кстати, становится понятным, почему Бог пощадил братоубийцу: "И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его" (Быт. 4, 15).
   Это всё примеры из Ветхого Завета. Но даже в Новом Завете Иисус Христос - не первый Сын Бога. Так, за полгода до посещения Марии Ангел Гавриил явился Захарии, мужу Елисаветы и возвестил ему о том, что его жена родит сына (Лук. 1: 13, 19). "После сих дней зачала Елисавета... и говорила: Так сотворил мне Господь..." (Лук. 1, 24 - 25). И в Новом Завете, как видим, ветхая схема: пожилая бесплодная пара (Лук. 1: 7, 18, 36), сына которым "сотворил... Господь".
   Разумеется, несмотря на аналогию с зачатием Иисуса Христа от Святого Духа, ни в Ветхом Завете, ни, тем более, в Новом ни один из этих людей, рождению которых способствовал Бог, не несет гордое звание "Сын Бога" с большой буквы, подразумевающее не только духовное родство с Богом, но и родство, так сказать, по плоти (повторим, в Лук. 3, 23 - 38 показывается родство Иисуса Христа с Богом как раз по плоти). Так на каком основании в случае с Иисусом Христом зачатие от Духа Святого имеет такое огромное значение для установления сыновства Богу? Наоборот, чтобы поддержать статус исключительности Иисуса Христа, как Сына Бога, его так называемое "непорочное зачатие" 6 ни в коем случае не следовало бы принимать во внимание, и источник его исключительности стоило бы поискать в другом месте.
   Вообще же, отметим, наконец (вспомнив слова Иакова, что он не "Бог, который не дал тебе плода чрева"), что, по мнению Библии, именно Бог позволяет или не позволяет всем женщинам беременеть и рожать: "И заключил Господь всякое чрево..." (Быт. 20, 18); "Кто, как Господь, Бог наш... неплодную вселяет в дом матерью..." (Пс. 112, 5 - 9); "Тот, Кто от начала вызывает роды; Я - Господь..." (Ис. 41, 4). А, например, за то, что Мелхола, жена Давида "уничижила его в сердце своем" за пляску перед ковчегом завета и назвала его за это пустым человеком (то есть выступила против почитания Бога), у нее "не было детей до дня смерти ее" (2 Цар. 6: 16, 20, 23).
   Итак, из текста Библии мы увидели, что задолго до христианства, почитающего Иисуса Христа единственным сыном Бога, первым сыном Бога был Каин, но самое интересное, что все евреи считаются сыновьями Бога, и тогда выдающийся представитель еврейского народа Иисус Христос - лишь не исключение из их числа.
   Почему же эти очевидные вещи приходится так подробно разъяснять?
   Дело в том, что испокон веку, в том числе при становлении христианства, все евреи читали своё Священное Писание (Тору, Ветхий Завет), и всё это, конечно, знали. Поэтому никто из иудеев не считал Иисуса из Назарета каким-то особенным сыном Бога 7 (то, что Иисус был чудотворцем и пророком, претендовал на роль царственного спасителя еврейского народа 8 - совсем другое дело!). А язычники, разумеется, не читали чужие священные книги. Привыкшие к многобожию, они узнавали об иудаизме только со слов апостола Павла 9 и других евреев-миссионеров, которые акцентировали их внимание лишь на личности Иисуса, как Сыне Бога. Поэтому язычники легко верили в то, что Иисус - Сын Бога и равный Богу, а не зная основ иудаизма - что единственный, и становились убеждёнными христианами.
   Конечно, все эти рассуждения не потрясают основы христианства - Иисус Христос не перестаёт быть Сыном Бога. Надо только понимать, что не в этом его сила и уникальность.
  
   ПРИМЕЧАНИЯ
  
   1. Речь о христианских странах и христианском мировоззрении. [ назад ]
   2. Немного исторических и библейских фактов. Переселение Авраама из Междуречья в Ханаан - XX в. до н. э. Законы Хаммурапи (Междуречье) - XVIII в. до н. э. Исход евреев из Египта под руководством Моисея, начало написания Торы (Ветхого Завета) и захват евреями Ханаана под руководством Иисуса Навина - XIII в. до н. э. Правление еврейских царей Давида, затем его сына Соломона - X в. до н. э. Первый перевод иудейского Священного Писания (Ветхий Завет) на иностранный язык (греческий), септуагинта - III в. до н. э. Жизнь Иисуса Христа, написание Евангелий - I в. н. э. Восстание евреев Иудеи против Римской империи, завершившееся разрушением иерусалимского храма и выселением евреев - 66 - 70 г. Ныне используемый русский перевод с иудейского и септуагинты (синодальный) - XIX в. Восстановление еврейского государства (Израиль) - 1948 г. [ назад ]
   3. "По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных" (Лук. 2, 21 - 24); "Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи" (Иоан. 19, 40).
   Вот, что подразумевается, согласно Ветхому Завету (Торе), "когда надлежало обрезать": "И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если женщина зачнет и родит младенца мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания ее очищением, она будет нечиста; в восьмой же день обрежется у него крайняя плоть его..." (Лев. 12, 1 - 3).
   А вот, что означает "когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем": "По окончании дней очищения своего за сына или за дочь она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику; он принесет это пред Господа и очистит ее, и она будет чиста от течения кровей ее. Вот закон о родившей младенца мужеского или женского пола. Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста" (Лев. 12, 6 - 8).
   Таким образом, в Евангелиях совершенно ясно и однозначно написано, что Иисуса обрезали, как еврея, и похоронили, как еврея. И в православии среди великих праздников есть праздник Обрезания Господня, отмечаемый, как и положено, в соответствии с Ветхим Заветом, на восьмой день после Рождества, то есть 14 января. Следует пояснить, что обрезание крайней плоти полового члена является знаком завета (договора) с Богом: "Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола" (Быт. 17. 11 - 12). [ назад ]
   4. Обратим внимание, сказано "наречётся", то есть будет лишь назван Сыном Божиим, а не станет им. [ назад ]
   5. Лета здесь рассчитаны по Быт. 12, 4; 16, 3; 17, 1; 17, 17; 21, 5. [ назад ]
   6. Можно показать на тексте Библии, но это отдельная тема, что непорочного зачатия Иисуса Христа даже в самом простом, физиологическо-анатомическом смысле, не было, а было самое обыкновенное. Кстати, даже самих слов "непорочное зачатие" в Библии нет. [ назад ]
   7. Иудеев возмущало в Иисусе не столько то, что он объявлял себя Сыном Бога (все они - сыны Бога), а именно - Богом. Так, когда Иисус сказал: "Я и Отец - одно" (Иоан. 10, 30), - только тогда "Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом" (Иоан 10, 33). А ведь перед этим Иисус неоднократно называл Бога своим отцом (следовательно, себя его сыном, сыном Бога), но иудеи его не трогали и внимательно слушали его проповедь. Правда, священники обвиняли Иисуса перед Пилатом так: "По закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим" (Иоан. 19, 7). Но "сделал" означает - равным Богу: ср. с цитатой выше (Иоан 10, 33). Сам Иисус не делал различия между понятием "Сын Бога" и "Я и Отец - одно". Так, когда Иисус сказал: "Я и Отец - одно", - иудеи сказали, что хотят побить его камнями "за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом", после чего Иисус возразил: "вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий" (Иоан. 10, 30 - 36). Тут следует учесть и то, что в Новом Завете попросту замалчивается ветхозаветный факт, что все евреи - сыны Бога, а не один лишь Иисус. [ назад ]
   8. Вот какими словами встречали Иисуса евреи в Иерусалиме: "Народ же... восклицал: осанна Сыну Давидову" (Мат. 21, 9); "Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида!" (Мар. 11, 10); "Благословен Царь грядущий во имя Господне!" (Лук. 19, 38); "Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!" (Иоан. 12, 13). Причём, в ответ на благоразумные просьбы фарисеев: "Учитель! запрети ученикам Твоим", - Иисус ответил воистину по-царски: "Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют" (Лук. 19, 39 - 40). То есть Иисус поощрял отношение евреев к себе, как к царю Иудеи.
   Поясним. Сын Давидов - означает потомка царя Давида, претендента на трон еврейского государства Иудея (при Давиде оно называлось Израиль, а уже при его внуке разделилось на два: Иудея и Израиль).
   Именно за попытку госпереворота в римской провинции Иудея Иисус и был казнён римлянами (см. Левин Б.Х. Литературные особенности Библии. Глава 10. "Говорящие" имена). [ назад ]
   9. Апостол Павел был евреем по происхождению и иудеем по вере, а конкретно, принадлежал к фарисейскому направлению в иудаизме: "Я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне" (Деян. 22, 3); "Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят... Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое" (Деян. 23: 6, 8); "Жизнь мою от юности моей, которую сначала проводил я среди народа моего в Иерусалиме, знают все Иудеи; они издавна знают обо мне, если захотят свидетельствовать, что я жил фарисеем по строжайшему в нашем вероисповедании учению" (Деян. 26, 4 - 5); "Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова" (Рим. 11, 1); "обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей" (Флп. 3, 5). [ назад ]
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"