Среди библейских сюжетов есть настолько впечатляющие, запоминающиеся, что вдохновляют творческих людей (живописцев, скульпторов, писателей, драматургов...) внести свой вклад в их, как они уверены, улучшение. Да, именно, улучшение, а не изображение. Они ведь творческие личности, а не копировальщики.
Один из таких сюжетов повествует о Сусанне и старцах. Он является неканонической частью книги Даниила (Дан. 13), и потому включен в Библию лишь у протестантов (и то не всех). Тем не менее, он весьма известен, так как повествует, в частности, о первом проявлении мудрости еврейского пророка Даниила (который знаменит у христиан тем, что, якобы, предсказал пришествие Иисуса Христа 1 ).
Сюжет этот весьма прост.
Дело было во время известного вавилонского плена (597 - 538 г. до н. э.), где евреи неплохо устроились, и им хватало времени и сил на внутренние разборки. И вот...
Еврейку Сусанну, жену уважаемого в Вавилоне еврея, склоняли к сексуальной связи два его пожилых гостя-еврея, которые были, между прочим, судьями еврейского суда. Для этого они, спрятавшись, дождались, когда Сусанна осталась одна в своем саду, чтобы помыться в жаркий полдень. Тогда они и стали ее домогаться, угрожая, в противном случае, обвинить ту в супружеской измене с каким-то молодым человеком, которого они, якобы, спугнули. За супружескую измену, подтвержденную двумя свидетелями, по закону Моисея, полагалась смертная казнь 2 . Сусанна отвергла их домогательства, так как свидетельство Бога о ее невиновности считала важнее лжесвидетельства людей, "ибо сердце ее уповало на Господа" (Дан. 13, 35). На суде Даниил подверг старцев раздельному допросу, и они запутались в показаниях ("И Даниил стал велик перед народом с того дня и потом", Дан. 13, 64). Хэппи-энд!
А похотливые старцы-лжесвидетели были казнены, по закону Моисея 3 .
Как видим, популярность этого, по сути, бытового сюжета, держится на победе богопочитания одних над человеческими страстями других: над похотью и прелюбодеянием. Начиная с XV века, это "упование на Господа" вдохновило десятки художников 4 на изображение Сусанны, противостоящей старцам.
Но как они это сделали!
Ян Брейгель Младший (1601 - 1678)
Все, как один (за редким исключением), живописцы изобразили Сусанну обнаженной, или полуобнаженной, с открытой грудью. И теперь похотью к Сусанне может возбудиться и стар, и млад. То, что когда-то Сусанна тщательно скрывала от двух старцев, теперь стало открыто всем.
А ведь это была не безымянная женщина, а конкретная Сусанна, дочь конкретного Хелкия, жена конкретного Иоакима (Дан. 13, 1 - 2), у которых были дети (Дан. 13, 30). Каково было их потомкам?! Но разве христианских художников и их благодарную христианскую публику волновали чувства каких-то "христопродавцев"? Христианская любовь распространяется только на христиан 5 .
Но это еще полбеды, беда, что в библейском тексте ничего не сказано о том, что Сусанна была в неглиже, или нагая. Наоборот, из текста Книги Даниила ясно видно, что она, собираясь мыться, не успела раздеться.
Вот, прямой текст: "И было, когда они выжидали удобного дня, Сусанна вошла, как вчера и третьего дня, с двумя только служанками и захотела мыться в саду, потому что было жарко. И не было там никого, кроме двух старейшин, которые спрятались и сторожили ее. И сказала она служанкам: принесите мне масла и мыла, и заприте двери сада, чтобы мне помыться. Они так и сделали, как она сказала: заперли двери сада и вышли боковыми дверями, чтобы принести, что приказано было им, и не видали старейшин, потому что они спрятались. И вот, когда служанки вышли, встали оба старейшины, и прибежали к ней, и сказали: Вот, двери сада заперты и никто нас не видит, и мы имеем похотение к тебе, поэтому согласись с нами и побудь с нами" (Дан. 13, 15 - 20).
Выделим главное.
Прежде всего, обоих старцев давно привлекала красота Сусанны, и они лишь "выжидали удобного дня".
А вот, последовательность действий.
1. "Сусанна вошла... с двумя только служанками и захотела мыться в саду".
2. "И не было там никого, кроме двух старейшин".
3. "И сказала она служанкам: принесите мне масла и мыла, и заприте двери сада".
4. "Они так и сделали, как она сказала: заперли двери сада и вышли боковыми дверями".
5. "Когда служанки вышли, встали оба старейшины, и прибежали к ней, и сказали: Вот, двери сада заперты и никто нас не видит".
Так была ли Сусанна обнажена?
Первое. Гуляя по саду со служанками, Сусанна захотела мыться. Только тогда служанки пошли за принадлежностями для мытья: маслом и мылом. Следовательно, Сусанна никак не могла приступить к мытью, и скорее всего, не стала бы и раздеваться, пока они не принесли принадлежности для мытья.
Второе. Судя по тому, что старцы собирались за время отсутствия служанок вдвоем вступить в половую связь с Сусанной, они знали, что служанки вернутся не скоро (возможно, потому что путь в дом через боковые двери был не короток, а "двери сада" служанки заперли изнутри и войти ими уже не могли). Тем не менее, чтобы успеть сделать задуманное, старцы "прибежали". Следовательно, у женщины даже времени на то, чтобы раздеться, не было, так как она, точно, не стала бы раздеваться до тех пор, пока служанки не заперли "двери сада". А когда, служанки вышли, топот бегущих мужчин, точно, помешал бы ей начать раздеваться.
Итак, художники не просто выставили Сусанну на позор, обнажив перед всем миром, а, точь-в-точь как те старцы, лжесвидетельствуют, изображая ее обнаженной.
То, что не удалось похотливым и лживым старцам, и за что они поплатились жизнью, похотливо и лживо сделали художники - безнаказанно, да еще получив гонорар, уважение и даже славу от обманутых ими ценителей высокого искусства.
Обмануть было несложно, потому что привлечь внимание к произведению искусства с помощью обнаженной натуры - самый легкий, примитивный способ, рассчитанный на животный инстинкт размножения, который зрителя никогда не подведет. Для этого ни ума, ни таланта художнику не надо, достаточно владения техникой живописи.
Но даже умудренных жизнью, хотя и похотливых, старцев Сусанна привлекла задолго до намечавшегося мытья, точно, не будучи раздетой... А художникам изобразить это - слабо?
А теперь вернемся в самое начало истории с Сусанной.
Во втором стихе говорится, что Сусанна была очень красивая и богобоязненная. А в третьем уточняется источник богобоязни, а также, какого Бога, и как боялась Сусанна: "Родители ее были праведные и научили дочь свою закону Моисееву" (Дан. 13, 3).
Очевидно, невозможно было христианским художникам понять человеческую сущность богобоязненной еврейки, чтобы в этом увидеть ее красоту, а не в ее теле.
А ведь рассматриваемая глава Книги Даниила только об этом - о красоте человеческой души. Но разве можно было увидеть красоту и правоту иудейской религии? Для этого ее надо хотя бы знать (разумеется, не по христианским пересказам). Но - какое там! Художники даже маленькую главу не прочитали внимательно 6 .
И нам подсовывают тело! И это, действительно, всё, что художники увидели.
3. "Если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему" (Втор. 19, 18 - 19). [ назад ]
4. Здесь ретроспектива картин художников мира на тему "Сусанна и старцы" . На случай недоступности ссылки, страница скопирована. Внимательных читателей данной ретроспективы не может не позабавить тонкое сравнение старцев с небезызвестным продюсером Харви Вайнштейном, обвиненном в сексуальных домогательствах к женщинам, зависящим от него по работе. Однако, указание автора ретроспективы на то, что тот является "соплеменником" старцев - явно антисемитское. Благочестивая Сусанна ведь тоже еврейка. [ назад ]
6. И не только художники. "Даже" в Википедии пересказ главы 13 Книги Даниила соответствует картинам художников, а не оригиналу: "Однажды она купалась в своем саду, отослав прочь своих служанок. В это время за ней принялись подглядывать два старца, уже некоторое время имевшие подобную привычку... Когда, вымывшись, женщина собралась идти домой, они остановили её и принялись домогаться".
Всё - ложь, от первого слова, до последнего.
Во-первых, Сусанна не купалась, а собиралась мыться, но и не мылась, так как служанки лишь пошли за принадлежностями для мытья.
Во-вторых, Сусанна не отослала прочь служанок, а послала их за принадлежностями для мытья.
В-третьих, старцы не подглядывали за купающейся Сусанной, а лишь выжидали случая, когда она останется одна, чтобы вступить с ней в половую связь. Проще говоря, они не собирались по-детски рассматривать тело Сусанны, а только по-взрослому им воспользоваться.
В-четвертых, старцы стали домогаться Сусанны не после ее мытья, а до. [ назад ]