Левин Борис Хаимович : другие произведения.

По образу подобия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 9.00*3  Ваша оценка:


Левин Б.Х.

ПО ОБРАЗУ ПОДОБИЯ

  
   Можно с уверенностью предположить, что в названии статьи внимание читателя привлекло искажение общеизвестной формулировки "по образу и подобию". В синодальном переводе Библии (да и большинстве других, в том числе, еврейских) почти так и написано: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему", "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его". К этому "почти так" мы еще вернемся...
   Из этих слов совершенно очевидно, что у человека такой же внешний вид (образ), как у Бога. Но если человек похож на Бога, то и Бог - на человека, и поэтому в христианстве его изображают в человеческом виде, а учитывая его силу и мудрость - крепким, рослым старцем.
   Почему же в еврейском Писании, Торе, Ветхом Завете, категорически запрещено изображать объект поклонения, о чем прямо сказано во второй (из десяти) заповеди: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им" (Исх. 20, 4 - 5)?
   Чтобы понять, действительно ли Бог похож на человека, разберемся, что означает создание человека "по образу и подобию". И поможет нам в этом один из древнейших литературных приемов, который широко использован и при написании Библии - параллелизм 1 .
   Параллелизм - это, когда об одном и том же написано повторно, но другими словами, причем каждый последующий повтор уточняет, конкретизируют смысл предыдущего, чтобы общий смысл стал более понятен. Обычно это происходит в одном или рядом расположенных предложениях, как в нашем случае. Вот несколько характерных примеров из разных книг Библии (повторы выделены):
   "К ногам ее склонился, пал и лежал, к ногам ее склонился, пал; где склонился, там и пал сраженный" (Суд. 5, 27).
   "Он поставил устав в Иакове и положил закон в Израиле" (Пс. 77, 5).
   "Вот однажды смотрел я... и увидел... в сумерки, в вечер дня, в ночной темноте и во мраке" (Прит. 7: 6 - 9).
   "Уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду" (Ис. 59, 3).
   "Сон твой и видение главы твоей на ложе твоем" (Дан. 2, 28).
   А вот наш текст:
   "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Быт. 1, 25 - 28). Еще раз об этом, как о произошедшем, сказано в главе 5: "Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его" (Быт. 5, 1).
   Даже неопытным глазом можно заметить, что если и есть здесь повторы, характерные для параллелизма, то это прежде всего "по образу Нашему, по подобию Нашему".
   Сходство человека с Богом по образу и сходство по подобию - понятия аналогичные, близкие по смыслу, почти синонимичные, то есть "параллельные": "по образу" - грубое соответствие Богу, так сказать по "внешности"; "по подобию" - более сложное, глубинное, по "характеру". То есть "по подобию" уточняет, раскрывает, конкретизирует, что значит - "по образу". А уточнение, раскрытие, конкретизация последующим предыдущего - признак параллелизма.
   Бог уточнил, что хочет видеть человека не просто "по образу", но и "по подобию".
   В самом деле, Бог - отец человека. А каждый достойный отец хочет, чтобы сын был похож на него не только внешне, но и по характеру. Одной внешности явно недостаточно для сколько-нибудь непримитивного отца.
   Далее обратим внимание вот на что.
   Если понимать под "образом" изображение, то есть форму, анатомию человека, то можно заметить, что сущность "образа" никак не раскрыта в тексте, об этом не написано ни слова: есть ли у человека руки-ноги-голова. Следующая ступень параллелизма, "подобие", которая должна бы раскрыть сущность "образа", тем не менее, не делает этого. Логично предположить, что окончание предложения, рассказывающее про "владычество", представляет собой третью ступень параллелизма, которая и должна окончательно и полностью раскрыть сущность "образа": "и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле".
   В таком случае, так же как "подобие" раскрывает, что такое "образ", так и "владычествование" раскрывает, причем в подробностях, что такое "по подобию" - оно во владычестве над всей землей со всеми ее обитателями: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле". Здесь уже выделены все ступени параллелизма, а не только первые две, очевидные.
   Итак, перед нами - последовательное (в данном случае, трехступенчатое) раскрытие смысла с его усложнением:
   1. "сотворим человека по образу Нашему" - говорит о некоем сходстве человека с Богом, дающим человеку его образ;
   2. "по подобию Нашему" - раскрывает, что такое "по образу Нашему": это не просто форма, а некая сущность (которая обуславливает форму, образ);
   3. "и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле" - раскрывает сущность того, что такое "по подобию Нашему", это - владычество.
   И это запланированное владычество как раз и было дано человеку: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле".
   Владычество, господство - как раз и есть самая отличительная особенность Бога по отношению ко всему созданному. Бог поручил человеку тоже владычествовать, то есть быть подобным Богу. Как же это связано с образом человека?
   Владычество Бога и владычество человека - качественно разные. А они и определяют "образ" и того, и другого.
   Бог владычествует с помощью законов природы, человек - с помощью орудий труда. "И взял Господь Бог человека и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его" (Быт. 2, 15). А возделывать - значит использовать орудия труда.
   Богу для его владычества достаточно разума, который проявляется для нас через законы природы. Всё это невидимо, вездесуще и вечно. Форма, тело, "образ" Богу не только не нужны, бесполезны, но и были бы вредны - они ограничивали бы его возможности, например, быть повсюду одновременно. Да и разум не имеет "образа", изобразить его невозможно, и потому запрещено.
   Человеку для владычества необходимо тело определенной формы.
   Чтобы использовать орудия (без которых владычество человека невозможно), нужны руки. Поэтому человек - прямоходящий, у него всего две ноги, а не четыре, как у подавляющего большинства остальных животных, а вместо двух передних ног - руки.
   Функция определяет строение.
   Итак, человек создан именно "по подобию", то есть по тому характеру владычества, который и был задуман (а совсем не по внешности, не "по образу").
   Пользуясь современным рациональным языком, "по образу и подобию" можно было бы перевести так: человек создан таким, чтобы мог властвовать на земле, подобно тому, как Бог властвует над всем миром.
   Почему же сразу после намерения создать человека "по образу Нашему, по подобию Нашему" написано, что Бог сделал человека лишь "по образу": "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их"?
   Разве Бог не сдержал своего слова, и не сделал заодно и "по подобию"?
   Но такое несолидное "поведение" Бога исключено, тем более, что через несколько глав написано, что "Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его" (Быт. 5), а не лишь "по образу Своему, по образу Божию" (Быт. 1).
   Очевидно, второй раз уточнять, что такое "образ" нет необходимости - ведь только что, с помощью параллелизма, прямо написано - это "по подобию", а "подобие" - это "властвовать".
   Дело в том, что "образ" здесь, во всей этой истории - лишь начальная часть параллелизма, а не конечный результат создания человека.
   Приведенной логики параллелизма вполне достаточно, но мы рассмотрим "по образу и подобию" также с лингвистической позиции.
   Подчеркнем сразу, расхожих слов "по образу и подобию" нет в тексте Библии (а точнее, в ее русском переводе), а есть "по образу, по подобию". Союз "и" (и даже запятая) делает "образ" отделенным от "подобия" - как будто есть отдельный "образ", и есть отдельное "подобие". А вот, в оригинале Библии (на иврите) не только союза "и" между словами "образ" и "подобие" нет, но нет (и быть не может) запятой (в древнем иврите их не было), зато есть союз "как"(перед словом "подобие").
   Но именно так, через запятую, написано в большинстве переводов, в том числе, еврейских!
   Мало того, перед словом "образ" на иврите стоит предлог, который позволяет переводить "по образу", но такого же предлога перед словом "подобие", чтобы можно было перевести и "по подобию", нет, а есть, как сказано, союз "как". И если переводить с иврита на русский язык буквально, то должно быть так: "по образу, как подобию", или "по образу, исходящему из подобия", или, наконец, "по образу подобия". И такой перевод существует: "сделал человека по Его образу, по образу подобия Его строения" (Ктубот 8а).
   В завершение рассмотрим важнейший вопрос создания человека, неизменно остающийся в тени "образа и подобия" - что значит для человека властвовать?
   Властвовать может только владелец, хозяин - тот, кому полностью принадлежит объект властвования. В противном случае это не властвование, а, например, управление, распоряжение и т.п.
   Хозяин может властвовать до тех пор, пока по-хозяйски, то есть с заботой, ответственностью относится к своей собственности. Если она ему нужна только для того, чтобы получать "радости жизни", а распоряжаются и управляют ею другие, или вообще никто, то вскоре вся его собственность будет радостно прожита. Это хорошо знают автолюбители: автомобиль надо регулярно заправлять топливом, поддерживать уровень масла, антифриза, омывателя, менять фильтры и т.д. - сплошные заботы, а не просто "сел и поехал".
   Таким образом, властвование, в конечном итоге, означает ответственность за то, чем владеешь. Ответственность за собственность заключается в поддержании ее в порядке, сохранении ее, приумножении ее, совершенствовании ее. Так, например, владелец дома поддерживает его функциональное состояние, чистоту и порядок и постоянно совершенствует его (например, покупает новую бытовую технику взамен устаревшей или неисправной).
   Но если человек будет только эгоистически пользоваться собственностью, не поддерживая, не заботясь, не сохраняя, не совершенствуя, то она вскоре придет в упадок. Так и со всей природой: если только эгоистически брать, не заботясь, вскоре брать станет нечего.
   Итак, всего в паре предложений заключена программа жизни каждого человека, ее смысл и цель: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле"
  
   ПРИМЕЧАНИЕ
  
   1. Десницкий А.С. Поэтика библейского параллелизма. - М.: ББИ, 2007. - 554 с. [ назад ]
  
  

Оценка: 9.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"