Левин Борис Хаимович : другие произведения.

Смысл жизни по-библейски

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:


Левин Б.Х.

СМЫСЛ ЖИЗНИ ПО-БИБЛЕЙСКИ

  
   Тема смысла жизни, как известно, философская, а значит, как бы априори не конкретная. Но жизнь каждого человека - вещь абсолютно конкретная. И смысл ее просто обязан быть конкретным, а не умозрительным, философским понятием.
   Поэтому, прежде всего, определимся с терминами.
   Смысл жизни нередко путают с целью жизни. А это очень разные понятия. Например, цель пули - то место, где она прекратит свой полет 1 . А смысл ее существования (именно для нее) - собственно полет (пока она лежит, она еще не живет, когда она попала в цель, она уже не живет). Так, и цель жизни человека - смерть, а смысл жизни - сама жизнь, каждый ее миг.
   Если жизнь человека разбить на этапы, и в конце каждого этапа ставить цель (закончить школу, поступить в институт, добиться какой-то должности, жениться/выйти замуж, родить детей...), то мы поймем, почему при достижении целей, чувствуем опустошение после краткого мига эйфории от достижения цели (ощущения счастья) - это смерть смысла жизни. И если вновь не поставить очередную цель, смысла жизни нет. Тогда становится очевидным, что смысл жизни должен быть не в достижении целей, а в самом процессе "полета" к ним.
   В Библии сказано именно о смысле жизни человека - на протяжении всей его жизни, в каждый ее миг.
   Но даже с таким конкретным понятием, как Библия, путаница. Поэтому - что такое Библия?
   Библия - это сборник книг, являющихся священными для двух религий: иудаизма и христианства. Обычно говорят наоборот, но христианская часть Библии написана через 1300 лет после начала записи иудейской, а для нашей темы это как раз имеет значение.
   Библия состоит из еврейского Священного Писания (в христианстве названного Ветхим Заветом, или еврейской Библией) и Нового Завета. Таким образом, когда говорят о Библии, подразумевают либо только Ветхий Завет, либо, чаще всего, Ветхий и Новый Заветы вместе, но не Новый Завет без Ветхого Завета, потому что Новый Завет без Ветхого Завета бессмысленен: ведь Иисус Христос - сын Бога из Ветхого Завета; пророчества о Иисусе - в Ветхом Завете; Иисус дал новый завет, но новый по сравнению с ветхим; и вообще, без знания текста Ветхого Завета невозможно понять текст Нового Завета.
   Мы будем говорить о Ветхом Завете, так как смысл жизни человека дан именно там, причем, как нетрудно догадаться, сразу при сотворении человека.
   Понятно же, как только Бог сотворил человека, то он тут же и дал смысл жизни сотворенному. А кто же еще вложил смысл в созданное им? И разве люди должны были тысячи лет ждать Иисуса Христа, чтобы обрести смысл жизни? Или, скажем по-другому, неужели нехристиане живут бессмысленной жизнью?
   Итак, в Ветхом Завет написано, что сразу после создания человек был помещен в рай.
   В общественном сознании рай олицетворяется с ничегонеделанием: отдыхай, не хочу...
   А вот, что написано в Библии: "И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его" (Быт. 2, 15).
   Чтобы возделывать его и хранить его! Ни для какой другой задачи, кроме этой, Бог не поселил человека в раю (саду Едемском - это синонимы). А следовательно, кроме того, чтобы возделывать и хранить свой сад, Бог и не создавал человека!
   Может показаться, что эта цель недостойна "венца природы" - копошиться в саду. Пусть, мол, кони работают...
   Чтобы осознать, что это не так, разберемся и с таким понятием, как Бог. Ведь все зависит от того, в чьем саду копошиться, на кого работать...
   Основная характеристика Бога - он совершенен, и потому у него нет понятий "хорошо" и "плохо" (точнее: эти понятия к нему неприменимы). Кроме этого, Бог находится повсюду одновременно (вездесущ), он вечен, бесконечен, невидим (потому его невозможно изобразить, а следовательно, согласно второй из десяти заповеди - запрещено), он включает в себя все силы природы. По-научному говоря, это - поля сил: гравитация, электромагнитное и т.д. (они невидимы, бесконечны, вездесущи, вечны - их не станет, и мир исчезнет). Исходя из характеристики "совершенство", можно понять, что двух и более Богов быть не может, так как совершенным может быть только один. Например, совершенная форма материального тела - шар. Все, что отклоняется от нее, от совершенства, попросту не будет шаром.
   Когда Бог создавал видимый мир, еще ничего видимого не было, так как был только он, невидимый. Таким образом, Бог создал видимый мир из себя, просто потому что ничего другого, из чего можно было бы создать мир, не было.
   Но сам Бог совершенен, а вот созданный им мир не может быть совершенен, иначе это будет не мир, а сам Бог.
   Если бы созданный Богом мир был совершенен, в частности, был бы совершенен рай, то зачем было бы в нем работать человеку? Совершенное можно только ухудшить.
   Следовательно, Бог создал человека и поселил его в своем саду, чтобы человек совершенствовал сад, улучшал окружающий мир. Но для этого, разумеется, и сам человек должен совершенствоваться, а для этого, как минимум, соблюдать заповеди.
   Затем под надуманным предлогом 2 Бог расселил человека по всей земле. Для чего? А все для того же: "И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят" (Быт. 3, 23)!
   Итак, совершенствование мира и есть смысл жизни человека, согласно Библии.
   Поскольку приблизиться к совершенству (что означает стать Богом) невозможно, то такой смысл жизни бесконечен. При таком смысле жизни невозможно скучать, невозможна депрессия, невозможно совершать преступления, невозможно даже некачественно работать (отсюда и еврейские успехи во всех областях жизни) 3 .
   И такой смысл жизни годится и христианам 4 , так как Бог создал всех людей (а не только евреев) через Адама, которому был придан этот смысл жизни. Но Бог раскрыл его именно евреям (через Моисея 5 ), чтобы те обязательно передали его уже всем народам мира, о чем в Библии (в том числе, в Новом Завете) сказано десятки раз 6 . А значит, этот смысл жизни присущ всем людям, независимо от национальности и религии. Никто, в том числе, Иисус Христос не может отменить, или изменить, или обновить замысел Бога (разве что - уточнить, объяснить, как например, заповедь о любви к ближнему 7 ). Тем более этот - совершенствовать мир. Или - мир уже настолько совершенен, что не нуждается в совершенствовании, и надо думать лишь о личной душе?
   Если отойти от религиозных канонов, то, в конечном счете, Богу должна быть безразлична собственно душа человека - если человек совершенствует мир, значит, с душой у того все в порядке. И наоборот, если человек заботится лишь о своей душе, а мир не совершенствует, то Богу такой человек бесполезен, ведь тот создан Богом лишь для того, чтобы возделывать землю.
   Впрочем, об этом же говорит апостол Иаков: "Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?... Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих... Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?... Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва" (Иак. 2: 14, 17, 18, 20, 24, 26).
   Как к проблеме смысла жизни человека относятся религии, основанные на Библии?
   Иудаизм видит смысл жизни в точности таким, какой он дан в Писании, так как для иудея каждое слово Бога - священно. И это слово (Писание) читают (вслух) в синагогах, куда верующие евреи обязаны приходить на молитву трижды в день.
   Христианство больше ориентировано на цель жизни 8 , и видит ее, согласно Новому Завету, в благополучном ее завершении, чтобы иметь возможность воскреснуть для жизни вечной. Для христианина священны слова Иисуса Христа, а не Моисея и других ветхозаветных пророков. Да и то - не все, а лишь те, с которыми их знакомят священники 9 , так как в христианстве нет широкой традиции самостоятельного чтения Нового Завета, не говоря уже о всей Библии.
   Однако, иудаизм также постулирует цель - совершенствование души для обретения загробного мира; а христианство также призывает соблюдать заповеди (ветхозаветные 10 ), чтобы не грешить в этом мире, не губить душу.
   Следует уточнить, что совершенствование мира - это не какой-то подвиг, и не охват всего этого необъятного мира своей заботой. Достаточно любого, даже самого маленького усилия, например, вытереть пыль дома (чтобы живущим в доме было приятно), отбросить камушек с дороги (чтобы идущий следом не споткнулся), уступить место в транспорте 11 , даже просто улыбнуться встречному незнакомому человеку 12 ... - все это улучшает мир, и одновременно собственную душу.
   Одна проблема - надо прилагать усилия, причем, постоянно. Но - оно того стоит. Да и выбора-то нет... И не потому что так написано в Библии.
   Смысл жизни выполняется подсознательно - в Библии он просто сформулирован (Моисеем и другими пророками) на бумаге.
   Так же как, например, мы не выбираем сознательно то, как нам ходить: вверх, или вниз головой. Но знать законы природы надо, чтобы сдуру не выбрать сознательно ходить вниз головой. Для этого и написана данная статья.
  
  
  
  
  
  
   ПРИМЕЧАНИЯ
  
   1. На эту тему см. рассказ: Левин Б.Х. "Холостой" . [ назад ]
   2. См. статью: Левин Б.Х. "Плоды с древа познания" [ назад ]
   3. Но, к сожалению, в наших (постсоветских) школах этому не учат. И не будут учить... Во-первых, государство, безраздельно владеющее образованием, обучает в школах лишь будущих работников для себя, а не людей для людей. Во-вторых, о необходимости совершенствования мира написано лишь в Ветхом Завете, поэтому признание смысла жизни, соответствующем иудаизму, обесценило бы христианство, и ни в коем случае не будет допущено Церковью, отделенной от государств, но не от руководителей государств. [ назад ]
   4. Здесь не упомянуты приверженцы других религий просто потому, что речь в статье идет о Библии, а это книга священна (авторитетна) только для двух религий: иудаизма и христианства. [ назад ]
   5. Это уточнение сделано не случайно. Во-первых, Моисей - не просто реальное, историческое (а не мифическое) лицо, о чем см. статью: Левин Б.Х. "Научные основы монотеизма Моисея" . Во-вторых, без Моисея не было бы Библии, о чем см. статью: Левин Б.Х. "Кому мы верим: Богу, или Моисею?" . [ назад ]
   6. Чтобы ясно было, что ветхозаветный смысл жизни касается всех людей, а не только иудеев, и это не умозрительное заключение автора статьи, ниже приведены все обнаруженные в Библии высказывания об этом.
   В Ветхом Завете:
   "От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли" (Быт. 18, 18; то же: 12, 3; 22, 18; 26, 4);
   "Если и иноплеменник, который не от Твоего народа Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего, - ибо и они услышат о Твоем имени великом и о Твоей руке сильной и о Твоей мышце простертой, - и придет он и помолится у храма сего, услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль, чтобы знали, что именем Твоим называется храм сей, который я построил" (3 Цар. 8, 41 - 43);
   "Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена язычников, ибо Господне есть царство, и Он - Владыка над народами" (Пс. 21, 28 - 29);
   "Остановитесь и познайте, что Я Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле. Господь сил с нами, заступник наш Бог Иакова" (Пс. 45, 11 - 12);
   "Князья народов собрались к народу Бога Авраамова" (Пс. 46, 10);
   "Во всех народах спасение Твое... Да восхвалят Тебя народы, Боже, да восхвалят Тебя народы все" (Пс. 66: 3, 4, 6);
   "Ради храма Твоего в Иерусалиме цари принесут Тебе дары" (Пс. 67, 30);
   "Возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его" (Пс. 95, 3);
   "Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь" (Пс. 95, 7);
   "И убоятся народы имени Господня, и все цари земные - славы Твоей" (Пс. 101, 16);
   "Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена" (Пс. 116, 1);
   "Гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима" (Ис. 2, 2);
   "К корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники" (Ис. 11, 10);
   "Но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли" (Ис. 49, 6);
   "Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святаго Израилева, ибо Он прославил тебя" (Ис. 55, 5);
   "Дом Мой назовется домом молитвы для всех народов" (Ис. 56, 7);
   "И придут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобою сиянию" (Ис. 60, 3). Это говорится о Иерусалиме;
   "В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим" (Иер. 3, 17);
   "Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство - царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему" (Дан. 7, 27);
   "В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние, чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие" (Ам. 9, 11 - 12);
   "И прибегнут к Господу многие народы в тот день и будут Моим народом" (Зах. 2, 11);
   "Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами - Бог" (Зах. 8, 23);
   "Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф" (Мал. 1, 11).
   В Новом Завете:
   "Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном" (Мат. 8, 11);
   "И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов?" (Мар. 11, 17);
   "Я послан только к погибшим овцам дома Израилева" (Мат. 15, 24), но "Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь" (Иоан. 10, 16);
   "Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев" (Иоан. 4, 21 - 22). Важно не то, что об этом говорит Иисус Христос, а то, что "спасение от Иудеев" написано в Евангелии от Иоанна, известном своим отрицательным отношением к Иудеям (с большой буквы, как в Евангелии);
   "Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем... чтобы во имя Его покорять вере все народы" (Рим. 1: 2, 3, 5);
   "Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников" (Рим. 3, 29).
   "Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедывать Бога" (Рим. 14, 11);
   "За то буду славить Тебя, (Господи), между язычниками... Хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы. Исаия также говорит: будет корень Иессеев, и восстанет владеть народами; на Него язычники надеяться будут" (Рим. 15: 8, 11 - 12);
   "И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы" (Гал. 3, 8). [ назад ]
   7. См. статью: Левин Б.Х. "Возлюби ближнего, как самого себя" [ назад ]
   8. Об этом свидетельствуют очевидные факты отказа от полноценной жизни в христианстве: целибат (безбрачие) монашества, а в католичестве еще и священников. [ назад ]
   9. Из-за этого даже переводы Библии с латыни на языки народов сотни лет были запрещены Церковью, в ответ на что и возникло протестантство. См. статью: Левин Б.Х. "Литературные особенности Библии. Глава 5. Перевод и редактирование" [ назад ]
   10. Однако из 613 заповедей иудаизма христианство оставило лишь десять, которые были написаны непосредственно на скрижалях, причем "перстом Божиим" (Исх. 31, 18). [ назад ]
   11. См. статью: Левин Б.Х. "Уступить место... и стать свободным" [ назад ]
   12. См. рассказ: Левин Б.Х. "Улыбка" [ назад ]
  
  
  
  

Оценка: 7.00*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"