Левин Борис Хаимович : другие произведения.

Оправдание революции (к столетию русских революций)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Борис Левин

  

ОПРАВДАНИЕ РЕВОЛЮЦИИ

(к столетию русских революций)

  
   На одной из программ белорусского телевидения (13.02.2017), в общем, по телевизору обсуждался вопрос целесообразности, полезности февральской революции 1917 г., а заодно и революции Октябрьской. Телепередача посвящена была столетию этих революций.
   Были мнения "за": революция способствовала прогрессу. И "против": огромные жертвы, и огромный шаг назад.
   Запомнился такой аргумент "за".
   Мол, надо рассматривать эти революции с позиции, выгодно ли это нам, белорусам, в становлении белорусской государственности. Никто не спорил: выгодно. Зал даже патриотически откликнулся дружными аплодисментами.
   Прогресс, выгода...
   Проще говоря, цель оправдывает средства.
   Казалось бы, после "Преступления и наказания" Ф.М. Достоевского этот вопрос не должен стоять. Ан нет, для людей без совести цель продолжает оправдывать средства ее достижения.
   А как вам, господа без совести, такой аргумент?
   Минск - очень красивый город. Его центральный проспект даже собирались внести в список культурного наследия ЮНЕСКО (но не внесли из-за уродующего его единственного здания "из стекла и бетона", построенного недавно ради выгоды). Но таким красивым он стал только после Второй мировой войны. Потому что в 1941 г. был почти полностью разрушен немецкими бомбардировками, во время которых гибли и жители города. Итак, если "цель оправдывает средства", значит, прекрасно, что немцы разрушили город и убили тысячи людей, замечательно, что вообще начали мировую войну, во время которой погибли десятки миллионов человек, главное же "шоб цяпер сябе добра была": важно лишь, что в результате всех этих "неприятностей", о которых стоит ли вообще задумываться, город Минск стал краше?
   Абсурдность и кощунственность такой постановки вопроса очевидна, думаю, даже для господ без совести. А, кстати, что такое совесть? Ну, это когда "возлюби ближнего своего, как самого себя", когда чувствуешь боль другого, как собственную... А то ж господа без совести просто не поймут, о чем речь...
   Так почему не очевидно, что и у революций, приведших к огромным жертвам и страданиям людей, нет оправдания? Мне, к слову, и при советской власти было неприятно осознавать, что бесплатное образование, которым кичилось государство, мне, потомку портного, досталось за счет убийств, грабежей и разрушений...
   Тогда как к ним относиться? Просто: революции отвратительны, как любое насилие, но результатами их следует пользоваться. То есть с паршивой овцы - хоть шерсти клок. И чем паршивее овца, тем больше она должна...
   А если не осуждать революции, если их оправдывать какой бы то ни было выгодностью, то они будут происходить и дальше.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"